Шпаргалка для родителей. Этапы развития детской речи.
статья по логопедии (младшая группа) по теме
Памятка для родителей в доступной форме, наглядно даёт представление о том как происходит становление детской речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shpargalka_dlya_roditeley._etapy_razvitiya_detskoy_rechi.docx | 35.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — это речь.
К 3 годам в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.
Так, при нормальном речевом развитии в 1 год он произносит 10—15 слов, в 2 года 300—400, к 3 годам — более 1500 слов. Если же в это время малышу не было уделено достаточного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Пассивная речь опережает в развитии активную, но в тоже время влияет на её обогащение. Вначале речь ребёнка состоит из существительных, затем появляются глаголы (у деятельных детей быстрее, чем у созерцателей), а потом и прилагательные. Это значит, что скоро малыш научится составлять из них предложения.
Механически повторяя слова за взрослым, в естественной ситуации общения малыш замещает речь жестами, а если его не понимают, то он капризен, плаксив или агрессивен. В этом случае родителям необходимо помнить, что речевое общение формируется в предметной деятельности, а не в процессе механического повторения отдельных слов.
В процессе предметной деятельности у ребёнка также развивается крупная и мелкая моторика рук. Тесная связь между нею и развитием речи объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Недаром есть такое выражение, «что наша речь находится на кончиках пальцев».
Продуктивные виды деятельности:
- рисование: кистью, пальчиками, ладошками…
- лепка: солёное тесто, пластилин, масса для моделирования…
- аппликация
- вырезание
- работа со шнуровкой и многое другое
На этом этапе важны игры по типу «давай вместе» (из кубиков построить ворота, поезд, гараж - обыграть), игры – драматизации (кукольный театр).
Очень эффективно работает приём «эмоционального заражения» речью через игру с двумя взрослыми, которые на глазах у ребёнка организуют совместную деятельность. Окрашенная положительными эмоциями, без поучения и критики, такая игра «на равных» стимулирует активную речь маленького ребёнка подчас лучше разнообразных дидактических игр.
Наилучший (если не единственный) способ научить ребёнка говорить – постоянно разговаривать с ним.
Приблизительный список тем, которые можно «обсудить» с ребёнком на 3 году жизни.
- Одежда (рукавицы, перчатки; воротник, рукава, пуговицы, карман, замок). Обращайте внимание на цвет и материал одежды.
- Обувь
- Домашние животные
- Дикие животные
- Части тела (нога, колено, пальцы, ступня, рука, локоть, кисть…)
В дальнейшем важно стоить общение с ребёнком на основе предметно – практических действий, оречевляя манипуляции с предметом и наглядно демонстрируя его свойства и качества.
Необходимо моделировать проблемные ситуации, когда малыш нуждается в предмете, но не может его достать. Ребёнок или сам называет предмет или это делает взрослый. Так речь постепенно включается в предметную деятельность – только общение со взрослым по поводу предмета вызывает у ребёнка необходимость речетворчества.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Чтобы выработать у ребёнка плавный и продолжительный выдох следует предлагать ему задание подуть на какой – нибудь лёгкий предмет:
- Лети бабочка;
- Снег идёт (дуем на кусочки ваты);
- Катись карандаш;
- Весёлые шарики;
- Плыви кораблик;
- Дуть через трубочку на вату;
- День рождения (задувание свечи);
- Свистульки;
- Губная гармошка…
Вас не должно смущать то, что ребёнок произносит многие слова неправильно. До 3 – 4 лет это абсолютно нормально. Некоторыми звуками дети могут овладеть только тогда, когда их артикуляционный аппарат будет достаточно сформирован и натренирован. Для этого мы с ребятами выполняем комплекс артикуляционной гимнастики на каждом занятии.
Вот приблизительные сроки появления в речи ребёнка наиболее трудных для произнесения звуков:
В 2,5 года ребёнок должен говорить предложениями, состоящими более, чем из трёх слов. Задаёт вопросы: «Где?» или «Когда?»
Трёхлетний ребёнок начинает употреблять сложные предложения. Задаёт вопросы «Почему?», «Когда?»
Если к 5 годам малыш всё ещё не умеет правильно говорить,
то необходимо обратиться к логопеду!
В заключении хотелось бы отметить что взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (логопед, воспитатели ) и родители действуют согласованно.
Смирнова И.В. – учитель - логопед
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шпаргалка для родителей. Этапы развития детской речи
Пассивная речь опережает в развитии активную, но в тоже время влияет на её обогащение. Вначале речь ребёнка состоит из существительных, затем появляются глаголы (у деятельных детей быстрее, чем ...
Консультации для родителей: "Этапы развития детской речи"
Консультации для родителей: "Этапы развития детской речи"...
Консультация для родителей: "Этапы развития детской речи"
Консультация для родителей: "Этапы развития детской речи"...
консультация для родителей " Этапы развития детской речи"
Этапы развития детской речи...
Консультация для родителей "Этапы развития детской речи"
В данной консультации отображены этапы развития детской речи от о до 6 лет. Материал будет полезен родителям и педагогам дошкольных учреждений....
Консультация для родителей " Этапы развития детской речи"
Данный материал адресован родителям детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Этапы развития детской речи от 0 до 3 лет»
В консультации говорится об этапах становления десткой речи от рождения до 3 лет....