РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ»
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему
Будет полезна учителям-логопедам, работающим в дошкольных учреждениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 82.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Никольский детский сад»
«Утверждаю» Заведующий МКДОУ «Никольский детский сад»
_________________________ Горбова Е.В.
«___»________________ 2016 г.
Принято на заседании педагогического совета «__»__2016 г.
Протокол №________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Коррекция нарушений речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ»
на 2016-2017 учебный год
Учитель-логопед Колесникова Снежана Анатольевна
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка……………………………………………………………...3
- Организация коррекционно-образовательного процесса……………………….7
- Взаимодействие образовательных областей в логопедической работе………...11
- Содержание логопедической работы……………………………………………..13
- Планируемые результаты освоения рабочей программы…………..…………….15
- Мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса………..16
- Список литературы………………………………………………………………….19
- Приложение………………………………………………………………………….20
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Первой ступенью непрерывного образования являются дошкольные учреждения. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.
В связи с появлением в общеобразовательных садах большого количества детей с речевыми нарушениями, на логопедическом пункте при МКДОУ «Никольский детский сад», возникла необходимость ввести коррекционный комплекс программ, утверждённых Министерством образования РФ, адаптируя их к работе в условиях логопедического пункта.
Содержание этого коррекционного программно-методического комплекса направлено на устранение речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков в условиях специальных коррекционных групп для детей с речевыми нарушениями и характеризуются наличием большого количества занятий по коррекции речевого дефекта.
Однако в условиях массового общеобразовательного детского сада в процессе обучения и воспитания дошкольников уже имеется необходимое количество занятий, регламентированных программой, поэтому увеличение коррекционных занятий невозможно в связи с соблюдением СанПинов.
Кроме того, не все дети старшего дошкольного возраста нуждаются в коррекции речи, да и речевой дефект у дошкольников также может варьироваться. Исходя из этого, коррекционную программу Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной и методические рекомендации Г.А. Каше необходимо адаптировать к условиям коррекции речи на логопедическом пункте в массовом детском саду.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы. В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической стороны речи и лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
В данную рабочую программу внесены дополнительные занятия по развитию связной речи, т.к. ее качество у большинства детей даже с нормой речевого развития в настоящее время очень сильно страдает.
Нормативно-правовое обеспечение
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Приказ Минобрнауки России об «Утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155
- Приказ Минобрнауки Российской Федерации об «Утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программ дошкольного образования» от 30.08.2013 № 1014
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»
- Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни)»
- Т.А. Ткаченко «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет.
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.
Цели программы:
1. Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи III-IV уровней, а также осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
2. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников.
Основные задачи коррекционного обучения:
1. Формировать правильное звукопроизношение и развивать фонематический слух (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем);
2. Формировать навыки звукового анализа и синтеза (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
3. Развивать коммуникативность, успешности в общении посредством развития связной речи.
4. Расширять активный и пассивный словарь дошкольников с речевыми нарушениями.
Категории детей, занимающихся на логопедическом пункте:
- дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- дети с фонетическим недоразвитием речи;
- дети с общим недоразвитием речи с III-IV уровнем речевого развития.
Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом.
Р.Е. Левина, на основе психологического изучения речи детей, пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.
Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.
Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным (Л. Ф. Спирова).
Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание.
При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.
Несформированность произношения звуков выражается вариативно:
- отсутствие или замена звука более простыми по артикуляции звуками;
- трудности в различении фонем;
- искаженное произношение звуков.
У детей данной категории выявляются незначительные нарушения лексико-грамматического строя речи.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.
Такие расстройства могут проявляться
- в отсутствии (пропуске) звука
- в искажениях
Характеристика детей с общим недоразвитием речи
ОНР - нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. На логопедических пунктах занимаются дети с III-IV уровнем речевого развития.
III уровень речевого развития характеризуется появлением у ребенка развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи; типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.
Для IV уровня речевого развития характерны остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.
Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.
- ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, фонематического недоразвития (старшая и подготовительная к школе группы) и формирование навыков звукового анализа (подготовительная к школе группа). К логопедической работе по преодолению общего недоразвития речи добавляются занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Для детей с ФФН и ОНР в рабочую программу включены занятия по формированию связной речи.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте. Дети должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который в последующем необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.
Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем мире и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
На материале правильного произношения звуков осуществляется:
- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
- развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;
- развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- развитие произвольного внимания и памяти.
Эффективность коррекционной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и взаимодействием всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, ребенка, воспитателя, музыкального руководителя, специалист по физической культуре, родителей.
Организация деятельности участников коррекционного процесса в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по 15 мая.
Количество занятий с каждым ребенком: 2-3 раза в неделю (индивидуальные, подгрупповые и групповые). Всего групповых – 50 занятий с учётом каникул. Занятие по развитию связной речи – 1 раз в неделю. Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.-1249-03. Продолжительность индивидуальных занятий – 20 минут, групповых – 30 минут.
Дети с ФФН зачисляются на логопункт на 1 год обучения. Дети с ОНР III уровня – на 2 года, с ОНР III уровня – на 1 год. Дети с фонетическим недоразвитием речи отчисляются по мере устранения речевого дефекта.
Основные формы организации коррекционно-образовательного процесса:
Индивидуальные занятия направлены на:
- формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков,
- их постановку,
- автоматизацию
- развитие фонематического слуха и восприятия.
Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь.
Основные цели групповых занятий
– воспитание у детей навыков коллективной работы;
- обучение грамоте;
- развитие интонационной стороны речи;
- формирование умения адекватно оценивать качество речевой деятельности детей.
На подгрупповые занятия берутся дети со сходными нарушениями звукопроизношения. Состав этих подгрупп варьируется в течение всего учебного года.
Цель подгрупповых занятий: автоматизация поставленных звуков, умение работать в паре.
Формы и средства организации образовательной деятельности
Учитель-логопед:
- групповые и подгрупповые коррекционные занятия,
- индивидуальные коррекционные занятия.
Воспитатель:
- групповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
- экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
- беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
Музыкальный руководитель:
- музыкально-ритмические игры;
- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
- этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
- игры-драматизации.
Специалист по ФИЗО:
- игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
- упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
- подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
- игры на развитие пространственной ориентации.
Родители:
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
- контроль над выполнением заданий и произношением ребенка;
- совместное выполнение домашнего задания и оформление тетради ребёнка.
Организация предметной среды речевого развития детей
Для создания предметной среды речевого развития в кабинете используются:
- материал для коррекции фонетико-фонематической стороны речи:
1.Предметные картинки
2.Д/и «Весёлый язычок»
З.Логопедическое лото «Подбери и назови»
4.Карточки для звукового анализа
5. Пособия для автоматизации разных звуков, в том числе интерактивные
6. Набор текстов для автоматизации звуков
7.Сюжетные картинки
10. Символы артикуляционной гимнастики
11. Игры - звукоподражания
12. Схемы для характеристики звука, для анализа артикуляции
13. Профили арт. аппарата
14. Картинки для уточнения слоговой структуры слова
15. Зрительные символы гласных и согласных звуков;
16. Касса букв разного размера
17. Альбомы и тетради с предметными и сюжетными картинками для индивидуальной и фронтальной работы с детьми:
- дидактические игры по развитию лексико-грамматических представлений, звукопроизношения, фонематического восприятия;
- различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук, трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки.
Методическое обеспечение
Необходимым условием реализации данной программы является наличие в дошкольном учреждении компьютера, интерактивной доски, проектора, а также возможность использования учителем-логопедом данного оборудования на коррекционных занятиях.
Предлагаемая программа предназначена для обучения и воспитания детей с нарушениями речи подготовительной к школе группы с нормальным слухом и нормальным интеллектом и рассчитана на один год обучения.
Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются принципы, разработанные в логопедии и дефектологии (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.):
1. Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.
2. Принцип развития и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребёнка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития. Это учитывается при планировании коррекционной работы.
3. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.
4. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.
Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов:
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
- Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
- Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
- Комплексность воздействия на ребенка.
- Воздействие на все стороны речи.
- Опора на сохранные звенья.
- Учет закономерностей онтогенеза.
- Учет ведущей деятельности.
- Учет индивидуальных особенностей ребенка.
- Воздействие на окружение ребёнка.
Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с образовательной программой ДОУ и направлена на реализацию поставленных целей и задач.
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
1.Социально-коммуникативное развитие решает следующие задачи:
- Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
- Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
- Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Для решения поставленных задач соблюдаются следующие условия:
1.В логопедической работе используются здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, пальчиковая и дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
2. Реализация общеобразовательной программы.
3. Обогащение предметно-пространственной среды.
В ППС логопедического кабинета МКДОУ «Никольский сад» включены пособия и оборудование, соответствующее возрастным особенностям детей, посещающих логопедический пункт. Пособия являются полифункциональными и безопасными.
Используемые виды деятельности:
- автоматизация звуков в связной речи;
- подготовка рабочего места к занятиям;
2.Познавательное развитие решает следующие задачи:
- Формировать знания о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.
- Формировать действия, направленные на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
- Поощрять любознательность, развивать и выявлять интересы ребенка.
Используемые виды деятельности:
- составление описательных и творческих рассказов;
- настольные и дидактические игры;
- собирание разрезных картинок, выкладывание различных фигур из мозаики, игры с математическим планшетом.
3. Речевое развитие решает следующие задачи:
- обогащать активный словарь;
- развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речи;
- развивать речевое творчество, звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;
- знакомить с книжной культурой, детской литературой, понимать на слух тексты различных жанров детской литературы;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки обучения грамоте.
Используемые виды деятельности:
- составление рассказа по серии сюжетных картинок, пересказ прослушанных или прочитанных текстов;
- заучивание стихов;
- игровые ситуации, сценки, игры-драматизации.
4.Художественно-эстетическое развитие решает следующие задачи:
- развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира, природы;
- стимулировать сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализовывать самостоятельную творческую деятельность детей.
Используемые виды деятельности:
- театрализованные игры – пальчиковый, настольный театр, театр-Бибабо.
- составление описательных рассказов различных картин и репродукций.
5. Физическое развитие решает следующие задачи:
- формировать правильную осанку при посадке за столом;
- развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику обеих рук;
- выполнять основные движения – ходьба под счет, прыжки на одной и обеих ногах;
- формировать саморегуляцию и целенаправленность в двигательной сфере.
Используемые виды деятельности:
- игры с мячом;
- логоритмические упражнения;
- динамические паузы.
4. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Направления коррекционной работы по преодолению фонетического недоразвития речи:
- коррекция звукопроизношения.
