Мастер-класс для педагогов "Использование игровых технологий при подготовке детей к обучению грамоте"
консультация по обучению грамоте
Материал рассчитан на оказание информационной и методической поддержки воспитателям МБДОУ в подготовке детей к обучению грамоте через игровую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 24.97 КБ |
master-klass_ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_pri_podgotovki_detey_k_obucheniyu_gramote.pptx | 90.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как учителя-логопеда раскрыть перед ними эти сложные вопросы. На помощь приходят игровые технологии. В игре часто сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамоты является одной из наиболее актуальных в коррекционной педагогике.
От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Игра – на мой взгляд, является социально значимой формой детской познавательной активности. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разно уровневого характера.
Работая по выбранной проблеме, я руководствовалась следующей идеей: систематическое применение игровой технологии в образовательной деятельности с детьми с ОНР по обучению грамоте значительно повышает качество обучения.
Новизна опыта моей работы состоит в том, что игровые технологии помогают эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника – игре.
Выбрав тему, поставила перед собой цель:
Использование игровых технологий в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для реализации данной цели, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Создавать условия для познавательных интересов и самостоятельности у детей.
2. Способствовать развитию психических процессов (речи, мышлению, памяти, внимания, воображению, восприятию и т.д.).
3. Создавать условия для позитивной социализации, личностного развития детей.
4. Расширять и обогащать диапазон игровых умений и навыков у детей, используя игровые технологии в различных видах деятельности детей.
Изучив и обобщив литературу по использованию игровых технологий, в работе с детьми по обучению грамоте я выделила несколько групп:
I. Использование на образовательной деятельности игровых и литературных персонажей. Для усиления взаимосвязи между этапами образовательной деятельности вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это могут быть Незнайка, Буратино, Карлсон, Вини Пух, Утенок Утя ( при ознакомлении со звуком У), Клоуны Бом и Бим (Звуки Б, Бь), кот Леопольд (звук Ль).
Участники мастер-класса работают в парах, у каждой пары 5 конвертов.
В конверте №1 находятся картинки сказочных героев.
Задание участникам: Как бы вы использовали на образовательной деятельности по обучению грамоте сказочного героя, который находится у вас в конверте №1?
Пока участники готовятся, работа с аудиторией.
Чистоговорка «Закончи строчку».
Ра-ра-ра-ра – начинается… (игра).
Ру-ру-ру-ру – очень любим мы… (игру).
Ры-ры-ры-ры – жить не можем без…(игры).
Отгадайте загадки и решите кроссворд.
∙ На резиновом ходу все дороги обойду.
Пассажира отвезу и на стройке помогу.
∙ Его пинают, а он не плачет.
Его бросают – назад скачет.
∙ Его держу за поводок, хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка и улетел под облака.
∙ Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает.
– Какой предмет можно назвать лишним? (книга) Почему?
– Как их можно назвать эти предметы одним словом? (игрушки)
Ответы участников мастер-класса.
II. Создание игровой ситуации. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом сюжетная линия проходит через все этапы образовательной деятельности. Детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Занятия-путешествия, экскурсии. Например: путешествие в сказочную страну, экскурсия по селу, путешествие в зимний лес на самолете, полет в космос, путешествие в страну Голубой феи. Образовательная деятельность такого рода вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе для детей с нарушениями речи.
В конверте №2 находятся картинки героев мультфильма или сказки.
Задание участникам: Провести сюжетную линию через все этапы образовательной деятельности по обучению грамоте. Составить примерный план образовательной деятельности в ходе, которой дети выполняют разнообразные задания с героями сюжета.
Работа с аудиторией.
Игра «Собери слово».
Ветерок подул и слово рассыпалось. Соберём его опять (ра – ду – га).
Игра «Кто больше составит слов».
Из букв слова радуга составим новые слова. (дуга, рад, друг, дар, удар, ад, руда, гад, угар, рагу, ура, да )
Ответы участников мастер-класса.
III. Использование наглядного занимательного материала: При ознакомлении со звуками дети знакомятся с мальчиками-Звуковичками, определяют их характер, находят Звуковичка соответствующего характеристикам звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, и определяют в каком звуковом домике он будет жить. Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.
Конверт №3.
1 пара. Пособие «Паровоз». Цель: определение позиции звуков в слове. Дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове. В 1-й вагон помещаются картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2-й – с изучаемым звуком в середине слова; в 3-й – с данным звуком в конце слова.
2 пара. Пособие «Домики». Цель: определение количества слогов в слове. Домики с одним, двумя, тремя и четырьмя окошками, предметные картинки. Слово с одним слогом живет в доме с одним окошком, с двумя слогами – с двумя окошками и т.д.
3 пара. Пособие «Веселые путешественники». Цель: дифференциация звуков Б-П. Картинки, содержащие в названиях звуки Б-П, изображения грузовика и автобуса. Поместить в кузов грузовика только тех животных, в названиях которых есть звук Б, а в автобус – со звуком П. Затем рассказать какие животные едут в машине, а какие в автобусе. Дети составляют предложения.
Задание участникам: Рассказать с какой целью используются данный наглядный материал на образовательной деятельности по обучению грамоте.
Работа с аудиторией.
