Логопедическая викторина "Весёлые гномы"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
В логопедическую викторину "Весёлые гномы" входят задания по развитию речи (сказки), игра "Угадай", направленная на развитие фонематического слуха, внимания и мышления, игры с буквами и подвижные игры. Викторина проводится в летний период со старшей логопедической группой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskaya_viktorina_vesyolye_gnomy.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
I. ВСТУПЛЕНИЕ. Жили-были три славных гнома – Загадалка, Забывалка и Путалка.
Загадалка прочитал очень много интересных книг и часто придумывал для друзей занимательные игры и задания.
Забывалка читал не меньше, точнее сказать, он «глотал» книги, и поэтому быстро забывал их содержание.
Путалка тоже любил книги, но не мог точно запомнить прочитанное, вечно напутает что-нибудь.
И, конечно же, с гномами часто случались необыкновенные истории. С некоторыми из них мы вас сейчас познакомим.
1. ТРИ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ ВСПОМИНАЕТ 3АБЫВАЛКА
Вот однажды гном Забывалка и говорит: - А я сегодня три русские народные сказки прочитал!
- Как они называются? - заинтересовались Загадалка и Путалка.
- Не помню ... - покраснел Забывалка.
- Ну, вспомни, кто там был?
- В первой сказке - дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и ещё кто-то. Ну, они её и вытащили.
- Что вытащили? - удивились друзья.
-Не помню, - огорчился Забывалка.
КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТА СКАЗКА?
КОГО ИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ НЕ НАЗВАЛ ЗАБЫВАЛКА? ЧТО ОНИ ВЫТАЩИЛИ?
- А из второй сказки кого помнишь? Там небось тоже дед был? - спросил Путалка. - Всех помню! Деда там не было. Старик только со старухой. А ещё заяц, лиса, ещё кто-то и медведь. И лиса его съела.
- Медведя?! - ахнул Загадалка.
- Нет. Другого. Маленького. Кругленького.
КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТА СКАЗКА? КОГО ИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ НЕ НАЗВАЛ ЗАБЫВАЛКА? КОГО СЪЕЛА ЛИСА?
- А из третьей сказки я всех зверюшек помню, - сказал Забывалка и стал загибать пальцы. - Вот они: мышка-норушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Медведь его развалил.
- Кого развалил?
- Забыл.
КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТА СКАЗКА? КОГО ИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ НЕ НАЗВАЛ ЗАБЫВАЛКА? ЧТО РАЗВАЛИЛ МЕДВЕДЬ?
2. ТРИ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ ВСПОМИНАЕТ ПУТАЛКА
На другой день гном Путалка похвастался:
- И я три русские народные сказки прочитал!
- Расскажи, - попросили друзья.
- Вот первая. «Серебряное яичко» называется.
Жили себе мальчик и девочка,
И был у них крокодил Гена.
Снёс крокодил яичко:
Яичко не простое.
Серебряное.
Мальчик бил-бил –
Не разбил;
Девочка била-била –
Не разбила.
Слониха бежала,
Хвостиком махнула:
Яичко упало
И разбилось.
Мальчик и девочка плачут;
Крокодил кудахчет:
«Не плачь, мальчик, не плачь, девочка. Я снесу вам яичко другое,
Не серебряное – простое».
- Знакомая сказка. Я тоже её читал, но что-то в ней ты не так рассказал, - засомневался Забывалка.
А ВЫ, РЕБЯТА, КАК ДУМАЕТЕ? КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТА СКАЗКА?ЧТО ПЕРЕПУТАЛ ГНОМ?
- А вот другая сказка. «Гном и лев» называется. Подружился лев с Гномом, и вздумали они вместе морковь сеять. Гном сказал:
«Мне корешок, а тебе, Лёва, вершок». Выросла славная морковь; гном взял себе корешки, а Лёве отдал вершки. Поворчал Лёва, да делать нечего.
На другой год говорит гном льву:
«Давай опять вместе сеять».
«Давай! Только теперь ты себе бери вершки, а мне отдай корешки», - уговаривается Лёва.
«Ладно! - говорит сговорчивый гном. - Пусть будет по-твоему». - И посеял горох.
Добрый горох уродился; гном получил вершки, а Лёва - корешки.
С тех пор у льва с гномом и дружба врозь.
- Хорошая сказка. Только сказывается она не так. И называется по-другому, - покачал головой Загадалка.
- И ничего не по-другому, - насупился Путалка.
А ВЫ, РЕБЯТА, КАК ДУМАЕТЕ? КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТА СКАЗКА? ЧТО ПЕРЕПУТАЛ ГНОМ?
- А третья сказка? - спросил Загадалка.
- Она называется «Шарик, тростинка и ботинок». Жили-были шарик, тростинка и ботинок. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
Ботинок говорит шарику:
«Шарик, давай на тебе переплывём!»
«Нет, ботинок! Пусть лучше тростинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдём».