Направления коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи:
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- коррекция звукопроизношения.
Направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи:
- обогащение словарного запаса;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- преодоление нарушений слоговой структуры слов;
- формирование лексико-грамматических представлений;
- коррекция звукопроизношения;
- развитие связной речи.
Составляющие качества образования
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Ребёнок чисто и правильно произносит все звуки родного языка.
- Ребёнок умеет находить заданный звук в слове; придумывать слова на определённый звук.
- Ребёнок автоматически пользуется поставленными звуками в свободной речи.
- Ребёнок знает и умеет анализировать артикуляцию звуков.
- Дифференцирует понятия “звук – слог - слово”.
- Умеет правильно определять и произносить гласные и согласные звуки.
- Умеет выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова
- Выделяет исследуемый звук среди слогов, слов
- Различает фонемы, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам: а) звонкие и глухие, б) шипящие и свистящие, в) соноры.
- Называет картинки и определяет отличия в названиях
- Определяет наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух, по картинке
- Владеет навыком подбора слов с заданным звуком и интонационно выделяет его.
- Проявляет интерес при открытии новых знаний о звуках.
- Определяет места заданного звука в словах (начало, середина, конец)
- Раскладывает картинки в 2 ряда с заданными звуками
- Дифференцирует понятия «звук-слог - слово-предложение», «гласные- согласные буквы».
- Определяет количество букв и звуков в словах
- Выделяет последовательно каждый звук в словах
- Называет первый и последний ударный гласный звук
- Определяет первый и последний согласный звук в словах
- Называет слова, в которых заданный звук находится в начале, середине и конце
- Подбирает слова, состоящие из 3-4-5 звуков
- Называет слова с 1 слогом, с 2, 3, 4 слогами
- Определяет количество гласных и согласных в названных словах
- Сравнивает слова по звуковому составу. Отбирает картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку
- Умеет преобразовывать слова: переставляет, заменяет, добавляет звуки или слоги так, чтобы получилось новое слово
- Проявляет интерес при открытии новых знаний о звуках и буквах.
6.МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА
Логопедическая служба:
-коррекционно-развивающий блок;
-программно и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
-взаимодействие:
- родители;
- внутреннее в ДОУ;
-повышение профессиональной компетентности.
Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества коррекционно-образовательной деятельности, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.
Мониторинг проводится в целях:
- выявление степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ, ФГОС дошкольного образования;
- определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;
- качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопедического пункта;
- развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.
Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ реализуется по следующим направлениям:
- работа с детьми;
- взаимодействие учителя – логопеда с субъектами коррекционно-образовательного процесса;
- нормативно-правовое, программно-методическое обеспечение коррекционно - образовательного процесса;
- повышение профессиональной компетентности учителя-логопеда.
Для осуществления мониторинга работы с детьми используются методические рекомендации О.Б. Иншаковой, практический материал И.Д. Коненковой, диагностический альбом М.Я. Семаго.
Мониторинг качества коррекционно-образовательного процесса включает наблюдение, оценку и прогноз. Условиями, необходимыми для эффективной реализации данного мониторинга, являются:
- унифицированность форм предоставления информации;
- непрерывность мониторингового процесса, регулярность и своевременность сбора информации;
- оптимальность и надёжность информационных данных.
К методам мониторинга качества деятельности учителя-логопеда ДОУ относятся:
- игровые тестовые задания;
- проведение контрольно-оценочных занятий;
- собеседование с педагогами, родителями и детьми;
- анкетирование;
- анализ документации.
Работа с детьми
Параметры:
1. Артикуляционный праксис:
• Объем движений;
• Качество движений;
• Переключаемость.
Инструкцию необходимо давать по слову и по образцу.
2. Звукопроизношение:
• Изолированное произношение:
• Произношение в слоге: • Произношение в слове, предложении;
• Произношение в связной речи.
3. Фонематический слух:
• Умение слышать и различать изолированные звуки (в ряду полярных звуков, акустически близких звуков, артикуляторно близких звуков);
• Дифференциация слоговых рядов по звонкости - глухости согласных звуков;
• Дифференциация слоговых рядов по твердости - мягкости согласных звуков;
• Воспроизведение слоговых рядов.
4. Фонематическое восприятие:
• Выделение заданного звука в слове;
• Выделение первого гласного звука в слове;
• Выделение последнего согласного звука в слове;
• Определение позиции заданного звука в слове;
• Отобрать картинки на заданный звук;
• Придумать слово на заданный звук.
5. Грамматический строй речи.
6. Сформированность слоговой структуры слова.
7. Связная речь
Критерии:
1 - не эффективен никакой вид помощи, выполнение задания недоступно.
2 - эффективна помощь обучающего характера, характер выполнения имеет условное сходство с образцом.
3 - нуждается в направляющей помощи, ошибки стойкие, носят множественные характер.
4 - эффективна помощь стимулирующего характера, возможны единичные незначительные неточности в выполнении задания.
5 - самостоятелен, в помощи не нуждается, выполняет задание качественно и в полном объеме.
Взаимодействие учителя-логопеда с субъектами коррекционно-образовательного процесса
1. Частотность встреч и их результативность (наличие тематики, разнообразие форм);
2. Активность субъектов коррекционно-развивающего процесса (показатель).
