Коррекция недостатков при фонетическом нарушении речи у старших дошкольников
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Степанова Елена Ивановна

Основными функциями речи является коммуникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает её.

Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребёнка способности подчинять своё действие речевой инструкции взрослого.

 

Речевое развитие ребёнка является одним из основных показателей его готовности к обучению в школе. Особенно это касается детей с речевой патологией.

Нарушение звукопроизношения и не проводимые вовремя коррекционные мероприятия, как следствие могут привести к неуспеваемости ребёнка в школе, т.к. письменная речь формируется на основе устной.

Таким образом, обучение правильному и чёткому произношению детей-логопатов звукам родного языка особенно важно в период старшего дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция недостатков при фонетическом нарушении речи у

старших дошкольников

Составитель:

Степанова Е.И. - учитель-логопед высшей квалификационной категории;

I. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

2. Актуальность, цели и задачи программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2   3. Адресат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3

4.Условия реализации программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

5. Программа работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

6. Материалы к занятиям  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

7. Структура занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

8. Предполагаемые результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

II. Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

     Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12


1. Пояснительная записка.

             Основными функциями речи является коммуникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает её.

             Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребёнка способности подчинять своё действие речевой инструкции взрослого.

         Речевое развитие ребёнка является одним из основных показателей его готовности к обучению в школе. Особенно это касается детей с речевой патологией.

Нарушение звукопроизношения и не проводимые вовремя коррекционные мероприятия, как следствие могут привести к неуспеваемости ребёнка в школе, т.к. письменная речь формируется на основе устной.

Таким образом, обучение правильному и чёткому произношению детей-логопатов звукам родного языка особенно важно в период старшего дошкольного возраста.  

Помимо умения правильно произносить и различать звуки родного языка, необходимо иметь чёткие представления о звуковом строении слова, т.к. недоразвитие функции фонематического восприятия приводит к снижению акустической скорости вербальной информации, что так же ведёт в дальнейшем к трудностям школьного обучения, а именно к нарушению письменной речи.          Как известно, между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с дефектами фонетической стороны речи.

         Следовательно, формирование у детей функций фонематического восприятия а также формирование фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения с окружающими: выражения своих мыслей, желаний, умения задавать вопросы и договориться со сверстниками о совместной игре  – одна из задач коррекционного обучения ребёнка-логопата старшего дошкольного возраста.

2. Актуальность, цели, задачи программы коррекции фонетического нарушения речи.

2.1. Своевременное и правильное речевое развитие детей – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения.

Формирование и развитие речи – довольно сложный и длительный процесс.
При своевременном и правильном речевом развитии ребенок легко вступает в контакт со взрослыми, активно участвует в играх детей, может четко и ясно излагать свои мысли.

В старшем дошкольном возрасте при подготовке к системному обучению в школе важно, чтобы был сформирован достаточный словарный запас, развит фонематический слух. Не менее важно овладение ребенком связной разговорной речью (ведение диалога, высказывание своего мнения, умение грамотно строить предложения).

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями, что связано с одной стороны, с последствиями натальных (родовых) травм, с другой стороны, развивающей средой, которая не способствует активному речевому развитию ребенка.
К таким нарушениям речи относится:

Фонетическое недоразвитие – нарушение произношения отдельных звуков или групп звуков;
Своевременная коррекция неправильного произношения имеет большое значение для предупреждения нарушений чтения и письма, а также отклонений в формировании личности ребёнка. Формирование навыков звукового анализа и синтеза является необходимым условием для успешного обучения в дальнейшем детей грамоте.

2.2. Цель программы: коррекция фонетического нарушения речи.

2.3. Задачи:

-выявление недостатков звукопроизношения.

-установление причин и характера недостатков устной речи.

-развитие фонетико-фонематического воспитания.

-развитие навыков звукового анализа и синтеза.

-формирование лексико-грамматического строя речи.

-развитие связной речи, вербально-логического мышления.

-обогащение словарного запаса.

-развитие мелкой моторики пальцев рук.

-развитие пространственных представлений.

-исправление недостатков звукопроизношения.

-выработка четкой дифференциации оппозиционных звуков.

-систематический подбор материала по всем направлениям работы.

3. Адресат: дети старшего дошкольного возраста и дети начальной школы, имеющие нарушение произношения отдельных звуков


4. Условия реализации программы:

Занятия проводятся в специально оборудованном логопедическом кабинете.

Занятия проводятся индивидуально и группами /2-3 человека/ при условии схожести дефекта звукопроизношения и применений заданий одного типа.

Занятия детей дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения длятся 20-30 минут.

Особое значение для достижения задач коррекционной работы имеет оптимизация продуктивного взаимодействия учителя-логопеда с ребёнком:

  1. поддержание положительного эмоционального фона занятия, доброжелательного отношения к ребёнку,

-    создание атмосферы доверительного общения.
5
. Программа  работы:

А. Обследование состояния устной речи, звукопроизношения, анатомического
строения артикуляционного аппарата, установление анамнеза.

-    Совершенствование слухового восприятия, внимания памяти.

- Развитие общих речевых навыков, дыхания голоса, темпа интонационной
выразительности и дикции.

-   Развитие умения выполнять артикуляционные упражнения с использованием

зрительных, кинестетических, тактильных и слуховых восприятий. Учить удерживать артикуляционный уклад. Выработка динамического стереотипа произношения.

- Коррекция звукопроизношения в единстве с развитием звукового анализа;
развитие умения употреблять звук в слоге, слове, словосочетании и предложении; накопление и активизация словаря; развитие умения употреблять поставленный звук в самостоятельной речи.

- Совершенствование умения сравнивать оппозиционные звуки по акустико-артикуляционным признакам и по смыслоразличительной роли слова.

-    Развитие фонематического анализа.

  1. Анализ звукового ряда, состоящего из двух и более гласных.
    Выделение гласного звука из начала, конца, середины слова.
  2. Анализ обратного и прямого слога.
  3. Выделение звука на фоне слова, /есть или нет/
  4. Выделение звука на слух на основе собственного произношения.
  5. Выделение звука из слова.
  1. вычленение последнего согласного из слова.
  2. вычленение первого согласного из слова.
  3. вычленение ударной гласной из слова.
  4. определение места звука в слове.

Б. Развитие сложных форм фонематического анализа:

  1. Определение количества звуков в слове.
  2. Определение последовательности звуков.
  3. Развитие умения составить слово из звуков.
  4. Составление звуковой схемы слова.

В. Формирование навыков слогового анализа:

  1. Развитие умения делить слова на слоги.
  2. Развитие последовательного и количественного анализа слов.
  3. Составление схем слов.
  4. Развитие умения установить звуко-слоговой состав слова.

Г. Развитие аналитико-синтетической деятельности, развитие умений делать звуко-слоговой синтез слов различной структуры:

  1. Развивать умение соединять звуки в слоги, слоги в слова.
  2. Анализ и синтез слов различной структуры.

Д. Развитие речевого слуха: самостоятельное произношение слова и определение его звукового состава.

Е. Работа над предложением:

  1. Развитие умения выделять предложение из потока речи.
    Развитие умения составлять предложения из слов.
  2. Развитие умения составлять предложения простые нераспространённые, распространённые, сложносочинённые, сложноподчинённые.
  3. Работа со схемой анализа предложения.
  4. Составление предложений по картинкам.

Ж. Восполнение пробелов в формировании связной речи:

  1. Развитие навыка связного высказывания.
  2. Развитие умения отбирать языковые средства для построения высказывания.
  3. Развитие умения составлять рассказ по серии сложных картинок, по одной сюжетной
    картине.
  4. Совершенствование грамматического строя речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделей предложений различной синтаксической конструкции.

З) Развитие психических функций: мышления, памяти, внимания.

И) Развитие пространственной ориентации.

К) Развитие мелкой моторики.

Л) Способствовать профилактике акустической и оптической дисграфии.

М) Психогимнастика.

Н) Проведение консультаций для родителей.

6. Материалы к занятиям:

-предметные картинки.

-сюжетные картинки.

-серия картинок.

-логопедическое лото.

-логопедическая мозаика.

-различные логопедические игры для автоматизации звуков.

-мяч, кубик.

-загадки, скороговорки, тексты рассказов.

-трафареты, карандаши.

-шпатели, зонды, салфетки, спирт, зеркала.

7. Структура занятий по исправлению недостатков звукопроизношения.

  1. Упражнения на развитие фонематического восприятия, слуховой памяти и
    внимания.        5-7мин.
  2. Упражнения артикуляционной гимнастики, работа над постановкой звука.

