Мастер-класс учителя-логопеда Петровой И.Ю. по подготовке детей к обучению грамоте Работа со звуком-буквой «Ж»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Развиваем фонетический слух, звуко-буквенный анализ и синтез слов и умение составлять из слов предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер-класс по подготовке к грамоте | 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс учителя-логопеда Петровой И.Ю.
по подготовке детей к обучению грамоте
Работа со звуком-буквой «Ж»
Цель:
1. Закреплять знания о согласном звуке «Ж», умение давать характеристику этому звуку, используя символы.
2. Развивать фонематический слух, определять заданный звук среди слогов и слов, в предложениях.
3. Развивать звукобуквенный анализ и синтез слов, умение составлять и анализировать звуковую схему к слову.
4. Развивать умение составлять из слов предложения.
5. Развивать психические процессы и мелкую моторику рук.
Материал:
Демонстрационный материал:
- символы звуков (кружки зелёного, синего, красного цвета);
- предметные картинки: Жираф, Игла, Рыба, Автобус, Фонарь и другие;
- мяч для игрового задания
Раздаточный материал:
- предметные картинки;
- пеналы с цветными фишками и кассы с буквами
Задания для детей:
1. Назовите слова на звук «Ж» (жук, жаба, жадина, Женя, жара) и со звуком «Ж» (лужа, одежда, лыжи, пижама). Артикуляция: широкий кончик языка поднят кверху, губки вытянуты вперёд, струя воздуха тёплая, горлышко дрожит. Характеристика: согласный, звонкий, обозначается кружком синего цвета. Использовать символы.
2. Определите, где живёт звук «Ж» в словах (ноЖ, ноЖницы, Жаба). Использовать пеналы с фишками и символ-модель «птичка». Закрепить понимание (начало, середина, конец) слова.
3. Составьте звуковую схему слова «ЖАБА» и ответьте на вопросы:
С К С К (цвет) Сколько всего звуков? (4)
О О О О Сколько согласных звуков. Назовите их? (2) (Ж Б)
Ж А Б А Сколько гласных звуков. Назовите их? (2) (А А)
Сколько всего слогов в этом слове, почему? (2)
(вспомните правило «Сколько гласных звуков, столько и слогов»
4. Игровое задание «Внимательные ушки». Найдите лишнее слово, в котором нет звука «Ж».
Пижама-ужи-змея Зелёный-жёлтый-оранжевый
Ежи-ужи-ерши Бежать-сказать-обижать
Свежо-грязно-похоже Жить-ходить-бежать
5. Составьте из слов предложение и назовите слова, в которых встречается звук «Ж»:
- Ёж, жить, лес, в; (Ёж живёт в лесу.)
- Женя, пирожки, бабушка, испекла; (Бабушка испекла Жене пирожки.)
- Жаба, жить, болото, в; (Жаба живёт в болоте.)
6. Работа с картинками. Игровые задания:
- Выбрать из 5-6 картинок те, в названии которых нет звука «Ж»;
- Провести игру «Что изменилось?», «Чего не стало?»;
- «Зашифрованное слово» (предложить предметные картинки). Отгадайте какое здесь спряталось слово (дети должны определить 1 звук в каждом слове-картинке, используя кассы с буквами).
Жираф, Игла, Рыба, Автобус, Фонарь - предметные картинки
Ж И Р А Ф
7. Речевая зарядка. Повторите чистоговорку:
ЖА-ЖА-ЖА - мы видели ежа.
ЖИ-ЖИ-ЖИ - бегут ежи.
ЖУ-ЖУ-ЖУ- помогу ежу.
ЖО-ЖО-ЖО - еду на «Пежо».
8. Нарисуйте, как «художники» букву «Ж» в воздухе. На что похожа буква?
«Ж» похожа на жука,
Только не жужжит пока.
Предложить детям выложить букву «Ж» из палочек, пуговиц, цветных верёвочек или слепить из пластилина ( на выбор).
9. Игра с буквами. Перемешайте половинки карточек с буквами «Ф, Х, К, Т, П, Ш, Г, В» и соберите их. (игровое задание на быстроту реакции, ловкость, память)
10. «Назовите ласково слова» - образование форм существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Флаг-флажок сапог-сапожок утюг-утюжок круг-кружок
Снег-снежок пирог-пирожок берег-бережок друг-дружок
11. Отгадайте загадки:
Черен, а не ворон, Он высокий и пятнистый,
Рогат, а не бык, С длинной-длинной шеей,
С крыльями, а не птица. И питается он листьями -
(жук) Листьями деревьев.
(жираф)
В конце занятия логопед оценивает успехи детей и предлагает в свободное время нарисовать только те картинки, в названиях которых есть звук «Ж».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов
Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...
Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов
Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...
Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"
Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...
Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»
уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.активизировать знания педагогов о звуках и буквах;уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середин...
КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть ов...
КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть ов...