"Логочас"
рабочая программа (логопедия, старшая группа) по теме
Данная программа предназначена для работы с детьми 5-6 лет, имеющими отклонения в развитии (ЗПР, ТНР, УО, ТИ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_logochas.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ОЗДОРОВИТЕЛШЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
ПРОГРАММА
«Логочас»
Составитель:
Евсеева Т.А.
г. Омск
Пояснительная записка.
Известно, что нормальное развитие ребенка возможно только при совокупности нескольких условий:
- здоровье ребенка;
- благоприятная социально-педагогическая развивающая среда, включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для познавательного речевого, эмоционального развития;
- желание и интерес ребенка к окружающему.
Нормально развивающийся ребенок обладает значительными потенциальными возможностями. Он активно разворачивает свою собственную программу развития. У детей с проблемами в речевом и умственном развитии дело обстоит несколько иначе. Развернуть свою собственную программу они без специальной, коррекционной помощи взрослого не в состоянии.
Данная программа предназначена для работы с детьми 5-6 лет, имеющими отклонения в развитии (ЗПР, ТНР, УО, ТИ). Эти дети имеют отклонения в
- нервно-психической сфере;
- познавательной деятельности;
- поведении;
- развитии общей и артикуляционной моторики;
- развитии лексики, формировании грамматического строя речи, звуко-слоговой структуры на ряду с грубым нарушением звукопроизношением с недоразвитием фонематического слуха.
Для детей с ЗПР характерны различные нарушения речевой деятельности. При задержке психического развития отмечается более позднее развитие фразовой речи, дети затрудняются в воспроизведении логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные взаимоотношения. В собственной речи они употребляют в основном самые простые конструкции, что связано с бедностью их смысловых связей. Характерны выраженные затруднения в грамматическом и семантическом оформлении предложений. Словарный запас дошкольников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Устная речь дошкольников может быть лишена выраженных нарушений звукопроизношения, но недостаточность звукового анализа во многом определяет специфические черты их отставания в речевом развитии.
У детей с УО характерно выраженное отставание в развитии речи. Оно имеет тотальный равномерный характер и касается недоразвития как импрессивной, так и экспрессивной речи. С трудом формируется дифференцированное понимание и обозначение предметов и действий. Характерно длительное употребление слов в неточном значении. Словарь умственно отсталого ребенка отличается бедностью, в нем почти полностью отсутствуют обобщающие понятия, многие дети неточно понимают значение даже общеупотребительных существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Для детей с УО характерно крайне медленное усвоение логики построения предложений.
Речь детей с ТНР аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы; отмечаются замены и смешения звуков. На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Понимание обращенной речи приближается к норме.
Перечисленные выше особенности дошкольников с отклонениями в развитии свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи у детей могут возникнуть трудности в учебе. В программе определены основные направления логопедической работы, обеспечивающие комплексный и индивидуальный подход к коррекции речевых нарушений; учтена общность развития нормально развивающихся детей и детей с недоразвитием речи, что проявляется в онтогенетическом подходе к построению её содержания. Педагогическая работа по данной программе позволяет обеспечить развивающее воспитание дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей психические процессы, свойства и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность.
Основополагающими документами, используемыми в данной программе являются:
- Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. – М; 1989.
- Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. – М; 1993.
- Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет). Нищева Н.В. – СПб; ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006.
В качестве наглядного материала на занятиях может использоваться пособие Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение, 1989.
Цель программы: формирование речевой практики как основы усвоения элементарных закономерностей языка. (Коррекция речевых дефектов у детей с отклонениями в развитии.)
Основные задачи:
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- формирование навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза;
- уточнение и расширение словарного запаса;
- знакомство с обобщающими понятиями;
- формирование практических навыков словообразования и словоизменения, умения употреблять простые распространенные предложения.
Принципы программы:
- Принцип системности.
Данный принцип реализуются в программе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
- Принцип доступности.
Принцип доступности находит свое отражение в учете возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста с отклонениями в развитии, состояния их двигательных, речевых, игровых навыков, доступных форм общения и мотивации деятельности.
- Принцип тематичности.
Основой календарного планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями программы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации.
- Принцип развития.
Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях. Языковые средства отбираются с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей. При этом принимаются во внимание зоны актуального и ближайшего развития ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие.
- Принцип коррекционной направленности.
Соблюдается триединая задача: коррекционное обучение, коррекционное воспитание, коррекционное развитие.