Параметры:
• участие в разработке индивидуальной коррекционно-развивающей программы и ее в корректировке; активность субъектов коррекционно-развивающего процесса в реализации рекомендаций;
• разнообразие форм взаимодействия с субъектами коррекционно-развивающего процесса; педагогическая компетентность.
Критерии:
- достаточный (активный) уровень – показатель проявляется, когда субъекты коррекционно-развивающего процесса активны и инициативны в составлении индивидуальной коррекционно-развивающей программы и ее реализации;
- удовлетворительный (пассивный) уровень - характер участия в составлении и реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы носит эпизодический, формальный характер;
- неудовлетворительный уровень - субъекты коррекционно-развивающего процесса пассивны, не заинтересованы в результатах. Первично необходимо оценить через 1 месяц после начала занятий с ребенком. Оценивать не более 2-х раз в учебном году.
Критерии:
1. - отсутствие полного комплекта документации;
2. - заполнение документации формально, оно не несет нужной информации, есть временные несоответствия;
3. - ведется в полном объеме, качественно;
4. - креативный (активно-творческий) уровень.
Повышение профессиональной компетентности учителя-логопеда
Критерии:
1. - активность в использовании разнообразных форм;
2. - уровень проведения мероприятий:
3 - частотность проведения мероприятий
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, использованный при составлении конспектов групповых занятий по обучению грамоте:
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН - Программа. - М. 2002;
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2010
- Сидорова У.М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 6-7 лет: В 5 тетрадях – М.: ТЦ Сфера, 2014
- Козлова Ю.М. Буквенные сказки
- Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов
Список литературы, использованный при составлении конспектов групповых занятий по формированию и развитию связной речи:
1. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольников с ОНР
2. Сидорчук С.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников
Список литературы, использованный при составлении индивидуальных и подгрупповых занятий:
- Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999
- Лопухина И. С. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998
- Брежнева Е.В. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями. -- М.: Владос, 2006. - 164 с.
- Косинова Е.М. Лексические тетради для занятий с дошкольниками. —— М.: ТЦ Сфера, 2009. — 32 с.
- Косинова Е.М. Грамматические тетради. М.: ТЦ Сфера, 2008. — 32 с.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 48 с.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии
- Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Перспективное планирование
занятий по преодолению ФФН и ОНР
СЕНТЯБРЬ
Программные задачи
Формирование фонетического восприятия
- выделение звука в слове; наличие заданного звука в слове
- выделение ударного звука в слове.
Формирование слоговой структуры слова
- работа над двухсложными словами
Работа над лексико-грамматическим строем речи:
- формирование умения задавать вопросы КТО ЭТО?
- формирование умения задавать вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ?
- образование множественного числа существительных
- антонимы
- уменьшительно-ласкательная форма имён существительных
- формирование умения задавать вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Работа над предложением
- дать понятие об основных законах речи: речь состоит из
предложений, предложения состоят из слов, слова состоят из
слогов, слоги состоят из звуков. Слова короткие и длинные.
Звуки гласные, согласные
- учить составлять предложения из слов
- учить называть первое и второе слово в предложении
- учить составлять схемы предложений
- учить составлять предложения по схемам.
Работа над формированием связной речи
- формировать умение отвечать полным ответом на вопрос
- формировать умение составлять сравнения
Обследование речи детей.
Составить «Речевой портрет группы».
ОКТЯБРЬ
Программные задачи
Формирование фонетического восприятия:
-учить выделять звуки из слов
- познакомить с «гласными», «согласными» звуками
- уточнение правильной артикуляции звуков
- вычленение гласного звука из начала слова
- выделение гласного ударного из ряда звуков: АУ, УА
- определения наличия гласного звука в ряду гласных звуков:
АОУ, ОУИ и т.д.
Формирование слоговой структуры слова:
- работа над двухсложными словами без стечения согласных (ваза, забор)
- работа над односложными словами (дом, кот, лук)
Работа над лексико-грамматическим строем речи:
- образование прилагательных от существительных
- образование множественного числа существительных
Работа над предложением:
- составление предложений из двух, трех слов без предлогов
- составление схем предложений
- составление предложений по предложенным схемам
- составление предложений с помощью опорных слов.
Работа над формированием связной речи
- формировать умение отвечать полным ответом на вопрос
- формировать умение составлять сравнения
- составление рассказа по наблюдаемым действиям
НОЯБРЬ
Программные задачи
Формирование фонематического восприятия:
- выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове
- определение места звука в слове
- вычленение ударного гласного звука из слова
- выделение первого согласного из слова
- выделение последнего согласного звука из слова
- выделение гласного ударного звука из ряда звуков: АУ, УА…
- определение места звука в ряду других звуков
- уточнение артикуляции гласных звуков: Э, Ы, И.
