Рекомендации для педагогов по подготовке детей к обучению грамоте.
статья по обучению грамоте (старшая группа) на тему
«Обучение ребёнка начинается задолго до того времени, когда его сажают за перо и букварь» Усова.
НОД по обучению грамоте должны начинаться со старшей группы, а до старшей группы с детьми проводится игровая деятельность по подготовке к обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_obucheniyu_gramote.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для педагогов
по подготовке детей к обучению грамоте.
«Обучение ребёнка начинается задолго до того времени, когда его сажают за перо и букварь» Усова.
НОД по обучению грамоте должны начинаться со старшей группы, а до старшей группы с детьми проводится игровая деятельность по подготовке к обучению грамоте. В старшей группе педагогам необходимо решать следующие задачи:
1. Развивать и совершенствовать фонематический слух детей (научить слышать, различать и произносить звук).
2. Внятно отчетливо произносить звуки речи, развивать дикцию.
3. Научить делить двухсложные на слова на слоги, выделять ударный слог.
4. Составлять предложения из 2-3 слов с предлогами и без.
5. Дифференцировать звуки.
Примечание: со старшей группы использовать наборное полотно.
В подготовительной группе задачи усложняются:
1. Дети должны делать полный звуковой анализ слов состоящих из 3-х звуков.
2.Учить заменять звуки на буквы и прочитывать слово, используя графическое изображение.
3. Делить 3-х сложные слова на слоги и называть ударный слог.
4. Придумать и составлять предложения из 3-4 слов с предлогами и без.
5. Различать гласные, согласные звуки, твердые, мягкие, звонкие, глухие звуки.
Примечание:
При работе с согласными звуками знакомить нужно с парами звуков: твёрдые и мягкие, чтобы обучение было грамотным нужно ориентировать его на последнюю гласную (ма, мя).
6. Учить понимать смысл слова из 2-3 слогов, понимать что слово может состоять из 1 слога и на части они не делятся. Придумывать из слогов новые слова, видоизменять слова.
7. Учить правильно ставить ударения в словах и различать что от перемены ударения в слове может меняться смысл самого слова.
8. Учить выделять слова из предложения и понимать, что предложение может состоять из одного слова (название рассказа, состояние погоды).
9. Учить изменять предложения так, чтобы они из коротких превращались в длинные и наоборот, придумывать весёлые и грустные предложения.
10. Учить различать повествовательные, восклицательные, вопросительные предложения, знакомить детей с этими знаками .!?
11. Учить понимать, что предложение начинается с большой буквы, а схематически изображается вот так
12. В работе над предложением чаще использовать игрушки. Вначале нужно предлагать 1 игрушку и предложения составлять из 3 слов (анализ).
Варианты: придумывать весёлые, грустные предложения об этой белочке.
13. работать над текстовым материалом при составлении предложения. (например: вспомните начало сказки «Репка» и назови предложение из 3-х слов.
14. Использовать для составления предложений 2 картинки или игрушки, объединённые одним содержанием, сюжетом (белка, орехи).
Широко использовать следующие приметы в работе над предложением:
1. Действия с картинками (схемами) полосками.
2. Графическое изображение слов в предложение (работа на доске, в тетрадях).
3. «Живые сценки» (кто-то из детей выполняет какое-то действие, а остальные придумывают предложения.
4. Для подсчёта слов в предложении использовать разнообразные слуховые и зрительные ориентиры (простучать столько раз сколько слов в предложении).
5. При формировании умения выделять из речевого потока и «записывать» предложения состоящие из нескольких слов , использовать съёмные схемы – модели предложения.
Дети должны выставлять их на наборное полотно (плотный картон с прошитыми в несколько рядов полосками (кармашками) из полиэтелена) и с первых же слогов учились не только «читать» с паузой между словами, но и «записывать» предложения комментируя с помощью воспитателя свои действия. Например при записывании предложения из 3-х слов с помощью схем-моделей (полосок вырезанных из плотной бумаги), дети должны рассуждать так: «записываю предложение «Девочка бежит купаться» в нём 3 слова, первое слово в предложении пишется с большой буквы, обозначаю его полоской с дополнительной черточкой. Слова пишутся отдельно друг от друга. Пропускаю расстояние (пустое место). Второе слово «бежит» записываю его – ставлю вторую полоску без дополнительной черточки.
