консультация для родителей " Этапы развития детской речи"
консультация по логопедии (младшая группа)

Машадаева Наталья Николаевна

Этапы развития детской речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etapy_razvitiya_detskoy_rechi.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Этапы развития детской речи»

От рождения до трех лет  (0 – 3 года)

Овладение речевой функцией происходит поэтапно: подготовительный этап охватывает первый год жизни ребенка; на этом этапе закладываются условия, обеспечивающие в дальнейшем собственное речевое развитие.

Второй этап, переход к активной речи приходится обычно на второй год жизни ребенка.

На третьем этапе речь совершенствуется как средство общения — она все точнее отражает намерение говорящего, все точнее передает содержание событий. В связи с этим расширяется словарный запас, совершенствуются грамматические конструкции, четче становится произношение.

Можно рассматривать развитие речи и как смену определенных этапов: экспрессивно-мимического, предметно-действенного и речевого. К концу первого месяца отчетливо проявляются экспрессивно-мимические средства общения. В первый месяц жизни характер плача позволяет во многих случаях определить, чего желает младенец. С двух месяцев общение устанавливается с помощью взгляда и первых мимических движений, затем ребенок начинает улыбаться и двигать ручками. Крик становится более разнообразным по интонациям.

В 3-4 месяца начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих: ребенок прислушивается и узнает голос матери, других членов семьи, пытается подражать отдельным звукам речи взрослых, реагирует на интонации, слушает музыку, отдает предпочтение мелодичным погремушкам. В возрасте от 1,5 до 3-х месяцев малыш начинает гулить и агукать — в его речи появляются короткие звуки г, к, кх, а-гу, ам, ма, пф, бу, му. Мать и другие взрослые, ухаживающие за ребенком, не должны молчать — если ребенок слышит мало речи, появление первых звуков запаздывает. Если же взрослые активно обращаются к младенцу, ласково разговаривают с ним, но малыш «не отвечает» гулением и лепетом, а голос его слышен только при плаче — возможно, слух его ослаблен, поэтому он и не может подражать взрослым.

В 4—5 месяцев ребенок повторяет за взрослым, и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов — это называется лепетом: ма-ма-ма, тя-тя-тя.

В 6 месяцев ребенок понимает отдельные просьбы и запреты, выполняет простые просьбы («покажи», «дай»). В речи используются в основном лепетные слова, состоящие из двух-трех открытых слогов: ляля, баба, тятя и т. д., много звукоподражаний: би-би, пи-пи и т. д. К году малыш говорит уже около 10-ти слов.

В первые месяцы после года в речи ребенка по-прежнему остается много лепетных слов и звукоподражаний. Однако появляется и новое. Ребенок узнает предметы на картинках, называет их, произнося первый слог, говорит много

односложных слов. В этот период речь ребенка развивается стремительно: он произносит все новые слова и звукосочетания, в которых нетрудно узнать знакомые слова.

С рождения малыша окружает огромное количество звуков: речь людей, музыка, голоса животных и птиц, шелест ветра, шум дождя... Слух играет важнейшую роль в овладении речью, и от его состояния зависят и само возникновение речи, и ее дальнейшее правильное развитие. Поэтому родителям важно следить за нормальной работой слуха. Так как ребенок осваивает множество новых видов деятельности, он нуждается в информации: какие предметы его окружают, как они называются, и что с ними можно делать. Взрослые должны поддерживать ребенка в его горячем желании общаться — это поможет в развитии речи. Очень важно для ребенка также эмоциональное общение. Годовалый ребенок понимает значение многих слов, к полутора годам дети могут выполнять несложные поручения, называть части тела, понимают содержание простых рисунков. В речи их еще остаются лепетные слова. К полутора годам в самостоятельной речи ребенка около 40 слов, в два года — около 300. Это так называемый активный словарь, — то есть слова, которые ребенок активно использует в речи; слов, которые он понимает и пытается воспроизвести, гораздо больше. В это же время в речи появляются двух-, трехсловные предложения. Большинство фраз произносится в утвердительной форме. К двум годам дети довольно четко произносят гласные а, о, у, и; тяжелее им даются звуки ы, а, которые они заменяют звуками и, е. Произношение согласных звуков малыши осваивают гораздо сложнее, поэтому они часто пропускают их в словах вовсе, либо заменяют известными звуками. Л, р и шипящие в речи двух-, трехлетнего ребенка — большая редкость, так как артикуляционный аппарат недостаточно развит. Голос у малышей в этом возрасте еще слабый, но они способны менять интонацию в зависимости от смысла предложения.