Формирование слоговой структуры слова:
- работа над двухсложными словами без стечения согласных звуков (ваза, паук, забор)
- работа над односложными словами (дом, кот, лук)
- работа над двухсложными словами со стечением согласных звуков (аист, парк, книга)
Работа над лексико-грамматическим строем речи:
- подбор родственных слов к заданному слову
- множественное число глаголов
- элементарные правила правописания
Работа над предложением:
- составление предложений из двух, трех слов без предлогов
- составление схем предложения
- составление предложения по предложенным схемам
- составления предложения с помощью слов предложенных педагогом
Работа над формированием связной речи
- формировать умение отвечать полным ответом на вопрос
- формировать умение составлять сравнения
- составление рассказа по наблюдаемым действиям
- составление рассказа по нескольким сюжетным картинам
ДЕКАБРЬ
Программные задачи
Формирования фонематического восприятия:
- Выделение последнего согласного в слове
- Выделение первого согласного в слове
- Выделение гласных из слов типа МАК, ЛАК, ПУХ, СЫН
- Выделение ударного гласного звука после согласного
- Определения места, количества, последовательности звуков в слове
- фонематический анализ закрытого слога типа АП, АМ, УС
- фонематический анализ открытого слога типа ПА, МА, СУ
- фонематический анализ открытых и закрытых слогов с одинаковым гласным: АП-ПА
- воспроизведение слогового ряда
Преобразования слогов путем изменения одного звука типа АТ, УТ, ОТ, ИТ
- работа над двухсложными словами со стечением двух согласных, гласных (каска, утка, аист)
Формирование слоговой структуры слова
- работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (мост, стол)
- работа над двухсложными словами без стечения согласных (мука, домик)
- работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, машина)
Работа над лексико-грамматическим строем речи:
- образование новых глаголов с помощью приставок
Работа над предложением
- составление предложений из двух, трех слов без предлогов
- с предлогами В, У, НА, НАД
- составление схем предложения
- составление предложений по предложенным схемам
- составление предложений со словами, предложенными педагогом
- вычленение предложений из микротекста
- определения главной мысли небольшого текста.
Работа над формированием связной речи
- формировать умение составлять сравнения
- составление рассказа по наблюдаемым действиям
- составление рассказа по нескольким сюжетным картинам
- составление рассказов по прослушанному тексту и картине
ЯНВАРЬ
Программные задачи
Формирование фонематического восприятия
- определение наличия, места, количества звуков в слове, предложении
- определение ударного гласного звука, слога в словах
- фонематический анализ закрытого, открытого слогов
- воспроизведение слогового ряда
- преобразования слов путем изменения одного звука
- работа над двухсложными словами со стечением гласных и согласных звуков в слове (каска, утка, аист)
- фонематический анализ и синтез слов на изучаемые звуки
Формирование слоговой структуры слова
- работа над односложными словами со стечением двух
согласных в начале и в конце слова (мост, стол)
- работа над двухсложными словами без стечения соглас-
ных (мука, домик)
- работа над трехсложными словами без стечения соглас-
ных (малина, василек)
- работа над трехсложными словами с закрытым словом
(пароход, молоток)
Работа над предложением
- составление предложений из двух, трех слов без предло-
гов и с предлогами (К, ОТ, ПОД, НАД)
- составление схем предложений
- составление предложений по предложенным схемам
- составление предложений из слов, предложенных педагогом
- вычленение предложений из микротекста
- определение главной мысли небольшого текста.
Работа над формированием связной речи
- составление рассказа по нескольким сюжетным картинам
- составление рассказов по прослушанному тексту и картине
- составление рассказов по одной сюжетной картине
- оставление рассказов по памяти
ФЕВРАЛЬ
Программные задачи
Формирование фонематического восприятия:
- определение наличия, места, количества звуков в слове, предложении
- определение ударного слога в словах, ударного гласного звука
- фонематический анализ закрытого, открытого слогов
- воспроизведение слогового ряда
- преобразование слогов, слов путем изменения одного звука
- работа над двухсложными словами со стечением гласных и согласных звуков (утка, каска)
- фонематический анализ и синтез различной слоговой структуры.
Формирование слоговой структуры слова:
- работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост)
- работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик)
- работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек)
- работа над трехсложными словами с закрытым слогом
Работа над предложением:
- составление предложений из двух, трех слов без предлогов и с предлогами (ПО, С (СО), ЗА, ИЗ-ЗА )
- составление схем предложения
- составление предложений по заданным схемам
- составление предложений с помощью слов, предложенных педагогом
- вычленение предложений из микротекста
- определение главной мысли небольшого текста.
Работа над формированием связной речи
- составление рассказа по нескольким сюжетным картинам
- составление рассказов по прослушанному тексту и картине
- составление рассказов по одной сюжетной картине
- составление рассказов по памяти
- составление рассказов по символам
МАРТ
Программные задачи
Формирование фонематического восприятия:
- определение наличия, места, количества звуков в слове, предложении
- определение ударного звука, слога в словах
- фонематический анализ закрытого, открытого слогов
- воспроизведение слогового ряда
- преобразование слогов, слов путем изменения одного звука
- работа над двухсложными словами со стечением гласных и согласных звуков в слове.
Формирование слоговой структуры слова:
- слоговый анализ двух и трехсложных слов
- преобразование слов путем замены слога.
Работа над предложением:
- составление предложений по картинкам
- составление небольшого рассказа
- составление схемы предложения
- составление предложений с предлогами (МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ)
- определение количества слов в предложении
- распространение предложений путем добавления слов
- выделение предложений из микротекста
- составление небольшого текста из составленных предложений.
Работа над формированием связной речи
- составление рассказов по прослушанному тексту и картине
- составление рассказов по одной сюжетной картине
- составление рассказов по памяти
- составление рассказов по символам
- составление рассказов по схемам
АПРЕЛЬ
Программные задачи
Формирование фонематического восприятия:
- определение наличия, места, количества звуков в слове, предложении
- определение ударного гласного звука в слове, слога в словах
- фонематический анализ закрытого, открытого слогов
- воспроизведение слогового ряда
- преобразование слов путем изменения одного звука
- работа над двухсложными словами со стечением гласных и согласных звуков в слове
- фонематический анализ и синтез слов различных слоговых структур с изучаемыми звуками.
