Конспект НОД по обучению грамоте, для показа родителям с детьми подготовительной группы, на тему: «Звуки [Р] – [Р’]. Буква Р. Животные жарких стран и севера».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Пешкова Елена Николаевна

 

Открытое занятие для родителей, по подгруппам. В данной деятельности дети 6-7 лет, знакомятся с буквой Р, упражняются в словообразовании, развивают  пространственные ориентировки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 133 «Алые паруса»

Конспект НОД

для показа родителям

с детьми подготовительной группы,

на тему: «Звуки [Р] – [Р’]. Буква Р.

Животные жарких стран и севера».

                                                    Учитель – логопед 1 квалификационной      категории Пешкова Е. Н.  

Курган, 2012

Тема: «Звуки [ Р ] и [ Р' ]. Буква Р. Животные

жарких стран и севера».

Цели:

Познакомить детей с буквой Р.

Упражнять в использовании притяжательных прилагательных по лексической теме.

Развивать пространственную ориентировку: справа, слева, сверху, снизу, между; посредством определения геометрических форм и их расположения между собой.

Вызвать положительные эмоции, удовлетворённость собой.

Оборудование:

Картинки для артикуляционной гимнастики, с изображением тигрицы с тигрятами, слонёнка, носорога, зебры.

Музыкальный инструмент: колокольчик.

Зеркала по количеству детей (7 шт.).

Изображение буквы и картинки на что похожа буква.

Конструктор букв.

Изображение, состоящее из частей различных животных: носорога, зебры, тигра.

Дидактическое пособие домик.

Фишки для звукового анализа.

«Телеграммы» - предложения по количеству детей, в которых все слова написаны слитно.

Схемы предложений.

Бумажные круги на тесьме с изображением букв: М, О, Л, О, Д, Ц, Ы.

Ход:

Организационный момент.

(Дети входят в группу и встают в круг.)

- Ребята, сегодня у нас в группе гости. Наши самые близкие люди: мамы и папы. Я предлагаю поприветствовать гостей. А друг друга мы поприветствуем ещё одним способом. Подайте левую руку соседу справа. Почувствовали тепло наших рук?

2. Упражнять в умении расслабляться по контрасту с напряжением.

Теперь представим себе, что мы олени, покажем, какие рога у оленя. (Дети поднимают руки с расставленными в стороны пальцами к голове.) Трудно так держать руки. Бросьте руки на колени, расслабьтесь. Слушайте и повторяйте упражнение.

А сегодня мы – олени,

Ветер рвётся нам навстречу.

Ветер стих, расправим плечи,

 Руки бросим на колени.

3. Развивать артикуляционную моторику.

- А что же в жаркой Африке?

Скалит зубы тигр у ветки –

Там тигрица мать и детки.

(заборчик)

Хобот вытянул слонёнок –

Он совсем ещё ребёнок.

(хоботок)

По тропинке мы пойдём

Носорога там найдём.

(ступеньки)

Громко зебра цокает

за травой высокою.

(лошадка)

4. Развивать физиологическое дыхание.

Ветер траву колышет. Поможем ветерку.

- Мы подуем высоко,

(руки вытянуть над головой, потянуться и подуть вверх)

- мы подуем низко,

(наклон вниз, подуть вниз)

- мы подуем далеко,

(руки на пояс, наклон вперёд и подуть прямо)

- мы подуем близко

(руки на поясе, подбородок прижать к груди и подуть на грудь).

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Колокольчик звенит, заниматься нам велит.

(Дети складывают пальцы в замок, поднимают его. Средний палец правой руки проходит между ладоней и «превращается» в язычок колокольчика, двигаясь из стороны в сторону. Настоящим колокольчиком издаётся звук.)

6. Закреплять умение анализировать артикуляцию звуков.

Пройдите к своим столам и сядьте на стульчики. Плечи расправили, ноги стоят прямо, руки полочкой. Поставьте зеркала перед собой и сделайте так, как я скажу.

- Губы разомкнуть, зубы разомкнуть. Язык поднять к нёбу. И если  сильная, холодная воздушная струя пройдёт по центру  язычка, его кончик задрожит.

- Какой звук мы услышим?

- Губы разомкнулись и улыбнулись. Зубы разомкнуты. Язык поднят к бугоркам. А от сильной, холодной воздушной струи кончик его, тоже задрожит. Какой звук мы услышим?

Зеркала положите, пожалуйста, на край стола.

7.Закреплять навык характеристики звуков.

Поскорее улыбнитесь, в звуки [ Р ], [ Р’] превратитесь!

- В какой звук превратилась Оля? Владик? Рома? Алёна?

Пусть сами звуки расскажут о себе. (Дети дают характеристику звукам)

8. Знакомство с буквой.

- Звуки [ Р ], [ Р’] на письме обозначаются буквой Р. (Показываю букву.) Посмотрите, на что похожа буква Р? (Дети дают ответы. Затем идёт показ картинки: на что она похожа.)

