«Звук [р]» (конспект занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Закрепление произношения звука[р]. Активизация словаря по теме "Профессии".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 18 «Хрусталик» компенсирующего вида»

города Белово Кемеровской области

«Звук [р]» (конспект занятие по обучению грамоте

в старшей логопедической группе)

 подготовила учитель-логопед

Абросимова Тамара Владимировна

 Белово 2013

Цель: 

Закрепление правильного произношения звука [р]. Активизация словаря по теме "Профессии".                                                                                                                 Задачи:                                                                                                                                                                      1. закрепление правильного произношения звуков [р] в различных речевых структурах;                                                                                                                                           2. активизация словаря по теме "Профессии" на основе слов, содержащих данный звук;                                                                                                                                                            3. практическое накопление глагольного словаря по данной теме;                                                           4. закрепление навыка правильного употребления имён существительных в дательном падеже;                                                                                                                                                                       5. совершенствовать умение четко отвечать на вопросы логопеда.                                                                                                                                          6. развитие фонематического слуха;                                                                                                                      7. закрепление навыка звукового, звуко-слогового анализа и синтеза;                                                       8. развитие внимания, памяти, ловкости, развитие общей и мелкой моторики;                                                                                                              9. создание положительных эмоций;                                                                                                                   10. выработка положительного и уважительного отношение к труду взрослых.

Оборудование: пиктограммы, индивидуальные зеркала, звукошарики синего и зелёного цвета, сюжетные картинки по теме "Профессии", картинки (лопата, иголка, пила шланг, краски, сковорода, руль, градусник), мяч, фишки.

Ход занятия                                                                                                                                                  1. Организационный момент.                                                                                                          Логопед:                                                                                                                                                        - Фотограф не успел сфотографировать белочку на дереве. Изобразите огорчение. (Дети мимикой изображают огорчение.)                                                                                                                           - Водитель случайно съехал с дороги и испугался. Изобразите испуганного водителя. (Дети мимикой изображают испуг.)                                                                                                                                                                                                                                                      - Сборная по футболу забила гол. Изобразите веселье, радость футболистов. (Дети имитируют эмоции мимикой, позами, движениями.)                                                                                                                          2. Основная часть. Отгадать загадки                                                   Логопед:                                                                                                                               - Кто покрасил все заборы, окна, двери, коридоры? (Дети: маляр.)                                                                        - Назовите последний звук в этом слове. (Дети: звук [р].)                                                              - Кто учит чисто говорить и звуки все произносить? (Дети: логопед.)                                            - Кто вам продаст творог, сосиски и "Вискас" для любимой киски. (Дети: продавец.)                    - Назовите второй звук в этом слове. (Дети: звук [р].)                                                                                                         - Я проказничать люблю, всех вокруг развеселю, посмотрите на мой нос, станет вам смешно до слёз. (Дети: клоун.) Выставляются картинки с  профессиями.                                                            - Кто догадался, с каким звуком мы сегодня поиграем?  (Дети: со звуком [р].)                                                                                                                                                                                                   - Маляр, логопед, продавец, клоун. Как назвать одним словом? Что это? (Дети: это профессии.)                                                                                                                                                                    - Мы поговорим о профессиях, а также будем следить за звуком [р].                                                                            3. Произношение в изолированном виде. (опора на картинки)                            Логопед:                                                                                                                                                        - Как работает трактор? (Дети: [р]-[р]-[р].)                                                                                           - Кто работает на тракторе? (Дети: тракторист.)                                                                                                                4. Характеристика звука.                                                                                                         Логопед:                                                                                                                                                     - Когда мы произносим звук [р], то:                                                                                                     - губы свободны;                                                                                                                                                       - зубы сближены, но не соприкасаются;                                                                                                             - кончик языка поднят к "бугоркам" - альвеолам за верхними зубами и вибрирует (дрожит);                                                                                                                                                            - горлышко "работает". (Звук [р] - согласный, твёрдый, звонкий.)                                                      - Почему звук [р] - согласный? (Дети: потому что он не поется.)                                                - Фишкой какого цвета мы обозначать этот звук? (Звукошарик синего цвета.)                                                                                     5. Развитие фонематического слуха.                                                                                 Логопед:                                                                                                                                                                                                                                               - Сейчас мы поиграем в игру на внимание. Услышите звук [р] - поднимите кружок синего цвета. Будьте внимательными: Л, М, Н, Р, Л, П, К,Р;                                                                          - в слогах ЛА, МА, РА, АЛ, АН, УС.                                                                                                                                         Дидактическая игра: "Что кому нужно?" (на фланелеграф выставляются картинки со звуком [р])                                                                                                          Логопед:                                                                                                                                                 - Назовите картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [р]. (Дети: краски, сковорода, руль, градусник.)                                                                                                 - Скажите, кому в работе нужны эти предметы? (Дети: краски - художнику, сковорода - повару, руль - шоферу, градусник – врачу.)                                                                                                                                   6. Динамическая пауза.                                                                                                              Логопед:                                                                                                                                                                                                                                                                              Мы ногами - топ-топ  (Дети выполняют движения по содержанию текста).
Мы руками - хлоп-хлоп.                                                                                                                    Мы глазами - миг-миг
(руки на поясе; моргаем глазами).                                                                       Мы плечами - чик-чик (руки на поясе; плечи вверх-вниз).                                                                        Раз - сюда, два - туда (руки на поясе; повороты вправо-влево).                                                                     Повернись вокруг себя (движения выполнять по содержанию текста).                                      Раз - присели, два - привстали,                                                                                                              Руки к верху все подняли.                                                                                                           Сели - встали. Сели - встали. Ванькой - встанькой словно стали.                                     Руки к телу все прижали, и подскоки делать стали, будто мой весёлый мяч.                                                                                   7. Закрепление материала.                                                                                                      Дидактическая игра: "Четвертый лишний".                                                                           Логопед:                                                                                                                                                                                                                  - Я буду называть название инструментов, которые используют люди определенной профессии. Один из инструментов к этой профессии не относится. Определите его и назовите профессию.                                                                                                                      - Ножницы, весы, зеркало, расческа. (Дети: весы – лишнее слово. Весы нужны продавцу.)                                                                                                                                          - Пила, таблетки, градусник, шприц. (Дети: пила – лишнее слово. Пила нужна строителю)                                                                                                                                         - Сковорода, нож, половник, кисти. (Дети: кисти – лишнее слово. Кисти нужны художнику.)                                                                                                                                              - Определите на слух самое короткое слово - парикмахер, врач, повар. (Дети: самое короткое слово врач) - Как это можно проверить? (Дети: посчитать сколько слогов в каждом слове.)                                                                                                                                               Дидактическая игра: "Кому принадлежит фраза?"                                                      Логопед:                                                                                                                                                                                                      - Человек какой профессии мог сказать данную фразу...?                                                                 «Несите кирпичи, цемент». (Дети: так мог сказать строитель.)                                                    «Сегодня я буду рисовать пейзаж». (Дети: так мог сказать художник)                                      «Как вас постричь? А челку сделать покороче?» (Дети: так мог сказать парикмахер.) «Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные?» (Дети: так мог сказать портной)                                                                                                                                      «Откройте рот и скажите: а-а-а-а-а». (Дети: так мог сказать врач.)                                        «Сколько килограммов картошки вам взвесить? С вас 25 р». (Дети: так мог сказать продавец.)                                                                                                              Дидактическая игра: «Что делать?» (игра с мячом).                                                 Логопед:                                                                                                                                                    - Я кидаю вам мяч и называю инструмент, вы – кидаете мне обратно мяч и говорите какие действия совершают с этим инструментом.                                                                                – Что делают ножом? (Дети: ножом режут.)                                                                          - Метлой? (Дети: метлой подметают улицы, метут мусор.)                                                                                                                                                      - Пилой? (Дети: пилой пилят доски.)                                                                                                                              - Из лейки? (Дети: из лейки поливают грядки, цветы.)                                                                                    - Топором? (Дети: топором рубят дрова.)                                                                                           - Половником? (Дети: половником наливают суп, компот.)                                                    - Лопатой? (Дети: лопатой копают грядки, роют ямы, чистят снег.)                                    - Молодцы, вы справились со всеми заданиями!                                                                            8. Итог занятия.                                                                                                                     Логопед:                                                                                                                                        - Ребята, кто мне ответит, какой звук мы произнесли сегодня больше всего? (Ответы детей.)                                                                                                                                                   - Ребята, мы вспомнили так много профессий, как вы думаете, какая профессия самая главная? (ответы детей, логопед подводит детей к выводу о том, что все профессии хорошие и важные).

