КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме: «Зимующие птицы». Цель данной непосредственной образовательной деятельности: формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и профилактика оптической дисграфии. В данной методической разработке используются такие технологии как: самомассаж, прищепкотерапия, логоритмика, логосказка и т.д. Включает в себя интеграцию образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность», «Чтение художественной литературы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Ильенко Ирина Леонидовна, БДОУ г. Омска «Детский сад № 191 компенсирующего вида», учитель-логопед, г. Омск.
Предмет (направленность): дошкольное образование.
Возраст детей: старшая группа.
Место проведения: групповая комната.
Цель: формировать связную речь у детей дошкольного возраста с ОНР; профилактика оптической дисграфии.
Задачи:
Образовательная область «Коммуникация»:
- побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;
- упражнять в согласовании существительных с глаголами;
- упражнять в согласовании существительных с числительными;
- формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
- развивать творческую самостоятельность в ответах на вопросы.
Образовательная область «Социализация»:
- воспитывать любовь к природе и желание заботиться о зимующих птицах;
- формировать умение оценивать работу товарища;
- совершенствовать умение слушать ответ товарища и не перебивать.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»:
- приобщать к словесному искусству через сказки;
- развивать литературную речь (при проговаривании текста физминутки ).
Образовательная область «Здоровье»:
- развивать координацию речи с движением (физминутка);
- формировать умение выполнять самомассаж;
- формировать речевой выдох;
- развивать мелкую моторику рук (развитие мелкой моторики).
Образовательная область «Безопасность»:
- воспитывать технику безопасного поведения во время выполнения упражнений (физминутки, прищепкотерапии)
Образовательная область «Познание»:
- расширить кругозор детей по теме «Зимующие птицы» (Снегирь, зимующие, воробей, чирикает, стрекочет, каркает, тинькает, хищница и тд.);
- формировать умение использовать в речи предлоги В, НА, ОКОЛО;
- совершенствовать умение составлять рассказ по опорным картинкам;
- развивать умение узнавать изображения птиц по силуэтам (силуэтное изображение птиц).
Предварительная работа:
- подбор иллюстраций к сказке;
- чтение сказки «Проказы старухи зимы» К. Д. Ушинского;
- создание силуэтных картинок, предметных картинок, деревянной кормушки;
- подбор опорных картинок к рассказу;
- подобрать звуки вьюги, голоса зимующих птиц;
- прищепки - птички;
- корм для птиц: хлебные крошки, семечки, гречка, сушеные ягоды;
- подобрать речевой материал к физминутке.
Оборудование: демонстрационный материал «Зимующие птицы», силуэтные картинки (дятел, сова, голубь, воробей, сорока), магнитофон, звуки зимы, снежинки. Кормушка, ветки, корм для птиц.
Ход:
1. Оргмомент
- Ребята, давайте поздороваемся с окружающим миром:
Здравствуй, солнце,
Здравствуйте, птицы,
Здравствуйте, животные,
Здравствуйте, друзья,
Здравствуйте, Ирина Леонидовна!
2. Сообщение темы (звук вьюги)
- Сегодня мы будем говорить о зимующих птицах. Как вы считаете, легко ли птицам жить зимой? Давайте подумаем, как мы можем помочь зимующим птицам. Ребята, вы любите сказки?
- Тогда я расскажу вам сказку, а чем она закончится – мы придумает вместе. Хорошо?
- Сказка называется «Проказы Старухи-Зимы». Однажды, разозлилась Старуха – Зима на весь белый свет. То сильные морозы ударят, то вьюга заметет. Трудно пришлось всему живому. Звери старуху не испугались – у них шубка теплая. Люди печи в домах топят – и их Зиме не достать. Еще пуще Старуха разозлилась. И слышит – чьи – то голоса. (Звучат голоса птиц)
3. Игра «Силуэты» (голоса птиц)
- Чьи это голоса, ребята?
- Верно, это голоса птиц. Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?
- Конечно – зимующие. Услышала Зима их голоса, и послала вьюгу со снегом птиц заморозить. Замела метель так, что ничего не видно вокруг – одни силуэты птиц. Посмотрите, силуэты каких птиц вы видите?
(Картинки – силуэты в черно-белом цвете)
- Вы правы, это силуэт (дятла, совы, сороки и воробья и т.д.).
Так вот, не помогли Старухе – Зиме вьюга и метель. Птицы и в метель голоса свои друг – другу подавали, да дорогу найти товарищам помогали.
4. Игра «Кто как голос подает?»
- Кто это? (Воробей)
- Заблудился воробей. Как он будет голос подавать и на помощь звать?(Чик-чирик)
- Значит, он что будет делать? (Он будет чирикать)
- Ворона как будет просить о помощи? Что она будет делать? (Каркать)
- А сова? (Ухать) и т.д.
5. Физминутка (самомассаж)
- Так и помогали птицы друг другу. Все дорогу нашли к кормушке. Пуще прежнего разозлилась Старуха -Зима.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
6. Игра «Кто где?»