10 мин.

  1. Динамическая пауза.        Змин.
  2. Работа со слогами, словами, предложениями. Отраженная речь.
    Дифференциация звуков    10мин.

На каждом занятии используются пособия для автоматизации поставленных звуков, пособия для развития звуко-слогового анализа, пособия для развития мелкой моторики, памяти и мышления.

Работа по автоматизации звуков ведётся на основе логопедического пособия А.И. Богомоловой, домашних тетрадей для закрепления звуков В.В. Коноваленко и СВ. Коноваленко, также используются логопедические тетради по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа по формированию лексико-грамматических представлений, по формированию и развитию связной речи Т.А. Ткаченко.

При развитии связной речи используется пособие Т.Б. Филичевой, А.В. Соболевой «Развитие речи дошкольника» с иллюстрациями.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ

РАЗДЕЛ

СОДЕРЖАНИЕ

Развитие общих речевых навыков.

1. Выработка чёткого, координированного движения

органов речего аппарата, с использованием зритель-

ных, кинестетических, тактильных и слуховых восприятий

2. Обучение короткому и бесшумному вдоху, спокойному выдоху.

3. Работа над постановкой диафрагмального дыхания.

4. Выработка умения пользоваться громким и тихим

голосом.

5. Работа над темпом, интонационной выразительнос-

тью речи.

6. Развитие высших психических функций.

7. Развитие мелкой моторики.

8. Развитие пространственной ориентации.

Коррекция звукопризношения.

1. Подготовка артикуляторного аппарата к постановке

звуков.

2. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков в единстве с развитием звукового анализа.

3. Развитие умения употреблять поставленный звук в

слоге, слове, словосочетании.

4. Работа над слоговой структурой слова.

5. Формирование навыков слогового анализа и синтеза

слов: развитие умения делить слова на слоги, развитие

последовательного и количественного анализа слов.

6. Развитие высших психических функций.

7. Развитие мелкой моторики.

8. Развитие пространственной ориентации.

9. Проведение консультации для родителей.

Автоматизация и дифференциация

нарушенных звуков.

1. Развитие умения употреблять поставленный звук в

предложении и самостоятельной речи.

2. Работа над предложением: развитие умения составлять предложение из данных слов, простые нераспространённые, распространённые, сложносочинённые,

сложноподчинённые, работа со схемой предложения,

составление предложений по картинкам.

3. Совершенствование грамматического строя речи путём овладения связью слов в предложении, моделей

предложении различной синтаксической конструкции.

4. Накопление и активизация словаря по лексическим

темам: "Осень", "Овощи", "Фрукты", "Грибы", "Игрушки",

"Деревья", "Перелётные птицы", "Дикие животные",

"Домашние животные", "Транспорт", "Посуда", "Мебель",

"Зима", "Новый год", "Весна", "Лето".

5. Развитие высших психических функций.

6. Развитие мелкой моторики.

7. Развитие пространственной ориентации.

8. Проведение консультации для родителей.

8. Результаты коррекционной работы

  1. Предполагаемым результатом проведения коррекционной работы является чистая речь обучающегося;
  1. активизация мотивационных установок в вопросах собственного участия родителей по автоматизации поставленных звуков в спонтанной речи ребёнка;
  2. получение родителями конкретных рекомендаций учителя-логопеда по вопросам развития речи ребёнка в дальнейшем.

Приложение 1

ИНДИВИДУАЛЬНЫИ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ  НА УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД (40 ЧАС)

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.

Проводится ежедневно до 1 июня, кроме зимних и весенних каникул. В июне вместо индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий по произношению организуются экскурсии, развлечения, игры.

Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.

I. Подготовительный

Задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование и развитие артикуляционной моторкии до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

д) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.

II. Формирование произносительных умений и навыков

Задачи:

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.

в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной

(фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной набаты на данном этапе:

1. Постановка звуков в такой последовательности:

свистящие С, 3, Ц, СЬ, 3Ь,

шипящий Ш

сонор Л

шипящий Ж

соноры Р, РЬ

шипящие Ч, Щ


Способ постановки смешанный.

