Рекомендации воспитателям по проведению логочаса
план-конспект урока по логопедии по теме
В рекомендациях даются советы по организации и проведению НОД (логочаса) по заданию логопеда, предлагаются примерные конспекты НОД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendacii_po_provedeniyu_individualno.docx | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по проведению индивидуально- подгрупповой НОД
(непосредственно – образовательной деятельности)
«По заданию логопеда» (Логочаса)
Составила Маркина Т.С., учитель – логопед МАДОУ №14 г. Краснокаменск
Эффективность коррекционной работы в группе компенсирующей направленности зависит от слаженности в работе учителя – логопеда, воспитателей и помощника воспитателя.
1 Индивидуально – подгрупповая работа во II половину дня - НОД (логочас) - обязательна для проведения, время проведения указано в Режиме дня, в Расписании НОД - 15.25 – 16.00.
2 В сончас воспитатель готовится к логочасу:
- Читает задания логопеда в тетради «Взаимосвязь логопеда с воспитателями», просматривает домашнюю тетрадь ребенка, составляет( корректирует) конспект НОД для каждой речевой подгруппы (на неделю)
- Уточняет, над каким звуком(звуками ) ведется работа у ребенка или у детей, входящих в ту или иную речевую подгруппу, на каком этапе она находится (подготовительный этап, автоматизации или дифференциации )
- Готовит наглядный материал для каждой речевой подгруппы :
- подготовительный этап: игрушка для мотивации НОД, зеркала, пособия на дыхание; картинки для обыгрывания артикуляционных упражнений, н-р : упр- е «»Лопаточка», «Блинчик», «Заборчик» - применяется соответствующая картинка.
- этап автоматизации звука изолированного, в слогах: игрушка для мотивации НОД, картинки – символы на тот или иной звук, пособия на автоматизацию в слогах – «Рельсы», Лабиринты и т.д. (См. Игры и упражнения для автоматизации звуков, составленные Маркиной Т.С и др. литературу)
- этап автоматизации звука в словах: то же, что для автоматизации в слогах + пособия для автоматизации в словах : домашняя тетрадь, если там наклеены предметы на автоматизируемый звук, картинки из Картотеки иллюстраций (См. игры, которые нужно проводить с этими картинками в Методическом паспорте «Использование иллюстративного материала», разработанного Маркиной Т.С.), сюжетная картина, на которой ребенок ищет предметы с автоматизируемым звуком, игрушки с автоматизируемым звуком и т.д.
- этап автоматизации в речи: в структуре НОД исключается работа над слогами, всего 1 задание на автоматизацию в словах; всё остальное время – на автоматизацию в речи: проговаривание чистоговорок (см. Распечатки), стихов, пересказ рассказов, составление рассказа по картине (В группе создана Подборка сюжетных картин на автоматизацию и дифференциацию звуков), составление рассказов по опорным картинкам, и т.д.
- этап дифференциации звука проходит в той же последовательности, что и автоматизация. Примерные игры, упражнения описаны там же, где и на автоматизацию.
- Продумывает использование предметно – развивающей среды (ищут предметы в группе, растения в уголке природы с автоматизируемым звуком..., )
- Учитывать изучаемую лексическую тему !!!!!, н-р, «Дом. животные».
При автоматизации звука в словах - находить животных на картинах, игрушки с автоматизируемым звуком (звук «Ш» - кошка, , лошадь и т.п , видоизменять слова так, чтобы в названии появился автоматизируемый звук: корова - коровушка, баран – барашек...)
При автоматизации в речи : Придумывать рассказы с найденными предметами( кошка, лошадь, барашек, коровушка...); при составлении описательных рассказов о животных следить, чтобы ребенок не пропускал автоматизируемый звук
3 Воспитатель должен успеть позаниматься не менее, чем с 7 детьми
Поощрять стремление и желание ребенка заниматься, произносить звук чисто, правильно ( Использовать Книгу логопедических рекордов, другие приемы)
5 Объяснять родителям, что забирать детей с Логочаса нежелательно. Если забрали по уважительной причине – отработать материал позднее. Если ребенка берут педагоги – специалисты на индивидуальную НОД - свой материал воспитатель отрабатывает на прогулке, до ужина, после ужина.
