Развитие артикуляционной моторики, как одного из условий становления правильного звукопроизношения
статья по логопедии

Богданова Татьяна Борисовна

Развитие артикуляционной моторики, как одного из условий становления правильного звукопроизношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukoproiznoshenie.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие артикуляционной моторики, как одного из условий становления правильного звукопроизношения

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение  для формирования полноценной личности в целом. А в период дошкольного детства является одним из основных показателей готовности ребенка к школе. Нарушения звукопроизношения у детей является достаточно изученным разделом в логопедии. Но, несмотря на это есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания методов и приемов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

Практический опыт показывает, что этап автоматизации и дифференциации звуков часто затягивается по срокам и не всегда приводит к ожидаемому результату. Причины этого явления могут быть разные, но одна из основных – это недостаточная сформированность артикуляционной моторики у ребенка.

Данная  тема актуальна в настоящее время,  поскольку преодоление нарушений звукопроизношения именно в дошкольный период является основой успешного обучения в школе, а также социализации ребенка в обществе. Недостатки звукопроизношения могут быть причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также может сформироваться комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Речевая деятельность не является врожденной способностью, она формируется постепенно и ее развитие зависит от многих факторов. Одним из условий становления правильного звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Расстройство подвижности артикуляционных органов является одной из ключевых проблем возникновения нарушений в произнесении звуков. Без восстановления нарушенных функций невозможно полноценное исправление речевого дефекта. Поэтому специалисты много времени и внимания уделяют артикуляционной моторике.

Коррекционная работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.  Цель артикуляционной гимнастики – выработка точных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности и переключения органов, отработки определенных положений губ, языка, зубов необходимых для правильного произношения всех звуков.

Виды упражнений в артикуляционной гимнастике:

- статические – движения, направленные на удержание определенной артикуляционной позы;

- динамические – движения, направленные на многократное повторение одного и того же движения.

При выполнении упражнения, дети постепенно вырабатывают уклады, необходимые для закрепления определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров).

Одно из наиболее эффективных условий по проведению артикуляционной гимнастики является ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. Но быстрая утомляемость, неустойчивость  внимания, недостаток интереса к организованной деятельности, низкая мотивация, снижают детский интерес к ежедневным занятиям, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной деятельности, способствующей воспитанию игровой мотивации, интереса у детей к работе, что особенно актуально в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Разработка и внедрение вариативных моделей и форм логопедической помощи обеспечивают ее доступность и высокое качество для детей.

Использование  игровых методов и приемов позволяет сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики и значительно повышает результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей.

С целью информирования родителей о формах и методах подготовки органов артикуляций для правильного произношения звуков проводятся  семинар – практикум для родителей: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»,  беседы (индивидуальные, подгрупповые), консультации «Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой», «Для чего необходима артикуляционная гимнастика». Существует и такая форма работы как изготовление буклетов и  памяток с показом артикуляционных упражнений. Результатом данной работы может служить совместное составление родителей с детьми «Сказки о Веселом Язычке»

Коррекция звукопроизносительной стороны речи – процесс длительный, и чтобы его сделать интересным, для педагогов проводятся консультации: «Фитнесс для язычка», семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи.

Совершенно очевидно, что реализовать поставленные задачи можно только четко скоординировав работу учителя-логопеда, педагогов и родителей. И только так, можно добиться положительных успехов в коррекционной и профилактической работе по преодолению нарушений артикуляционной моторики в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников"

Консультация по теме "Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников" рассчитана на воспитателей и родителей. Дополнением к ней презентация, которая поможет пр...

Консультация для воспитателей: «Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников».

«Развитие артикуляционной моторики как основа  правильного звукопроизношения дошкольников»....

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»....

Дидактический практикум для педагогов ДОУ по теме «Развитие артикуляционной моторики у дошкольников как эффективное средство коррекции звукопроизношения»

Дидактический практикум для педагогов ДОУпо теме «Развитие артикуляционной моторики у дошкольников как эффективное средство коррекции звукопроизношения»...

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР»

Дошкольное детство - особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческ...