Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития посредством дидактической игры»
статья по развитию речи (старшая группа)
Всестороннее развитие дошкольника не возможно без формирования у него правильной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_suhova_1.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Название ДОУ
Статья
«Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития посредством дидактической игры»
подготовила
воспитатель
Сухова Ю.С.
г. Москва
2024
Всестороннее развитие дошкольника невозможно без формирования у него правильной речи. С каждым годом все больше растет число детей, имеющих нарушения фонематических процессов.
Фонематический слух (восприятие) – различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, являющееся необходимой основой для понимания смысла сказанного. Нарушения фонематических процессов затрудняют овладение детьми словарным запасом и грамматическим строем речи, и, следовательно, развитие связной речи в целом. Без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка невозможно полноценное усвоение навыков письма и чтения.
Недоразвитие фонематического восприятия у детей с ОНР III уровня речевого развития отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа – при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук и т.д. [6]
Педагогами и психологами (К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко) доказано, что наиболее благоприятным (сензитивным) для формирования у детей фонематических процессов считается старший дошкольный возраст (5-7 лет). Ведущим видом деятельности у дошкольников является игра. Поэтому в коррекционной работе с ними педагогу необходимо использовать дидактические игры и упражнения, направленные на усвоение различных знаний.
Особенность игровой деятельности детей с нарушениями речи, разработка научно-методических аспектов применения игры как коррекционного средства отражены в трудах С.А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Т.Б. Филичевой, Т.А. Ткаченко, Е.А. Пожиленко [3].
В методике дошкольного воспитания имеет место следующая классификация дидактических игр: с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные.
Дидактическая игра направлена на закрепление знаний и навыков детей, применение их на практике, приучение к самостоятельности, соблюдение норм речевого этикета, активизацию творческой деятельности.
Большой вклад в создание современной системы речевых дидактических игр внесен педагогом Е.И. Тихеевой. Она утверждает, что проявления речи ребенка ярко выступают в игре и через игру. Между речью и игрой имеется двусторонняя связь: с одной стороны, речь формируется и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи.
Следовательно, логопеду необходимо широко использовать дидактические игры в коррекционной работе со старшими дошкольниками с ОНР III уровня речевого развития.
Игры, направленные на формирование фонематического восприятия, способствуют развитию у детей умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению.
Учитывая выше сказанное, мной была подобрана система дидактических игр и игровых упражнений, направленная на формирование фонематического восприятия у детей с ОНР III уровня речевого развития.
Система включает в себя два этапа:
1. Подготовительный, направленный на формирование базы для развития фонематического восприятия. Этап состоит из игр, развивающих слуховое восприятие, внимание, память:
− с использованием картинок, игрушек и действий с ними («Скажи, что ты слышишь?», «В мире звуков», «Скажи, что звучит?», «Найди пару», «Поставь по порядку», «Угадай, кто кричит», «Встречайте гостей»);
− дифференциацию по способу воспроизведения («Солнце и дождик», «Что делала Маша?», «Льет или капает»);
− дифференциацию звучания по темпу («Угадай, кто идет», «На поляне», «Дождик»);
− дифференциацию по ритму («Кто стучится?», «Звенит капель», «Капельки»);
− дифференциацию по силе звучания («Тихо-громко!», «Иди-беги», «Найди игрушку»).
Игры, направленные на развитие речевого слуха:
− дифференциацию голосов по тембру («Угадай, чей голос?», «Лягушки», «Улиточка», «Угадай, кто я»);
− дифференциацию по силе голоса («В лесу», «Бум», «Ветер или ветерок?»);
− дифференциацию голоса по интонации («Хорошо», «Узнай по интонации», «Кто сказал?»);
− дифференциацию по высоте («Угадай, кто сказал», «Малыши», «В больнице», «Медведица и медвежонок»);
− речевого внимания («Будь внимателен», «Слушай и выполняй», «Кто внимательнее?», «Ригу-рагу»).
2. Основной этап, имеющий целью развитие фонематического восприятия, включает игры, направленные на:
− дифференциацию слов, близких по звучанию («Игрушка ошибается», «Внимательные ушки», «Запомни слова», «Слушай, смотри», «Гонки слонов», «Запретное слово»);
− дифференциацию слогов («Эхо», «Бабочка», «Медвежонок», «Малыш», «Повтори за мной», «Какой слог лишний?», «Телефон», «Веселый мяч»);
− дифференциацию фонем («Медведица и медвежонок», «Успокой Таню», «Охотники», «Песни леса»);
− содержание звуковых символов («Кто внимательный?», «Телевизор», «Полёт птицы», «Лошадка», «Выдели слово», «Какой звук есть во всех словах?», «Подбери слово», «Назови предмет в комнате с заданным звуком», «Придумай слова на заданный звук» и др.).
Таким образом, при успешно организованной педагогом работе, дидактические игры и упражнения игры по формированию фонематического восприятия будут способствовать освоению детьми предпосылок для усвоения норм родного языка. Развитие фонематического слуха и восприятия имеет огромное значение для овладения старшими дошкольниками навыками чтения и письма, а также всей речевой системы, закладывает основы для дальнейшего успешного обучения в школе.
Список литературы
1. Белоус Е.Н. Особенности фонематического восприятия речи и их отражение на письме, дис. к-та псих.наук / Белоус Елена Николаевна, Коломна, 2011. – 153 с.
2. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
- Крашеницина О.И. Игровые технологиии в развитии фонематических процессов у дошкольников / http://logoportal.ru/igrovyie-tehnologiii-v-razvitii-fonematicheskih-protsessov-u-doshkolnikov/.html
- Лобачева Е.К. Развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2005. – №4. – С. 50-52.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Академический проект, 2017. – 399 с.
- Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М.: Эксмо-Пресс, 2017. – 129 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня".
Выявление и устранение недоразвития фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня. Работа включает в себя сравнительный анализ развития фонематического восприятия в старшей и подготовите...
«Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий».
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Важная задача - создание в группе оптимальных условий для развития фонематическо...
Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у них формируются навыки познания, стимулируется развитие мышления, раскрываются природные спосо...
Методическая разработка "Использование словесно - дидактической игры в формировании фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"
Данная методическая разработка может быть использована учителями-логопедами для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевым дианозом "Общее недоразвитие речи 3 уровня"....
Игры на формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
В данном материале можно увидеть игры И на формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....
Практика инклюзивного образования «Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР через дидактические игры»
Практика реализуется на уровне дошкольного образования и направлена на воспитанников старшего дошкольного возраста с ФФНР....
Публикация "ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «КАК МУРАВЬИШКА ДОМОЙ СПЕШИЛ»"
Дидактическая игра по фомированию фонематческого восприятия детей старшего дошкольного возраста "Как муравьишка домой спешил"...