КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Лоенко Ольга Александровна

комплексное занятие по развитию речи разработано совместно с учителем логопедом для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие21.3 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И

ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

ТЕМА: ЛЕТО

Подготовили:

Воспитатель

высш. квал. категории

Лоенко О.А

Учитель-логопед

Истомина Н.С.

Новосибирск 2012г.

Образовательные цели: продолжать учить детей составлять рассказ о содержании картины. Составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивающие цели: развитие связной речи,   развитие логического мышления, творческого  воображения.

 Развивать у детей фонематический слух и восприятие;

закреплять понятия и обладание терминами, их обозначающими: звук (гласный звук, согласный твердый, согласный мягкий звук)  слово, упражнять в делении слов на слоги, предложение;

 продолжать   учить  детей  звукобуквенному  разбору  слов,

Коррекционные цели: совершенствование грамматического  строя речи, автоматизация шипящих, свистящих, сонорных звуков.   Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении в падеже и роде.

Воспитательные цели: воспитание любви и бережного отношения к природе.

Предварительная работа:   рассматривание фотографий о летнем отдыхе детей.

Оборудование: Куклы Лисенок и Ежик, Звукарики гласный (красный), согласный твердый (синий), мягкий (зеленый), предметные картинки для индивидуальных заданий, конверты с буквами, звуковые схемы.

Ход занятия:    

1.Организационный момент: отгадывание загадки

                         В чистом небе солнце светит ярко,

                         Можно искупаться, очень жарко.

                         Нравится мне время года это.

                         Угадали ? ну конечно это ……… (лето)

2.Предварительная беседа: я не случайно загадала вам загадку о лете. Давайте вспомним названия летних месяцев.

-- сколько летних месяцев?

Дети: три.

-- назовите  летние месяцы?

Дети: июнь, июль, август.

Вспомните, как вы отдыхали прошлым летом, чем занимались.

Дети рассказывают о своем летнем отдыхе.

3. Рассматривание картины М. Пишвановой «Лето» и беседа по ней.

-- кого вы видите на картине?

Д: на картине мы видим детей.

--куда пришли дети? Что они делают?

Д: дети пришли на прогулку к реке. Мальчик сидит на берегу и ловит рыбу, одна девочка купается, другая ловит бабочку, третья нарвала букет полевых цветов.

--какое время года изображено на картине? Как вы догадались?

Д: на картине изображено лето. Кругом много зелени, цветов, ярко светит солнце, дети легко одеты.

--посмотрите внимательно на картину, что вам хочется рассказать о реке?

Д: река широкая, вода в реке голубая, прозрачная, теплая.

--каких представителей животного мира вы видите на картине?

Д: в реке плавает утка с утятами. Над цветами летают бабочки.

--какие знакомые вам растения есть на картине?

Д: в траве цветут ромашки, колокольчики, одуванчики, спеет земляника.

4.Коллективное составление плана рассказа: вовлечь детей в активную беседу.

    1. с чего начнем свой рассказ?

   Д: рассказ начнем с того, что наступило лето.

   2. расскажем о погоде:

   Д: стоит жаркая, солнечная погода. Небо голубое и чистое.

   3. дальше расскажем о поляне, о растениях на ней, о реке, о животных.

   4. о ком мы еще не сказали?

   Д: расскажем о детях, о том чем они занимаются.

   5. чем закончим рассказ:

   Д: скажем о том, как хорошо летом.

---воспитатель предлагает детям еще раз внимательно рассмотреть картину. напомнить еще раз план рассказа.

Какое время год наступило.

Рассказать о погоде.

Рассказать о поляне, о растениях, о реке, о животных.

Рассказать о детях, и о том чем они занимаются на поляне.

Рассказ по  картине:

 Наступило лето. Стоит жаркая, солнечная погода. Небо чистое, голубое. В зеленой траве растут одуванчики, цветут ромашки и колокольчики. Над цветами летают бабочки. Вода в реке теплая, голубая. Утка с утятами плавает в реке.

       Дети вышли на прогулку. Они набрали целую корзину земляники. Одна девочка нарвала букет полевых цветов. Другая девочка с сачком ловит бабочек. Мальчик сидит на берегу реки и ловит рыбу. Еще одна девочка взяла большой мяч и стала учится плавать.

