Логопедический досуг "Говорилки"
материал по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Логопедический досуг «Говорилки»
(по теме «Устное народное творчество»)
Подготовила и провела:
Учитель-логопед МБДОУ д \с №114
комбинированного вида « Чебурашка »
Соболева О.В.
Брянск 2012
Программные задачи:
- обогащать речевое, умственное развитие детей новыми впечатлениями, активизировать словарь по теме «Элементы русского быта».
- развивать артикуляционную и общую моторику, зрительное и слуховое восприятие, память.
- обогащать эмоциональное развитие детей, прививать любовь к русской культуре.
Оборудование: элементы интерьера русской избы и предметы обихода, ; диск с русскими народными песнями , диск с русскими народными сказками , иллюстрации к потешкам игрушки из киндер-сюрпризов миски с фасолью «сказочные предметы»: яблоко зеркало стрела перо кувшин.
Предшествующая работа: знакомство с пословицами и поговорками различной тематики.
Ход занятия
1 Орг.момент
-Дети подходят к музею русского быта (избе) Их встречает Сказочница.
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аринушка. Это старинное русское имя. Вы пришли ко мне в гости, побеседовать и поиграть (знакомство с убранством русской избы)
В древние времена, когда русские люди еще не знали букв (т.е. их еще не придумали), а поэтому не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказала сказку внучке, внучка вырастала и рассказывала ее своей дочке, а та – своей. В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называется устным. К устному народному творчеству относятся: сказки, пословицы, поговорки, песни, потешки, прибаутки, загадки. Колыбельные, которые вам пела мама или бабушка, также являются элементами устного народного творчества.
Потешки, прибаутки нужны были людям для того, чтобы забавлять маленьких детей, вызывать улыбку у загрустившего ребенка, успокоить плачущего. В русских народных потешках (от слов «потешать») используются нежные слова, красивые выражения..
2. Потешки
-вспомните и назовите потешки нарисованные на картинках
Дети хором рассказываюте потешки, имитируя движениями руки
«Водичка, водичка...» «Киска киска брысь» «Чики чики чикалочки..» «Петушок петушок»
(К потешкам выставляются иллюстрации.)
-А наши гости знают потешки
-А теперь я вас приглашаю в музыкальный зал повеселиться и поиграть
(дети входят в музыкальный зал и видят три миски с фасолью)
3. Загадки.
- Ребята я приготовила для вас сюрпризы а кто-то их спрятал помогите мне их найти
(дети находят киндер-сюрпризы и они выставляются на столе)
-Молодцы ребята, все игрушки нашли. А вы знаете загадки об этих животных,
(дети загадывают загадки)
Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается. (Собака)
Каждый вечер, так легко, Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова, Как зовут её - (корова).
Ночью он совсем не спит, Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт, Ну конечно это - (кот).
Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)
По горам, по долам Ходит шуба, да кафтан.(Овца)
Хвост длинный, сами крошки, боятся очень кошки. (Мыши)
Рыжая, пушистая, хитрая, кур таскает. (Лиса)
На Дюймовочке решил жениться, Девочку спасла лишь птица,
Зерном он набивает рот, Ну конечно это - (крот).
Вяжет мама длинный шарф, потому что сын - … (жираф)
У кого глаза на рогах, а дом на спине?
(Улитка)
Пестрая крякуша ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку.
(Утка)
.
Кто на себе свой дом носит?
(Черепаха)
-Загадки это тоже элементы русского народного творчества,как и потешки. Дорогие гости ,а вы назовите пословицы и поговорки .
4. Пословицы,поговорки,скороговорки.
(гость произносит скороговорку)
.- А наши ребята тоже знают скороговорки
(дети произносят скороговорки, а гости произносят скороговорку с орехами во рту)
5. Подвижная игра «Плат-платочек…» (музыкальное соправождение)
6. В гостях у сказки.
- С вами хотела бы я вспомнить русские народные сказки. Помните, мы с вами говорили, что человек с древних времён учился у природы. Но были такие явления, которые древние люди не могли объяснить. Они боялись грозы, темноты, пытались защититься от этого. Стремился русский народ к хорошей жизни! Люди мечтали! Так постепенно рождались сказки! Сказки передавались от одного человека к другому, из уст в уста. Сказки – это устное народное творчество. Долгими зимними вечерами собирались люди в доме, зажигали свечу и рассказывали свои сказки. Вы много знаете русских народных сказок?
-Закройте глаза ,а я перенесу к нам в муз. зал волшебные предметы
(выставляется стол со «сказочными предметами»: яблоко,зеркало,стрела,перо,кувшин.)
-Ребята из каких сказок эти предметы
(могут быть варианты разных сказок ,гости предлагают свои варианты)
- А гостям я предлагаю ответить на такие сказочные вопросы:
Сказочная героиня , владелица первого в мире летательного аппарата.(Баба Яга).
Сказочное существо, житель леса, так называемый дух леса.(Леший).
Самый одинокий представитель нечистой силы.(Водяной).
Как зовут сестру Бабы Яги, хозяйку болот? (Кикимора).
В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного , неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? (Каша из топора).
Вкакой сказке говорится про то,как заяц стал бомжем, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью и только вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость.(Заячья избушка).
Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон?(Лягушка).
Как называется русская народная сказка, в которой рассказывается история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю?(Колобок).
Какое самое надежное средство ориентации в сказочных ситуациях?(Клубок).
Как называется деталь женского платья, в которой помещаются реки, озера, лебеди и другие элементы окружающей среды?(Рукава)
Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочная долгожителей.(Игла).
Что является высочайшим достижением общепита?(Скатерть-самобранка).
По каким надобностям отправляли цари в путь своих сыновей.(За невестой, за молодильными яблоками, за жар-птицей.)
Какую награду обещают сказочные цари, сказочным героям .(Полцарства, дочь).
В какой сказке говорится о деятельности хозяйств, где недостаток техники компенсируется количеством рук(лап) при очень большом урожае?(Репка).
Герой какой сказки 5 раз рисковал своей жизнью, а на 6 раз погиб?(Колобок).
В какой сказке живут два шагающих ведра?(По щучьему велению).
-Откуда появились волшебные предметы вы догадались , а попробуйте узнать сказку по словам из нее
(демонстрация отрывков из разных сказок через проектор )
7. Русский народный танец «Плясовая» (речь с движениями)
8. Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"
«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...
Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».
Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...
Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей логопедической группе (ОНР)) логопедической группе
Сентябрь НеделяЛексическаятемаПознавательное развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование 2Обследование 3 Детский сад...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".
В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь". В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия...
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....
Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.
Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Кома...
Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике
Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...