Использование в работе логопункта упражнений, направленных на закрепление правильного звукопроизношения и развитие мелкой моторики рук
методическая разработка по логопедии по теме

Участие в республиканском конкурсе "Лучшая учебно-методическая работа учителя-логопеда 2012 года"

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Аверьянова Катарина Алексеевна

учитель – логопед

МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №46»

г.о. Саранск

Использование в работе логопункта  упражнений, направленных на закрепление правильного звукопроизношения и развития мелкой моторики рук

      Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцова, Е. И. Исенина, Л.В. Янтакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости степени сформированности тонких движений рук.

       В научной литературе существует точка зрения, «…что управляемое развитие движений пальцев рук ребенка оказывает положительное влияние на развитие его речи. Движения стимулируют созревание центральной нервной системы, в частности, созревание двигательного анализатора. В свою очередь, про гресс в развитии двигательного анализатора, являющего ся аппаратом межанализаторного синтеза, сказывается на общем прогрессе функций мозга ребенка».

      Другими словами, можно сказать, что развитие мелкой моторики пальцев рук благоприятно сказывается на становлении детской речи. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции. 

        Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

        И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

       Дети, имеющие речевые нарушения, особенно нуждаются в совершенствовании ручной моторики. Для этого важно использовать всевозможные упражнения для развития мелкой моторики рук, они помогут быстрее и успешнее овладеть речью.

      На логопункте зачастую время учителя – логопеда ограничено, поэтому приходиться совмещать некоторые виды работ. Объединение развития мелкой моторики и  автоматизации звуков показалось мне возможным и приемлемым приемом, ведь в любое индивидуальное логопедическое занятие необходимо включать гимнастику для рук.

     На начальном этапе, когда идет только знакомство ребёнка  с артикуляционным аппаратом, перед постановкой звуков, параллельно с артикуляционной гимнастикой рекомендуется использовать несложный массаж и самомассаж рук. Так как дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений и им сложно сочетать их ещё и с речевым материалом, учитель-логопед сначала сам прочитывает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми, давая возможность им запомнить все нужные действия.

      Для детей со сложными нарушениями речи речевой материал лучше произносить самому педагогу, а при небольшом количестве дефектных звуков можно давать простые чистоговорки, либо использовать упражнение по типу «Доскажи словечко». Также для детей со сложными речевыми нарушениями рекомендуется использовать пальчиковые упражнения со звуковым и музыкальным сопровождением. Например: упражнение «Деревья» - параллельно с изображением руками «деревьев» используется музыка разного плана: плавная, мягкая – ветки «деревьев» находятся в покое, пальчики шевелятся медленно и неспешно, либо наоборот: музыка с быстрым темпом, более экспрессивная – веточки (пальчики) двигаются более активно, энергично, «деревья» наклоняются от «ветра». Можно взять просто звуковое сопровождение «Шелест листьев под влиянием ветра». И т.п. 

     Далее после постановки звука, на стадии автоматизации в работу вводиться подборка чистоговорок, которые будут направлены на поэтапное введение звука в речь, а также продолжение развития моторики рук.

Например автоматизация звука Ж:

А) Изолированно звук (дети произносят только звук)

Ж – конечно звук жужжащий:

Это жук жужжит блестящий,

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

(Пальчики в  кулачок. Указательный  и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими).

А ещё жужжит пила:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

(Ребром одной руки изображать пилящие движения по ладони другой)

И летящая пчела:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое - пальцем левой руки).

Б) В слогах:

Ж – уселись у реки

Очень шумные жуки:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

(Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.)

- Не боимся мы ужа,

И жужжим ему мы: жа.

Жа-жа-жа-жа-жа-жа.

(Пальчики обеих рук соединить, изображая волнообразные движения)

- Не достаться, чтоб стрижу,

Пропоем ему мы: жу.

Жу-жу-жу-жу-жу-жу.

(Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз).

- Налетели вдруг чижи.

Напугаем мы их: жи.

Жи-жи-жи-жи-жи-жи.

(Расставленными и согнутыми пальцами обеих рук производить сокрвщающиеся движения).

- Стало вечером свежо.

Прожужжали жуки: жо.

Жо-жо-жо-жо-жо-жо.

(Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.)

- Наступает ночь уже,

Улетим и скажем: жэ.

Жэ-жэ-жэ-жэ-жэ-жэ.

(Ладошки в покое, пальчики соединены, кисти рук скрещены. Ладони вверх-вниз).

В) В стихах:

«Жук» 

Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит.

(Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими).

«Ножки» Нарядили ножки

(поочерёдно поглаживать одной рукой другую)

В новые сапожки.

Вы шагайте, ножки,

(шагать пальчиками по столу)

Прямо по дорожке.

Вы шагайте - топайте,

(постукивать пальчиками)

По лужам не шлёпайте,

(погрозить пальчиком)

В грязь не заходите,

Сапожки не рвите.

    Также для коррекции  дефектов произношения, и для развития мелкой моторики рук, её тактильной чувствительности можно применять другой эффективный приём: перекладывание в момент произнесения звука (например С) или слога (СА) мелких предметов (например пуговиц, маленьких игрушек и т.п.) из одной коробки в другую до тех пор пока все предметы не окажутся в новой коробке. Здесь можно включать в работу как обе руки сразу, так и поочерёдно правую и левую. Занятия по развитию движений рук должны проводится регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.

     Такая подборка речевого материала помогает ненавязчиво и эффективно, в виде игры автоматизировать нужные звуки в речи, а также совместные действия со сверстниками и педагогом снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевыми дефектом. «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно пробуждает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики. Всё это способствует устранению проблем в дальнейшем развитии и обучении детей.

  Таким образом, родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям и играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики, координации движений рук детей, решают сразу несколько задач.  

Во-первых, положительно влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

во-вторых, точное динамичное выполнение упражнений для рук, совершенствуют движения артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти;

в-третьих, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

    И в заключении хочется напомнить слова Аристотеля: «Рука – это инструмент, всех инструментов».

 

Литература.

1. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей.– М.: АРКТИ, 2007.– 88 с. 2. Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей: пособие для педагогов и родителей. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008 - 128с.

3. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. – 32с.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом, используемые учителем-логопедом на прогулке, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

В статье покакзано как учитель-логопед может использовать в своей работе игры с мячом, подобраны примерные  игры...

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезо...

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Материал составлен на основе книги "Мяч и речь" Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. Здесь представлены игры с мячом для ознакомления дошкольников с гласными звуками....

Перспективный план совместной работы логопеда и воспитателя в старшей группе по развитию мелкой моторики у детей с ОНР с использованием нетрадиционных форм работы

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Проблема изучения мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования учёных доказали исключит...

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развития фонематических процессов

Уважаемые коллеги, хочется с Вами поделиться играми с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развития фонематических процессов....

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Работа по звуковой культуре речи начинается со знакомства детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на...

Консультация для воспитателей "Игры с мячом, используемые на прогулке, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов"

Консультация для воспитателей "Игры с мячом, используемые на прогулке, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов"...