Методическое игровое пособие "Кармашки"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Каждый педагог знает значение игры в жизни ребёнка. В работе с детьми, имеющими недостатки речевого развития, игра, игровые задания, упражнения являются эффективным методом коррекционной работы. Они создают у детей радостный настрой, повышают интерес к занятиям, помогают лучше усваивать знания, навыки и умения. Существует множество игр, игровых заданий разной направленности: развивающие речь, психические процессы, умственные способности, навыки коммуникативного общения и т.д. Но не всегда предлагаемые игровые задания могут быть под силу ребёнку-логопату. Поэтому в коррекционной работе с заикающимися детьми я использую много собственно разработанных игровых пособий. С использованием одного из них хочу поделиться с коллегами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_-_karmashki.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровое методическое пособие, используемое с учётом специфики работы в группе заикания с детьми старшего дошкольного возраста.
«Кармашки»
Это пособие простое в изготовлении. Полиэтиленовое полотно прошивается таким образом, чтобы оно состояло из кармашков, в которые будут вставляться картинки с изображением предметов, букв, слияний, слогов, словами, цифр, сюжетных картинок.
Пособие «Кармашки» помогает решить множество коррекционных задач:
1. В первую очередь - речевых:
Формирование лексических понятий.
Развитие связной речи.
Развитие грамматического строя речи.
Развитие грамматического строя речи.
Формирование навыков фонетико-фонематического анализа и синтеза.
Закрепление зрительного образа букв, развитие навыков чтения.
2. Развитие психических процессов:
Развитие зрительного внимания, зрительной ориентации.
Развитие логического мышления.
Развитие зрительной памяти.
3. Развитие элементарных математических представлений:
Упражнение в навыках количественного и порядкового счёта, закрепление образа цифры.
Закрепление умений в правильном назывании предметов по величине,
длине, ширине, толщине, высоте.
Упражнять в решении простых математических примеров.
Закрепление знаний о геометрических фигурах.
Развитие ориентировки: лево, право, верх, низ.
Формирование и различение понятий: строчка, столбик, наискосок,
горизонтальная, вертикальная линии, диагональ.
Как играть?
В верхних кармашках слева направо располагаются буквы (или цифры), слева в кармашках в направлении сверху вниз располагаются цифры (или буквы).
Детям предлагается ориентир: в пересечении названной взрослым буквы и цифры найти картинку и назвать её.
Например (см. на фото).
Ориентир: О – 6 (в пересечении картинка с изображением ледохода), Э – 7 (картинка с изображением солнышка) и т. д.
Это пособие использую как в начале занятия, так и в любой его структурной части. Всегда даю образец ответа. Добиваюсь правильного плавного, спокойного высказывания, соблюдения правил речи. Учитываю высказывание ребёнка в зависимости от этапа работы.
Примерные игровые задания в работе над лексическим темам «Фрукты» и «Овощи».
Вариант 1. В кармашках картинки с предметами овощей и фруктов.
Каждому ребёнку предлагается ориентир. Ребёнок называет изображение на картинке. Это яблоко. Другой: Это морковка.
Когда все дети назвали предметы, предлагаю задание: назвать ещё раз предмет и продолжить цепочку слов. Затем, предлагаю ответит, почему называешь такие слова. Например: У меня была морковка, я ещё могу назвать такие слова: репа, капуста, потому что это овощи.
Вариант 2. В кармашках те же овощи и фрукты.
Предлагаю загадку: Оно круглое, крепкое, бывает сладкое, кисло-сладкое. Ребёнок не просто называет отгадку, а формулирует свой ответ таким образом: Я думаю, что это яблоко, потому что яблоко круглое, крепкое, бывает сладкое, кисло-сладкое. Т.е. в ответе ребёнка звучит ответ взрослого. Задание для другого ребёнка: называть ориентир, где была картинка с яблоком.
Вариант 3. Работа с теми же лексическими темами.