         Как хорошо летом.

Физ. Минутка:

     Здесь в лесу царит прохлада           -----дети идут по кругу, взявшись за руки

     Здесь шуметь, кричать не надо  

     По лесной тенистой стежке             ------ меняют направление движения      

     Мы до просеки дойдем        

     На полянке вдоль дорожки            -------наклоняются, показывают, как собирают  

     Земляники наберем                                                            землянику.

Логопед:  Ребята, лисенок и ежик пришли проверить ваши знания. Готовы вы к этому? (Да).
 

6. задание «ЗВУКИ».

Логопед:  Расскажите, что вы знаем о звуках. Какие бывают звуки? (гласные и согласные) Какие бывают согласные?(твёрдые и мягкие, звонкие и глухие). 

 Друзья  приготовили Звукарикам подарки, но не знают, кому что подарить. Поможем им. Покажите картинки, которые вы подарите гласным, согласным (синим, зеленым)
(Дети определяют по первому звуку)
Вы помогли друзьям, справились с заданием.

Игра «Где спрятался звук?». Определите место звуков /Р, РЬ/ в словах:
РАДУГА, ГРОЗА, РОСА, РОМАШКА, КОРЗИНА, ГРИБ, РЕКА, РЫБА, КОСТЕР,         МУХОМОР, КОМАР, УРОЖАЙ, ЯКОРЬ, РЕПКА, ФОНАРЬ, КРЮЧОК

Выложите звуковую схему слова: КУСТ, ЛИСТ, РЕКА.

7. задание «СЛОВО».

Логопед:  о чем будет второе задание, вы узнаете, если отгадаете загадку.

ОНО МОЖЕТ БЫТЬ ТИХИМ, А МОЖЕТ БЫТЬ ГРОМКИМ,
ОНО МОЖЕТ БЫТЬ ЛАСКОВЫМ, МОЖЕТ БЫТЬ ГРУБЫМ И СТРОГИМ
ОНО МОЖЕТ ОБИДЕТЬ И РАССМЕШИТЬ.
ЕГО МОЖНО СКАЗАТЬ, А МОЖНО И  НАПИСАТЬ.
                                                                           (слово)

 Слова бывают короткими и длинными. На что мы делим слова? (на части, на слоги) Как мы измеряем слово? (хлопками)
Поделим слова на слоги, используя ваши картинки.
(5-6 картинок выборочно)
Как можно ещё определить, сколько слогов в слове? Продолжите за мной фразу. «Сколько в слове гласных
,… (столько и слогов)

 

8. задание «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Логопед: Ребята, что можно составить из слов? (предложение).

ИГРА: «Составь предложение из слов»

Дети  купаются в реке.

На лугу много цветов.

Лето самое теплое время года.

9. задание «БУКВ».
Логопед:  Вы уже знаем буквы. Какие буквы обозначают два звука? (Я,Ю,Е,Ё)

(Далее дети выполняют задания, на заранее подготовленном демонстрационном материале).

Задания в конверте «Летние слова» (в конверте карточки с буквами и над ними цифра, ребенок выкладывает цифры по порядку и читает получившееся слово.)
 СЛОВА: ПОЛЯНА, ПАНАМА, ОЗЕРО,

10. Итог занятия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте на тему «Придумывания сказки на предложенную тему» в подготовительной группе

План-конспект  занятия по развитию речи и обучение грамоте на тему:  «Придумывания сказки на предложенную тему» ( В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ)   ВОСПИТАТЕЛЬ:За...

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за весенним сюрпризом».

Занятие на закрепление  знаний о весне, а также закрепление  умения  работать с таблицами – схемами  для развития связной речи детей....

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ « МЫ ТУРИСТЫ» (подготовительная к школе группа)

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОРУЖАЮЩИМ.« МЫ   ТУРИСТЫ»(подготовительная к школе группа)...

Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению детей грамоте для детей 5-6лет

Материал предлагаемого конспекта содержит следующую информацию:  1) учит проводить звуковой анализ слова «лампа», закреплять знания о гласных, согласных твёрдых и мягких звуках, выделять пер...

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе.

Программное содержание:выявить уровень сформированности знаний и представлений детей за учебный год.Закрепить знания о весне, уточнить ее приметы, расширить знания детей о народных названиях весенних ...

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи».

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи»....