Тростинка перетянулась с берега на берег. Ботинок пошёл по тростинке, она и переломилась. Ботинок упал в воду.
А шарик хохотал, хохотал, да и лопнул.
И в этой сказке не так было, - не согласились, друзья.
А ВЫ, РЕБЯТА, КАК ДУМАЕТЕ?КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТА СКАЗКА?ЧТО ПЕРЕПУТАЛ ГНОМ?
З. НАЗВАНИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК ПРЕДЛАГАЕТ
ВСПОМНИТЬ ЗАГАДАЛКА
- Какие вы знаете русские народные сказки, названия которых состоят из одного слова? - спросил у товарищей Загадалка.
- Я помню две такие сказки, - сказал Путалка. - Первая: «Коробок» ...
- Какой ещё «Коробок»? - удивлённо заморгал Загадалка. - Нет такой русской народной сказки!
- Есть! А вторая сказка – «Кепка». Ой, нет, «Лепка». Или «Речка»? А может, «Рейка»? растерялся Путалка.
- В названиях этих двух сказок ты перепутал одну букву, - засмеялся Загадалка.
КАКИЕ СКАЗКИ ХОТЕЛ НАЗВАТЬ ПУТАЛКА?
- И я две русские сказки знаю, - сказал Забывалка. – «Трёшечка» и «Река».
- Ты в них по одной букве пропустил, усмехнулся Загадалка.
КАКИЕ ЭТО СКАЗКИ?
- И ещё две русские сказки помню, - сказал Путалка. - Одна вроде бы про море, а другая про ром и коз: «Морекет» и «Ромокоз».
- Вот напутал, так напутал! – расхохотался Загадалка. – В названиях этих сказок ты перепутал порядок всех букв!
КАКИЕ ЭТО СКАЗКИ?
II. ФИЗМИНУТКА.
А теперь отдохнем и поиграем.
Подвижная игра «Летом на болоте» на концентрацию внимания, равновесие, легкий бег и прыжки на двух ногах с небольшим продвижением вперед.
Все играющие выступают то в роли цапель, то комаров, то лягушек, выполняя имитирующие действия по сигналу ведущего (педагога).
Ведущий говорит «Цапли»- все стоят на одной ноге, поджав другую, руки-крыльяья в стороны.
По сигналу «Комары» - все дети («комары») летают, машут крыльями и зудят по-комариному.
Если звучит сигнал «Лягушки» - все становятся «лягушками и прыгают на двух ногах, согнутых в коленях, продвигаясь вперёд маленькими шажками, мягко приземляясь на носки.
III. Игра «Угадай!»
Цель. Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.
Описание. К доске вызывается группа из трех-четырех детей. Одного из них просят на некоторое время выйти за дверь, остальные получают карточки со словами предложения, которые они должны произнести по сигналу учителя одновременно - каждый свое слово.
Задача «отгадчика» - понять и произнести предложение целиком. Проводится игра несколько раз - так, чтобы приняли участие все дети. Если «отгадчик» не понимает сразу, можно повторять. Выигрывает тот, кто расслышал предложение с наименьшим количеством повторений.
Игровая ситуация угадывания побуждает детей к максимальному слуховому сосредоточению. Кроме того, отгадчику нужно не только воспринять всю информацию целиком - услышать предложение, но и сообразить, из чего она складывается, разбить ее на составляющие элементы слова, то есть проделать мысленно операцию анализа.
У детей, составляющих «хор», необходимость одновременно произнести каждому свое слово требует умения согласовывать свои действия, почувствовать готовность партнеров к общему действию, а это способствует развитию такого важного качества личности, как эмпатия.
Слияние слов в момент их произнесения хором закрепляет в сознании детей идею объединения слов в предложение, выделение из целостного речевого потока предложения как самостоятельной смысловой единицы.
Упражнение «На что похоже?»
Цель. Развитие зрительного сосредоточения, воображения, письменной речи.
Описание. Детям предлагают рассмотреть изображение с бесформенными цветными или чернильными пятнами (можно получить его, капнув на лист бумаги краской одного или нескольких цветов, а затем сложить этот лист пополам и половинки прижать друг к другу).
3адание: увидеть в этом изображении сюжет и написать предложение или короткий рассказ.
Необходимость словами выразить свои впечатления, чувства, описать образы, возникающие в воображении, - все это активизирует словарный запас. Здесь также происходит тренировка умения осознанно согласовывать слова в предложении в процессе письменной речи.
IV. Игра с мячом - упрощенный вариант «Школы мяча»
а) упражнение в ловле мяча двумя руками,
б) отбивание мяча о землю с продвижением вперед до определенного указанного места,
в) бег с мячом в руках обратно и передача его следующему игроку броском.
Сложность упражнений, расстояние для бросания и ловли мяча, дистанция для отбивания мяча с продвижением вперед и бега обратно меняется и ЗАВИСИТ ОТ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ.
Перед началом игры дети становятся в колонну друг за другом. Игру начинает педагог: он делает первый бросок мяча.
