Практика в дошкольном учреждении
методическая разработка по логопедии на тему

Мартынова Татьяна Михайловна

практика в дошкольном учреждении: дневник, конспекты, характеристика психолого-педагогическая и логопедическая характеристика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии

ДНЕВНИК

Мартыновой Татьяны

                             

                              по производственной практике

                           в дошкольном учреждении

                           студентки 5 курса

                           специальность:  Логопедия

                           

 

               

Методист кафедры:__________________________________

Заведующая детским садом:___________________________

Учитель-логопед группы:_____________________________

Воспитатели группы:_________________________________

Производственная практика проводится

с 3 октября по 26 ноября 2011 года.

Списочный состав группы:

Ф.И. ребенка

Дата

рождения

Домашний

адрес

Состояние речи

1.

Алина С.

21.07.05

2-й Пионерский переулок

ОНР III

2.

Артем Б.

10.11.05

Народная

ОНР III

3.

Вадим Ш.

26.11.05

Хвалынская

ОНР III

4.

Влад Ш.

26.11.05

Хвалынская

ОНР III

5.

Даша П.

29.06.05

Яковлева

ФФН

6.

Илья М.

21.03.06

Талалихина

ОНР III

7.

Коля В.

19.04.05

Народная

ОНР III

8.

Лиза Ж.

18.07.05

Здравохранения

ОНР III

9.

Маша В.

19.04.05

Народная

ОНР III

10.

Настя Л.

20.03.05

Народная

ОНР III

11.

Ринат Р.

28.08.05

Красногвардейская

ОНР III

12.

Сима В.

19.04.05

Народная

ОНР III

13.

Элина М.

22.08.05

Ленина

ОНР III

Режим дня

7:00 – 8:30 – Прием, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика.

8:30 – 8:50 – Подготовка к завтраку, завтрак.

8:50 – 9:00 – Подготовка к занятиям.

9:00 – 11:05 – Занятия.

11:05 – 12:35 – Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдение, труд).

12:35 – 12:45 – Возвращение с прогулки.

12:45 – 13:15 – Подготовка к обеду, обед.

13:15 – 15:00 – Подготовка ко сну, дневной сон.

15:00 – 15:25 – Подъем, воздушные, водные процедуры, игры.

15:25 – 15:40 – Подготовка к полднику, полдник.

15:40 – 16:30 – Игры, труд.

16:30 – 18:00 – Подготовка к прогулке, прогулка.

18:00 – 18:20 – Возвращение с прогулки.

18:20 – 18:45 – Подготовка к ужину, ужин.

18:45 – 19:00 – Игры, уход детей домой.

Циклограмма рабочей недели учителя-логопеда МГДОУ на 2011 – 2012учебного года.

понедельник

8.00-8.30

8.30-9.00

9.00-9.30

9.40-11.45

11.45-12.00

Индивидуальные занятия по звукопроизношению с детьми по графику.

Подготовка к логопедическим занятиям. Проверка домашнего задания детей.

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи

Индивидуальные занятия по звукопроизношению с детьми по графику.

Работа с документацией (заполнение индивидуальных тетрадей; тетради для вечерних занятий)

8.00-12.00

вторник

8.00-9.00

9.00-9.30

9.40 -11.45

11.45-12.00

Подготовка к логопедическим занятиям. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми слабо усваивающими учебный материал /опережающее обучение/.

Занятие по обучению грамоте.

Индивидуальные занятия по звукопроизношению с детьми по графику.

Работа с документацией (заполнение индивидуальных тетрадей; тетради для вечерних занятий)

8.00-12.00

среда

13.30-15.00

15.00-15.30

15.30-16.00

16.00-17.30

Участие в педагогических мероприятиях  ДОУ.

I-III неделя – педагогические советы, семинары, общие логопедические часы

II-IV неделя – групповые логопедические часы, консультации для воспитателей логогруппы.

Пополнение картотек и оборудования кабинета.

Работа по самообразованию. Изучение новинок методической литературы.//

 Индивидуальные занятия по звукопроизношению с детьми по графику.

Консультации для родителей. Родительские собрания.//

Индивидуальные занятия по звукопроизношению с детьми по графику.

13.30-17.30

четверг

8.00-9.00

9.00-9.30

9.40-11.00

11.00-12.00

Подготовка к логопедическим занятиям. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми слабо усваивающими учебный материал /опережающее обучение/.

Занятие по обучению грамоте.

Индивидуальные занятия по звукопроизношению с детьми по графику Работа с документацией

Подготовка домашнего задания на выходные дни.

Изготовление демонстрационного материала для логопедических занятий. (заполнение тетрадей для вечерних занятий, материала в папку-передвижку)

8.00-12.00

пятница

8.00-9.00

9.00-9.30

9.40-11.45

11.45-12.00

Индивидуальная работа с детьми по разъяснению выполнения домашних заданий.

Подготовка к логопедическим занятиям.

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи

Индивидуальные занятия по звукопроизношению с детьми по графику.

Работа с документацией (заполнение индивидуальных тетрадей; тетради для вечерних занятий)

Планирование занятий на следующую неделю.

8.00-12.00

Список оборудование логопедического кабинета.

1. Настенное зеркало для логопедических занятий (50х100 см)   1шт.

2. Зеркало для индивидуальной работы (9х12 см)                          8шт.

3. Логопедические зонды, шпатели.

4. Разрезная азбука (настенная).                                                        1шт.

5. Кассы букв (индивидуальные)                                                       8шт.

6. Учебно-методические пособия.

7. Настольные игры, игрушки, конструкторы.

8. Классная доска.

9. Шкафы для пособий.

10. Стол канцелярский.

11. Стулья.

12. Комплект «парта-стул»

13. Песочные часы.

14. Секундомер.

15. Метроном.

16. Магнитофон.

17. Проигрыватель.

18. Набор пластинок.

19. Экран.

20. Диапроектор (фильмоскоп).

ДНЕВНИК ПО ПРАКТИКЕ.

Дата

Виды работ

Анализ

3.10.11

Выбор детского сада, в котором будет проходить практика.

Ознакомление с местом нахождением детского сада, познакомиться с инструкциями по соблюдению устава детского сада.

4.10.11

Ознакомление с условиями работы, спецификой контингентом дошкольного учреждения

Знакомство с логопедом. В детском саду находится логопедическая группа.  Кабинет находится на 2-м этаже, просторный и  светлый. Оборудование логопедического кабинета соответствует норме. Много различных пособий для работы и игрушек. Занятия проводятся с детьми старшей и подготовительной групп. Ознакомилась с режимом дня детей, с расписанием занятий логопеда. Изучила порядок приема детей и комплектование групп.

5.10.11-

6.10.11

Ознакомление с работой логопеда непосредственно в его практической деятельности.