Двухлетний ребенок испытывает затруднения в соотнесении качественных признаков предметов. В принципе малыш отличает качество от количества или от действия, но правильно противопоставить эти признаки друг другу не может. Двухлетка спокойно противопоставит большому мячу красный мяч, а старому платью — синее платье. Постепенно дети овладевают соотношением качеств двух однородных предметов, соответственно в их речи появляются существительные, прилагательные и глаголы. Активный словарь двухлетки может составлять до 300 слов, однако у многих детей не набирается такого количества. Причиной тому может быть индивидуальный темп развития ребенка либо какое-то неврологическое отклонение. К сожалению, сейчас очень мало детей, не имеющих

проблем с неврологией, и родителям хорошо это известно. Если ваш малыш

молчит, ограничиваясь простыми словами, не связанными в предложения, и жестами, попробуйте выявить причину. Возможно, ребенок реагирует так на семейные проблемы, тревожную обстановку дома; возможно, он отстает в

развитии речи. Лучше всего будет для начала протестировать его у независимого психотерапевта, а не вести в поликлинику. Нервная система малышей обладает удивительной способностью к восстановлению и развитию, важно лишь наблюдать за ней и не допускать явных отклонений!

На третьем году жизни ребенок способен уже понимать достаточно сложные картинки; внимательно слушать сказки и истории. Словарный запас постоянно обновляется за счет слов общеупотребительных и изобретенных самостоятельно; к концу третьего года в словаре ребенка уже порядка 1200 единиц.

В этом возрасте уже необходимо следить за грамматическим строем речи малыша. Если вы и без слов понимаете, что хочет сказать ваш ребенок, то окружающим это может быть непонятно, так что для пользы малыша исправляйте сказанные с ошибками слова и фразы, четко произносите их и побуждайте малыша повторять за вами.

В этом возрасте возрастает потребность ребенка в самостоятельности, он уже в состоянии себя оценивать. Как правило, к трем годам дети говорят о себе в основном в первом лице. Ребенок строит фразы; осваивает грамматическую систему языка. К трём годам ребенок использует все части речи и строит полные предложения и развернутые высказывания.

Трехлетка более четко произносит слова, однако продолжает делать ошибки: пропускает в словах звуки, слоги, переставляет слоги местами или заменяет их похожими по звучанию: бабака собака; масакат самокат и т, п. Сам по себе этот факт не должен вызывать беспокойство — в возрасте 3-х лет детям недоступно правильное произношение всех звуков речи.

Дети в этом возрасте уже хорошо ориентируются в окружающих предметах, обобщают их по определенному признаку (шапка, брюки, куртка — одежда). Большую часть активного словаря занимают существительные, затем следуют глаголы, прилагательные и местоимения. В это же время дети осваивают падежные формы и число существительных, а также глагольные видо-временные формы (прошедшее, настоящее время, совершенный и несовершенный вид).

В основном, трехлетние малыши произносят большинство согласных звуков (п, п', б, б', м, м',, ф, ф',, в, в', т, т', д, д', н, н', с', л', к, к', г, г', х, х' ).  Проблемными остаются свистящие (с, з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, р', л') звуки. Обычно дети или пропускают их, или заменяют (с — с', ф'; з с' в; ц т'; ш с', т'; ж с', д', з, з'; ч т'; р л'; р' л', в; л л'). Например: досъ дождь; мозя - мозет можно, может; звой злой.

В этом возрасте дети склонны к подражанию, поэтому взрослым нужно

тщательно следить за своей речью, — в первую очередь чадо будет копировать именно членов своей семьи!