Методическое обеспечение программы
Коррекционную работу условно можно разделить на три периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь; II период – декабрь, январь, февраль; III – март, апрель, май, июнь. В сентябре и июне проводится обследование состояния речи и неречевых психических функций детей для определения этиопатогенеза нарушения формирования речи; заполняются схемы обследования на каждого ребенка. В течении I периода проводится по 1 фронтальному и по 2 индивидуальных занятия в неделю по 30 минут, в течении II и III периода проводится по 1 фронтальному и по 2 индивидуальных занятия в неделю. В год проводится 114 занятий. Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста и составляет от 8 до 10 человек. Данная программа является гибкой в части распределения учебных часов между темами в зависимости от степени подготовленности обучающихся, их возраста, материальной базы учащихся, интересов и запросов детей и их родителей.
Занятия имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и коррекции звукопроизношения, развитии звукового анализа, моторики речевого аппарата, активизации высших психических функций. Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики.
Требования к логопедическим занятиям по произношению.
- Цель и тема занятия пронизывают все его этапы, все виды работы.
- Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексическим и грамматическим материалам.
- Сочетание учебных и игровых форм.
- Наглядность в зависимости от возраста детей, этапа работы, содержания материала.
- Систематическая работа по развитию внимания, памяти, мышления.
- Постоянный звуко-слоговой анализ и синтез.
- Развитие связанной речи по нарастающей сложности.
- Недопустимость использования дефектных звуков.
Методы и приемы, используемые в программе:
1. Словесные:
- словесная инструкция;
- показ (подражание);
- объяснение;
- рассказ.
2. Наглядные:
- жестовая инструкция;
- метод совместных действий;
- наблюдение;
- предметные, сюжетные, серии картинок, различные пособия.
3. Практические:
- подвижные игры;
- сюжетные игры.
В качестве наглядного материала на занятиях может использоваться пособие Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста». – : Просвещение, 1989.
Прогнозируемые результаты, способы их проверки
К концу года дети старшего дошкольного возраста должны овладеть следующими навыками.
Звуковая культура речи.
1. Различать и внятно произносить звуки родного языка.
2. Уметь подбирать слова на заданный звук.
3. Выделять в произношении заданный звук.
4. Находить место звука в слове (начало, середина, конец).
Словарная работа.
1. Уметь группировать предметы по их назначению, использовать в речи существительные, обозначающие видовые и родовые понятия.
2. Уметь подбирать к словам синонимы и антонимы.
3. Составлять описательные рассказы о предметах (по схеме и без опоры на наглядность).
4. Составлять рассказы по картине и серии сюжетных картин.
Подготовка к обучению грамоте.
- Усвоить понятия: звук, буква, слово.
- Знать буквы русского алфавита.
Алгоритм занятия: (фронтального)
- Организационный момент.
- Введение в тему.
- Знакомство со звуком (артикуляция и характеристика, обозначение звука символом).
4. Артикуляционная и мимическая гимнастика.
5. Упражнения на развитие фонематического слуха.
6. Физкультминутка.
7. Беседа по лексической теме.
7. Упражнения на развитие речевого и физиологического дыхания.
8. Пальчиковая гимнастика.
9. Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя речи.
10. Итог занятия.
Алгоритм занятия: (индивидуального)
- Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика
- Формирование речевого и физиологического дыхания.
- Сообщение темы занятия.
5. Развитие фонематического слуха.
6. Пальчиковая гимнастика.
7. Закрепление звука в слогах.
6. Закрепление звука в словах.
7. Физкультминутка.
8. Закрепление звука в словосочетаниях.
9. Закрепление звука в предложениях.
10. Закрепление звука в тексте.
11. Итог занятия.
Технические средства:
- Индивидуальные зеркала.
- Карточки с изображением букв.
- Материал для дыхательных упражнений.
- Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и согласных звуков.
- Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам.
- Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛОГОЧАСА
В полследнее время появилось изобилие пособий для развития детей среднего возраста: * «Большая книга развивающих занятий для детей 4-5 лет» ...
Рекомендации воспитателям по проведению логочаса
В рекомендациях даются советы по организации и проведению НОД (логочаса) по заданию логопеда, предлагаются примерные конспекты НОД...
Логочас по теме "Зима". Совместная деятельность воспитателя с детьми ТНР (тяжёлое нарушение речи) старшего дошкольного возраста.
Совместная деятельность воспитателя с детьми с тяжёлым нарушением речи старшего дошкольного возраста. Логочас включает: образовательные, воспитательные, развиваюшие задачи. Конспект разработан на осов...
Логочас "Лето"
Логочас "Лето"...
Организация логочаса в группах для детей с нарушением речи
Организация логочаса в группах для детей с нарушением речи...
Логочас «Дикие животные»
Конспект логопедического часа в старшей группе...
Логочас "Москва"
Презентация в помощь воспитателям при изучении темы "Москва - столица"...