Литература

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6 – 7 лет. Конспекты фронтальных занятий II период обучения в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2000.

4. Нищева Н.В. картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте (старшая логопедическая группа) по теме «Звук и буква С»

Коррекционно-развивающее занятие, направленное на формирование фонетико-фонематических процессов и обучение грамоте с использованием технологий наглядного моделирования...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в логопедической группе старшего возраста: "Гланые звуки и буквы"

Тема занятия "Гласные звуки и бувы". Цель: развитие фонематического восприятия и формирование начального навыка звукового анаиза....

Конспект занятия по обучению грамоте(подготовительная логопедическая группа). Дифференциация звуков Р-Л . Путешествие в сказку- Золушка".

В процессе занятия дети  учатся дифференцировать  звуки Р-Л в слогах,в словах,в предложениях. Учатся образовывать сложные слова, Развивают фонематический слух,звуковой анализ и синтез....

Занятие по обучению грамоте в логопедической группе. Звук и буква о.

Занятия по обучению грамоте  в старшей группе. Занятие проводила в игровой форме. Детям очень нравятся такие путешествия, сказки!...

Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической группе на тему: «Знакомство с звуком Л, Ль. Буквой Л.»

Данный конспект познакомит дошкольников с новыми звуками и буквой. Научит правильно произносить звук , дифференцировать его на слух и в произношении, пополнить словарный запас детей словами с изу...


 

Комментарии

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе

Закрепление правильного произношения звука [р]. Активизация словаря по теме "Профессии".

Закрепление правильного произношения звука [р]. Активизация словаря по теме "Профессии".

Закрепление правильного произношения звука [р]. Активизация словаря по теме "Профессии".