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики): для свистящих: "Улыбка"» "Заборчик", "Лопатка", "Желобок",

"Щеточка", "Футбол", "Фокус";

для шипящих: "Трубочка", "Вкусное варенье", "Чашечка", 'Трибок", "Погреем руки"; для Р, Р': "Болтушка", "Маляр", "Индюк", "Лошадка", "Грибок", "Барабанщик", "Гармошка", "Пулемет"; для Л. "Улыбка", "Лопатка", "Накажем язык". Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах

по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:

а) С, 3, Ш, Ж, С', 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь

— в слогах со стечением согласных. Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения в подготовительной логопедической группе (последовательности проведения фронтальных занятий).

Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

Звонкие согласные 3, Ж, У не автоматизируются в обратных слогах.

б) Ц, Ч, Щ, Л — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) Р, РЬ можно начинать автоматизировать с правильного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4. Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потеплей, чистоговорки, стишки с данным словом.

5. Дифференциация звуков: С-3,С-С',С-Ц,С-Ш; Ж-3,Ж-Ш; Ч-С', Ч-Т, Ч-Щ; Щ-С, Щ-Т', Щ-Ч, Щ-Ш; Р-Л, Р-РЬ, РЬ-ЛЬ, Р'-Й, Л'-Л;

6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде...).

III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.

V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Лексические       и      грамматические      упражнения;       нормализация просодической стороны речи; обучение рассказыванию.


План индивидуального занятия по коррекции нарушений звукопроизношения.

План и ход занятия.

1.   Организационный момент

2.   Основная часть

1) Развитие речевого дыхания

2) Артикуляционная гимнастика

3) Пальчиковая гимнастика

4) Подготовка к постановке звука (отработка специальных артикуляционных упражнений). Постановка звука Автоматизация звука Дифференциация звуков

5) Игры на развитие психических процессов, тактильных ощущений и пр.

6) Упражнения   по   развитию   фонематического   восприятия,   анализа, синтеза, представлений.

7) Работа по развитию просодических компонентов речи

8) Развитие графомоторных навыков

Параллельно возможно проведение работы по развитию лексико-грамматичеекого строя речи.

3.  Заключительная часть.


Список литературы:

  1. Г.А. Глинка. «Буду говорить, читать, писать правильно» СПб. 1977г.
  2. Н.В. Дурова. «Фонематика» М. Мозаика-Синтез. 2001г.
  3. Научно методический журнал «Дефектология» 1986г. №5. Н.А.Чевелева
    «Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с

нарушением речи»

  1. «Дефектология» 1996г. №1. СМ. Николаева «Виды работ по коррекции нарушений
    письменной речи у первоклассников.»
  2. А.И. Максакова, Г.А. Тумакова «Учите играть» М. «Просвещение» 1983г.
  3. Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков» М. «Владос» 1999г.
  4. Т.Б. Филичева, А.В. Соболева «Развитие речи дошкольника»
    Екатеринбург «АРД ЛТД» 2000г.
  5. Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»
    М. «Просвещение» 1988г.
  6. Т.А. Ткаченко. СПб. «Детство-Пресс»

«Фонематическое восприятие и навыки звукового анализа» 1988г. «Формирование лексико-грамматических представлений» 1999г. «Формирование и развитие связной речи» 1998г.

10.        В.В. Коноваленко М. «Гром-Пресс» 1998г.

СВ. Коноваленко «Домашние тетради для закрепления звуков»

11.        И.С. Лопухина «Логопедия 550 занимательных упражнений для развития

речи» М. 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Коррекция нарушений речи у старших дошкольников"

Разработанная система обучения предусматривает не только подготовку к обучению грамоте, но также овладение детьми элементами грамоты. После такой подготовки дети легко и быстро овладевают слоговым чте...

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция нарушений произношения отдельных звуков, фонетических нарушений речи у детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)»

    Рабочая  программа предназначена для детей  дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная группа), имеющих   недоразвитие фонетического строя речи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ»

Будет полезна учителям-логопедам, работающим в дошкольных учреждениях...

Формирование фонетической стороны речи у старших дошкольников.

Цикл занятий с использованием интерактивного оборудования....

Программа по коррекции и развитию связной речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи "Театральный логочас"

Программа составлена с целью коррекции и развития связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи средствами театральной деятельности...

Содержание индивидуальной работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи в старшей группе для обучающихся с ЗПР

Содержание индивидуальной работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи в старшей группе для обучающихся с ЗПР...