Ознакомление с документацией. Знакомство с нормативно-правовыми документами, регламентирующими работу логопеда. Знакомство с программой обучения детей логопедической группы, перспективным и календарным планированием работы, отчетом логопеда за учебный год.

7.10.11

Составление индивидуального плана работы на весь период практики

Подготовила планирование моей работы в детском саду, распределили виды деятельности.

10.10.11

Просмотр и анализ фронтального занятия, проведенного логопедом.

Занятие проведено с детьми подготовительной группы .Тема: звуки Ж- З. На занятии присутствовало 12 детей. Активность детей на занятии была высокой. Выдержаны все этапы работы со звуком. Материал доступен детям.

11.10.11

Ознакомление с общим демонстрационным и фронтальным оборудованием кабинета логопедии.

Изучение оборудования кабинета с использованием банка данных оборудования, книги учета, методической литературы.

12.10.11-

13.10.11

Ознакомление с тематическим планированием воспитателей группы.

Изучила тематическое планирование и определить место темы, по которой будут проводиться занятия. Выявить содержание материала, который предшествовал данной теме.

14.10.11-

17.10.11

Посещение занятий в логопедической группе по разным видам деятельности

Согласовать с воспитателями, музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре свое присутствие на занятии.

Изучила коллектив группы, мотивационные особенности деятельности воспитанников на разных видах деятельности.

Выявить  особенности учебной деятельности, характерной для выбранного профиля, и учесть их при составлении плана и конспектов занятий в данной группе.

18.10.11

Разработка и защита индивидуального плана педагогической практики.

Представить разработанный индивидуальный план практики. В нем указать виды занятий и мероприятий, день и время проведения, содержание работ.

19.10.11

Участие в мероприятии: «День Осени»

Смотрела утренник. Обращала внимание на речь детей. Дети читали много стихотворений, пели песни. Стихотворения дети читали выразитель-

но. Было проведено много совместных игр родителей с детьми.

20.10.11

Присутствие на фронтальном занятии сокурсницы.

Участие в анализе занятия. Тема: «Звук [о]. Буква О.

Задачи:1. Формирование понятия «гласный звук», на примере звука «О»; знакомство с понятием «ударный звук».

2. Совершенствование навыков словоизменения(преобразование существительных мн. Числа в ед. число) и словообразования (подбор родственных слов по наводящим вопросам).

3. Уточнение значения предлога «около»; составление предложений с предлогом «около».

4. формирование навыка чтения (открытые слоги с буквой «О»).

5. Развитие эмоциональной сферы; совершенствование чувства ритма.

6. Развитие мелкой моторики.

7. Воспитание усидчивости, интереса к окружающему миру.

Провела занятие с детьми подготовительной группы. Занятие проведено в игровой форме. Использовала много наглядного материала.

21. 10. 11

Проведение логопедического обследования

Проведение логопедического обследования. Оформление результатов обследования . Было проведено логопедическое обследование Ильи М ., знакомство с данными логопедического обследования, проводимого логопедом. Результаты обследования проанализированы с логопедом. Данные обследования внесены в речевую карту, совместно с логопедом  составлен  перспективный план коррекционной работы. В рекомендациях внимание обращается на то, что наряду с коррекцией речевых дефектов необходимо осуществлять работу по общему психическому развитию ребенка. Рекомендуется систематически проводить разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук.

24.10.11

Присутствие на занятии сокурсницы.

Проведение логопедического обследования

Участвовала в анализе фронтального занятия сокурсницы. Тема: «Формирование фонетико- фонематических представлений и навыков звукового анализа»

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

Закреплять правильное произношение звука «П» изолированно, в слогах, словах, предложениях;

Уточнить правильную артикуляцию звука «П» и закрепить представления о твердых согласных звуках;

Упражнять в умении определять место звука в слове и соединить предмет со схемой;

Упражнять в звуковом анализе слогов и отмечать звуки условными обозначениями;

Закреплять в речи понятие обобщающего характера «Зимующие птицы»;

Упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные;

Учить строить грамматически правильные предложения;

Закреплять умения согласовывать слова в предложении;

Коррекционно- развивающие:

Развивать артикуляционный аппарат детей; нормализация мышечного тонуса мимической мускулатуры;

Развивать внимания, слуховую и зрительную память, мышление, формирование интонационной выразительности.

Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук через пальчиковую гимнастику и упражнение «Соедини картинку»,

Вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;

Коррекционно- воспитательные:

Формировать умение работать в группе, оценивать свою деятельность;

Формирование положительной установки на участие в занятии.

Проведение логопедического обследования. Оформление результатов обследования         Было проведено логопедическое обследование Рината Р., знакомство с данными логопедического обследования, проводимого логопедом. Результаты обследования проанализированы с логопедом. Данные обследования внесены в речевую карту, совместно с логопедом  составлен  перспективный план коррекционной работы. Совместно с логопедом была оформлена необходимая медико-педагогическую  документация,  составлена  подробная  психолого-педагогическую характеристика на основе проведенного обследования и динамического наблюдения в процессе занятий и вне их, проанализирована эффективность проведенных логопедических занятий.

25.10.11

Практическая работа по оснащению логопедического кабинета пособиями по развитию речи по по заданию логопеда.

26.10.11

Подготовка к проведению индивидуального занятия

Проведение беседы: «Мой любимый город».

Изучила методические материалы, учла логопедическое заключение. Написала конспект, заверила у логопеда.

Была проведена беседа с дети на тему: «Мой любимый город».

27.10.11

Проведение индивидуального занятия

Проведение индивидуального занятия Согласно перспективному плану работы логопеда  и результатами обследования был подобран методический материал для подготовки и проведения индивидуального занятия с Илюшей М.

Тема "Автоматизация звука [л] в слогах, словах"

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах.

Задачи:

- формирование критического отношения к своей речи; вырабатывание умения удерживать язык в спокойном состоянии; выполнение правильной артикуляции звука; закрепление навыка произношения звука «л» в слогах, словах.

-развитие мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов; развитие фонематического слуха; развитие подвижности и гибкости кончика языка, умение им управлять; развитие восприятия и ориентировки в пространстве, отработка понятия «правый» и «левый».

воспитание интереса к занятиям, умения контролировать себя,  воспитание аккуратности, дисциплинированности.

Речевой материал: слоги и слова со звуком [л], прямые и обратные слоги со звуком [л],  загадки, речевые разминки, название предметов, животных, овощей, и т.д.

Оборудование: артикуляционный профиль звука[л]; предметные картинки, «Лунтик и его друзья», коробочка с чечевицей, слоговые ряды, пособия по автоматизации звука «л», рабочая тетрадь, авторучка, цветные карандаши трёх цветов (синий, красный, зелёный).

28.10.11

Присутствие на фронтальном занятии сокурсницы

Участвовала в анализе фронтального занятия сокурсницы. Тема занятия: «Составление рассказа «В гостях у гномов» по плану в виде собственного рисунка»

Задачи:

  1. Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде собственного рисунка.
  2. Продолжать учить полно и точно отвечать на вопросы строя фразу из 4-6 слов.
  3. Закрепить навык согласования и употребления существительных творительном падеже с предлогом «С».
  4. Совершенствовать навык ориентировки на листе бумаги.
  5. Воспитывать желание помогать ближнему.

Лексический материал: этаж, лифт, лестница, ступеньки, крыша, стена, труба, пол, потолок, дверь, окна, балкон, гном, гномище, гномик, гномишко, дом, домишко, домик, домище.

Большой, маленький, высокий, низкий, грустный, веселый, печальный, сердитый.

Подготовка к индивидуальному занятию

Согласно перспективному плану работы логопеда  и результатами обследования был подобран методический материал для подготовки и проведения индивидуального занятия с Ринатом Р.

Тема: "Автоматизация звука [ш] в словах"

Этап: автоматизация звука в словах.

Цель: Упражнять  в правильном произнесении звука [ш]

Задачи:

-Закреплять правильное произношение звука в словах;

-Развивать фонематический слух / умение определять наличие звука в словах /, навыки звукового анализа и синтеза, связную речь /составлять предложения по данным словам /.

-Развивать подвижность речевого аппарата, процессы мышления / умение действовать по образцу/, целостность зрительного восприятия;

-Воспитывать трудолюбие, умение занять себя интересным делом.

Оборудование: иллюстрации соответствуют содержанию сказки / лес, лесная поляна, болото/, герои сказки /заяц, сорока, паук, лягушка, белка, еж./, предметные картинки, названия которых содержат звук “ш”.

1.11.11

Проведение индивидуального занятия

Занятие провела с Ринатом Р. Занятие дано в игровой  форме, использовала наглядные пособия: игрушки, предметные картинки. Следила за речью ребенка, правильным произношением звуков

2.11.11

Написание характеристики

Экскурсия в краеведческий музей.

Знакомство со спецификой психолого-педагогического и логопедического обследования детей .Наблюдение за тем, как осуществляется процедура обследования ребенка с нарушением речи. Самостоятельное составление речевой карты.

Вместе с воспитателем группы, логопедом была организована экскурсия в краеведческий музей г. Вольска.

3.11.11

Присутствие на фронтальном занятии сокурсницы

Участвовала в анализе фронтального занятия сокурсницы. Тема занятия:

« Транспорт».

Задачи:

Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже через игру «Согласуйка».

Продолжать учить согласовывать уменьшительно-ласкательную и увеличительную форму прилагательного с существительным через игру «У лилипута и великана».

Продолжать учить образовывать слова с противоположным значением с помощью игры «Скажи наоборот».

Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным с помощью приставок в-, вы-, с-, под-, при-, пере-, от-.

Развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику «Пешеходы», общую моторику через моторику через подражание различным видам транспорта, логическое мышление через отгадывание загадок.

Оборудование: загадки о различных видах транспорта, иллюстрации видов транспорта, лилипут и великан, мяч, приглашение в путешествие, схема путешествия, дипломы.

7.11.11

Проведение консультативной работы с родителями

Проведены консультации с родителями Валеры Г., Саши А. На консультации затронуты вопросы  о задачах и содержании основных этапов коррекционного обучения, разъяснялась роль родителей в исправлении речевых дефектов и закреплении в домашних условиях правильных речевых навыков, полученных на логопедических занятиях, даны рекомендации по соблюдению общего и речевого режима во время пребывания ребенка дома.

Родителям  Валеры Г., Саши А. было разъяснено домашнее задание, родители были обучены некоторым коррекционным приемам.

8.11.11

Подготовка к проведению фронтального занятия

 В ходе подготовки к фронтальному занятию была получена консультация логопеда на закрепление умения составлять план и конспект занятия, точно формулировать тему, цель и задачи, отбирать программное содержание, намечать этапы занятия в определенной логической последовательности, методически грамотно подбирать речевой материал, наглядные и дидактические пособия.

9.11.11

Проведение фронтального занятия

Провела занятие с детьми подготовительной группы. Тема: «Звук и буква [с]».

Задачи:

Закрепить и уточнить артикуляцию звука «С».

Развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза слогов и слов.

Познакомить с буквой С.

Обучать чтению слогов и слов с буквой С.

Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память.

Продолжать развивать мелкую и общую моторику.

Воспитывать чувство любви к природе.

Оборудование: пеналы, предметные картинки, буква С, птичка с подарками, таблица по чтению, схемы-таблицы слов, песочные часы, «зимующие птицы», «домики».

Занятие проведено в игровой форме. Использовала много наглядного материала.

10.11.11

Присутствие на утреннике «День полиции».

Смотрела утренник. Обращала внимание на речь детей. Дети читали много стихотворений, пели песни. Стихотворения дети читали выразитель-

но. Было проведено много совместных игр родителей с детьми.

11.11.11

Практическая работа по оснащению группы пособиями по развитию речи. Был подобран игровой материал для коррекции речи. Изготовлены пособия по запросу воспитателя «Четвертый лишний», «Классификация»

14.11.11

Проведение фронтального занятия

Провела занятие с детьми подготовительной группы. Тема: «Звуки [С] и [С’]».

Цель: практическое закрепление четкого произношения звуков С и СЬ  в речи.

Задачи:

  1. Дать детям представление о положении речевых органов при произнесении звука.
  2. Обучать навыкам звукового анализ.
  3. Развивать фонематический слух;.
  4. Расширение словарного запаса у детей.
  5. Учить определять на слух позицию заданного звука в слове; анализ и синтез сочетаний из гласного и согласного звуков.

Оборудование: зеркала, схемы звуков ,шишки для японского массажа; карточки для каждого ребенка, карандаши, картинки на изучаемый звук.

Активность детей на занятии была высокой. Выдержаны все этапы работы со звуком. Материал доступен детям.

15.11.11

Подготовка к проведению фронтального занятия

Изучила методический материал к занятию. Написала конспект, заверила у логопеда.

16.11.11

Присутствие на индивидуальном занятии  сокурсницы

Участвовала в анализе индивидуального занятия сокурсницы. Тема занятия: «Автоматизация звука [р] в словах».

Цель: закрепление правильного произношения звука [р] в словах.

Задачи:

Совершенствование работы артикуляционного аппарата.

Выработка направленной воздушной струи.

Развитие фонематического слуха.

Уточнение артикуляционного уклада звука [р] .

Развитие элементарного фонематического анализа.