6 Предварительная работа к НОД по познавательному развитию, развитию речи, математике и т.п. проводится в вечерние, утренние, отрезки времени, на прогулке. Перед Логочасом удобно проводить короткую логопедическую пятиминутку, предложить всем детям 3-4 вопроса по изучаемой теме или поиграть в 1 – 2 короткие лексические игры. Не следует превращать в занятие на лексическую тему.
Структура НОД по заданию логопеда
Логопедическая пятиминутка (со всеми детьми). Например, изучается тема «Одежда».
Вос-ль: Ребята, послушайте загадку: Пять мальчиков,
пять чуланчиков. Разбежались мальчики в темные чуланчики. Каждый мальчик – в свой чуланчик (перчатки)
Вопросы: Почему догадались, что это перчатки? Кого называют в загадке мальчиками? (пальчики), чуланчиками? (части перчатки для пальцев)
II Распределение детей на игры: Сейчас со мной останутся (называются дети)... Остальным можно поиграть :
- Паша и Лера – будут обводить и заштриховывать одежду ( Трафареты).
- Маша и Лена - в кукольном уголке с куклами. Рассмотрите, что надето на наших куклах, потом расскажите...
- Егор, Стас – в настольные игры «...»
- Часть детей с помощником воспитателя рассматривают картины на тему «Одежда», играют в словесные игры (см. Задания воспитателям по лексико – грамматике)
- Никита, чем хочешь заняться ты?
- Игры на ознакомление с буквами (с декабря), задания по следам фронтальной НОД по звукопроизношению ...
III Работа с речевой подгруппой по звукопроизношению
Звук «В» в словах
1 Мимика В гостях Валюша ( кукла). Она на птичьем дворе. Видит сердитого индюка, испуганного цыплёнка( на него налетает коршун), отважную курицу, защищающую цыплёнка.
2 Артикуляционная гимнастика ( в живом темпе)
2 Звук «В» изолированный.
Вопрос: Как дует ветер? (В- В…) Обратить на артикуляцию - верхние зубы касаются нижней губы.
3 Фонематический слух: Хлопнуть в ладоши, если услышат звук «В» среди звуков, взрослый называет, утрируя звук «В»: А, О, В, И, Д, В…
* В слогах: МА, ТО, ВУ, БЫ, ВЭ….
* В словах: Ваза, водовоз, луна, рыба, ров……
4 Звук «В» в слогах
- Игра «Пианино» Ребёнок «играет» на игрушечном пианино, нажимает на клавиши, одновременно проговаривает слоги: ВА, ВО, ВУ, ВЫ; АВ, ОВ, УВ, ЫВ; ВМА, ВМО, ВМУ, ВМЫ; АВА, ОВА, УВА, ЫВА; ВКА, ВКО, ВКУ, ВКЫ.
- Звук «В» в словах ( на одной НОД провести 2 -3 из этих игр)
- Игра «Повторить слова без ошибки за куклой Валей»
(Слова со стечением согласных звуков) вкусно, внук, внучка, плотва, бритва, влага, звучание, звук, листва, всякий.
- Назови ласково
Ваза - вазочка вагон - вагончик
Вода - водичка ива - ивушка
Слива – сливка диван = диванчик
Голова -головушка завод - заводик
- Назвать части тела со звуком «В» : голова, волосы...
- Назвать предметы в группе:
- По памяти назвать картинки (из тетради, из картотеки)
- Разложи картинки на части: про которые можно сказать «ОН», «ОНА», «ОНО»; Подари мальчику, солнышку, девочке..