Формирование слоговой структуры слова:
- работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова
- работа над двухсложными словами без стечения согласных (мама, каша)
- работа над трехсложными словами без стечения согласных (машина, ворона)
- работа над трехсложными словами с закрытым слогом (молоток, пароход).
Работа над предложением:
- составление предложений из нескольких слов без предлогов и с предлогами
- составление схем предложения
- составление предложений по заданным схемам
- составление предложений с предлогами (ИЗ-ПОД)
- составление предложений из предложенных воспитателем слов
- вычленение предложения из микротекста
- интонационное оформление предложения.
Работа над формированием связной речи
- составление рассказов по прослушанному тексту и картине
- составление рассказов по одной сюжетной картине
- составление рассказов по памяти
- составление рассказов по схемам (составление загадок)
- составление рассказов по натуральным предметам
МАЙ
Программные задачи
Формирование фонематического восприятия:
- определение наличия, количества, места звуков в слове, предложении
- определение ударного гласного в слове, ударного слога
- воспроизведение слогового ряда
- преобразование слова путем замены одного звука
- фонематический анализ и синтез слов различной слоговой структуры с изучаемыми звуками.
Формирование слоговой структуры слова:
- работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова
- работа над двухсложными словами без стечения согласных
- работа над трехсложными словами с открытым и закрытым последним слогом.
Работа над грамматическим строем речи:
Работа над предложением:
- составление предложений из двух, трех, четырех слов с предлогами места и без предлогов
- составление предложений с предлогами движения (ПО, К, НАД, ПОД)
- составление схем предложения
- составление предложений по схемам
- вычленение предложения из микротекста
- определение главной мысли небольшого текста
- интонационное оформление предложения.
Работа над формированием связной речи
- составление рассказов по прослушанному тексту и картине
- составление рассказов по памяти
- составление рассказов по схемам
- составление рассказов по натуральным предметам
- составление рассказов по предметным картинкам
Приложение 2
Календарно – тематический план
групповых занятий в подготовительной группе с детьми с ФФН
на 2015-2016 уч. гг.
МЕСЯЦ, НЕДЕЛЯ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ЗВУКО-СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ | ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ | СВЯЗНАЯ РЕЧЬ |
Сентябрь 3 неделя | 1)Наша речь Понятие «Слова-предметы» 2) Понятие «Слова-действия» | Формирование умения задавать вопросы КТО ЭТО? Формирование умения задавать вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? Один – много Антонимы Уменьшительно-ласкательная форма имён существительных | Формирование умения отвечать полным ответом на вопрос | |
4 неделя | 3) Понятие «Слова-признаки» 4)Закрепление представлений о «словах-предметах», «словах-действиях», «словах-признаках» | Формирование умения задавать вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Закрепление умений задавать вопросы к ««словам-предметам», «словам-действиям», «словам-признакам» Один – много Скажи по образцу Скажи какой, какая, какие? Антонимы | Формирование умения отвечать полным ответом на вопрос Формирование умения составлять сравнения | |
Октябрь 1 неделя | 5)Понятие «Предложение» 6) Понятие «Маленькое слово – предлог» | Формирование умения составлять предложение, выделять в нем «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», предлоги | Формирование умения отвечать полным ответом на вопрос Составление рассказа по наблюдаемым действиям | |
2 неделя | 7) А 8) У | Выделение начального ударного гласного Анализ звукового ряда из двух гласных Понятия «звук», «буква», «гласный звук» | ||
3 неделя | 9) И 10) О | Воспроизведение звуковых рядов из 3 гласных звуков. Анализ звукового ряда из 3 гласных звуков. Определение гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец) | Скажи какой, какая, какие? Что где растет? Нет – много Образование прилагательных от существительных | Составление рассказа по наблюдаемым действиям |
4 неделя | 11) А, У, И, О 12) М, М` | Слухо–произносительная дифференциация звуков Анализ звукового ряда из четырех элементов Звуковой анализ и синтез обратного слога типа АМ Понятие «согласный звук», «твёрдый – мягкий звук», «звонкий звук», «слог» Деление слов на слоги | Множественное число существительных Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных Определение рода существительных Это мой (моя, моё, мои) | Составление рассказа по наблюдаемым действиям |
Ноябрь 1 неделя | 13) Д, Д` 14) Ы | Определение места звука в начале и середине слова Анализ и сравнение слов | Имена людей и клички животных с заглавной буквы Словообразование Изменение существительных по падежам Образование множественного числа существительных Договаривание предложений по картинкам Преобразование слов путём замены одного звука | Составление рассказа по нескольким сюжетным картинам |
2 неделя | 15) Ы - И 16) Т, Т` | Слухо–произносительная дифференциация звуков Анализ и составление слов из ранее изученных букв | Чтение и списывание простых предложений по образцу (раздельное написание слов в предложении, точка в конце предложения, употребление большой буквы в начале предложения) | Составление рассказа по нескольким сюжетным картинам |
3 неделя | 17) Т-Д, Т-Д 18) Б, Б` | Слухо–произносительная дифференциация звуков Понятие «звонкий – глухой согласный» Дифференциация по звонкости - глухости Слоговой синтез слова Деление слов на слоги Звуковой анализ и сравнение слов | Подбор родственных слов к заданному слову Множественное число глаголов | Составление рассказа по нескольким сюжетным картинам |
4 неделя | 19) П, П` 20) П–Б`, П-Б` | Анализ и сравнение слов Слоговой анализ и синтез Придумывание слов на заданный звук Добавь | Составление предложений по опорным словам Элементарные правила правописания | Составление рассказов по прослушанному тексту и картине |
Декабрь 1 неделя | 21) В, В` 22) Предлоги В и У. | Звуковой анализ и синтез обратного слога Дифференциация по твердости - мягкости | Составление предложений с этими предлогами Анализ короткого текста, выделение заглавия, подсчитывание количества предложений | Составление рассказов по прослушанному тексту и картине |