Уточнение и обогащение словарного запаса по лексической теме «Овощи».

Развитие памяти, внимания.

Оборудование: пособие для выработки направленной воздушной струи; картинки, содержащие в названии звук  [р]; схемы к словам.

17.11.11

Проведение фронтального занятия

Провела занятие с детьми подготовительной группы. Тема: «ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ».

Цель:- расширение и активизация словаря.

Задачи: - образовывать множественное число существительных;

- учить образовывать существительные с уменьшительно-

ласкательными суффиксами;

- учить образовывать относительные прилагательные;

- подбирать прилагательные к существительному;

- учить подбирать слова- антонимы;

- согласование существительных с числительными;

- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.

Оборудование: картинки с изображением осени, листьев мяч.

18.11.11

Присутствие на индивидуальном занятии сокурсницы

Участвовала в анализе индивидуального занятия сокурсницы. Тема занятия: «Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах. Звуки и буквы С-Ш».

Задачи: образовательные:

Уточнить артикуляцию звуков С и Ш, выделяя сходство и различия.

Добиваться четкой дифференциации звуков на основе биоэнергопластики и опоры на звуковые символы на слух и в произношении.

Закрепить знания о характеристике звуков.

Правильно соотносить звуки с соответствующими буквами.

Учить отгадывать загадки. Принимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

Коррекционные:

Развивать фонематический слух и анализ.

Работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.

Предупреждение дисграфических ошибок.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать умение понимать учебную задачу.

Воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.

Оборудование: инд. Зеркала, схемы звуков, картинки настроения.

21.11.11

Проведение фронтального занятия

Провела занятие с детьми подготовительной группы. Тема: теме "В гостях у Снеговика"

Коррекционно-образовательные цели:

  1. Активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков по теме «Зима».
  2. Уточнение и расширение запаса конкретных представлений о свойствах снега, подбор однородных прилагательных и глаголов.
  3. Формирование практических навыков словообразования и словоизменения при согласовании существительных с числительными.
  4. Развитие регулирующей функции речи: выполнение инструкций и составление предложений с предлогами: со, на, за, перед, около.
  5. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза при разгадывании ребусов.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие фонематического слуха и слухоречевой памяти, внимания, мышления.

Коррекционно-воспитательные цели: Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, умения слушать партнера.

Оборудование: инд. зеркало, снежинки; игрушки: снеговик, белый медведь, мышонок, мешочек со снежинками, мяч, сугроб; ребусы, счетный материал – елка объемная и картинки (шишки, снеговики, снежинки, шары) в пределах 10; 2 сюжетные картинки, магнитофон и кассета с записью.

Занятие проведено в игровой форме. Использовала много наглядного материала.

22.11.11

Присутствие на утреннике «День Матери»

Смотрела утренник. Обращала внимание на речь детей. Дети читали много стихотворений, пели песни. Стихотворения дети читали выразитель-

но. Было проведено много совместных игр родителей с детьми.

23.11.11-

26.11.11

Оформление документации по логопедической практике.

Оформление документов по практике.



Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Н.Г. Чернышевского»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

СТУДЕНТА – ПРАКТИКАНТА

Фамилия И.О._______________________________________

Факультет__________________________________________

Специальность___________________Курс____Группа____

Дополнительная специальность_______________________

Образовательное учреждение_________________________

Адрес учреждения ___________________________________

Телефон учреждения _________________________________

Факультетский руководитель практики_____________

Методист_________________________________________

 Руководитель образовательного

 учреждения ______________________________________

 Логопед  образовательного

 учреждения______________________________________  

                                               

Приложение 1.

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИКАНТА

Виды деятельности и направления

Дата

Выполнение

I

Ознакомление с задачами и содержанием практики. Составление календарного  индивидуального плана логопедической работы.

II

Изучение детей с речевыми нарушениями.

III

Составление логопедической и психолого-педагогической характеристики на ребенка (не менее двух).

IV

Оформление речевых карт детей (не менее двух).

V

Составление перспективного плана коррекционно - развивающего обучения детей.

VI

Подготовка и проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми: пробных и открытых индивидуальных (не менее 2); подгрупповых и фронтальных (не менее 3). [1]

VII

Подготовка и оформление конспектов 5 открытых занятий: 2 фронтальных и 3 индивидуальных.

VIII

Системный анализ (самоанализ) логопедических занятий и оформление анализа урока (не менее 2).

IX

Изготовление наглядного пособия и дидактического материала (не менее одного).

X

Знакомство с передовым новаторским опытом логопедической работы.

XI

Сотрудничество с воспитателями, психоневрологом, музыкальным работником и родителями: участие в проведении консультаций, бесед, методических объединений, педсоветов, консилиумов и др.

XII

Участие и проведение воспитательных мероприятий.

XIII

Сбор материалов для реферата, курсового и дипломного сочинения по проблемам логопедии.

XIV

Участие в итоговой конференции факультета (института).


Основные направления педагогической деятельности практиканта и их выполнение  (см. с. 9)

Проведение индивидуальных и фронтальных занятий

Дата

 

Темы зачетных занятий

Отметка о выполнении, оценка занятия, роспись логопеда, методиста.

Методист_______________________________________________________

Учитель - логопед_______________________________________________

Характеристика студента-практиканта




________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель образовательного

учреждения                                     ______________________________________

Логопед                                            ______________________________________

«______» ______________200___г.                                                   М.П.

Примерный образец оформления дневника логопедической практики

Титульный лист

Дневник логопедической практики студента .... группы факультета педагогики начального и специального образования СГУ имени Н. Г. Чернышевского

Ф. И. О.

Логопедическая практика проводится на логопункте школы (Д/с) для детей с интеллектуальными нарушениями № .... города...

с.... по... 200 _года.

1 страница

Фиксируются общие сведения:

Методист института...

Преподаватель по психологии...

Логопед школьного пункта...

2 страница

Общие сведения о работе школьного (дошкольного) логопункта...

Список детей для проведения фронтальной и индивидуальной работы с указанием возраста, клинического диагноза и логопедического заключения.

3 страница и далее

Индивидуальный план работы на период логопедической практики.

Выполнение ежедневной профессионально - педагогической деятельности студента, заверенное логопедом либо методистом группы.

Примерное оформление результатов наблюдения и анализа занятий:

Дата и время наблюдения...

Ф.И.О. проводящего логопедическую работу

Тема, цель, задачи урока (занятия) и его анализ (см. схему системного анализа урока).

.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Н.Г. Чернышевского»

ОТЧЕТ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Фамилия И.О._______________________________________________

Факультет__________________________________________________

Форма обучения (д/о; з/о)_____________________________________

Специальность___________________________Курс____Группа____

Дополнительная специальность_______________________________

Образовательное учреждение_________________________________

Адрес учреждения ___________________________________________

Телефон учреждения ________________________________________

Руководитель практики

от факультета                ___(оценка)       (подпись, дата)     (инициалы, фамилия)

Руководитель

группы студентов (методист)  _(оценка) (подпись, дата)  (инициалы, фамилия)

Логопед

образовательного учреждения _(оценка) (подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Краткий отчет по плану (см. с. 10)

Саратов _____________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Н.Г. Чернышевского»

ОТЗЫВ

О работе студента__________________курса____факультета________________

(фамилия, имя, отчество)

проходившего педагогическую практику в ______классе_________________

(наименование и адрес школы)

с________по___________ 200___г.

В период педагогической практики под руководством учителя - логопеда провел следующую работу:

Указать: сколько уроков (занятий) посетил_______________ – провел пробных ________ зачетных___________, (индивидуальных, фронтальных) занятий;              

                участие в анализе (самоанализе) занятий;

                изготовление наглядных пособий;

                оформление кабинета и др.    

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Провел воспитательные занятия: _______________________________

Участвовал в подготовке и проведении беседы, утренника, экскурсии и др.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель - логопед образовательного учреждения________________

Руководитель учреждения  _____________________________________

 Утверждено на заседании педагогического

совета школы

Дата и № протокола

Характеристика

педагогической работы студента - заочника пятого курса

(факультет и специальность)

факультета педагогики начального и специального образования СГУ имени Н.Г. Чернышевского

работающего по специальности факультета

(фамилия, имя, отчество, студента)

Место работы и должность (что преподает, сколько лет, в каких классах) ___

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Учебная работа по специальности:__________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Внеклассная работа по специальности: ______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Воспитательная работа студента: ______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Общественная работа студента: ______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Заключение педсовета школы о работе студента - заочника как учителя - логопеда: ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

“______” ___________ 200__г.

  М. П.

Директор учреждения__________________

Секретарь ________________


[1] Данное направление следует конкретизировать: назвать темы зачетных уроков и даты их проведения . Логопед-методист должен поставить отметку и свою роспись за проведенные занятия ( См. приложение № 3 ).



Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению: "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях"

Цель: Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [р]

Задачи:

-закреплять правильную артикуляцию звука [ р ] в словах и предложения;.

-расширять и уточнять словарный запас учащегося;

-формировать активность в обучении;

-воспитывать стремление овладеть правильной речью;

-развивать моторику руки;

-расширять объём механической памяти.

Оборудование: предметные картинки на звук [ р ], зелёный лист бумаги, два синих фломастера, трафареты (свинья, курица), цветные карандаши, изображения овощей для раскрашивания, нелинованный лист бумаги, зашифрованная с помощью картинок скороговорка: “Труба трубит, труба поёт, трубач по городу идёт”.

Ход занятия:

Деятельность учителя

Деятельность детей

Примечание

I. Организационный момент

- Здравствуй  Саша! У тебя хорошее настроение? Ты настроен работать?

II. Объявление темы занятия

- Сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука [р] в словах и предложениях. И начнём с разминки.

III. Разминка

Артикуляционная гимнастика:

- упражнение “Пулемёт”;

- упражнение “Лошадки”;

- упражнение “Парус”;

- “Ветер подул на парус”.

Изолированное произношение звука [ р ] .

- Произнеси звук [р] долго, громко.

-А теперь произнеси тихо.

-Саша, прочти слоги!

-Давай проговорим скороговорку, но ее надо сначала расшифровать  и прочитай

Как надо произносить скороговорки? Помни, что сейчас нам важнее сказать правильно. А быстро мы научимся говорить позже.

тра-тро-тру-тры    атр-отр-утр-ытр

тро-тру-тры-тра    отр-утр-ытр-атр

тру-тры-тра-тро    утр-ытр-атр-отр

тры-тра-тро-тру    ытр-атр-отр-утр

Труба трубит,

Труба поёт,

Трубач по городу идет.

Быстро.

длительно на одном выдохе громко и тихо.

Чтение прямых и обратных слогов по

IV. Произношение звука [ р ] в словах и предложениях

- А теперь мы с тобой будем составлять картину.

-Представь себе , что это большая зеленая равнина. Послушай ещё раз: “Большая зеленая равнина”.

-В каком по счёту слове ты услышала звук [р]? Повтори за мной это слово “равнина”.

-Дальше ты будешь повторять за мной все слова с этим звуком, и выкладывать на равнину изображения предметов, о которых пойдёт речь.

-Вся равнина заросла густой зеленой травой. По равнине протекает ручей.

- На воде бывают волны. Нарисуй, пожалуйста, волны двумя фломастерами обеими руками сразу.

-В ручье водятся раки и осётры. А еще в нем проживает выдра. По ручью плывет быстрый кораблик. Ветер расправил ему паруса.

-От ручья вглубь равнины уходит тропинка. Длина тропинки сто метров. По краям тропинки растут розы и ромашки.

На берегу ручья растут ракиты и тростник. А подальше на горке кедры. В ветках ракиты поют дрозды. Над кедром пролетает ворон и каркает.

На другом берегу виднеется крыша с трубой. Вероятно, домик за горкой. Вокруг домиком забор. Возле забора сложены дрова. Это Рома рубит дрова топором.

На горизонте видны серые горы. Справа от тропинки роща. В ней подросток собирает в корзину грузди и сыроежки. Мухомор  он брать не будет.

Перед рощей огород. Там работает детвора.

Раскрашивание овощей.

- Что они выращивают на огороде, ты узнаешь, когда выполнишь следующее задание: рассмотри рисунок и раскрась на нем овощи, в названиях которых есть твердый звук [ р ].

- Почему ты не раскрасила груши? А огурец?

В огороде растут помидоры, огурцы, морковь и горох. За огородом растет картофель. В огороде Трофим и его друг. Они с трудом носят ведра с водой из ручья, чтобы полить рассаду.

На сочной траве пасутся коровы.

В третьем слове.

Равнина

Картинка травы.

Картинка ручья.

Рисует.

Картинка раки, осетры, выдра, кораблик, паруса.

Тропинка, розы, ромашки.

Ракиты, тростник, кедры, дрозды, ворон.

Крыша с трубой. Домик за горой.

Домик за забором, дрова, мальчик рубит дрова.

Серые горы, роща, корзина с грибами, мухомор.

Огород.

Груша это не овощ, а в слове огурец мягкий [ р ]

на стол кладётся лист зелёной бумаги

Рисование двумя руками.

Работа с трафаретами.

- А кто еще пасется на траве?

- Обведи трафареты Кто получился?

-Заштрихуй изображение свиньи вертикально сверху вниз, а курицы по диагонали с низу вверх и слева на право.

-Как называют детеныша свиньи?