Обратитесь к специалисту, если к трем годам:

  • ребенок не пытается подражать новым словам в течение 3—5-ти месяцев после того, как первые слова были им произнесены;
  • в 2—3 года ребенок не различает звуки, а потому взаимозаменяет их. Например, говорит сапка вместо «шапка», но шобака вместо «собака»;
  • ребенок не использует глаголы;
  • не строит предложений;
  • постоянно делает грамматические ошибки (вместо «не хочу с тобой» — «не надо ты»);
  • к 3—4-м годам ребенок не слышит слоги в слове. Он может искажать слово до неузнаваемости, но и в его «версии» оно должно состоять из правильного количества слогов. Ведь гласные — это основа слова, его ритмика; поэтому нарушение слоговых структур является сигналом того, что ребенок не слышит ритм слова;
  • не говорит о себе в первом лице;
  • высовывает во время речи кончик языка между зубами;
  • ребенок говорит в нос. Это явление не обязательно связано с аденоидами. Поднесите зеркальце к носу ребенка и попросите что-нибудь сказать. От дыхания зеркальце может слегка запотеть. Но если запотевание пойдет активно, значит, струя воздуха идет через рот. А ведь наша речь предполагает носовое дыхание;
  • не использует жесты;
  • ребенок вообще отказывается говорить;
  • с трудом устанавливает эмоциональный контакт.

Обратите особое внимание на развитие речи, если:

  • ребенок развивается с задержкой или перенес тяжелые заболевания;
  • у ребенка есть неврологические заболевания;
  • ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения;
  • ребенок охотно общается как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми (нормальна ситуация, когда ребенок охотно общается с близкими людьми и стесняется чужих);
  • ребенок говорит на «своем языке» (понятном ему одному).

Четвертый год жизни (3 – 4 года)

Фразовая речь ребенка включает предложения из 5—6 слов. В этом же возрасте дети начинают сопровождать речь игрой (формируется регулирующая функция). Речь становится инструментом для познания окружающего мира, ребенок

употребляет в речи все больше синонимов и антонимов. Активный словарный запас в четыре года — около 2000 слов. Словотворчество все еще находится в интенсивной фазе, но постепенно меняет свой характер: перед построением нового слова ребенок производит в уме довольно сложный анализ. Малыши, начиная с двух-трех лет пристально «вглядываются» в конструкцию каждого нового слова, постепенно овладевая и закономерностями построения производных слов, и метафоричностью речи, свойственной взрослым.

Развитие речи идет одновременно с развитием воображения и памяти. Четвертый год жизни — время бесконечных «почему?». Причем ребенок способен не только воспринимать информацию извне, но и делать самостоятельные выводы и умозаключения.

Развитие речи и мышления ребенка идет стремительными темпами: он способен охарактеризовать предмет не только по внешним признакам, но и качественно: «добрый, плохой, твердый, мягкий»; он знакомится с понятиями количество, форма, величина. Малыш становится великим мыслителем и языковедом, — теперь он задумывается о связи формы и внутреннего содержания слова. Этот процесс прекрасно описан в книге К. Чуковского «От двух до пяти». Чудный возраст «от двух до пяти» подарил и всегда будет дарить счастливым родителям немало перлов: колоток, строганок,  копатка, лизык, мазелин, кусарики!

У детей четвертого года жизни прослеживается позитивная динамика в укреплении артикуляционного аппарата, что способствует правильному произношению согласных звуков.

В четыре года ребенок способен по наводящим вопросам (и даже иногда без них) воспроизвести содержание знакомой сказки, читать наизусть небольшие стихотворения, давать развернутый ответ на вопрос.

Пятый, шестой  год жизни (4-6 лет)

4,5-5 лет — это критический возраст, до которого ребенок имеет право «коверкать» слова. Дело в том, что до этого возраста еще идет формирование звукового строя речи, и ребенок как бы пробует разные варианты звукопроизношения.

Он может неправильно произносить шипящие звуки, у него нет звука р, не совсем четко произносит твердый л. Однако большинство детей к 4-5 годам самостоятельно компенсируют свои речевые ошибки.

К 5 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к 6 — и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами, не путая их. И перед школой четко знать «право-лево», «вчера-сегодня».

К 6 годам ребенок должен знать все многообразие бытовых предметов: посуды,

мебели, одежды. К сожалению, сегодня все чаще случается, что дошколенок, которому уже и ранец для школы куплен, может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «узор». Общение поможет малышу пополнять свой активный словарный запас. Родители, не молчите!

Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в состоянии выучить ни одно стихотворение — это тоже повод обратиться к логопеду На седьмом году жизни речь ребенка продолжает стремительно развиваться: обогащается словарь, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваиваются нормы литературного языка.

В норме больше нет физиологических причин нарушения произношения. Однако некоторые виды косноязычия, вовремя не исправленные, могут к этому возрасту закрепиться в речи. К таким дефектам относятся:

  • замена звонких звуков глухими: б—п, дт, г—к, ж—ш, з—с, в—ф;
  • замена свистящих и шипящих звуков звуками, близкими к ф, в;
  • замена р, л звуками ы, у, в;
  • межзубное произношение звуков с, з, ц, ш,ж, ч, щ, т, д, н, л;
  • боковое произношение звуков с, з, ц (и их мягких вариантов), ш, ж, ч, щ, р;
  • носовое произношение звуков с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р;
  • горловое произношение звука р.

Состояние фонематического восприятия

Шестилетка-дошкольник должен на практике различать фонемы (звуки) родного языка — иначе ему трудно будет научиться читать и писать.

На самом раннем этапе речевого развития ребенок воспринимает слова как единый, нерасчлененный звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. С возрастом он улавливает тонкие различия между словами, и это позволяет ему понимать слова и употреблять их в активной речи. Следующий этап — формирование у ребенка тонких отличных друг от друга образов звуков (а не только слов).

В старшем дошкольном возрасте дети постепенно учатся определять временную последовательность составляющих слово звуков: они в состоянии определить, есть данный звук в слове или нет; находится ли он в начале, в середине или в конце слова. Бывает, что подобные задания требуют помощи со стороны взрослого. Чем раньше привлечь внимание ребенка к звуковому анализу слов, тем легче и быстрее он сможет овладеть письменной речью.

Основные причины, вызывающие недоразвитие фонематического восприятия: нарушения в деятельности левой височной области коры головного мозга вследствие родовых травм, травм или воспалительных заболеваний в раннем детстве; наследственные нарушения в деятельности отдельных зон мозга; а также

отсутствие необходимого опыта выделения фонематических явлений.

Недостатки фонематического восприятия могут сочетаться с нарушениями звукопроизношения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи).

Обратитесь к специалисту, если к шести годам ребенок:

  • неправильно произносит звуки, искажает слоги;
  • не может связно рассказать о том, что произошло;
  • не ориентируется в родовидовых понятиях (кошка, пантера и волк — это животные; кабачок, помидор и огурец — это овощи), то есть не может сгруппировать ряд предметов по обобщающему признаку;
  • не может подобрать к слову синоним или антоним;
  • редко проявляет активность в общении;
  • не использует жесты, даже указательный;
  • с трудом идет на контакт;
  • неэмоционален.

Для всех детей дошкольного возраста необходима тесная связь представления со словом. Родители и воспитатели должны следить не только за тем, чтобы словарь ребенка пополнялся новыми словами, но и уточнять слова, которыми ребенок активно пользуется, но имеет порой весьма неточное представление о предмете, который обозначает данное слово. Борода и подбородок, табуретка, скамейка и стул — нередко дети не дифференцируют эти предметы. Но даже если ребенок знает слово и соотносит его правильно с предметом — ваша задача еще не выполнена. Малыш должен пользоваться словом, употреблять его в речи. Если ребенок употребляет новое слово непринужденно и по смыслу, значит, это слово действительно вошло в его активный словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка для родителей. Этапы развития детской речи.

Памятка для родителей в доступной форме, наглядно даёт представление о том как происходит становление детской речи....

Консультации для родителей: "Этапы развития детской речи"

Консультации для родителей: "Этапы развития детской речи"...

Консультация для родителей: "Этапы развития детской речи"

Консультация для родителей: "Этапы развития детской речи"...

Консультация для родителей "Этапы развития детской речи"

В данной консультации отображены этапы развития детской речи от о до 6 лет. Материал будет полезен родителям и педагогам дошкольных учреждений....

Консультация для педагогов "Этапы развития детской речи"

Консультация для педагогов "Этапы развития детской речи"...

Консультация для родителей " Этапы развития детской речи"

Данный материал адресован родителям детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Этапы развития детской речи от 0 до 3 лет»

В консультации говорится об этапах становления десткой речи от рождения до 3 лет....