Консультация для родителей «Этапы развития детской речи от 0 до 3 лет»
консультация по логопедии (младшая группа)

Галина Викторовна Мишурова

В консультации говорится об этапах становления десткой речи от рождения до 3 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsi_ya_dlya_roditeley.docx55.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Этапы развития детской речи от 0 до 3 лет»

Когда же начинается речевое развитие у ребёнка?
Все начинается в младенческом возрасте!

Не нужно говорить какую роль играет развитие речи в жизни ребенка. С помощью слов он общается с окружающими, познает мир, формируется его личность, развивается мышление, поведение.

Ребенок овладевает родным языком на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи. Процесс усвоения родного языка в его основных чертах протекает в очень короткие сроки.https://avatars.mds.yandex.net/i?id=a81b9b932fdedd2a5d5b8bbfb1a63995bfcb0d2c-3688638-images-thumbs&n=13

Наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ребенка это первые 3 года жизни. 

Всех родителей, конечно же, беспокоит вопрос: правильно ли развивается ее ребенок, не будет ли у него проблем в будущем, когда он пойдет в школу, не стоит ли обратиться за советом к логопеду? и т.д.

Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска, они должны быть обязательно консультированы детским психологом и логопедом.

От рождения до 1 года — доречевой этап

Несмотря на то, что в этот период ребенок еще не говорит, он уже активно осваивает человеческую речь. Слушает песенки и потекши, пытается произнести и разнообразить свои первые звуки.

0 – 2 месяца. Крик. Стадия крика длится от рождения до 6–8 недель. Крик — первая голосовая реакция ребенка Новорождённый ещё не умеет ничего, разве что кряхтеть и плачем заявлять о своих неудобствах и дискомфорте. Плач — это начало, то есть самый первый способ общения крохи. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.

2 – 3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. Стадия гуления длится с двух до пяти месяцев. Период «гуления» отмечается у всех детей. Ко второму месяцу жизни ребенок начинает тянуть звуки [а], [о], [э], [у] и сочетания звуков [а-а-а-а, уа-уа-уа-уа, уэ-уэ-уэ-уэ, уау-уау-уау-уау].

На 2–3 месяце отмечается «комплекс оживления», состоящий из характерных движений ручек и ножек при виде матери, сопровождается гортанными звуками и их комбинациями с гласными (а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га). Из-за гортанного произношения нам кажется, что малыш научился говорить агу или аги. Такое гуканье возникает не только при контакте со знакомыми близкими людьми. Оно может возникнуть спонтанно, когда малыш сыт и доволен, или при рассматривании игрушки.

3 – 6 месяцев. На 3–5 месяце ребёнок ищет контакта со взрослыми своим взглядом, улыбкой, произносит протяжные звуки — гулит. Они чаще всего состоят из таких звукосочетаний, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. Одновременно малыш начинает понимать обращенную к нему речь. Он поворачивает головку, когда его зовут по имени. Активно реагирует ребенок и на все, что слышит. В ответ на обращенную речь гулит активнее, уже пытаясь «общаться». Ребенок в процессе «гуления» как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие.Картинки для ребенка (51 фото)

6 месяцев. Стадия лепета длится до 10-11 месяцев6-7 месяцев — это срок, когда появляется лепет у ребёнка. Для начала этого этапа характерен простой лепет, состоящий из отдельных слогов (па, ба, ля). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным произнесение различных звуковых комплексов ребёнком, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.

7 – 9 месяцев. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба». На 7 месяце появляется связь между предметом и обозначающим его словом. Если родители специально уделяют внимание этому умению, показывают предметы и игрушки, называя их по нескольку раз, то ребёнок быстро научится отыскивать их взглядом по просьбе взрослого.

11 месяцев. Звукоподражание. После 9 месяцев в активном словаре ребёнка содержится от 10 до 25 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, баба, дядя, ляля), это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах), и частично произносимые формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), а также звукоподражания голосам животных и окружающим звукам (мяу, га-га, би-би). К этому времени уже установлена связь между словом и предметом, который оно обозначает.

11 – 13 месяцев. Завершает этап стадия первых слов. Она приходится на возраст 9-10 месяцев у девочек и 11-12 у мальчиков.

Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»). Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками. Интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь.

Речь к концу первого года жизни является основным средством общения ребёнка со взрослыми.

От года до 1,5 — этап накопления пассивного словаря

К полуторагодовалому возрасту нормально развивающийся ребенок произносит всего 10 простых слов, но знает уже примерно 200 названий предметов и явлений. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге.

От 1.5 лет до 2.5 лет — этап «лексический взрыв» и переход к фразовой речи

Многие слышали истории о том, как ребенок «не говорил» и вдруг начал тараторить без умолку, поражая родителей количеством новых слов. Данное явление получило название «лексический взрыв». Как правило, данное явление приходится на период от 1,5 лет до 1 года и 6-8 месяцев. Отклонением от нормы не считается и переход к следующему этапу в 2 года, как правило, это наблюдается у мальчиков.

Практически сразу за лексическим взрывом наступает следующий этап речевого развития ребенка — переход к фразовой речи. Он возможен, когда в словаре крохи накапливается порядка 40-60 и более слов.

После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения:

— Папа, ди (папа, иди).

— Ма, да ки (мама, дай кису).

Нормальным при этом считается использование упрощенных форм слов, например, «би-би» вместо «машина», «ам-ам» вместо «кушать». Такие «малышковые» сокращения так же можно считать частью словарного запаса ребенка.

2 года. Первые предложения (из двух слов). В речи ребенка появляются первые двухсловные предложения. Одновременно продолжается расширение словаря. Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам.

К 2,5 годам предложения, используемые ребенком, уже включают три-четыре слова, а словарный запас расширяется до 200-300 слов.

Если ребенок не пытается к 2,5 годам составлять из слов простые предложения — стоит посоветоваться со специалистом.

3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). После 2.5 лет речь малыша становится более понятной. Он уже должен правильно произносить многие звуки. Однако сложности с произнесением звуков «л», «р» «з-с» и шипящих («ж-ш», «ч-щ») пока нормальны. В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.

Речь ребенка в трехлетнем возрасте должна быть не менее, чем на 70%, понятна незнакомым людям. Это один из тех критериев, по которым можно выявить отклонение в развитии малыша. В норме к трем годам малыш осваивает порядка 500-800 слов, а к четырем должен знать около 1000-1500 слов.

Анализируя количественные показатели роста лексического запаса детей в этом возрасте, можно привести следующие данные: полтора года — 10-15 слов, к концу второго года — 30 слов, к трем годам — примерно 100 слов.

Конечно, вышеназванные этапы не имеют четких границ и могут варьироваться в зависимости от особенностей развития конкретного ребенка. Например, у мальчиков сроки могут смещаться на целых четыре-пять месяцев, для девочек, как правило, это не характерно — их отставание в речевом развитии считается нормальным, если не превышает 2-3 месяца.

Родителям важно знать, что показателем развития правильной речи ребенка является не столько правильное звукопроизношение, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона, уметь соединять слова в предложения.

Список используемой литературы:

1. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.--метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994.

2. Жукова Н. С. Развитие речи. Мир вокруг тебя. Москва: Издательство «Эксмодетство», 2016.

3. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/rechevoe_razvitie_rebenka_(ot_rozhdeniya_do_4_let)/

4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/04/19/rechevoe-razvitie-v-norme

5. https://studfile.net/preview/1713915/

6. https://ourkids.ru/blog/rech/razvitie-rechi-rebyenka-do-1-goda/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка для родителей. Этапы развития детской речи.

Памятка для родителей в доступной форме, наглядно даёт представление о том как происходит становление детской речи....

Консультации для родителей: "Этапы развития детской речи"

Консультации для родителей: "Этапы развития детской речи"...

Консультация для родителей: "Этапы развития детской речи"

Консультация для родителей: "Этапы развития детской речи"...

Консультация для родителей "Этапы развития детской речи"

В данной консультации отображены этапы развития детской речи от о до 6 лет. Материал будет полезен родителям и педагогам дошкольных учреждений....

Консультация для педагогов "Этапы развития детской речи"

Консультация для педагогов "Этапы развития детской речи"...

Консультация для родителей " Этапы развития детской речи"

Данный материал адресован родителям детей дошкольного возраста...