 -Когда курица не одна , а много, как их назвать?

-На сочной траве пасутся коровы и поросенок. Неподалеку куры клюют зерно.

У ручья Маруся стирает в корыте рубашки.

- Красивая у нас получилась картина? Перечисли все предметы, которые мы на ней разместили

-Теперь я картину уберу, а ты перечисли все предметы по памяти.

Поросята

куры

Рисунок 3

V. Итог занятия

- Какой звук мы сегодня учились проговаривать правильно?

- Ты работала  хорошо. Я тебя хвалю. Старайся правильно произносить этот звук и на других занятиях.



Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие по теме "Автоматизация звука [л] в слогах, словах"

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах

Задачи:

- формирование критического отношения к своей речи; вырабатывание умения удерживать язык в спокойном состоянии; выполнение правильной артикуляции звука; закрепление навыка произношения звука «л» в слогах, словах.

-развитие мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов; развитие фонематического слуха; развитие подвижности и гибкости кончика языка, умение им управлять; развитие восприятия и ориентировки в пространстве, отработка понятия «правый» и «левый».

воспитание интереса к занятиям, умения контролировать себя,  воспитание аккуратности, дисциплинированности.

Речевой материал: слоги и слова со звуком [л], прямые и обратные слоги со звуком [л],  загадки, речевые разминки, название предметов, животных, овощей, и т.д.

Оборудование: артикуляционный профиль звука[л]; предметные картинки, «Лунтик и его друзья», коробочка с чечевицей, слоговые ряды, пособия по автоматизации звука «л», рабочая тетрадь, авторучка, цветные карандаши трёх цветов (синий, красный, зелёный).

Ход занятия:

Деятельность учителя

Деятельность ребенка

Примечание

I. Организационный момент.

                1. Постановка темы и цели занятия.

– Сегодня мы с тобой продолжим учиться красиво и правильно произносить звук [л] в слогах и словах. К  нам в гости прилетел загадочный зверек, который не умеет читать и писать. Буквы в его имени перепутались, он не знает, как правильно сложить. Он будет тихонечко сидеть, и наблюдать за твоей работой. Если справишься со всеми заданиями, тогда мы узнаем имя нашего гостя, и сможем увидеть его на картинке. Поможем ему?

Картинка 1.

II. Основной этап.

– Сядем  ровно, спину держим правильно, руки на коленях.

1. Артикуляционная гимнастика.

– Для начала настроим язычок на работу.

«Лягушка-хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Качели», «Пароход», «Индюк»,  «Маляр», «Чистим верхние зубки», «Поймаем звук [л]».

2. Упражнения на развитие силы голоса и выдоха.

Игра «Футбол», «Шторм в стакане». Упражнение “Ау!”

– Я вдохнула носом воздух, наполнила свои легкие воздухом, а теперь выдыхаю и кричу: “Ау-у-у-у!” долго, продолжительно. Но гость нас не слышит. Каким голосом мы будем его звать ?

Давай позовем его – вдох носом, долгий выдох и громко: “А-у-у-у!”.

Громким

А-у-у-у!

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

– Саша, наш гость прилетел с удивительной планеты, название которого начинается со звука,  который мы учимся правильно произносить.

– Правильно, тебе необходимо выложить  из чечевицы букву, обозначающую этот звук.

– Ты справился с первым заданием, открываю первую букву в имени героя (буква – Л).

Это планета – Луна.

Выкладывание буквы.

Картинка 2.

3. Акустико-артикуляционная характеристика звука.

– Вспомни и покажи, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука [л].

Что делают губы, когда мы произносим звук [л]?  Где находится язычок?

Губы растянуты в улыбке, зубы видны, язычок упирается в верхние зубы, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю.

Картинка 3

Рассматривается положение губ, зубов, языка, работа голосовых связок, воздушная струя.

4. Произношение звука в изолированном виде.

-Саша, произнеси звук [л]

Л-л-л

5. Акустическая характеристика звука.

– Саша, звук [л] произносится с преградой. Он какой?

– Соединим его с гласными 1 ряда.

 Как он будет звучать?

– Почему?

– Определи, пожалуйста, какого цвета фишка обозначает этот звук?

– Открываю следующую букву имени героя

Звук [л] согласный.

ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.

Твёрдо.

Гласные 1 ряда дают твёрдость согласного звука.

Синего.

буква У.

6. Развитие фонематического восприятия.

– Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [л].

Лодка, рука, ковер, стол, лыжи, луна, пирамида, локоть, лук, колпак, крыша, глобус, кран, акула, мыло.

– Открываю очередную букву имени героя (буква Н).

Игра «Поймай слово со звуком «л».

7. Динамическая пауза.

-давай ручками похлопаем, ножками потопаем, головкой покачаем и снова начинаем.

Ребенок выполняет движения согласно тексту.

8. Автоматизация звука [л] в слогах и словах.

-Саша, повторяй за мной.

ЛА́ ла            лаЛА́ ла

ло ЛО́            ло ло ЛО́

ЛУ́ лу лу       лу лу ЛУ́

лы ЛЫ́ лы    лы лы лы ЛЫ́

Игра «Найди букву»                                                    

– Давай найдём среди этих букв буквы Л и назовём их, а потом обведём всем буквам Л ножки, чтобы они могли с нами путешествовать.

 

– Открываю букву имени (буква Т).

Ла-ла – лапы                  ла-ла – лампа

Ло-ло – лошадь             ло-ло -ложка  

Лу-лу – лук                    лу-лу – лупа

Лы-лы – лыжи              лы-лы – вилы

Картинка 4

Тренировка звука на аналогах слов. Повторение слогов, выделяя ударные голосом и хлопками.

10. Отработка понятия «правый», «левый», «под» , «над», «между».

– Правой рукой возьмись за левое ухо; левой рукой покажи правый глаз;

– Левой рукой возьмись за затылок, правой рукой дотронься до правого колена.

Игра «Загадки звука Л».

– В комнате стоит стеллаж Л. Сначала назови, что находится на верхней полке, затем – на нижней и в конце – на остальных. Теперь Л будет задавать тебе вопросы. Постарайся  правильно ответить на них.

– Что находится справа от яблока?

– Что находится слева от куклы?

– Что находится под луком и справа от ложки?

– Что находится между лопаткой и молотком?

– Что находится под юлой и над вилкой?

Кристина выполняет.

Свёкла

Юла

Молоток

Лук

Яблоко

Картинка 5.

7. Игра «Четвертый лишний».

– Найди в  ряду лишнюю картинку, объясните свой выбор.

Лось, белка, волк, лиса;

корова, белка, коза, собака.

– Открываю букву (буква И).

Лиса, потому что в этом слове звук [л] мягкий, а в остальных словах твердый.