Дрожу от страха

До сих пор! –

Воскликнуло полено. –

Похожа буква на топор!

Расколет непременно!

- Из каких элементов состоит буква Р?

- Из скольких элементов состоит буква Р?

- Составьте её, пожалуйста, из конструктора букв.

А сейчас, я вам предлагаю немного размяться. Для этого, сначала – девочки, а потом – мальчики, встанут в полукруг на ковре.

9. Упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные.

(Выставляется изображение, состоящее из частей различных животных: носорога, зебры, тигра.)

Это что за чудо-юдо,

Прибыло оно откуда?

Это зверь из дальних мест.

Расскажи, что чьё в нём есть.

(Дети упражняются в образовании притяжательных прилагательных.)

10. Физминутка.

- У какого животного очень длинная шея? Покажем его?

С длинной шеею жираф

Выступает, словно граф.

Смотрит влево, смотрит вправо:

Нет ли тигра иль удава;

Нет ли в небе самолёта,

 Под ногами бегемота.

И вращает головой –

Ищет веточки с листвой.

11. Развивать пространственные ориентировки, через определение соотношения предметов между собой. Развивать фонематический слух.

- Ребята, колокольчик звенит, заниматься нам велит! Проходите, пожалуйста, на свои места.

(Выставляется дидактическое пособие: домик.)

- Кто же в домике живёт? Чтобы узнать, нужно открыть окошки, назвав их расположение и определить, находятся ли в слове звуки, которые мы сегодня учили. Затем назвать место звука в слове: начало, середина, конец.

(Дети называют форму окон, их расположение и жильцов дома. Определяют наличие звуков и их место в слове.)

12. Упражнять в звуковом анализе слова.

Последний жилец – тигр. Сделайте, пожалуйста, звуковой анализ слова ТИГР. А Алёна выполнит у доски.

13. Упражнять в чтении слов и предложений, составлении схем предложения.

Животные прислали телеграммы. Пока они к нам дошли, в них все слова склеились. Помогите прочитать и выложить схемы предложений, чтобы понять из скольких слов они состоят.

14. Итог.

А сейчас встаньте, пожалуйста, в шеренгу на ковре, лицом ко мне

(Подводится итог занятия.)

15. Оценка.

Вы сегодня хорошо поработали. Но, хочется посмотреть, как вы справитесь с последним испытанием. Закройте, пожалуйста, глаза. До семи считаю, детей в буквы превращаю!

(На шею каждого ребёнка  надевается тесьма, с бумажным кругом. На кругах изображены буквы: М, О, Л, О, Д, Ц, Ы.  Буквы вешаются на поверхность спины.) Нужно не поворачивая головы и не трогая ничего руками, определить в какую букву вы превратились. Одному из вас, нужно будет сделать 3 шага назад, посмотреть на буквы на спинах других детей и назвать себя. (Ребёнок выполняет действия.) Перетяни, пожалуйста, свою букву на грудь и проверь правильность ответа.

Когда каждый определит, в какую букву он превратился, нужно  прочитать получившееся слово. (МОЛОДЦЫ)

- Вы, действительно молодцы! Когда вы снимите карточки с буквами с себя, вы превратитесь в ребят.

Список используемой литературы:

Воробьёва, Татьяна Анатольевна. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика /Т. А. Воробьёва, О. И. Крупенчук; под ред. Ф. Салимжанова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

ISBN 978-5-94455-145-0.

Лопатина, Людмила Владимировна. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учебное пособие/Л. В. Лопатина; под ред. Е. А. Логиновой. – СПб.: Издательство «Союз», 2005. – 192 с. – (Коррекционная педагогика). –

ISBN5–94033–041–Х.

Цвынтарный, Валерий Викторович. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем: научно-популярное издание / В. В. Цвынтарный; под ред. Л. Мартьянова. – Москва: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2003. – 63 с.

ISBN5-227-01743-3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»

Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...

Конспект НОД (обучение грамоте) в подготовительной группе по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б».

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) по теме ««Звуки  [Б], [Б’]. Буква «Б».      ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:"Звук [ Ц ] и буква Ц.

В рамках краткосрочного психолого-педагогического проекта " Чудо-дерево сказок Чуковского" представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки [в]-[вь], буква В»

Фронтальная непосредственно - образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Звуки [К], [Кь]. Буква К»

Цель: Уточнить артикуляцию звуков [к—к']; ознакомить с буквой КкЗадачи: 1. Упражнять в умении делить слова на слоги. 2. Совершенствовать навыки проведения звукового анализа. 3. Развивать фон...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ а ] и буква А".

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия, которое откроет детям путь в увлекательный путь обучения чтению. Конспект вводит в обучение грамоте, даёт первичные представления о делении звуков на гласны...