КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ « МЫ ТУРИСТЫ» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОРУЖАЮЩИМ.
« МЫ ТУРИСТЫ»
(подготовительная к школе группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rayonnoe_metodicheskoe_obedinenie.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение
по развитию речи
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОРУЖАЮЩИМ.
« МЫ ТУРИСТЫ»
(подготовительная к школе группа)
муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №70 «Журавлик»
Воспитатель: Гаврилюк Н.Г.
Программное содержание:
- Учить детей подбирать к существительным родственные слова с опорой на картинки;
- продолжать учить составлять предложения в прошедшем, настоящем и будущем времени путем использования сюжетной картины;
- обогащать бытовой и предметный словарь детей;
- закреплять умение в образовании качественных прилагательных, обозначающих признаки предметов по материалам;
- закреплять умение различать твердые и мягкие согласные звуки, делить слова на слоги ;
- продолжать обучать умению делать звуковой анализ слов;
- упражнять детей в согласовании существительных с порядковым числительным
- продолжать расширять представления детей об окружающем и предметах окружения;
- продолжать упражнять в дифференциации деревьев и лесов;
- развивать познавательные интересы детей, мышление, память;
- воспитывать любовь к окружающему, к природе.
Предварительная работа
- чтение рассказов и стихов, загадывание загадок;
- наблюдение за природой;
- индивидуальная работа с детьми;
- беседы об отдыхе с родителями на природе.
Оборудование
Рюкзак с вещами, продуктами, компас, магнитофон, диск с записью голосов птиц, карточки для образования родственных слов, ребус, картинки деревьев для счета, картинки птиц, животных, сюжетная картина.
Ход занятия
Воспитатель: читает детям стихотворение Р. Файзулина «Все твое»
Чьи это горы? Все твои
А лес? А реки и ручьи?
А сугробы в январе?
А небо в розовой заре,
А остальное все вокруг?
А каждый цвет, и каждый звук?
Все это на земле твоей и все твое!
А сам ты чей? Кому принадлежишь ты сам?
Горам, и рекам, и лесам
И солнцу в небе голубом –
Все это Родиной зовем.
Ребята, вы любите свой край, Свою Родину?
Ответы детей.
Воспитатель: Если вы любите свой край и хотите увидеть его своими глазами вы можете стать путешественниками или туристами.
Посмотрите, что я принесла (показывает рюкзак), что это?
Дети: Это рюкзак.
Воспитатель: Я приготовила его к походу. Я буду показывать вещи, а вы будете рассказывать для чего они нужны, и почему их надо брать с собой.
Воспитатель показывает, дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Ребята, если вещи теплые и связаны из шерсти значит они какие?
Дети: Шерстяные
Далее воспитатель выкладывает посуду: металлическую кружку, миску, ложку, тарелку, плошку, фляжку; стеклянный стакан, фарфоровую чашку, блюдце
Воспитатель: Выберите, что можно брать с собой в поход, а что оставить и объясните почему?
Дети объясняют.
Воспитатель: Ребята, если тарелка, плошка, кружка сделаны из металла, значит они какие?
Дети: Металлические.
Воспитатель: Стакан из стекла, какой?
Дети: Стеклянный
Воспитатель: Чашка из фарфора, какая?
Дети: Фарфоровая.
Воспитатель: Ребята, а что еще нужно брать с собой в поход? Показывает набор продуктов (консервы, хлеб, сахар, крупы, чай).
Дети рассказывают, для чего нужны эти продукты, и что можно из них приготовить.
Воспитатель: А что еще мы с вами забыли приготовить для похода?
Дети: Фонарик, полотенце, нож
Воспитатель: Правильно. Все эти предметы пригодятся в походе, расскажите, для чего они нужны.
Воспитатель: Мы подготовили вещи, которые будем брать в поход, а правильно сложить их в рюкзак вы умеете? Давайте поучимся.
Воспитатель показывает, как это надо делать и объясняет свои действия.
Со стороны спины нужно положить мягкие вещи, так как рюкзак не должен тереть спину в походе. Скажите, что можно положить в карманы рюкзака?
Дети: Мелкие предметы.
Воспитатель: Правильно, чтобы можно было их быстро достать: например, лекарство, лейкопластырь, спички, фонарик.
Мы собрали рюкзак, можно отправляться в поход. Мы сегодня идем в лес.
Дети выходят на ковер и садятся. Ребенок читает стихотворение С. Погорельского
Здравствуй лес дремучий,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою,
Что ты шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи
Ты же видишь – мы свои.
Воспитатель: Дети, мы пришли в лес узнать его тайны. Мы – туристы..
Скажите, где можно встретить много деревьев? Какой бывает лес? Поиграем в игру.
Игра «Как называется лес?»
- Если в лесу растут сосны и ели, то это лес какой? (хвойный)
- Если в лесу растут дубы и осины, то это лес какой? (лиственный)
- В лесу растут сосны, ели, березы, дубы – этот лес какой? ( смешанный)
- В роще растут березы, то роща называется? (березовая)
- В роще растут дубы? (дубовая)
- Растут в роще клены – это роща какая? (кленовая)
Воспитатель: Хорошо. А теперь поиграем в другую игру.