Белка, потому  что в этом слове есть звук [л], а в остальных словах нет.

 

Картинка 6.

11. Игра «Составь слова из слогов» и придумай предложение с этими словами.  

-Саша, вот слоги:  МА, ЛЫШ; ЛЫ, ЖИ, нужно составить слова.

– Открываю последнюю букву (буква К).

– Теперь ты знаешь, как зовут нашего героя, его зовут – ЛУНТИК

Картинка 7

Картинка 8

III. Итог занятия.

– Какой звук закрепляли на занятии?

– Понравилось тебе занятие?

Картинка 9



Предварительный просмотр:

Тема: "Дифференциация звуков [б]–[б'], [п]–[п'] в словах и предложениях"

Цель:  формировать умения различать парные согласные по работе голосовых складок и определять место и способ их образования.

Задачи:

-Упражнять детей в различении звуков [Б]–[Б’], [П]–[П’] в словах и предложениях.

-Упражнять в составлении слов из слогов, составлять предложения с данными словами.

-Упражнять в работе с деформированным предложением.

-Активизировать пассивный словарь детей, обогатить словарь словами: былинка, бегуны.

-Учить видеть скрытый смысл пословицы.

-Развивать зрительное восприятие, долговременную память, логическое мышление.

-Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения.

-Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: картина с изображением 4-х наложенных предметов, 4-е бумажных круга с написанными в них буквами ([Б], [Б’], [П], [П’]), картинки, игра “Собери слово” (с веревочками), игра “Волшебная пирамидка”, тетради, ручки, цветные карандаши.

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Организационный момент

-Валера  подойди к доске и посмотри на картину

– Назовите предметы, которые ты видишь  на картине, и выделите первые звуки в них!

–Догадался, какая тема нашего занятия?

[Б], [Б’], [П’], [П]

-Различение звуков [Б], [Б’], [П’], [П]

на картине приемом наложения изображены силуэты 4-х предметов: белки, бабочки, пирамидки, панамки.

  1. Характеристика звуков

- Валера дай характеристику этих звуков.

– Как определить, звонкий или глухой звук?

[Б] – согласный, звонкий, твердый;

[Б’] – согласный, звонкий, мягкий;

[П] – согласный, глухой, твердый;

[П’] – согласный, глухой, мягкий.

Приложить пальцы тыльной стороной руки к горлышку: если звук звонкий, то горлышко дрожит

3. Игра “Прыгни в круг”

-Валера, я  буду показывать картинки! Ты должен назвать картинку, определить первый звук в слове, прыгнуть в нужный обруч и положить в него картинку!

Валера прыгает.

На полу лежат 4 бумажных круга.

В каждый круг положены буквы: Б, Б’, П, П’.

Картинки у всех разные Б, Б’, П, П’.

  1. Игра “Собери слово”

-Необходимо собрать слово, назвать изучаемый звук и объяснить значение слова. Устно придумать предложение с этим словом.

Слово:,бу-каш-ка, за-па-сы.

Собирает слова, придумывает предложения.

-На цветке ползала букашка.

-Белка делает запасы на зиму.

У ребенка 3 прямоугольника, на нем написаны слоги. По краям прямоугольника с обеих сторон – дырочки, через которые собирается

(связывается) слово с помощью тонких веревочек.

5. Игра «Волшебная пирамидка»

-Валера, сейчас  по очереди снимай колечки, называй его цвет, читай предложение, устно исправляй его.

Ботинки поставили Петю под стол.

Цветок сидит на букашке.

Паутина плетет паука.

Березовый лес ходил по грибникам.

Пижама положила девочку на кровать

На доске вырезанная из цветной бумаги пирамидка, на обратной стороне каждого колечка написано одно предложение..

6. Физкультминутка “Зарядка”

Мы ногами топ, топ,

Мы руками хлоп-хлоп.        

Мы глазами миг-миг. Моргаем глазами.

Мы плечами чик-чик.        Раз – сюда, два – туда,        Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали,

Ванькой-Встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.        

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора!        

Движения выполнять по содержанию текста.

Руки на поясе.

Руки на поясе, плечи вверх- вниз.

Руки на поясе, глубокие повороты вправо- влево.

Движения выполнять по содержанию текста.

Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.

7. Гимнастика для глаз

Посмотреть на потолок, на пол, вдаль (в окно), на пальцы руки.

8. Игра “Загадки”

– Какие наложенные друг на друга предметы были на первой картинке?

– Придумайте загадки про них!

Белка, бабочка, пирамида, панамка.

11. Объясни пословицу

-Валера, как ты понимаешь пословицу: Любишь кататься, люби и саночки возить.

12. Итог занятия

– Сколько звуков мы сегодня изучали? Назови их!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

САРАТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Имени Н.Г. Чернышевского

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему:

"Антонимы"

Выполнила студентка

Факультета педагогики

начального и специального

образования СГУ

4 курс 472 группы

Мартынова Татьяна

Саратов 2012

Тема: «Антонимы».

Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного запаса учащихся путем использования антонимов в собственной речи.

Задачи:

-расширить представление детей об антонимах, научить самостоятельно подбирать антонимы к данным словам и по картинкам, выделять антонимы в тексте;

-активизация словаря учащихся, развитие внимания,

памяти, коррекция недостатков произношения, совершенствование навыков чтения и письма;

-воспитывать интерес к учебному процессу, чувство ответственности при выполнении заданий.

Оборудование: картинки к стихотворению Г.Сапгира "Яблоко" -карточки со словами-антонимами, картинки яблок, мяч, картинки с изображением героев мультфильмов.

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность детей

Примечание

  1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Сядьте ровненько. Проверяю порядок на партах, а вы приготовьтесь внимательно слушать, правильно отвечать и активно работать.

Дети занимают свои места

  1. Артикуляционная гимнастика.

– Я вижу, вы готовы к занятию. А готовы ли ваши язычки? Проверим, как вы умеете выполнять упражнения:

1) губы "трубочкой"

2) "улыбка"

3) язычок высунуть наружу, спрятать внутрь

4) поднять язык кверху, опустить

5) кончиком языка двигать влево, вправо

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Поставить зеркала.

  1. Сообщение темы, повторение пройденного.

– Молодцы! Когда вы делали гимнастику, я называла слова с противоположным значением. Какие?

– А как называются эти слова?

-Правильно! Слова, противоположные по смыслу называются антонимы.

– А теперь послушайте стихотворение Г. Сапгира “Яблоко”.

А нам помогут вот эти животные

– Отлично! Теперь назовите пары слов противоположных по смыслу, которые встретились в стихотворении.

-Скажите, а где мы увидели яблоко, о котором спорили животные?

– Верно, мы с вами попали в волшебный сад слов-антонимов.

