Методическая разработка: «Использование сказки в развитии правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста».
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Грамотная и чистая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм русского языка. Эффективным методом является использование сказки через прием звукоподражания, особенно в младшем дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka.docx | 34.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Использование сказки в развитии правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста».
Автор:
воспитатель ГБДОУ детский сад №65
Красносельского района города Санкт-Петербурга
Червякова Елена
Первые слова и фразы, произнесенные ребенком, – долгожданное событие в семье, большая радость для родителей. Ребенок, который понимает обращенную речь к нему и сам начинает говорить, приобретает новые средства общения, полнее воспринимает окружающий мир, усваивает знания, не доступные ему ранее.
Грамотная и чистая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм русского языка.
Овладение правильным произношением в младшем дошкольном возрасте затрудняется недостаточным развитием моторики речевого аппарата и фонематического слуха, недостаточной устойчивостью нервных связей. У детей пока еще отсутствует сознательное отношение к несовершенствам своего произношения. Вместе с тем положительными факторами являются стремление детей к игровым действиям, к подражанию, эмоциональности при восприятии звуков. Одним из эффективных приемов для развития правильного звукопроизношения детей 4 года жизни согласно их возрастным особенностям является рассказывание сказок с приемом звукоподражания.
Сказка – это интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной, правильной речью. Сам процесс игры в сказку тесно связан со всеми разделами программы по речевому развитию, в том числе по развитию правильной звукопроизносительной стороны. Сказка является хорошим средством устранить проблемы неправильного звукопроизношения у детей 4 года жизни.
Психолог и автор с мировым именем Дорис Бретт считает, что сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В своей книге «Жила-была девочка, похожая на тебя…» она пишет: «Взрослым следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо и понятно. Сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми». Эффективность педагогического процесса обуславливается необходимостью использования приема звукоподражания. Наиболее успешное ознакомление со сказкой у детей 4 года жизни возможно, если сказка идет в сопровождении кукольного героя.
В рамках изучения данной проблемы мною был составлен сборник оригинальных сказок. Он поможет в решении трудностей, которые возникают у педагогов при подготовке и проведению непосредственно образовательной деятельности (НОД) по развитию правильного звукопроизношения через прием звукоподражания у детей младшего дошкольного возраста.
Приложение.
Сборник оригинальных сказок для детей младшего дошкольного возраста с использованием приема звукоподражания.
Сказка «Мышь и цыплята» (звук «П»)
На птичьем дворе жила курочка со своими цыплятами. Мама их оберегала, учила лапками грести, червяков и зернышек искать. Когда им хотелось спать, они прятались под мамино крылышко и засыпали крепким сном. За всем этим каждый день наблюдала серая мышь Поля. Она жила одна в своей норе и часто завидовала, что цыплят много, все они дружные, у них есть заботливая, добрая мама.
Однажды Поля услышала песенку:
Пи-пи-пи, мы цыплятки,
Пи-пи-пи, мы ребятки,
Пи-пи-пи, мы играем,
Пи-пи-пи – напеваем.
Поля услышала знакомые пи-пи, вышла из норы и показалась цыплятам. Они испугались ее, подумав, что она злая и захочет их украсть. Цыплята стали жалобно пищать: пи-пи-пи-пи. Разбежались они в разные стороны, спрятались кто куда, и не выходят, боятся Поли.
- Цыплята, не бойтесь меня – сказала им Поля; я хочу с вами подружиться!
- Мы тебе не верим! – в один голос ответили цыплята! – Вы мыши все хитрые, боимся с тобой дружить
Поля расстроилась и стала плакать:
- Пи-пи-пи, не хотят со мной дружить…
Цыплята услышали, как Поля жалобно запищала, подошли к ней и говорят:
- Ты тоже разговариваешь как мы? Пи-пи-пи – пи-пи-пи.
- Я слышала вашу веселую песенку, вы весело её спели и подумала, ведь я тоже так умею разговаривать. Можно мне с вами подружиться? – спросила Поля.
- Ты не обидишь нас, если мы будем с тобой дружить и играть? – спросила цыплята.
- Пи-пи-пи, конечно нет! У меня нет друзей, и в душе я добрая. Очень хочу, чтобы у меня были такие веселые друзья. А ещё вы похожи на желтые комочки – сказал Поля.
- Тогда давай вместе с нами петь песенку – предложили цыплята Поле.
- Давайте! – с радостью ответила им мышь.
Цыплята бегали по двору вместе с ней и пели забавную песенку:
Пи-пи-пи, мы цыплятки,
Пи-пи-пи, мы ребятки…
А Поля подпевала:
Пи-пи-пи, друзей нашла,
Пи-пи-пи, счастливая.
Так Поля нашла себе друзей, которые умеют разговаривать на одном языке.
Сказка «Баран и машина» (звук «Б»)
В одной деревне жил мужик. Семьи у него не было. Собрался он ехать на своей машине на базар за продуктами. Едет по дороге, пыль столбом. Смотрит – посреди дороги стоит баран. Мужик ему сигналит: би-би, но тот не двигается с места. Мужик вышел из машины и говорит ему:
- Отойди, баран, с дороги. Я в город на базар опаздываю.
Баран ему отвечает жалобным голосом:
- Бее-бее! Отвези меня, мужик, на базар и продай. Старый я стал, не нужен хозяину. Не даю ему теплой шерсти, плохо кормит он меня, вот и ушел я от него.
Посадил мужик барана рядом с собой в кабину и поехал. Едут они, едут; вдруг барану захотелось сесть за руль. Просит он мужика:
- Бее-бее! Научи меня, мужик, ездить на машине.
Тот ему отвечает:
- Я везу тебя на базар продавать, как ты хотел.
Баран хоть старый, но упрямый, опять просит:
- Бее-бее! Научи меня на машине ездить.
Надоело мужику слушать, как баран все бее да бее и согласился. Посадил его за руль и стал учить на машине ездить. Баран нажал на руль, тут машина как закричит: би-би, би-би! Барану понравилось, как он гудит.
Целый день мужик учил барана ездить. Он оказался умным, способным. Передумал его мужик продавать. Купили на базаре продуктов и приехали в деревню. Так и стали они жить вдвоем
У барана в деревне появились друзья: утка, гусь, петух . Возит их на базар и сигналит рулем би-би, би-би, соблюдая правила дорожного движения.
Сказка «Про то, как теленка спасали» (звук «М»)
Давным-давно жил-был дед. Жил один, не было у него ни сына, ни дочки, только маленький теленок. Дед любил его, разговаривал с ним. Каждое утро теленок будил деда своим громким мууу-мууу. Он вставал, кормил, поил его и отпускал пастись на луг. Целый день он был там, ел траву, спал. К вечеру, пока солнце не спряталось, теленок бежал домой.
Как-то раз солнышко уже легло спать, а теленка все нет. Ждет его дед, не дождется и решил идти искать его. Вышел и видит рыжий кот Мотька сидит на дороге. Глаза у него горят в темноте, как два угля.
Дед спрашивает у него:
- Скажи, Мотька, не видел ли ты моего теленка?
- Видел, мяу-мяу. Угости меня молоком, тогда и скажу – ответил кот.
Дед накормил Мотьку молоком и сметаной.
- Мяууу, - протянул довольный Мотька, облизываясь, тем самым поблагодарив деда. – Твоего теленка утащил волк, в какой лес и по какой дороге видел козел Михей.
Идут дед с котом к козлу. Дед плачет, кот его успокаивает:
- Мяу-мяу, не плачь дед, спасем твоего теленка!
Поздоровались они с козлом, дед спрашивает:
- Михей, скажи, в каком лесу волк живет, который унес моего теленка? Надо спасти его, иначе серый волк съест его!
Михею жалко деда и говорит он ему:
- Видел я, как твоего теленка волк украл. Давайте в лес пойдем выручать его из беды!
Вот идут они втроем в лес. Ночь настала, на небе звезды им освещают путь. В лесу тишина стоит, все спят, только муравьиная семья трудится, строят себе дом – муравейник. Указали муравьи дом, в котором живет жадный волк.
Решил дед со своими помощниками напугать его. Кот Мотька начал громко мяукать: мяууу-мяууу-мяууу! Козел закричал: меее-мее-мее! А дед стал звать теленка: где ты, где ты мой му-му?
Волк испугался разных голосов, открыл дверь и выпустил теленка. Дед обрадовался, что он цел и невредим, давай его обнимать.
С тех пор живут они все вместе: дед, теленок, кот Мотька и козел Михей. Теленок подрос и стал громко кричать: муу-муу, чтобы слышал его серый волк и никогда не приходил к ним в деревню.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. «Использование различных атрибутов при обучении плаванию для детей старшего дошкольного возраста»
«Использование различных атрибутов при обучении плаванию для детей старшего дошкольного возраста»...
Рецензия на методическую разработку дидактических игр и упражнений по звукопроизношению для детей младшего дошкольного возраста.
дидактические игры и упражнения по звукопроизношению....
Методическая разработка дидактических игр и упражнений по звукопроизношению для детей младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения....
Методическая разработка: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области д...
Клуб "Красивой речи". "Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста".
Артикуляционная гимнастика является важнейшим этапом в формировании правильного звукопроизношения. Взаимодействие с родителями в рамках клуба "Красивой речи" помогает познакомить их с ...
Занятие по закреплению правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста На тему : Храбрый Винни Пух
зантме по закпреплению правыельнрого звукопроизношния у детей младшего дошкольного возраста на тему: Храбрый Винни Пух...