Роль и возможности учителя-логопеда в осуществлении коррекционно-развивающей помощи ребенку, в условиях УДОД, для успешного усвоения школьной программы и дальнейшей социализации личности.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению, а индивидуализация его проблем, возможностей позволяют наметить приоритеты в коррекционной работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль и возможности учителя-логопеда в осуществлении коррекционно-развивающей помощи ребенку, в условиях УДОД, для успешного усвоения школьной программы и дальнейшей социализации личности.
МОБУДОД «ЦДТ «Радуга»
учитель-логопед Глобина Н.А.
(1, 2 слайд)
Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению, а индивидуализация его проблем, возможностей позволяют наметить приоритеты в коррекционной работе.
Вырастить человека грамотного, умеющего читать, понимать и использовать текстовую информацию, невозможно без становления личности. Именно проявляя себя в социуме, человек определяет дальнейшие жизненные перспективы. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей в совокупности с коррекцией имеющихся речевых нарушений – основа формирования полноценной личности. Развитие и коррекцию речи необходимо рассматривать не только в лингвистическом аспекте, но и в контексте становления коммуникативных способностей общения детей друг с другом, со взрослыми посредством формирования связной речи.
К сожалению, в настоящее время наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, увеличилось количество детей с ОНР, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы. От 50– 70% детей имеют легкую или среднюю степень дизартрии. Дети в общей своей массе стали очень плохо говорить, искажаются не только согласные, но и гласные звуки; дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. А ведь 20 – 25 лет назад такого не было. В 80-е годы XXв. дизартрик был редкостью, а среднестатистический ребенок, нуждающийся в логопедической помощи, не выговаривал 1 – 3 звука.
Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным влиянием наглядности. Игрушки, компьютер заменяют им живое общение. Дошкольник впитывает речь окружающих, рекламных роликов, фильмов агрессивного содержания. Речевой опыт уменьшается в количественном и качественном отношении, о чем свидетельствуют упрощение словаря, грамматического оформления речи, а также снижение выразительность и образности.
С достаточно большим опытом работы я имею право сказать о ее сложностях. Дети стали другими: увеличилось количество воспитанников с разными патологиями здоровья. Много детей ослабленных, вялых, с нарушенной координацией, гипервозбудимых. В нашей стране мы имеем не только общее снижение рождаемости, но и увеличение количества рождения нездоровых, физиологически незрелых детей. По данным специальных исследований научного центра здоровья детей РАМН, доля здоровых новорожденных снизилась с 48% до 36%. Сегодня до 80% новорожденных физиологически незрелые, свыше 86% имеют перинатальную патологию ЦНС. Несвоевременная коррекция дефекта приводит к развитию стойких нарушений в будущем.
От качества коррекционно-педагогической работы зависит очень многое: вся будущая жизнь дошкольника, его психическое и физическое благополучие. В 7 лет фактически заканчивается коррекция звукопроизношения у детей. В более позднем возрасте труднее исправить недостатки произносительной стороны, даже опираясь на помощь медицины.
Вместе с педагогами школы «Буратино», Центром диагностики и консультирования, мы делаем все возможное, чтобы подготовить наших детей к школе.
Поиск, апробация и внедрение новых эффективных методов и приемов интегрированного воздействия дает устойчивый, стабильный результат работы. (3 слайд)
Сравнительный анализ за три года представлен в диаграммах:
Речевые нарушения детей
Выпущено детей из логопедического пункта
Готовность к школе – это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ребенку справиться со школьной программой.
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:
(4 слайд)
- хорошее физическое развитие ребенка;
- развитый физический слух;
- развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
- нормальное функционирование ЦНС;
- владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространственные и временные представления, счетные операции);
- произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
- познавательная активность, желание учиться, интерес к занятиям, любознательность;
- коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые необходимые для обучения качества. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения: (5 слайд)
- Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
- Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа АУИ; анализ обратного слога гласный- согласный типа АП; слышать и выделять первый и последний звук в слове. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Уметь работать со схемой слова, разрезной азбукой, иметь навыки послогового чтения.
- Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме (палец - пальчик, рука- ручка, дом- домик, домишко), выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных(стол - настольная лампа, посуда - посудный шкаф, книга - книжный шкаф).
- Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформиромированным предлжением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, свои желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети сами начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными, обидчивыми.
Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или по артикуляции (шипящих - свистящих; звонких - глухих; твердых - мягких, р - л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (бочка-почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной проявления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).
А мы заинтересованы в том, чтобы ребенок получил как можно больше знаний, умений и навыков, которые послужат ему базой для дальнейшего обучения. Сегодня при введении ФГОС необходимо обратить внимание на формирование учебных действий: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе и ритме.
Приведу примеры упражнений, направленных на формирование регулятивных УУД. (6 слайд)
Упражнения, развивающие умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию
Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос учителя; умение отличить новую задачу от старой, четко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает ученика, который умеет учиться.
1.«Объясните домовёнку Кузе» Логопед дает какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято ребенком, просит повторить его для Кузи.
