Опыт формирования и реализации культурных практик в дошкольном учреждении
статья (подготовительная группа) на тему

Чичварина Татьяна Владимировна

Проектирование современного образовательного процесса в детском  саду в соответствии с ФГОС  дошкольного образования нацеливает нас, педагогов, на  формирование и овладение детьми культурными способами деятельности, культурными практиками.     Они  становятся важной структурной единицей образовательного процесса в детском саду. Культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Культурные практики позволяют дошкольнику самостоятельно применять уже имеющиеся знания в новых условиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт формирования и реализации культурных практик в дошкольном учреждении.

                                                                              МБДОУ « Детский сад № 12» г.о. Самара,  Чичварина Т.В., старший воспитатель

Характерной особенностью нашего времени является усиление культурологических основ образования.  В работах Т.Е. Алексеевой, Дороновой  Н.Ф. Головановой, Н.Б. Крыловой  подчеркивается, что современное образование ориентировано на наиболее полное культурное  развитие  человека.Процесс дошкольного образования направлен на обогащение индивидуальных ресурсов личностного развития ребенка средствами культуры. Культурологический подход позволяет рассматривать сущность дошкольного образования через призму вхождения ребенка в культуру и, соответственно,  его культурного развития. При этом  ребенок   рассматривается как субъект деятельности, способный к  саморазвитию в рамках доступного опыта (Л.Г. Гогоберидзе, 'Г.И. Бабаева, Дороновой , Кларина и др.)

Важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок  приобрел необходимый   личный опыт, который является фундаментом полноценного общего развития, позитивной социализации и индивидуализации.

С этих позиций особого внимания заслуживают культурные практики дошкольника, которые он активно осваивает в пространстве детского сада. Нужно отметить, что понятие «культурные практики образовательном процессе» является достаточно новым для отечественной педагогики и образования, и  весьма активно обсуждаемым в последнее время на разных образовательных уровнях.

Новое содержание образования ориентировано на развитие универсальных культурных умений. Такие умения начинают формироваться в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни.

      Необходимо отметить, что культурные практики дошкольника неразрывно связаны с его интересами, потребностями (коммуникативными, деятельностными, игровыми и пр.) и способами самовыражения.

 Термин «культурные практики» ребенка интерпретируется и широко используется в работах Н.Б. Крыловой. С точки зрения Н.Б. Крыловой, культурные практики дошкольника — это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация  новых способов и форм деятельности (т.е. творчество) и поведения в целях удовлетворения  разнообразных  потребностей и  интересов.

«Практика ребенка становится культурной. — подчеркивает Н.Б. Крылова,  ...когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных образцов и творческих продуктов деятельности  на основе осваиваемых культурных норм (где культура -  качество любой формы деятельности)»

    Проектирование современного образовательного процесса в детском  саду в соответствии с ФГОС  дошкольного образования нацеливает нас,педагогов, на  формирование и овладение детьми культурными способами деятельности, культурными практиками.     Они  становятся важной структурной единицей образовательного процесса в детском саду. Культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Культурные практики позволяют дошкольнику самостоятельно применять уже имеющиеся знания в новых условиях.  

     Важность такого подхода подчеркивают следующие целевые ориентиры согласно ФГОС  на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;

- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности -игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности', конструировании и других;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Все это формируется при  созданной  соответствующей развивающей среде.

    У педагога, реализующего основную общеобразовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции и созданы условия  необходимые для социальной ситуации  развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста   (пункт 3.2.5. Стандарта).

 Среди таких компетенций выделяются следующие:

-  организация конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности;

  - создание условий для свободного выбора детьми деятельности;

- вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий.

              Современный педагог осознает, что развитие детской самостоятельности, творческих умений  и инициативы во многом зависят от него, особенно от признания, что ребенок -это свободная личность. Он имеет право выражать себя соответственно только его пониманию и теми способами, которые он считает подходящими.

Формирование культурных практик и овладение   ими   в образовательном процессе ДОУ осуществляется на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду :

  • В разнообразных ситуациях  общения, в которых ребенок может свободно высказаться, выразить свое мнение, конструктивно общаться в зависимости от ситуации
  • В игровой, трудовой деятельности (когда формируются, например,  умения по самообслуживанию)
  • В  продуктивной  – когда создает новые образы  на основе имеющихся базовых умениях, проявляя изобретательность и творчество
  • В музыкальной и театрализованной деятельности – когда выражает   собственные эмоции, желание сыграть роль по  желанию.
  • Это и коллекционирование, экспериментирование и т.д.  

Хотелось бы отметить, что культурные практики   формируются в двух направлениях :

1. При взаимодействии взрослого  с детьми, т.е. инициируемые и направляемые взрослым,  и что  не менее важно для развития ребенка, на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ( собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями).

2. Самостоятельно детьми на основе их инициатив, потребностей.

Так, в дошкольном учреждении, реализуя технологию Н.Н. Гусаровой « Техника изонити», напоминающую вышивание,  педагоги старшей  группы учат детей созданию художественного образа путем пересечения цветных линий на картоне.

           Посредством технологии идет  дальнейшее совершенствование конструктивных умений в технике «изонить». Дети учатся  анализировать образцы, определять размеры трафаретов на глаз, создавать сюжетные композиции,  узоры.

Увлечение ребят поначалу было лишь непосредственным изготовлением предлагаемых образцов, затем  переросло  в стремление самим придумывать образ, в последствии  воплощать его в материале.

На каждом этапе  дети самостоятельно, в свободной деятельности, закрепляли конструктивные умения в технике "Изонить":

  • выбирали необходимый трафарет;
  • подбирали  цвет картона и ниток;
  • использовали схемы-модели;
  •  инструкционные карты;
  • в ходе выполнения работы вносили собственные изменения и дополнения, доводя  изображение до образа;
  • совершенствовались творческие умения
  • выполняли работы индивидуально или разбивались на мини-группы, совместно обсуждали, придумывали композицию, договаривались о том, какую часть работы выполняет каждый.

     На первый взгляд, техника изонити кажется очень сложной, но это не так! Достоинство «изонити» в том, что выполняется эта техника быстро и пользуясь незамысловатыми приспособлениями и материалами, дети  могут придумать и выполнить разнообразные узоры: сказочные персонажи, удивительные цветы, птицы и животные, салфетки, открытки, декоративное панно.

Работы детей, выполненные самостоятельно, настолько привлекательны, что их смело можно подарить, украсить групповую комнату.

        Опыт работы по внедрению технологии показал, что  дети овладели элементарными   конструктивными умениями по технике  "изонить", способны самостоятельно ее использовать, у  дошкольников удовлетворяется насущная потребность в созидании, развивается творческое воображение. Эстетическая привлекательность полученного продукта способствует  положительной мотивации, формировании чувства уверенности в том, что он может качественно повлиять на внешний вид вещей, стать ее автором

   Воспитатели подготовительных групп успешно используют возможности нетрадиционного конструктора « Бамчемс»  в формировании культурных практик дошкольников. Бамчемс – это набор из мягких разноцветных шариков, которые легко липнут друг к другу  принципу репейника, образуя фигуры любой сложности.

Педагоги совместно с детьми изучили технологии изготовления форм, конструкций, научились читать схемы. Изучив приемы  конструирования, дошкольники начали с простых конструкций «Забавные букашки», затем уже сложные и объемные « Забавные звери», следующим этапом стали « Разноцветные постройки». Дети с удовольствием создавали  образы, конструкции на основе имеющихся базовых умений. У детей появилось желание дополнить, видоизменять или даже создавать свой собственный образ конструкции. Для этого были внесены дополнительные элементы из фетра и помпоны из  пряжи. Дети представляли себя в роли скульптора, дизайнера. Действуя в образе, дети особенно были увлечены деятельностью, как никогда работало  творческое воображение, изобретательность дошкольников. Воспитанники создавали конструкции, не имеющие аналогов , но, если даже ребенок повторял ранее созданную конструкцию, то она является оригинальной для него самого, т.е. его индивидуальной культурной практикой.

