Консультация для родителей: "Этапы развития детской речи"
консультация
Консультация для родителей: "Этапы развития детской речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_etapy_razvitiya_detskoy_rechi.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для родителей.
Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — это речь.
К 3 годам в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.
Так, при нормальном речевом развитии в 1 год он произносит 10—15 слов, в 2 года 300—400, к 3 годам — более 1500 слов. Если же в это время малышу не было уделено достаточного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Пассивная речь опережает в развитии активную, но в тоже время влияет на её обогащение. Вначале речь ребёнка состоит из существительных, затем появляются глаголы (у деятельных детей быстрее, чем у созерцателей), а потом и прилагательные. Это значит, что скоро малыш научится составлять из них предложения.
Механически повторяя слова за взрослым, в естественной ситуации общения малыш замещает речь жестами, а если его не понимают, то он капризен, плаксив или агрессивен. В этом случае родителям необходимо помнить, что речевое общение формируется в предметной деятельности, а не в процессе механического повторения отдельных слов.
В процессе предметной деятельности у ребёнка также развивается крупная и мелкая моторика рук. Тесная связь между нею и развитием речи объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Недаром есть такое выражение, «что наша речь находится на кончиках пальцев»
Продуктивные виды деятельности:
- рисование: кистью, пальчиками, ладошками…
- лепка: солёное тесто, пластилин, масса для моделирования…
- аппликация
- вырезание
- работа со шнуровкой и многое другое
На этом этапе важны игры по типу «давай вместе» (из кубиков построить ворота, поезд, гараж - обыграть), игры – драматизации (кукольный театр).
Очень эффективно работает приём «эмоционального заражения» речью через игру с
двумя взрослыми, которые на глазах у ребёнка организуют совместную деятельность. Окрашенная положительными эмоциями, без поучения и критики, такая игра «на равных» стимулирует активную речь маленького ребёнка подчас лучше разнообразных дидактических игр.
Наилучший (если не единственный) способ научить ребёнка говорить– постоянно разговаривать с ним.
Приблизительный список тем, которые можно «обсудить» с ребёнком на 3 году жизни.
- Одежда (рукавицы, перчатки; воротник, рукава, пуговицы, карман, замок). Обращайте внимание на цвет и материал одежды.
- Обувь
- Домашние животные
- Дикие животные
- Части тела (нога, колено, пальцы, ступня, рука, локоть, кисть…)
В дальнейшем важно стоить общение с ребёнком на основе предметно – практических действий, оречевляя манипуляции с предметом и наглядно демонстрируя его свойства и качества.
Необходимо моделировать проблемные ситуации, когда малыш нуждается в предмете, но не может его достать. Ребёнок или сам называет предмет или это делает взрослый. Так речь постепенно включается в предметную деятельность – только общение со взрослым по поводу предмета вызывает у ребёнка необходимость речетворчества.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Чтобы выработать у ребёнка плавный и продолжительный выдох следует предлагать ему задание подуть на какой – нибудь лёгкий предмет:
- Лети бабочка;
- Снег идёт (дуем на кусочки ваты);
- Катись карандаш;
- Весёлые шарики;
- Плыви кораблик;
- Дуть через трубочку на вату;
- День рождения (задувание свечи);
- Свистульки;
- Губная гармошка…
Вас не должно смущать то, что ребёнок произносит многие слова неправильно. До 3 – 4 лет это абсолютно нормально. Некоторыми звуками дети могут овладеть только тогда, когда их артикуляционный аппарат будет достаточно сформирован и натренирован. Для этого мы с ребятами выполняем комплекс артикуляционной гимнастики на каждом занятии.
Вот приблизительные сроки появления в речи ребёнка наиболее трудных для произнесения звуков:
В 2,5 года ребёнок должен говорить предложениями, состоящими более, чем из трёх слов. Задаёт вопросы: «Где?» или «Когда?»
Трёхлетний ребёнок начинает употреблять сложные предложения. Задаёт вопросы «Почему?», «Когда?»
Если к 5 годам малыш всё ещё не умеет правильно говорить,
то необходимо обратиться к логопеду!
В заключении хотелось бы отметить что взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (логопед, воспитатели ) и родители действуют согласованно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Этапы речевого развития"
Речевое развитие ребёнка можно условно разделить на несколько этапах, которые могут стать для родителей определёнными ориентирами для самостоятельного определения уровня развития речи своего малыша...
Консультация для родителей "О развитии детской речи в 5-6 лет"
Познакомить родителей с особенностью детской речи в 5-6 лет...
Консультации для родителей: "Этапы развития детской речи"
Консультации для родителей: "Этапы развития детской речи"...
консультация для родителей " Этапы развития детской речи"
Этапы развития детской речи...
Консультация для родителей "Этапы развития детской речи"
В данной консультации отображены этапы развития детской речи от о до 6 лет. Материал будет полезен родителям и педагогам дошкольных учреждений....
Консультация для педагогов "Этапы развития детской речи"
Консультация для педагогов "Этапы развития детской речи"...
Консультация для родителей " Этапы развития детской речи"
Данный материал адресован родителям детей дошкольного возраста...