«Поиграем в рифмы»:
- чайка – майка, гайка, лайка, зайка;
печь – речь, течь, меч, жечь;
дом – том, ком, ром, сом, лом.
Ответы участников мастер-класса.
IV. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов. При знакомстве со звуками, используется соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. У - гудит паровоз, А - плачет Аленка, Р - рычит собака и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира.
В конверте №4 находятся стихотворные тексты, картинки для соотнесения звуков речи со звуками окружающего мира.
Задание участникам: Рассказать, как можно использовать этот материал на образовательной деятельности по обучению грамоте.
Работа с аудиторией.
Игра «Новое слово»
- Добавьте к слову конь слог, состоящий из мягкого согласного звука и гласного звука, чтобы получилось новое слово (коньки).
- Поставьте перед словом соль слог, состоящий из глухого согласного звука и гласного звука, чтобы получилось новое слово (фасоль).
Ответы участников мастер-класса.
V. Использование дидактических игр. Большое значение в процессе логопедической работы имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель - обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. Важно чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры.
В конверте №5 находятся дидактические игры по обучению грамоте.
Задание участникам: Для выполнения дидактической игры придумать игровую ситуацию, используя, сказочный персонаж или игрушку.
Работа с аудиторией.
Игра «Измени слово»
∙ В слове шар измените третий звук на другой твёрдый согласный, чтобы получилось новое слово (шаг).
∙ Измените первый звук в слове шар на другой твёрдый согласный, чтобы получилось новое слово (пар, бар, дар, жар).
Ответы участников мастер-класса.
Применяемые мною игровые технологии используют воспитатели в образовательной деятельности режимных моментах и в индивидуальной работе с детьми. Совместно мы работаем над формированием предметно-развивающего пространства в группе, создаем благоприятные условия для полноценного развития наших воспитанников.
Используя игровые технологии в своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что они позволяют успешно готовить к обучению грамоте детей с ОНР. Достижение устойчивых положительных результатов подтверждаются данными мониторинга.
Таким образом, игра для ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Я как педагог, стараюсь всегда заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками с нарушениями речи и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.
Уважаемые коллеги, перед вами 5 групп игровых технологий. Мне было бы очень интересно ваше мнение. Может вам что-то пригодится в работе, или понравилась определенная группа. Прошу вас высказать свое мнение. Прикрепите бабочку.
Спасибо, уважаемые коллеги, мне было очень приятно с вами работать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте в детском саду: 1 .Ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи. 2. Ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи. 3 .Ознакомление со словесным составом предложения 4. Ознакомление со слоговым составом слова – членение слов (из 2-4 слогов) на части и составление слов из слогов. 5. Ознакомление с звуковым составом слова – формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков и составление слов с определенными звуками. Научить детей проводить звуковой анализ слова.
Во 2-ой младшей группе Целью является: Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Детей учат правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ( м,б,п,т,д,н,к,г,х,ф,в,л,с,ц ); слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук ; развивать правильное речевое дыхание, слуховое внимание, фонематический слух, моторику речевого аппарата .
В средней группе Цель : Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Понимание терминов «слово», «звук», использование их в речи; представления о том, что слова состоят и звуков, могут быть длинными и короткими; сравнение слов по протяженности; освоение начальных умений звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук.
В Старшей группе Цель : Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Освоение терминов: «слово», «звук», «буква», «предложение», гласный и согласный звук, звуковой анализ слова; Освоение умений: делить на слоги двух- трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов, составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении; развивать мелкую моторику кистей рук.
В Подготовительной группе Цель : Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Освоение звукового анализа четырехзвуковых слов. Освоение умений: определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентации на листе, выполнения графических диктантов; выполнения штриховки в разных направлениях, обводки.
Игровые технологии: 1.Использование на образовательной деятельности игровых и литературных персонажей. 2. Создание игровой ситуации. 3. Использование наглядного занимательного материала. 4. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов. 5.Использование дидактических игр.
Рекомендации по обучению грамоте детей: 1.Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь; 2.Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения; 3. Играя с ребенком в звуки, полагайтесь, прежде всего, на собственный слух; 4.На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково - т. е. так, как звучит звук; 5.Не смешивайте понятия звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву – видим и пишем; 6.Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы;
В результате правильного обучения грамоте ребенок научится: 1.Различать четко все гласные и согласные фонемы; 2.Находить гласные и согласные фонемы в словах; 3.Определять твердость и мягкость согласных фонем; 4. Определять глухость звонкость согласных фонем; 5. Научиться слогослиянию .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185» Опыт работыТема:Использование игровых техн...
Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....
Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
В статье представлен опыт работы по применению игровых технологий на занятиях с детьми по подготовке к обучению грамоте....
Мастер-класс для родителей по ОО « Развитие речи» , « Подготовка к обучению грамоте»
Цель: повышение педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи и обучение грамоте детей дошкольного возраста....
«Игровые технологии при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста – как способ формирования предпосылок смыслового чтения»
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Мос...
Мастер-класс для педагогов «Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»
Показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении грамоте и передать педагогический опыт в проведении игр....
Комментарии
"Использование игровых технологий при подготовке детей к обучени
Игровые технологии - самые главные и основные , при подготовке дошкольников к грамоте. Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Спасибо.