В рамках факультатива «Мастерская народных кукол» воспитанники научились изготавливать народные куклы: Крупеничка, Мартеничка, Благополучница и др.  Педагоги активизировали интерес детей к русской народной культуре, развивали творчество. Овладев техникой изготовления, дети с удовольствием самостоятельно комбинировали  знакомые элементы в новых сочетаниях, оформляя по индивидуальному видению, работы стали ярче, разнообразней.  В группе был создан интерактивный музей, его можно посещать каждый день, переставлять экспонаты, играть с ними. Дети выступают   в роли экскурсоводов, с удовольствием рассказывают об истории создания кукол, их предназначении,  с показом  мини – инсценировки « Какая кукла важнее». По инициативе воспитателей   дошкольниками был проведен мастер – класс для сверстников по изготовлению народной куклы Мартеничка.

      В дошкольном учреждении  была скорректирована система пред математической подготовки. Внедрена, и успешно реализуется в части, формируемой участниками образовательных отношений, авторская  программа «Путешествие в Сообразилию».

 В программе используются интеллектуально-развивающие игры, основанные на методических приемах развития интеллекта доктора психологических наук А.З. Зака, как часть НОД  по ФЭМП. Практический материал представлен играми на «перемещение» и «комбинирование».

Решая логические загадки,  устанавливая зависимость состава промежуточных пунктов от способа перемещения персонажа, дети приобретают игровые умения, которые легко переносятся  и в другие игры на перемещение, в частности, в шахматы. Шахматная игра стала увлекательной для дошкольников. Дети сами тянулись к получению знаний, изучали правила, учились составлять планы игры, решать шахматные задачи.

     В подготовительных группах  проходят шахматные турниры,  куда приглашаются дети и других групп, а также родители для проведения совместных досуговых вечеров.

Введение в образовательный процесс развивающих игр А.З. Зака  способствовало овладению детьми  умением играть в шахматы: соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески  применять полученные  на занятиях знания, принимать решения в условиях неопределенности, отвечать за них самостоятельно, создавать прекрасные комбинации на шахматной доске.

            Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным  миром детства, конструировать возможности ребенка, создавать  условия для  самореализации, самопознания, овладения своей собственной  индивидуальной культурной практикой.  

       Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10. 2013 года  № 1155

2. А.З. Зак « Как гусеница и муравей в гости ходили», М.: 1996

3. Антошина Ю.А., Чичварина Т.В. « Занимательная логика» методическое пособие, Самара, 2013

4.Н.Б.Крылова Культурология образования. Издательство: народное образование, 2000

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Культурные практики в дошкольном образовательном учреждении"

quot;Культурные практики в дошкольном образовательном учреждении"...

Использование культурных практик в дошкольных образовательных учреждениях

В данной статье представлен анализ понятия "культурные практики", рассмотрены виды и способы включение культурных практик в работу воспитателя....

Культурные практики в дошкольном учреждении.

Меняется современный мир, меняются и люди, которые в нём живут и, конечно же, дети. Современные дошкольники намного способнее и любознательнее чем раньше. Поэтому главная цель дошкольного образования ...

Выступление на методическом объединение по теме:Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе реализации культурных практик

laquo;Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам»  – Слайд № 2Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошко...

Семинар-практикум для педагогов «Культурные практики в дошкольном учреждении как средство индивидуализации образования»

В настоящее время важно повышать уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросу организации культурных практик с учетом индивидуализации в образовательном процессе. Игровая деятельность ...

Опыт работы "Взаимодействие воспитателя и студентов в процессе организации практики в дошкольном учреждении»

В течение нескольких лет нами осуществляется руководство практикой студентов, обучающихся в Мегионском профессиональном-техническом колледже, Нижневартовском социально гуманитарном колледже, Нижневарт...

«Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе реализации культурных практик»

 Главное по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не пр...