Виды работ по закреплению функции фонематического анализа.
методическая разработка по логопедии по теме

Мельникова Ольга Васильевна

Данный комплекс способствует развитию быстрому и точному побуквенному анализу, помогает лучше ориентироваться в звуко-слоговом составе слова и тем самым не допускать ошибки в процессе чтения и письма.
Для закрепления знаний по формированию анализа и синтеза слов предлагаю детям игровой  материал, способствующий улучшению сформированности данного речевого компонента.
Таким образом, логопедические игры, упражнения и задания способствуют более эффективному развитию фонематического анализа и синтеза слов  у старших дошкольников с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_rabot_po_zakrep._fonem._analiza.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Виды работ

 по закреплению функции фонематического анализа.

Мельникова О.В., учитель-логопед муниципального автономного дошкольного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №144» г.Перми.

Аннотация. Данный комплекс способствует развитию быстрому и точному побуквенному анализу, помогает лучше ориентироваться в звуко-слоговом составе слова и тем самым не допускать ошибки в процессе чтения и письма.

Для закрепления знаний по формированию анализа и синтеза слов предлагаю детям игровой  материал, способствующий улучшению сформированности данного речевого компонента.

Таким образом, логопедические игры, упражнения и задания способствуют более эффективному развитию фонематического анализа и синтеза слов  у старших дошкольников с ОНР.

Виды работ по закреплению функции фонематического анализа и синтеза слов описаны в соответствующих руководствах многих авторов (М.Ф.Фомичевой, Т.Б. Филичевой, Н.В.Нищевой, Н.А.Чевелевой, Р.И.Лалаевой и др.). В своей работе использую известные виды работ и разработанные мною лично игры и упражнения:

1. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: дом, мак, сом, крот, стол, стул, волк,  врач, крыша, канава, капуста.

2. Восполнить пропуски букв в словах (количество пропущенных букв варьируется в зависимости от уровня подготовки ребенка - МЕДВ…ДЬ, ДЕ…ОЧКА, ТЕТ…АДЬ, …ИНИ…А).

3. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (кот, окно, мак).

4. Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков и записать их.

5. Добавить 1,2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова (па – пар, пары, парад, паруса; ко – кот, козы, кошка, корова).

6. Подобрать слова с определенным количеством звуков. Например: с тремя звуками (дом, дым, сом, сад);  с четырьмя  звуками (роза, рама, лапа, косы); с пятью звуками (мышка, кошка, шапка, лапка, банка).

7. Выбрать предметные картинки, в названии которых определенное количество  звуков.

8. Определить количество звуков в словах. Игра «Построим пирамиду».

9. Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходные слова. Слова записываем на доске:

м

К

о

А

ш

мак

Ком

оса

Аня

шум                  

море

Кора

осёл

аист

шары                

моряк

Крыса

океан

Арбуз

шалаш                

музыка

Крошка

огурец

ананас    

штанга                

10. Преобразовать слова путем наращения звуков и букв, перестановки звуков:

а) в начале слова: рот – крот, мех – смех, Оля – Коля, дочка – удочка и т.д.

б) в конце слова: шар – шарф, бок – бокс, стол – столб, лис – лист, лиф – лифт;

в) цепочка слов: жи – ежи – ужи – лужи – ложи – ножи – моржи;

г)  перестановка звуков:

          пила – липа                           карп – парк                             кот – кто

          палка – лапка                       гора – рога                               дар – рад

д) перестановка звуков при помощи четверостиший:

С ч над морем я летаю,

С г в машинах я бываю.   (Чайка – гайка.)

С м меня ты надеваешь,

С л собаку называешь.   (Майка – лайка.)

С к я в школе на стене,

Горы, реки есть во мне,

С п – от вас я не таю –

В каждом классе в ряд стою.   (Карта – парта.)

С б смертельной я бываю,

С м меха я пожираю,

С р актеру я нужна,

С с для повара важна.   (Боль – моль – роль – соль.)

           

Я – дерево. В родной стране

Найдешь в лесах меня повсюду,

Но слоги переставь во мне –

И воду подавать я буду.   (Сосна – насос.)

Лежу я на земле,

Прибита я к железу,

Но буквы переставь –

В  кастрюлю я полезу.  (Шпала – лапша.)

Известное я блюдо,

Когда ж прибавишь м,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.   (Уха – муха.)

И по реке, и по пруду

Плыву я в тихую погоду,

Но вставь лишь и – и поведу –

Стальную птицу к небосводу.   (Плот -  пилот.)

11. Преобразовать слова путем замены одних звуков и букв другими:

а) замена гласного звука в середине слова (ДОМ - ДЫМ, СОН – СЫН);

б) замена начального согласного звука (КОТ – РОТ,  КОРА – НОРА);

в) замена конечного начального звука (СЫР – СЫН,  СОН – СОК).

12. Преобразовать слова путем изменения последовательности звуков и букв:

а) звуки располагаются в обратном порядке (КОТ – ТОК, ЛЕС – СЕЛ, СОН – НОС, ДАР – РАД…)         

б) два звука меняются местами в слове (РЫБАК – РЫБКА).

13. Преобразовать слова путем отнимания звуков (ПУШКИ- УШКИ,  ШМЕЛЬ – МЕЛЬ).

14. Преобразовать слова путем наращения звуков и букв:

а) в начале слова (ОСЫ – КОСЫ,  МЕХ – СМЕХ);

б) в конце слова (ПАР – ПАРК,  РЫБА – РЫБАК).

15. Образовать из звуков данного слова возможно большего количества новых слов (РАКЕТА – РАК, РЕКА, КАТЕР, МАШИНКА – МАК, МАНКА, МАША, КАША, ШИНА, НИКА, МИШКА, КАМА).

