Конспект фронтального лексико-грамматического занятия на тему: «Посуда».
план-конспект урока по логопедии по теме
Конспект фронтального лексико-грамматического занятия на тему: «Посуда», с самоанализом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posuda.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального лексико-грамматического занятия на тему: «Посуда».
Цель: работать над речевым материалом по теме «Посуда».
Задачи:
1. Коррекционная: развитие внимания, памяти.
2. Образовательная: активизация и уточнение словаря по теме «Посуда», формировать навыки словообразования.
3. Воспитательная: воспитывать любознательность, мышление, ориентацию в пространстве.
Ход занятия:
Этап занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
1. Организационный момент | Здравствуйте, дети. Встаньте все ровненько, вдохнули носом, выдохнули. Тихонечко садитесь. Игра «Будь внимательным». На столе три игрушки: гномик, сова, котик. Логопед по очереди разное количество раз дотрагивается до игрушек. Дети должны запомнить и обговорить действия логопеда. | Здороваются, садятся. Вы до совы дотронулись один раз, до котика — два раза, до гномика — три раза и т.д. |
2. Объявление темы занятия | Логопед загадывает загадки про посуду: Сама не ем, а людей кормлю. — Ложка. Из горячего колодца через нос водица льется. — Чайник. Рыба в море, а хвост на заборе. — Ковш. Деревянная темница, а в ней хлебушек хранится. — Хлебница. Круглая, как блин, а сверху ручка. — Сковородка. Все отгадки выставляются на стол. «Как все это назвать одним словом?» Называют посуду, какой здесь нет. Сегодня к нам в гости пришел Незнайка, он удивляется, что это у нас на столе расставлено. Говорят, что у него этого нет. Спрашивает детей: «Что это? — Чайник. — Что это у чайника? — Носик, дно, крышка, стенка, ручка». У тарелки: края, дно, стенки. | Дети отвечают: Ложка, Чайник, Ковш, Хлебница, Сковородка. Посуда. Чашка. Кружка. Тарелка. Вилка. Кастрюля. Сахарница и др. Чайник. Носик, дно, крышка, стенка, ручка. Края, дно, стенки. |
3. Употребление существительных в родительном падеже. | Игра «Чего не стало?». Выставляются 5—6 предметов посуды. Детей просят закрыть глаза, Незнайка прячет один предмет. Дети догадываются и отвечают, какой. | Не стало кастрюли, чайника, сковородки, стакана, чашки, тарелки, ложки, вилки, блюдца... |
4. Развитие мышления и воображения | Игра «Наоборот». Незнайка предложил нам игру, я вам буду говорить словосочетания, а вы будете отвечать «наоборот». Новая кастрюля — Полная сахарница — Чистая ложка — Горячая сковорода — | старая кастрюля пустая сахарница грязная ложка холодная сковорода хрупкая салатница глубокая тарелка низкая ваза темный чайник сухая чашка |
5. физминутка | Дети ходят по группе. По команде логопеда изображают, стоя на месте, посуду: Самовар — руки в боки | Дети ходят по группе. По команде логопеда изображают, стоя на месте, посуду. |
6. Расширение словаря прилагательных. | «Кто больше скажет слов?» (посуда перед глазами). Чайник (какой?) — Кувшин (какой?) — Хлебница (какая?) — Подводят итог, кто сказал самое большое количество слов о той или иной посуде. | фарфоровый, красивый, пузатый, маленький, новый, чистый... стеклянный, прозрачный, высокий, узкий, голубой, чистый, новый, любимый... |
7.Закрепление материала | На доске три сюжетные картинки: «Девочка пьет чай», «Повар на кухне», «Семья обедает». У детей предметные картинки «посуда», дети подставляют свои картинки к сюжетным. | Чашка — это чайная посуда. Кастрюля — это кухонная посуда. |
8. Итог. | О чем мы говорили сегодня на занятии? Как можно назвать эти предметы одним словом? | Посуда. Перечисляют предметы посуды. |
Самоанализ лексико-грамматического логопедического занятия.
