"Логочас"
рабочая программа (логопедия, старшая группа) по теме

Данная программа предназначена для работы с детьми 5-6 лет, имеющими отклонения в развитии (ЗПР, ТНР, УО, ТИ). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_logochas.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ОЗДОРОВИТЕЛШЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»

ПРОГРАММА

«Логочас»

                         Составитель:

Евсеева Т.А.    

г. Омск

Пояснительная записка.

Известно, что нормальное развитие ребенка возможно только при совокупности нескольких условий:

  1. здоровье ребенка;
  2. благоприятная социально-педагогическая развивающая среда, включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для познавательного речевого, эмоционального развития;
  3. желание и интерес ребенка к окружающему.

  Нормально развивающийся ребенок обладает значительными потенциальными возможностями. Он активно разворачивает свою собственную программу развития. У детей с проблемами в речевом и умственном развитии дело обстоит несколько иначе. Развернуть свою собственную программу они без специальной, коррекционной помощи взрослого не в состоянии.

  Данная программа предназначена для работы с детьми 5-6 лет, имеющими отклонения в развитии (ЗПР, ТНР, УО, ТИ). Эти дети имеют отклонения в

  1. нервно-психической сфере;
  2. познавательной деятельности;
  3. поведении;
  4. развитии общей и артикуляционной моторики;
  5. развитии лексики, формировании грамматического строя речи, звуко-слоговой структуры на ряду с грубым нарушением звукопроизношением с недоразвитием фонематического слуха.

    Для детей с ЗПР характерны различные нарушения речевой деятельности. При задержке психического развития отмечается более позднее развитие фразовой речи, дети затрудняются в воспроизведении логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные взаимоотношения. В собственной речи они употребляют в основном самые простые конструкции, что связано с бедностью их смысловых связей. Характерны выраженные затруднения в грамматическом и семантическом оформлении предложений. Словарный запас дошкольников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Устная речь дошкольников может быть лишена выраженных нарушений звукопроизношения, но недостаточность звукового анализа во многом определяет специфические черты их отставания в речевом развитии.

У детей с УО характерно выраженное отставание в развитии речи. Оно имеет тотальный равномерный характер и касается недоразвития как импрессивной, так и экспрессивной речи. С трудом формируется дифференцированное понимание и обозначение предметов и действий. Характерно длительное употребление слов в неточном значении. Словарь умственно отсталого ребенка отличается бедностью, в нем почти полностью отсутствуют обобщающие понятия, многие дети неточно понимают значение даже общеупотребительных существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Для детей с УО характерно крайне медленное усвоение логики построения предложений.

Речь детей с ТНР аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы; отмечаются замены и смешения звуков. На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Понимание обращенной речи приближается к норме.

Перечисленные выше особенности дошкольников с отклонениями в развитии свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи у детей могут возникнуть трудности в учебе. В программе определены основные направления логопедической работы, обеспечивающие комплексный и индивидуальный подход к коррекции речевых нарушений; учтена общность развития нормально развивающихся детей и детей с недоразвитием речи, что проявляется в онтогенетическом подходе к построению её содержания. Педагогическая работа по данной программе позволяет обеспечить развивающее воспитание дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей психические процессы, свойства и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность.

Основополагающими документами, используемыми в данной программе являются:

  1. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. – М; 1989.
  2. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. – М; 1993.
  3. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7  лет). Нищева Н.В. – СПб; ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006.

В качестве наглядного материала на занятиях может использоваться пособие Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста».  – М.: Просвещение, 1989.  

Цель программы: формирование речевой практики как основы усвоения элементарных закономерностей языка. (Коррекция речевых дефектов у детей с отклонениями в развитии.)

 Основные задачи:

  1. развитие фонематического слуха и восприятия;
  2. формирование навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза;
  3. уточнение и расширение словарного запаса;
  4. знакомство с обобщающими понятиями;
  5. формирование практических навыков словообразования и словоизменения, умения употреблять простые распространенные предложения.

Принципы программы:

  1. Принцип системности.

     Данный принцип реализуются в программе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.

  1. Принцип доступности.

Принцип доступности находит свое отражение в учете возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста с отклонениями в развитии, состояния их двигательных, речевых, игровых навыков, доступных форм общения и мотивации деятельности.

  1. Принцип тематичности.

     Основой календарного планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями программы является тематический подход.  Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации.

  1. Принцип развития.

Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях. Языковые средства отбираются с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей. При этом принимаются во внимание зоны актуального и ближайшего развития ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие.

  1. Принцип коррекционной направленности.

Соблюдается триединая задача: коррекционное обучение, коррекционное воспитание, коррекционное развитие.

Методическое обеспечение программы

Коррекционную работу условно можно разделить на три периода:

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь; II период – декабрь, январь, февраль; III – март, апрель, май, июнь.  В сентябре и июне проводится обследование состояния речи и неречевых психических функций детей для определения этиопатогенеза нарушения формирования речи; заполняются схемы обследования на каждого ребенка. В течении I периода проводится по 1 фронтальному и по 2 индивидуальных  занятия в неделю по 30 минут, в течении II и III периода проводится по 1 фронтальному и по 2 индивидуальных занятия в неделю. В год проводится 114 занятий. Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста и составляет от 8 до 10 человек. Данная программа является гибкой в части распределения учебных часов между темами в зависимости от степени подготовленности обучающихся, их возраста, материальной базы учащихся, интересов и запросов детей и их родителей.

Занятия имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и коррекции звукопроизношения, развитии звукового анализа, моторики речевого аппарата, активизации высших психических функций. Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики.

Требования к  логопедическим занятиям по произношению.

 

  1. Цель и тема занятия пронизывают все его этапы, все виды работы.
  2. Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексическим и грамматическим материалам.
  3. Сочетание учебных и игровых форм.
  4. Наглядность в зависимости от возраста детей, этапа работы, содержания материала.
  5. Систематическая работа по развитию внимания, памяти, мышления.
  6. Постоянный звуко-слоговой анализ и синтез.
  7. Развитие связанной речи по нарастающей сложности.
  8. Недопустимость использования дефектных звуков.

Методы и приемы, используемые в программе:

1. Словесные:

- словесная инструкция;

- показ (подражание);

- объяснение;

- рассказ.

2. Наглядные:

- жестовая инструкция;

- метод совместных действий;

- наблюдение;

- предметные, сюжетные, серии картинок, различные пособия.

3. Практические:

- подвижные игры;

- сюжетные игры.

В качестве наглядного материала на занятиях может использоваться пособие Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста».  – : Просвещение, 1989.

  Прогнозируемые результаты, способы их проверки

К концу года дети старшего дошкольного возраста должны овладеть следующими навыками.

 Звуковая культура речи.

1. Различать и внятно произносить звуки родного языка.

2. Уметь подбирать слова на заданный звук.

3. Выделять в произношении заданный звук.

4. Находить место звука в слове (начало, середина, конец).

Словарная работа.

1. Уметь группировать предметы по их назначению, использовать в речи существительные, обозначающие видовые и родовые понятия.

2. Уметь подбирать к словам  синонимы и антонимы.

3. Составлять описательные рассказы о предметах (по схеме и без опоры на наглядность).

4. Составлять рассказы по картине и серии сюжетных картин.

Подготовка к обучению грамоте.

  1. Усвоить понятия: звук, буква, слово.
  2. Знать буквы русского алфавита.

Алгоритм занятия: (фронтального)

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.
  3. Знакомство со звуком (артикуляция и характеристика, обозначение звука символом).

4. Артикуляционная  и мимическая гимнастика.

5. Упражнения на развитие фонематического слуха.

6. Физкультминутка.

7. Беседа по лексической теме.

7. Упражнения на развитие речевого и физиологического дыхания.

8. Пальчиковая гимнастика.

9. Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя речи.

10. Итог занятия.

Алгоритм занятия: (индивидуального)

  1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика

  1. Формирование речевого и физиологического дыхания.
  2. Сообщение темы занятия.

5. Развитие фонематического слуха.

6. Пальчиковая гимнастика.

7. Закрепление звука в слогах.

6. Закрепление звука в словах.

7. Физкультминутка.

8. Закрепление звука в словосочетаниях.

9. Закрепление звука в предложениях.

10. Закрепление звука в тексте.

11. Итог занятия.

Технические средства:

  1. Индивидуальные зеркала.
  2. Карточки с изображением букв.
  3. Материал для дыхательных упражнений.
  4. Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и согласных звуков.
  5. Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам.
  6. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛОГОЧАСА

     В полследнее время появилось изобилие  пособий для развития  детей среднего возраста: *  «Большая книга развивающих занятий для детей 4-5 лет» ...

Рекомендации воспитателям по проведению логочаса

В рекомендациях  даются советы по организации и проведению НОД (логочаса) по заданию логопеда, предлагаются примерные конспекты НОД...

Логочас по теме "Зима". Совместная деятельность воспитателя с детьми ТНР (тяжёлое нарушение речи) старшего дошкольного возраста.

Совместная деятельность воспитателя с детьми с тяжёлым нарушением речи старшего дошкольного возраста. Логочас включает: образовательные, воспитательные, развиваюшие задачи. Конспект разработан на осов...

Логочас "Лето"

Логочас "Лето"...

Организация логочаса в группах для детей с нарушением речи

Организация логочаса в группах для детей с нарушением речи...

Логочас «Дикие животные»

Конспект  логопедического часа в старшей группе...

Логочас "Москва"

Презентация в помощь воспитателям при изучении темы "Москва - столица"...