- Позвала Зима на помощь стужу лютую. Еще холоднее стало на улице. Но птицы и тут не унывают – находят кормушки, которые для них люди сделали и холод им сытым не страшен.
(Подходим к кормушке и веткам. На них сидят зимующие птицы)
- Посмотрите, какую кормушку сделали дети для птиц. И кто же к нам в кормушку прилетел? (Дети называют птиц: воробьи, синицы)
- Сколько синиц? (Одина синица, две синицы, три синицы)
- Давайте возьмем птичек-прищепки и сосчитаем воробьев с помощью пальчиков и птичек. (массаж пальцев с помощью прищепок-птиц)
- Положите птиц, ребята на стол.
- Кого больше – синиц или воробьев? (Больше воробьев)
- Кого меньше? (Меньше синиц)
- Ребята, а кто сидит около кормушки? (около кормушки сидит ворона)
- Посмотрите, а кто сидит на ветках? (На ветках сидят свиристель, сова)
- Кто из них меньше? (свиристель)
- Кто больше? (Сова)
7. Игра «Чем угостим?»
- Итак, собрались птицы у кормушки. Обрадовалась Зима: «Вот тут я их и заморожу! Замолчат они, и будет тишина и покой!».
- Подула она на птиц холодом. Давайте покажем, как она это делала: сделали вдох через нос, а выдох будем делать через рот сильный, губы вытянуты трубочкой, воздушная струя холодная. Подставьте руку, чтобы почувствовать холод Зимы. Следите за моей рукой. (Под звуки вьюги дуют два –три раза)
- Подула зима, да не тут-то было. Подошли к кормушке ребята и покормили птиц. Чем можно угостить воробья, снегиря, синицу? (Воробья – хлебными крошками, снегиря – ягодами, синицу – салом, ворону – гречкой, сороку – пшеном, свиристель – семенами)
– А сове не хватило угощения. Кто знает, почему?
- Сова – хищная птица, охотится на мышей (грызунов). Она сама себе пищу добывает.
8. Рассказ
- Пройдите, ребята, на стульчики.
- Посмотрите на картинки. (На доске опорные картинки к рассказу: зима; дети делают кормушку; дети вешают кормушку на дерево; семечки, ягоды, сало, хлебные крошки, гречка; птицы у кормушки и сова рядом; сова; сова охотится на мышь)
Вопросы по тексту:
- Какое время года наступило?
- Кто сделал кормушку для птиц?
- Куда повесили кормушку?
- Что положили, ребята, в кормушку?
- Кто прилетел к кормушке?
- Кому не понравилось угощение?
- Почему сове не понравилось угощение?
- Как назовем рассказ?
- Давайте составим рассказ по картинкам.
Кормушка для птиц.
Наступила зима. Дети сделали кормушку для птиц. Они повесили кормушку на дерево. В нее положили хлебные крошки, семена и много другого корма. К кормушке прилетели зимующие птицы: воробьи, синицы, снегири и даже сова. Только сове угощение не понравилось. Она хищная птица и ловит мышей.
- Кто составит рассказ по картинкам?
(Спрашиваю 2-3 детей. Дети оценивают рассказы товарищей и объясняют, почему они считают этот рассказ лучшим. Можно рассказ делить на двоих)
- Поклевали птицы у кормушки и запели, на разные голоса, даже сова заухала. Поняла зима, что не с кем она справится не смогла. Как бы нам сказку закончить? (Варианты детей)
- Ребята, а как обычно заканчиваются русские народные сказки?
9. Итог
- Понравилась вам сказка, ребята?
- Мне запомнилось, как вьюга замела и было видно только силуэты птиц. А что вам больше всего запомнилась?
- Что нового вы узнали сегодня?
- А кто сегодня был самый активный?
- Вот вам подарок от старушки-зимы. Она просит вам передать эти снежинки (наклейки) и ее извинения, за то, что она проказничала. А это, как можно самим сделать дома кормушку для птиц. (образцы кормушек из тетрапакетов и из дерева) Помните, что без вашей помощи им трудно придется. Вдруг опять Зима начнет проказничать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организации непосредственно-образовательной деятельности по теме: "Зимующие птицы"
сценарий для подготовительных групп...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Зимующие птицы»Цели:формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:Образовательные:уточнить и расширить знание детей о з...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Зимующие птицы"
Формирование экологического воспитания детей старшего возраста по теме " Зимующие птицы"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Зимующие птицы»
Цель: Обогатить знания детей о непростой жизни птиц в зимнее время года и нацелить их на помощь им.Задачи:Обучающие задачи:- закрепить понятие о «зимующих птицах»;- расширить и активизировать словарь ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему:"Зимующие птицы".
Открытая непосредственно-образовательная деятельность была проведена с детьми среднего дошкольного возраста....
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "Зимующие птицы"
Расширять представления детей о птицах (где живут, как зимуют).Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.Развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалоги...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы» ( для детей старшего дошкольного возраста)
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы»( для детей старшего дошкольного возраста) Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский с...