2 неделя | 23) Ф,Ф` 24) В-Ф, В`-Ф` | Слухо–произносительная дифференциация звуков Звуковой синтез коротких слов Анализ и составление слов из ранее изученных букв Анализ и преобразование слова | Составление простых предложений с заданным словом Образование новых глаголов с помощью приставок | Составление рассказов по прослушанному тексту и картине |
3 неделя | 25) Н, Н` 26) Предлоги НА, НАД. | Звуковой синтез коротких слов Анализ и преобразование простых слов Дифференциация по твердости - мягкости | Составление предложений с этими предлогами Анализ короткого текста, нахождение предложения с предлогами | Составление рассказов по одной сюжетной картине |
4 неделя | 27) К, К` | Слоговой анализ и синтез слова Подбор слова с определенным количеством слогов Анализ и преобразование простых слов Дифференциация по твердости - мягкости | Составление рассказов по одной сюжетной картине | |
Январь 3 неделя | 28) Предлоги К, ОТ 29) Г, Г` | Слухо–произносительная дифференциация звуков Слоговой анализ и синтез слова Анализ слова со стечением согласных | Простой зрительный диктант | Составление рассказов по одной сюжетной картине |
4 неделя | 30) Предлоги ПОД, НАД 31) Уточнение значения предлога В, знакомство с предлогом ИЗ | Имена людей и клички животных с заглавной буквы Простой зрительный диктант Самостоятельное составление предложений с заданным словом, используя изученные предлоги | Составление рассказов по памяти | |
Февраль 1 неделя | 32) П-Т-К 33) Предлог ПО | Выделение из ряда слово, отличающееся от остальных по слоговой структуре Дифференциация по твердости - мягкости Замена звука в словах на заданный звук в разной позиции Анализ слова | Употребление вопросительного знака в конце предложения Отражение вопросительной и повествовательной интонации на письме | Составление рассказов по памяти |
2 неделя | 34) Э 35) С,С` | Звукослоговой анализ и синтез слова Звукослоговой анализ слова Выделение из текста слова с заданным звуком Слухо–произносительная дифференциация звуков | Составление предложения по заданному слову Словообразование и словоизменение | Составление рассказов по памяти |
3 неделя | 36) Предлог С (СО) 37) З, З` | Звукослоговой анализ и синтез слов Определение последовательности звуков в слове | Распространение предложений, подсчитывание в них количества слов | Составление рассказов по символам |
4 неделя | 38) Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА 39) Ц | Слухо–произносительная дифференциация звуков Звукослоговой анализ и синтез слов Определение последовательности звуков в слове | Составление предложения по заданному слову, используя знакомые предлоги, а также путем преобразования деформированной фразы Анализ предложений Преобразование слов Чтение предложений, нахождение знакомых предлогов Составление предложения по заданному слову | Составление рассказов по символам |
Март 1 неделя | 40) Ш 41) Ж | Слухо–произносительная дифференциация звуков Звукослоговой анализ и синтез слов Определение последовательности звуков в слове | Правило правописания ШИ, ЖИ Преобразование слов, словообразование | Составление рассказов по символам |
2 неделя | 42) Ш-Ж 43) Предлог МЕЖДУ | Слухо–произносительная дифференциация звуков Звукослоговой анализ и синтез слов Определение последовательности звуков в слове | Словообразование Нахождение и исправление ошибок в употреблении личных окончаний глаголов Составление схемы простых предложений без предлога. Определение места слова в предложении | Составление рассказов по схемам |
3 неделя | 44) Ч 45) Предлог ЧЕРЕЗ | Слухо–произносительная дифференциация звуков Звукослоговой анализ и синтез слов Определение последовательности звуков в слове | Понятия ИМЯ, ОТЧЕСТВО, ФАМИЛИЯ Преобразование слов Составление схемы простых предложений без предлога Анализ простых предложений с предлогом, составление схемы Различение на слух правильного и неправильного употребления родовых окончаний прилагательных | Составление рассказов по схемам |
4 неделя | 46) Щ 47) Й | Слухо–произносительная дифференциация звуков Звукослоговой анализ и синтез слов | Различение на слух правильного и неправильного употребления родовых окончаний прилагательных Составление предложений по опорным словам, их анализ Правильное понимание логико-грамматических конструкций Анализ предложения, нахождение в предложении предлога и слова с определенным звуком | Составление рассказов по схемам Составление загадок |
Апрель 1 неделя | 48) Предлог ИЗ-ПОД 49) Я, Е, Ё, И, Ю, Ь | Слухо–произносительная дифференциация звуков Звукослоговой анализ и синтез слов | Правильное понимание логико-грамматических конструкций и отвечать на вопросы Два способа обозначения мягкости согласных на письме Преобразование слов Анализ и синтез предложения | Составление рассказов по натуральным предметам |
2 неделя | 47) Л, Л` Л` - Й 48) Р, Р` | Звукослоговой анализ и синтез слов Слухо–произносительная дифференциация звуков | Правильное понимание логико-грамматических конструкций и отвечать на вопросы Придумывание предложений с определенным количеством слов Правило правописания Ь для обозначения мягкости согласных Придумывание предложений с определенным количеством слов; с заданными словами: существительным и предлогом | Составление рассказов по натуральным предметам |
3 неделя | 49) Л-Р, Л`-Р` | Составление рассказов по натуральным предметам | ||
4 неделя | Повторение и закрепление пройденного материала | Повторение и закрепление пройденного материала | Составление рассказов по предметным картинкам | |
Май 1 неделя | Повторение и закрепление пройденного материала | Повторение и закрепление пройденного материала | Составление рассказов по предметным картинкам | |
2 неделя | Повторение и закрепление пройденного материала | Составление рассказов по предметным картинкам |
Приложение 3
Индивидуальный маршрут по коррекции звукопроизношения
Ф. И., возраст ребёнка:
Логопедическое заключение:
Срок коррекционной работы:
Последовательность исправления недостатков звукопроизношения:
Этапы индивидуальной работы
Подготовительный этап
Цель: нормализация мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры.