Занятия по теме «Посуда» на материале лексической темы «Посуда» занимает важное место в системе занятий по изучаемой теме, организовано в соответствие с годовым перспективным планированием коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, разработанного на основе программных требований, предъявляемых к обучению и воспитанию дошкольников с речевой патологией. Занятие проводилось с детьми 5 - 6 лет, которые посещают логопедическую группу первый год. В группе в основном дети имеют диагноз дефект произношения, ФФН с легкой степенью дизартрии и один ребенок с ОНР III уровня с алалией. Дети посещают логопедическую старшую группу детского сада, поэтому в основном у детей большинство звуков поставлены, но не автоматизированы. Занятие длилось 25 минут. На занятии группа была не в полном составе. Было всего 6 человек.
На занятии были поставлены следующие задачи:
1. Коррекционная: развитие внимания, памяти.
2. Образовательная: активизация и уточнение словаря по теме «Посуда», формировать навыки словообразования.
3. Воспитательная: воспитывать любознательность, мышление.
В данном занятии чётко определила цель. Соблюдала логическую структуру, присущую логопедическому занятию. Старалась решать в единстве коррекционную, образовательную и воспитательную задачи. Задания были направлены не только на решение поставленных задач, но и на развитие детей в целом.
Материал для данного занятия отбирался в соответствии с данной темой и возрастом детей. Наглядность вызывала большой интерес, но не отвлекала внимание детей на посторонние действия. При отборе речевого материала и игровых упражнений ориентировалась на лексическую тему «Посуда». Благодаря большому количеству лексических элементов пополнился словарь детей. Старалась использовать не только игровой метод, но и метод словесный метод (беседа). Считаю, что выбранные мною методы работы, соответствуют поставленным задачам. На занятии учитывала следующие дидактические принципы: принцип воспитывающего обучения, принцип наглядности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип сознательности и активности. На протяжении всего времени старалась активизировать мыслительную деятельность и добиваться полных ответов на вопросы.
Был обеспечен положительный эмоциональный фон в процессе занятия и интерес детей к заданиям, сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы. Дети были активны и охотно включались в предложенные упражнения и игры. В ходе проведения физминутки дети получили возможность отдохнуть, а также научились лучше ориентироваться в пространстве.
На этапе работы со словом словесная инструкция не была понята некоторыми детьми, поэтому пришлось привести несколько примеров. Поэтому в будущем необходимо применить более доступные и четкие инструкции, обеспечивающие адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребенка. В целом занятие было проведено вполне успешно. С детьми установила положительный психологический контакт. Они быстро включились в работу. Считаю, что все поставленные цели были выполнены, результаты достигнуты и соблюден временной регламент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального лексико-грамматического занятия в старшей специальной группе для детей с нарушением речи по теме "Дикие животные Африки".
Знакомим детей с дикими животными Африки, обогащаем словарный запас, образовываем существительные с уменьшит.-ласкат. суф-ми, сущ. родительного падежа, предлоги....
Конспект фронтального лексико-грамматического занятия в старшей группе компенсирующей направленности "В гости к Диме".
В занятиие включены задания на развитие лексико-грамматического строя речи: образование глаголов приставочным способом, правильное употребление предлогов"В", "ЗА", "К", "ИЗ-ЗА", закрепление обобщающих...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему "Посуда"
В данном материале представлен подробный конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической строны речи детей старшего дошкольного возраста....
Конспект фронтального лексико-грамматического занятия с элементами грамоты в подготовительной группе ДОУ
Конспект фронтального занятия логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе ДОУ "Путешествие в сказку "Золотой ключик, или Приключения Буратино"...
Конспект фронтального лексико – грамматического занятия в логопедической группе. Тема: "Притяжательные прилагательные"
Конспект фронтального лексико – грамматического занятия в логопедической группе. Тема: Притяжательные прилагательные.Задачи:- учить образовывать притяжательные прилагательные, используя наг...
Конспект фронтального лексико-грамматического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Прогулка в осенний лес»
Конспект образовательной деятельности рекомендован для детей с ЗПР...
Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: «Посуда»
Цель: активизация, расширение и уточнение словарного запаса детей по теме «Посуда»....