- Итог Валюша(кукла) спрашивает, какая песенка часто встречалась в словах?
IV Работа с речевой подгруппой по звукопроизношению
Звук «В» в речи
1 Мимика : У Вани был щенок, они радовались друг другу, щенок погрыз Ванины тапочки, Ваня рассердился на него. Щенок смотрел на Ваню виноватым взглядом. Ваня простил щенка.
2 Звук «В» изолированный
Показ разных картинок – символов. Задание : показать, где песенка ветра. Произнесение звука громко – тихо
3 Звук «В» в словах (проводится 1 игра)
- Поможем Ивашке изменить слово. (на развитие фонем. слуха) Вместо 1го звука нужно поставить звук «В», назвать получившееся слово.
Газы - вазы полк - волк дата – вата
Грач - врач пышка – вышка морс – ворс
Голос - волос корона – ворона дождь - вождь
Брать – врать мыть - выть
- Игра «Правильно назвать предмет» Перед ребёнком иллюстрации со звуком «В» (Книга «Логопедия. 550 игр» Лопухина И. стр. 128) : Логопед пропускает звук «В» - *олк, *аза, *оробей, *олны, *асилёк…
- Игра «Вспомнить и назвать слова на картинках по памяти»
4 Звук «В» в речи (2-3 задания)
- Игра «Чудесный мешочек» ( варежка, ваза, сковорода, корова, ватка, повар) Ребёнок достаёт из мешочка игрушку, называет её. Придумывает с этим словом предложение, н - ер : Ваза Валя в вазу поставила васильки
- Варежка Ваня надел новую варежку
- Сковорода В магазине купили новую сковороду.
- Заучивание чистоговорки:
Вот Валюшка, вот варюшка; вот ворона, вот ватрушка.
Вот вагончик, вот варенье, вот про «В» стихотворение.
* Воробьи, вороны, совы, волки, львы, волы, коровы.
Кто сумеет повторить? Не сумел - тебе водить!
- Заучивание стихотворения
Звук В
Воробьишки - воробьи,маленькие пташки,
Надевайте поскорей новые рубашки.
В гости вас ворона ждёт,пироги для вас печёт,
Поскорей, поскорей в гости вы летите к ней!
- Игра «Научим клоуна Вову правильно употреблять короткое слово - В» Показ схемы предлога «В». Назвать. Клоун Вова не умеет употреблять это короткое слово. Давайте его научим. Дети смотрят на картинки, Повторяют предложения:
= Ворона летит в небе. Волк живет В логове. Цветы стоят В вазе. Вова идет В школу. Валя идет В магазин. Высокое дерево растет В лесу. В поле выехал комбайн. В огород за овощами вышла Влада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики. Примерные комплексы зрительной гимнатсики.
Целью методических рекомендаций «Проведение зрительной гимнастики» является оказание помощи педагогам в формировании у детей дошкольного возраста представлений о необходимости ...
Практический материал для проведения логочаса на тему "Живая, не живая природа"
Данный материал можно использовать на логопедических часах, во время утренних логопедических разминках,в индивидуальной работе с детьми....
Рекомендации по использованию массажных приемов в пальчиковых играх и игровых упражнениях. Рекомендации к проведению пальчиковых игр с детьми от 2 до 3 лет.
Массажные движения благоприятно воздействуют на организм малышей и создают необходимые условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. Рекомендаци...
Рекомендации по проведению физкультминуток (рекомендации для воспитателей)
Предлагаемые рекомендации помогут сделать более интересными и эмоционально насыщенными развивающие занятия с дошкольниками, а также с пользой организовать их досуг....
Конспект проведения логочаса в старшей логопедической группе "Мой город, моя страна"
Логочас в старшей логопедической группе...
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...
Рекомендации для родителей «Рекомендации по проведению занятий в домашних условиях»
Для того, чтобы Ваши домашние занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, Вам следует придерживаться определенных правил их проведения. Все занятия должны строиться п...