После звукобуквенного анализа исходного и полученного слова акцентируется внимание на лексическом значении, т.е. ребенок должен объяснить есть такое слово в устной речи или его нет. Эти упражнения помогают понять ребенку с ОНР, что ни один звук в слове не является случайным, что добавление или замена звука может изменить слово. А это значит, что все звуки и соответствующие им при записи буквы должны быть на определенном месте.

16. Образовать цепочки слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего:

17. Составить графическую схему предложения и слова:

_______________________________       предложение

________      ________      _________       слово

___    ___      ___    ___      ___     ___         слоги

.   .     .   .       .   .     .   .       .   .      .   .           звуки

18. Заполнить схему.

19. Вписать буквы в кружки (5кружков). Предлагаю детям вписать в данные кружки третью букву следующих слов (слова можно записать на доске или предъявить картинки): рак, санки, спинка, нога, трава. Дети называют получившееся слово (книга). Можно предложить составить слово из кассы букв.

20. Разгадать ребусы.  

21.Разложить предметные картинки под цифрами 3, 4, 5, в зависимости от количества звуков в их названии.

          Дом, забор, марка, палка, сыр, море, мак, стол, парк, полка, дрова.

22. Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слово, которое получится из выделенных звуков:

Луна            

-         стол        

-  л

Кино          

-         игла        

-  и

Лампа        

-         мышь      

-  м

Окна          

-         дом          

-  о

Нос            

-         Анна        

-  н  

23. Разложить картинки в соответствии с данными графическими схемами: прямоугольник – слово, квадрат – слоги, кружочки – звуки (гласные, согласные).  Дети соотносят картинку со схемой.

                           Комар, рама, волк, кран, парк, лампа и.т.д.

24. Классификация слов на группы. Предлагаются пары слов (на карточках), сходные по написанию, но разные по значению. Для классификации необходим строгий побуквенный анализ слов. Например, при раскладке на две группы: транспорт и ягоды – фрукты это пары: МАШИНА – МАЛИНА, АВТОБУС – АБРИКОС; на группы мальчики и девочки это пары имен: МАША – МИША, ТОЛЯ - ПОЛЯ, ТОНЯ - ТАНЯ, ВИТЯ - ВИКА.

25. Отделение слов от псевдослов. Дается ряд карточек: на одних написаны слова (например, ПАР, БЫК, БЛИН, БРАК…), на других псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания (например, БЕН, ПАК, ПУН, ПЛЯМ…). Нужно карточки со словами сложить в одну группу, а псевдослова - в другую. Это упражнение помогает сочетать побуквенный анализ слова с его смысловой оценкой.

26. Подобрать слова к графическим схемам.

27. Из предложения выбрать слова по предложенной графической схеме.

28. К схемам подобрать названия деревьев, цветов, птиц, животных, названия мебели, посуды и т.д.

29. По картинкам определить количество звуков в названии предметов и положить под картинки соответствующие цифры. (Например: сова, мак, чашка.)

30. Упражнение «Впиши названия предметов в схему». Из ряда картинок предлагаю детям выбрать только те, которые соответствуют схеме. Картинки и схемы могут быть следующими: линейка, ложка, ручка,  майка, лампа, полка, ладошка, вата.

   ___________________

л____________________а

л____________________а

л____________________а

л____________________а  

31.  Составить слова из первых звуков названий картинок.

Список использованной и рекомендуемой литературы. Литература.

Акишина А.А., Барановская С.А. «Русская фонетика». – М., Издательство «Русский язык», 1998.  

Швецова И. «Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи». // «Дошкольное воспитание»,  2007 г.,  №5.

Жуков Н.В., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников».- Екатеринбург, АРД   ЛТД, 1998.

Лурия А.Р. «Речь и развитие психологических процессов у ребенка». М., 1956.

Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми». – М., 1994

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение». – М., «Гном – Пресс», 1999.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. «Нарушения речи у детей» - М., 1993.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей  5-7 летнего возраста с общим недоразвитием речи» (программа). М.,1991.  

Швачкин Н.Х. «Развитие фонематического восприятия в раннем возрасте». //«Известие ак. пед. наук РСФСР»,  1948, №13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки детей к школе

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонн...

Фонематический анализ, синтез и фонематические представления как сложные умственные действия. Роль фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений в процессе обучения грамоте.

Актуальность темы. Сформированность фонематического анализа, синтеза  звукового состава слова, а также представлений о звуковом составе слова является одной из предпосылок для овладения грамотой ...

Формирование функций фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства и внешние действия.

Формирование функций фонематического анализа начинается с использования вспомогательных средств: графических схем, фишек, предметных  картинок и пр . Предлагаемый материал раскрывает некоторые пр...

"Виды работ по закреплению функции фонематического анализа" Практический материал для учителей-логопедов и воспитателей старших логопедических групп для детей с ТНР.

Данный комплекс способствует развитию быстрому и точному побуквенному анализу, помогает лучше ориентироваться в звуко-слоговом составе слова и тем самым не допускать ошибки в процессе чтения и письма....

Занятие по совершенствованию фонематической системы языка, главная цель которого - развитие функций фонематического анализа и синтеза. Совершенствование фонематических процессов.

Структура логопедического занятия выстроена в едином игровом сюжете. Само занятие разделено на отдельные блоки, отражающие основную задачу проведения игрового упражнения или дидактической игры.1. Орга...

Закрепление функции фонематического анализа

Виды игр и заданий по закреплению функции фонематического анализа....

Закрепление навыков фонематического анализа слова

Закрепление навыков фонематического анализа слова...