V. Игра «Разноцветные буквы»
Цель. Развитие внимания, зрительного восприятия, устной речи, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации.
Описание. Детям предлагается для рассмотрения таблица 7 7 клеток, где в клетках разными цветами изображены гласные и согласные буквы (использовано от 3 до 5 цветов). В идеальном варианте эта таблица размножается по числу детей, и каждый работает с ней индивидуально.
Варианты заданий:
А. Найти все желтые гласные. Сколько их?
Б. Сколько синих согласных?
В. Сколько красных гласных? и т. д.
Ответ дети показывают молча, подняв руки - числом пальцев. Тот, кто правильно показал первым, получает жетон и показывает найденные буквы указкой в большой таблице, а остальные хором проговаривают звуки вместе с ним. Выигрывает тот, кто наберет больше жетонов.
Включение в таблицу цвета как второго признака для букв, которые надо найти, с одной стороны, вносит разнообразие в довольно сложное и монотонное занятие, а с другой - помогает улучшить распределение и объем внимания при зрительном восприятии. Элемент соревновательности усиливает мотивацию к выполнению задания, а последующее проговаривание задания хором помогает закрепить информацию тем, кто не справился.
VI. Упражнение «Хитрый фотоаппарат»
Цель. Развитие наблюдательности, образной памяти, закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание. Логопед говорит: «Сейчас вы превратитесь в фотоаппараты и будете фотографировать всё вокруг. Но вы не простые фотоаппараты, а особенные, поэтому фотографировать будете не все, а только то, на что я вас «настрою». Пока я считаю до 20, вы найдете
и «сфотографируете» своими глазами те предметы, названия которых начинаются с согласной буквы. На счет «20» все крепко закрывают глаза и рассматривают свои мысленные фотографии. А тот, кого я назову, расскажет, что у него на фотографии получилось». После этого другие дети дополняют ответ, затем все открывают глаза и вместе проверяют, не пропустили ли они что-нибудь. Затем то же повторяется для гласных.
Игровая ситуация с «превращением» облегчает принятие детьми учебного задания, которое требует развития определенного уровня саморегуляции и внутреннего плана действий: держа «в уме» инструкцию, избирательно запоминать предметы: Осознание различий между гласными и согласными, не являясь здесь непосредственной целью для ребенка, происходит в процессе его игровой деятельности, включаясь в ее содержание.
VII. «Отвечайте, правда ли?»
В этот час, веселый час,
Вам загадок я припас,
Адандали-дандали!
Вам загадок я припас,
Уж послушаю я вас,
Адандали -дандали !
Вьюга поле замела,
И чинара вся бела.
Отвечайте,
ПРАВДА ЛИ?
В марте стаял снег и лед.
Это к нам зима идет.
Отвечайте,
ПРАВДА ЛИ?
Любит кошка на обед
Виноград и винегрет.
Отвечайте,
ПРАВДА ЛИ?
Ночью в дождик, как пастух,
Вывел кур гулять петух.
Отвечайте,
ПРАВДА ЛИ?
Лебедь плавает в пруду,
Спит на яблоне в саду.
Отвечайте,
ПРАВДА ЛИ?
Шерсть смотали мы в моток,
Выйдет шелковый платок.
Отвечайте,
ПРАВДА ЛИ?
Хоть улитка и мала,
Целый домик унесла.
Отвечайте,
ПРАВДА ЛИ?
Закудахтал пес Барбос
И в гнезде яичко снес.
Отвечайте,
ПРАВДА ЛИ?
Лапой хвать, зубами щелк.
Хищник - тигр и хищник - волк.
Отвечайте,
ПРАВДА ЛИ?
Верно, дети! Молодцы!
Вам в награду леденцы,
Адандали-дандали!
Вот растаял леденец,
И стихам пришел конец.
Адандали-дандали!
Адандали-дандали!
(ГИВИ ЧИЧИНАД3Е)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового логопедического занятия в группе для детей 7го года жизни с ОНР "Школа гномов"
Конспект итогового логопедического занятия в группе для детей 7го года жизни с ОНР "Школа гномов"...
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной логопедической группы (ОНР) "В гостях у гномов"
Задачи:1. Активизация и расширение словаря по теме “Дикие животные”.2. Закрепление навыков образования притяжательных прилагательных, существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательно...
Логопедическое занятие "В гостях у гномов"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5731831","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5731833","at...
Презентация к логопедическому занятию "Поможем гномам помириться"
Данная презентация является приложением к логопедическому занятию "Поможем гномам помириться"...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука [Р]: "В гостях у гномов".
Конспект занятия по автоматизации звука [Р]: "В гостях у гномов", с использованием песочной терапии....
Конспект НОД по речевому развитию. Старшая логопедическая группа Тема: «В гости к Гномам»
Данное занятие является занятием, реализуемым в рамках педагогического проекта. Оно не относится к какой-либо конкретной лексической теме, а является контрольным занятием, которое помогает опред...