Задачи:
1.Нормализация моторики артикуляционного аппарата.
2.Нормализация речевого дыхания (упражнения по выработке длинного, плавного, экономичного выдоха).
3.Развитие просодической и мелодико-интонационной стороны речи.
4.Закрепление новых навыков в ортофонических упражнениях, объединяющих артикуляционные, дыхательные, голосовые и вокальные упражнения воедино.
5.Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушений мелкой моторики.
6.Развитие общей моторики.
Основной этап
Цель: выработка новых произносительных умений и навыков.
Задачи:
1.Выработка основных артикуляционных укладов.
2.Развитие и совершенствование фонематического слуха.
3.Определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения.
4.Постановка звуков различными способами.
5.Автоматизация поставленных звуков.
6.Дифференциация поставленных звуков в произношении с оппозиционными фонемами.
7Автоматизация и дифференциация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции.
Контрольный этап
Цель: закрепление произносительных умений и навыков.
Задачи:
1.Формирование навыков самоконтроля, развитие мотивации правильного произношения.
2.Введение звука в речь в обучающей ситуации.
3.Включение в лексический материал просодических средств.
Приложение 4
Работа с родителями
1.Родительские собрания
2. Индивидуальные консультации. Сбор анамнестических данных.
3. Открытые занятия.
4. Обследование детей по запросу родителей в их присутствии.
5. Обучающие мастер-классы.
6. Папки-передвижки, информация на сайте МКДОУ.
План консультативно-методической работы учителя – логопеда с родителями на 2016 – 2017 года
месяц | неделя | Форма работы | Тематика |
09 | 1 - 3 | Индивидуальные беседы | Знакомство с результатами обследования и основными направлениями работы |
4 | Родительское собрание | Особенности развития детей с речевыми нарушениями | |
10 | 2 | Семинарский практикум | Артикуляционная гимнастика Как выполнять домашнее задание |
11 | 1-2 | Индивидуальные беседы | Рекомендации по выполнению заданий в домашних условиях |
3 | Мастер - класс | Играем пальчиками – развиваем речь | |
12 | 1 - 4 | Консультации | Развиваем общие речевые навыки |
01 | 1 - 2 | ||
3 | Родительское собрание | Итоги за первое полугодие | |
02 | 1 | Тренинг | Как закреплять правильное произношение |
3 | Мини - театр | Разыгрываем мини – диалоги (с участием детей) | |
03 | 2 | Консультации | Учим детей отгадывать и загадывать загадки |
4 | Консультации | Развиваем навыки связной речи | |
04 | 1 | Мастер - класс | Предупреждение оптической дисграфии |
05 | 3 | Родительское собрание | Роль родителей в оптимизации процесса коррекции речи детей. Подведение итогов за учебный год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Коррекция нарушений речи у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ"
Рабочая программа учителя-логопеда логопедического пункта ДОУ...
Рабочая программа "Коррекция нарушений речи у старших дошкольников"
Разработанная система обучения предусматривает не только подготовку к обучению грамоте, но также овладение детьми элементами грамоты. После такой подготовки дети легко и быстро овладевают слоговым чте...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ» Рассчитана на воспитанников 6-го и 7-го года жизни.
В программе отражены возрастные и индивидуальные особенности контингента логопункта. Сформулированы целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной области «Речевое развитие»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ. Расчитана на воспитанников 5-7 года жизни
В филиале №2 «Солнышко» МДОУ детский сад «Родничок» с. Турочак коррекция нарушений речи осуществляется в условиях логопедического пункта. В современной практике раб...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дет...
Воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста с нарушениями речи через проектную деятельность в условиях логопедического пункта детского сада
В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки России. Необходимость целенаправленной работы по патриотич...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопедического пункта (по ФГОС)
Программа коррекционно-образовательной деятельности разработана в соответствии с: - Конституцией Российской Федерации; - Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ &laq...