6. При формировании умения деления слова на слоги акцент переносите на слово. Возникает необходимость формирования на данном этапе у детей четкой дифференциации слова в предложении нужно использовать динамичное пособие представляющее схему слова в необычном виде. Это плотный лист бумаги для рисования в середине которого по длине изображена прямая линия символизирующее слово, под ней находится карман изготовленный путем подклеивания загнутой нижней части этого листа сначала на 4 см, затем еще на 4 см.
Например: Дети как записать слово «зайцы» если мы не знаем пока букв ( один ребенок чертит схему слова на доске, другой ребенок «записывает» его с помощью полоски на наборном полотне. У педагога в руках модель-схема . Предлагает детям найти на этой схеме дополнительную чёрточку, показывающую начало предложения. Отмечается, что такой черточки –нет. Далее можно предложить детям подумать: что обозначается на этой схеме: слово или предложение?
Затем предложить детям послушать, как произносится слово «зайцы» и посчитать, сколько частей в этом слове? Подумать, как можно это показать на схеме? (нужно поставить поперечную полоску) Схема дополняется вертикальной полоской из плотной черной бумаги. Далее детям можно предлагать такие задания: произнесите только ту часть слова, которую я показываю на схеме. (педагог обводит указкой вторую часть слова, затем первую) Рассказать детям о том, что части на которые делятся слова при их произношении называются слогами. Затем детям предлагается еще раз произнести первый и второй слоги в анализируемом слове. Затем можно давать и другие слова (белка, синица) для анализа и определения количества слогов. Дети могут с помощью вертикальных полосок вставляющихся в картон показывать и называть слоги по порядку или только второй, третий слог, могут самостоятельно подбирать свои слова с опорой на схему.
Работа по определению ударения должна базироваться на умение осуществлять слоговой анализ. Обратить внимание детей на то, что один из слогов произносится с большей силой голоса, более протяжно – такой слог называется ударным. Можно сделать так: предложить детям разгадать загадку, а слово отгадку записать и обозначить на схеме количество слогов. Затем предложить детям произнести сначала только первый слог, затем только второй слог , потом предложить произнести заданное слово хором и послушать какой слог произносится сильнее (слово нужно произносить целиком 2 раза). Вместе с детьми пришли к выводу, что например первый слог произносится сильнее(зайцы) и называется он ударным, потому что на него мы как бы «ударяем» голосом, произносим его сильнее, протяжнее. Это можно показать и на схеме. Для этого необходимо использовать значок похожий на флажок и на схеме может вставляться в прорезь на наборном полотне ( три прорези над словами сверху над 1, 2, 3, слогами, горизонтальная прямая обозначает на схеме «записанное» слово, стоящая вертикальная линия показывает границу слогов, и карманы для полосок - слогов). Например: при определении ударного слога в слове «кукушка» дети должны поставить знак ударения в прорези над 1, 3 слогами, вслушиваясь в произношение слова и установить, что слово звучит правильно лишь при ударении на 2 слоге. Так практически (на слух, зрительно, путем действий с деталями модели дети усваивают смысловую различительную функцию ударения, у них сформируется умения быстро и безошибочно распознавать слоговую структуру и умения ставить ударения).
| ||
Вертикальные полоски обозначают границу слогов, они могут перемещаться, флажок- ударение, желтый прямоугольник – слово, синий квадрат – слоги, горизонтальные полоски – прорези куда вставляются флажки, круги – звуки, красный гласные звуки, синие – глухие согласные звуки, зеленые - звонкие согласные звуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка " Сведения, которые полезно знать родителям и педагогам, готовящимся обучать дошкольника грамоте"
Методические рекомендации к презентации «Сведения, которые полезно знать родителям и педагогам, готовящимся обучать дошкольника грамоте»Презентация создана с помощью системы PowerPoint и может использ...
Мастер – класс для педагогов «Подготовка к обучению грамоте »
Мастер – класс для педагогов«Подготовка к обучению грамоте »...
Консультация для педагогов Подготовка к обучению грамоте в старшей группе
Методические рекомендации для педагогов по обучению грамоте детей старшей группы...
Консультация для педагогов Подготовка к обучению грамоте в средней группе
Методические рекомендации для педагогов по обучению грамоте детей средней группы...
Консультация для педагогов Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе
Рекомендации воспитателям по обучению грамоте в подготовительной группе...
Рекомендации для педагогов "Подготовка к обучению грамоте"
Развитие речи - одна из ведущих задач, решаемых дошкольным образовательным учреждением. Она осуществляется в разных видах деятельности, в том числе и на занятиях по обучению грамоте. Подготовка дошкол...
Консультация для педагогов "«Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"...