Мы будем собирать яблоки.

-наружу-внутрь, поднять-опустить

-антонимы

низко-высоко, близко-далеко, мало-велико, кислое-сладкое

В саду

на доске картинки яблока, коня, мышонка, воробья, улитки, телёнка, цыплёнка, котёнка, червячка) (Рисунок №1).

  1. Разложить парами карточки с антонимами.

– Давайте сорвем с веточки яблоко. Тут написана загадка, попробуйте её отгадать:

Бывает он в холод,

Бывает он в зной,

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые окна

Нежданно влетит

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

Притихнет, умчится.

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять...

Н. Найдёнова.

– Правильно! Это волшебный ветер, он залетел в наш сад и сорвал, разбросал листья-антонимы из своей загадки. Вспомните загадку и соберите листья парами. (Рисунок №2)

– Посмотрите на пары и скажите, какими частями речи могут быть антонимы?

прилагательными, существительными, глаголами

– Следующее яблоко. Здесь пословицы. Проказник-ветер сдул последние слова. Придется нам закончить каждую пословицу.

"Знай больше, а говори ..."

"Маленькое дело лучше большого ... "

" Лучшая вещь новая – лучший друг ..."

" Корень учения горек, а плод его ..."

Меньше

Безделья

Старый

Сладостен

  1. Физминутка.

- Что это за гостья? Это ворона Анютка залетела в наш волшебный сад.

-Вы мне возвращаете мяч со словом-антонимом:

"Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь : ... . (низко)

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь : ... .(близко)

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь : ... .(пол)

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты : ... .(нашел)

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты : ... .(храбрец)

Теперь НАЧАЛО я скажу,

Ну, отвечай : ... .(конец)

Детям демонстрируется картинка вороны, которая постоянно сопровождает физминутки

  1. Работа по подбору антонимов к многозначным словам.

– Мы отдохнули, и я беру следующее яблоко. Вот, что нам нужно сделать. Есть такие слова, к которым можно подобрать не одно, а несколько слов, противоположных по смыслу. Попробуем это сделать и попытаемся ответить на вопрос, почему так получается.

Свободное место –

Свободная обувь –

Мелкий дождь –

Мелкая река –

Свежий хлеб –

Свежий огурец –

... место

... обувь

... дождь

... река

... хлеб

... огурец

на доску вывешиваются картинки с изображением героев мультфильмов (Рисунок №4).

  1. Охарактеризовать с помощью антонимов героев мультфильмов.

Сорвем следующее яблочко.

– Охарактеризуйте героев мультфильмов. Отвечайте полными предложениями:

"Медведь тяжёлый, а мышка лёгкая"

  1. Разгадать кроссворд.

– Последнее яблочко. К словам из первого столбика нужно придумать антонимы:

холод

мало

новый

здоровый

стужа

громко

плакать

низкий

– Прочитайте слово, которое получилось по вертикали.

– жАра

– мНого

– сТарый

– бОльной

– зНой

– тИхо

– сМеяться

– вЫсокий

антонимы

  1. Подведение итогов.

-Вот и собрали мы все яблоки. Скажите, что же это за слова – антонимы?

– Приведите примеры пар антонимов

– А какое задание вам больше всего понравилось?

Антонимы – это слова с противоположными значениями

Дети приводят примеры



Предварительный просмотр:

Психолого- педагогическая и логопедическая характеристика Матвеева Ивана Викторовича.

Матвеев Илья родился 21 марта 2006 года.

             Беременность мамы была второй, она проходила без осложнений, но по ее словам была небольшая родовая травма. Несмотря на это раннее речевое и психическое развитие находилось в пределах нормы.

Перенесенные заболевания: ОРВИ, ветряная оспа.

При поступлении в детский сад логопедом был поставлен диагноз общее недоразвитие речи  (ОНР III), нарушено произношение звуков [р], [р’], [ш] ,[л], [л’] .

            Илья воспитывается в полной семье, родители находятся в гражданском браке. Он первый ребёнок в семье, так как первая беременность была прервана. Психологическая обстановка в семье благоприятная.

Дошкольное учреждение начал посещать с двух лет. Мальчик приветлив, адекватно реагирует на похвалу и порицание. Внимание у ребенка рассеянное, наблюдается неусидчивость. Зрительное, тактильное, слуховое восприятие, а также восприятие ритма у ребенка сохранно. Мышление соответствует возрасту, память незначительно снижена.

            Общий уровень развития, поведение, общение и деятельность соответствуют возрастным нормам. Поведение и эмоциональные реакции адекватны ситуации. Любит играть в подвижные игры. Свой речевой дефект не замечает. Мелкая моторика рук достаточна развита.

            Запас знаний и представлений об окружающей действительности, природе, семье и о себе в пределах возрастной нормы.

           В ходе работы  с Илюшей выяснилось, что он быстро утомляется на занятиях, имеет неустойчивое внимание.

           Понимание обращенной речи и словарный запас ниже возрастной нормы.

           Пассивный словарный запас преобладает над активным. Недостаточно сформирован грамматический строй речи. Нарушено образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Нарушено звукопроизношение.

Нарушена артикуляционная моторика, а в частности способность к переключению (язык узкий- широкий). Фонематический слух нарушен частично.

          Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи (ОНР III).

Перспективный план работы с ребенком:

- развитие артикуляционной моторики;

-развитие речевого дыхания;

-развитие фонематического восприятия;

-Работа над слоговой структурой слова;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- автоматизация нарушенного звука;

- обогащение активного и пассивного словарного запаса;

Работа над грамматическим строем речи;

-Развитие связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в практику работы дошкольного учреждения»

Семинар - практикум с целью повышения профессиональной компетенции педагогов в процессе подготовки к введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...

Практика работы дошкольного учреждения по ФГОС ДО.

Переход на новый Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – одно из важнейших направлений деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения. Это важный...

Варианты использования ИКТ в практике педагога дошкольного учреждения

ИКТ расширяет возможности организации образовательной деятельности. Мультимедиа-ресурсы за счет увеличения доли информации, представленной в визуальной форме, открывают перед педагогом новые возможнос...

«Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в практику работы дошкольного учреждения».

Стандарт является основой для разработки Программы.Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.Программа обеспечивает развитие личности...

Консультация для воспитателей Проблема развития связной речи в современной практике работы дошкольных учреждений

Консультация для воспитателейПроблема развития связной речи в современной практике работы дошкольных учреждений...

Опыт формирования и реализации культурных практик в дошкольном учреждении

Проектирование современного образовательного процесса в детском  саду в соответствии с ФГОС  дошкольного образования нацеливает нас, педагогов, на  формирование и овладение детьми культ...


 

Комментарии

Саголакова Надежда Петровна

Большое спасибо!!!