2.«Будь внимательным!» Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить ее «про себя». По команде «Внимание!» ребенок начинает выполнять задание. Примеры заданий:
1). Обведи все буквы А.
2). В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть.
Полезла Оксана за красной розой,
А вернулась Оксана с занозой.
3). В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц.
Черная цапля циркулем чертила.
Внимание!
Цапля старательно циркулем водила.
Получился очень чистенький чертеж.
(7 слайд)
Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану
Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей планированию.
- «Веселый язычок». Определение порядка действий.
- «Расскажи о звуках по плану-схеме»
Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль
- Повтори чистоговорки, четко проговаривая все звуки:
Ша-ша-ша – Саша моет малыша.
- По три раза повтори словосочетание, постепенно убыстряя темп. Контролируй правильное произношение звуков С-Ш.
Седой дедушка, сосновые шишки, большая собака
Очень важно, чтобы ребенок постарался найти все ошибки сам.
(8 слайд)
Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности
Важными секретами успешной учебы являются: умение ставить цели и добиваться их; умение видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость; замечать неудачи и находить их причины. Для формирования у ребенка желания учиться, можно использовать разнообразные приемы – от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечались бы детские достижения.
Для самооценивания и фиксации результатов я использую лист достижений и лестницу успеха.
1. «Лист достижений». Логопед предлагает ребенку в конце занятия сделать отметки на листе достижений.
- я старался.- у меня почти получилось. - я молодец!
Это приучает его задумываться над тем, как он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания; прогнозировать оценку за выполнение задания.
2. Самонаблюдение.
3. «Лесенка успеха».
Следовательно, коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения речи, в условиях УДОД должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.
Обучение письму и чтению - важные, но не главные задачи в развитии ребенка. Важнее желание узнать новое, включаться в игры с другими детьми, подчинять свои интересы требованиям взрослых, контролировать свое поведение.
Признаки готовности детей к школе: сильное желание учиться, достаточно широкий круг знаний об окружающем мире, способность к выполнению основных мыслительных операций, определенный уровень физической и психической выносливости, развитие интеллектуальных моральных, эстетических чувств, определенный уровень речевого развития, развитие коммуникативных навыков.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации.
Сравнительный анализ за три года представлен в диаграммах: Речевые нарушения детей Выпущено детей из логопедического пункта
Предпосылки учебной деятельности формирующиеся в дошкольном периоде: хорошее физическое развитие ребенка; развитый физический слух; развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика; нормальное функционирование ЦНС; владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространственные и временные представления, счетные операции); произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя; познавательная активность, желание учиться, интерес к занятиям, любознательность; коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
Критерии готовности к школьному обучению Сформированность звуковой стороны речи. Полная сформированность фонематических процессов. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. Умение пользоваться разными способами словообразования. Сформированность грамматического строя речи. Владение пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Умение составлять самостоятельно рассказ-описание.
Упражнения, развивающие умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию 1.«Объясните домовёнку Кузе» Логопед дает какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято ребенком, просит повторить его для Кузи. 2.«Будь внимательным!» Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить ее «про себя». По команде «Внимание!» ребенок начинает выполнять задание. Примеры заданий: 1). Обведи все буквы А. 2). В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть. Полезла Оксана за красной розой, А вернулась Оксана с занозой. 3). В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц. Черная цапля циркулем чертила. Внимание! Цапля старательно циркулем водила. Получился очень чистенький чертеж.
Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану «Веселый язычок». Определение порядка действий. «Расскажи о звуках по плану-схеме» Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль 1.Повтори чистоговорки , четко проговаривая все звуки: Ша-ша-ша – Саша моет малыша. 2.По три раза повтори словосочетание, постепенно убыстряя темп. Контролируй правильное произношение звуков С-Ш. Седой дедушка, сосновые шишки, большая собака
Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности 1. «Лист достижений». Логопед предлагает ребенку в конце занятия сделать отметки на листе достижений. - я старался. у меня почти получилось. - я молодец! 2. Самонаблюдение. 3. «Лесенка успеха».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в работе учителя - логопеда ДОУ на примере коррекционно-развивающего занятия "Гость из космоса"
В работе представлены варианты использования ИКТ в работе логопеда ДОУ...
Взаимодействие учителя логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающей деятельности. Конспект занятия «Экскурсия в зоопарк»
Закрепление правильного произношения звука [р] в словах и предложениях.Тема: «Экскурсия в зоопарк».Цели:- развитие правильного физиологического дыхания, выработка сильной воздушной струи;- развитие ми...
Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающей работе
Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающей работе...
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-развивающей деятельности детей младшей группы
Перспективный план по предупреждению речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста...
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-развивающей деятельности детей средней группы
Перспективный план по предупреждению речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста...
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающей деятельности детей старшей группы
Тематическое планирование по лексико-грамматическим категориям для воспитателей логопедических групп...
Осуществление коррекционно-развивающей работы с ребенком ОНР III Лексическая тема: Профессии. Инструменты. Итоговое занятие.
Осуществление коррекционно-развивающей работы с ребенком ОНР IIIЛексическая тема: Профессии. Инструменты. Итоговое занятие....