Игра «Сосчитай до 5»
Воспитатель: Дети, что еще растет в лесу?
Дети: грибы, ягоды.
Воспитатель: Какие грибы появляются весной первыми?
Дети: Сморчки, строчки.
Воспитатель: Сейчас будем подбирать родственные слова к слову - гриб
Игра «Подбери слово»
Воспитатель начинает игру, а дети заканчивают.
- Место, где летом растут грибы какое? (грибное)
- Погода, шляпка, ножка поляна, пора какая (грибная).
- Дождь, суп, лес, салат какой? (грибной)
- Места, споры, блюда какие (грибные)
Далее воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки и придумать с их помощью родственные слова. Картинки, изображающие гриб, грибы, грибников, грибной суп, маленький грибок, большой гриб - грибище
Далее воспитатель предлагает детям постараться разгадать ребус по первым звукам. Предлагает рассмотреть картинки и угадаем еще одно родственное слово.
Картинки : гитара, ремень, индюк, банка, ножницы, индеец, цепочка, ананас.
Дети составляют слово грибница.
Воспитатель: ребята, сейчас давайте закроем глаза и расслабимся, послушаем, как в лесу поют птицы. (Прослушивается аудиозапись). Вот сколько интересных голосов птиц мы услышали. Может кто-то, узнал чей-то голос?
Воспитатель: Давайте поиграем. Я раздам вам картинки с изображением птиц, вы расселите их на разные деревья. На одном дереве будут сидеть птицы в названиях которых два слога, а на другое дерево прилетят птицы в названии которых три слога.
Дети берут по одной птице и сажают на определенное дерево.
Воспитатель: Ребята, кто кроме птиц еще живет в лесу7
Дети: Разные звери.
Воспитатель: Сейчас покажу вам картину, а вы придумайте с помощью неё предложения в настоящем, прошедшем и будущем времени.
Воспитатель: Дети, когда теряются в лесу, что кричат?
Дети: А-у.
Воспитатель: Какие звуки в этом слове?
Дети: Гласные.
Воспитатель: Правильно, гласные звуки можно произносить долго, потому. что при этом ничего не мешает, поэтому их можно далеко услышать. Чтобы не потеряться в лесу турист должен правильно в нем ориентироваться, что ему в этом может помочь?
Дети: Компас, живой компас.
Воспитатель: Ребята, о чем могут говорить эти знаки, если вы их встретите в лесу? Воспитатель Показывает знаки (перечеркнутые изображения топора, костра и т.д.)
Дети: нельзя рубить деревья, нельзя разводить костер в лесу и т.п.
Воспитатель: Правильно. Теперь посмотрите на дерево, на нем сидит белочка. В лапах у нее конверт, я думаю для нас. Я сейчас его прочитаю. Дети в этом письме звери просят разгадать для них загадки. Для этого нам нужно вернуться в группу и сесть за столы .
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Читает загадки.
С ним тягаться трудно в беге,
Коли встретить довелось.
Знайте, дети, это …(лось)
Скажите сколько слогов в слове лось?
Как можно еще догадаться? Сколько в слове букв? Сколько звуков?
Безобидный и колючий
Дома ты его не мучай,
И в лесу не потревожь.
Видишь в листьях –
Это ….(еж)
Воспитатель предлагает выложить детям слово ежик при помощи фишек.
Воспитатель: Сколько слогов в слове?
Какой слог ударный?
Почему звук «ж» остался твердым?
Сколько букв с слове?
Сколько звуков в слове?
Воспитатель: Мы с вами выполнили полученное задание, белочка будет довольна. Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной к школе группы "Пресветлое солнце"
Воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к гербу нашей страны.Формирование элементарных представлений о происхождении и символическом значении изображений на гербе России.Развитие ...
Конспект занятия по теме «Библиотека» Познавательное развитие Ознакомление с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада
ЦеЦЦель: Сформировать у детей представление о библиотеке.Задачи:1. Дать знание, что такое библиотека.2. Познакомить с историей создания книги.3. Познакомить с работой библиотекаря.4. Обогащение речи н...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема:«Природа вокруг нас».
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема:«Природа вокруг нас»....
Презентация по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности этапы развития часов
Презентация по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности этапы развития часов...
Конспект организованной образовательной деятельности по "Познавательному развитию". Ознакомление с окружающим миром в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Тема: «Осенний квест - марафон»
Закреплять и обобщать знания детей об осенних изменениях в природе, их причинах, обогащать знания о деревьях, об особенностях их жизни в осенний период; развивать культуру речевого общения детей ...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Волшебница вода».
конспект заняти по окружающему мира в подготовительной группе...
Конспект беседы по речевому развитию по ознакомлению с окружающим «Профессии» в подготовительной к школе группе
Конспект проведения беседы по образовательной области "Речевое развитие" для отработки и демонстрации коммуникативных навыков в процессе диалога со взрослым и сверстниками «О профессия...