Предлагаю следующие игры: «Я вижу …», «Я любуюсь …» Называю ориентиры, ребёнок должен дать ответ: Я вижу яблоко. Я вижу морковку.
Ответ в другой игре: Я любуюсь яблоком. Я любуюсь морковкой. Задание усложняю за счёт использования прилагательных.
Игра «Не стало …» Дети по ориентиру дают правильный ответ: Не стало
яблока. И переворачивают картинку.
Вариант 4. Закрепление признаков времён года.
В данном задании используется приём мнемотехники.
В кармашках картинки с изображением признаков
времени года, например – весна. Ребёнок по данному ориентиру называет
то, что изображено на картинке и называет весенний признак.
Например: Это солнышко, значит, мне надо сказать о солнышке весной.
Солнышко весной греет и припекает.
Вариант 5. В кармашках части слов (слияния и не слияния).
Например: КА, ПУ, С, ТА, О, ГУ, РЕ, Ц. Дети по ориентирам
Читают слияния и не слияния. Затем предлагаю вспомнить и ещё раз
назвать те слияния и не слияния, которые были прочитаны в том порядке,
чтобы получилось слово. Например, один ребёнок называет КА, другой
продолжает – ПУ, третий – С, четвёртый – ТА. Затем называется слово
целиком.
Вариант 6. В кармашках слияния и не слияния, гласные. Задание по
данному ориентиру прочитать и сказать: мягкое или твердое слияние,
мягкий или твёрдый согласный или гласный.
Вариант 7. В кармашках разные карточки с изображением нескольких
предметов. Ребёнок по названному ориентиру достаёт из кармашка
карточку и считает нарисованные предметы, каждый раз называя предмет.
Например: Одна вишенка, две вишенки, три вишенки, четыре вишенки,
пять вишенок. Обращаю внимание на правильный речевой выдох, на
чёткое проговаривание окончаний существительных, последнее слово
выделяем голосом, используя логическое ударение.
Вариант 8. В кармашках карточки с изображением цифр.
Дети по предложенному ориентиру называют цифру и придумывают, чего
может быть: пять, четыре, два, один, шесть, семь и т.д.
В представленном материале раскрыта лишь небольшая часть
игровых заданий пособия «Кармашки», используемых мною в
коррекционных целях в работе с заикающимися детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое игровое пособие (старшая группа) на тему: «Машенька ищет друга»
Учебно-методическое игровое пособие (старшая группа) на тему: «Машенька ищет друга» ...
Электронно-методическое игровое пособие "Где обедал воробей?"
Методическое игровое пособие по произведению С.Маршака «Где обедал, воробей?»рекомендуется педагогам и родителям для ведения образовательной деятельности по речевому развитию (развитие лексико-граммат...
Учебно-методическое игровое пособие для детей старшего дошкольного возраста "Логопедическое домино со звуком Ж"
Цель дидактического пособия: автоматизация звука [ж] в словах и предложениях.В игровой форме решаются следующие задачи: развитие внимания, зрительной памяти, закрепление навыка произношения звука [ж] ...
«Внедрение мультимедийной формы дидактических, методических, игровых пособий для развития детей дошкольного возраста».
Важной задачей этапа дошкольного образования является формирование готовности детей к вхождению в информационно – образовательную среду школы, неотъемлемой частью составляющей которой является и...
Методическое игровое пособие «Лото «Республика Коми – мой родной край»
Цель данного методического пособия: Развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста через формирование системы представлений о Республике Коми.Пособие оформлено в виде игры лото, каж...
Учебно-методическое игровое пособие «Забавные игрушки»
Игра, которая знакомит детей с русским народным промыслом и творчеством....
Методическое игровое пособие по развитию артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста через игровые упражнения «Послушный язычок»
laquo;Без игры нет, и не может бытьполноценного умственного развития».В.А. Сухомлинский Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра...