Приемы нетрадиционного воздействия на детей с дизартрией для нормализации мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального состояния.
занимательные факты по логопедии (средняя группа) по теме
Нетрадиционные приемы воздействия становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приемы нетрадиционного воздействия на детей с дизартрией для нормализации мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального состояния.
Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление работы ДОУ в ряд наиболее значимых и приоритетных.
Самую многочисленную 60-80 % от всех детей дошкольного возраста сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии (О.В. Бачина; В.А. Калягин; О.А.Степанова; Т.Б. Филичева; Г.В. Чиркина; Т.В. Туманова).
У детей наблюдается нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, ослабленное внимание, слаборазвитая мелкая моторика, быстрая утомляемость, замедленность переключения с одного вида на другой. Зачастую дети имеют нарушения всех компонентов речи (ОНР).
Дети с речевыми недостатками , особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы, особенно на фоне остаточных проявлений органического поражения ЦНС в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости. По состоянию двигательной сферы они бывают возбудимые( легко отвлекаются и нетерпеливы) и заторможенные. Скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточная координация пальцев рук особенно заметны у детей с дизартрическим компонентом, поэтому логопеду приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребенка. Решению этой задачи поможет использование традиционных методов воздействия с дефференцированным применением нетрадиционных.
Нетрадиционные приемы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции,все чаще применяющихся в специальной педагогике и помогающих достичь максимальный успех в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Не требуя особых усилий ,на фоне комплексной логопедической помощи, нетрадиционные методы оптимизируют процесс коррекции речи и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эти методы делают логопедические занятия интересными и занимательными. Эффективность зависит от профессиональной компетенции педагога, заинтерисованности включать в систему коррекционной работы действенные методы.
В их число входят:
1. Массаж ладоней - изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает регулирующую и координирующую функцию. Применяется на всех этапах реабилитации. Противопоказания заболевания кожи и слизистых. Проводят при помощи массажных щеток, мячей, грецких орехов и т.д. Сопровождаются различными стихами и потешками.
2. Развитие силы кистей рук - повышают тонус коры головного мозга. Проводят путем сжатия эспандера, в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая:
Я сожму свое кольцо-
Буду сильным молодцом.
3. Ритмичный перехват - развивает чувство ритма и координацию движений. Проводится с веревкой на которой завязано 8-16 узлов, натянутой горизонтально:
Я хватаюсь за веревку
Правой ловко, левой ловко.
4. Игры с пальчиками - развивают речевые центры коры головного мозга и помогают согласовывать работу понятийного и двигательного центров речи.
5. Снятие напряжения мышц шеи и плеч - вызывает прилив крови к речевым органам, является подготовкой к артикуляционной гимнастике.
6. Самомассаж лица и шеи - готовят мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывая прилив крови к органам артикуляции, помогает лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительней. Необходимо соблюдать общие правила:
мыть руки;
движения показываются отдельно, после усвоения включаются в занятие в полном объеме;
стихотворение ведет за собой сами движения и их порядок;
повторение движений несколько раз;
ритм стиха задает ритм массажных движений;
темп произнесения стиха взрослым замедлен, чтобы ребенок успевал сделать самомассаж.
7.Логопедический массаж- активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей переферического речевого аппарата. Способствует нормализации речи и эмоционального состояния.
8.Массаж предплечия зондами- способствует восстановлению тонкой моторики и координации движений работающей руки, снятию излишнего напряжения в руке, в результате чего улучшается почерк, увеличивается скорость письма.
9. Упражнения для ног - для разнообразия и развития общей моторики.
10.Профилактика зрительных расстройств- система специальных упражнений для глаз, направленная на укрепление и тренировку глазодвигательных мышц, снятие зрительного напряжения.
Ослик ходит выбирает, что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива, а внизу растет крапива.
Слева- свекла, справа- брюква.
Слева- тыква, справа- клюква.
Для улучшения психоэмоционального состояния детей все упражнения сопровождаются играми, стихами, стихами-небылицами, потешками. Заучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений успешней проходит с использованием мнемотаблиц ,что способствует развитию четкой и грамотной речи.
Кроме того на сегодняшний день известны игро-, сказко-, смехо-, изо-,глина-, воско-, арома-, музыко-, хромотерапия, которые тоже относятся к нетрадиционным методам обучения.
Проведенный мониторинг коррекционной работы показал положительную динамику по каждому из обследованных параметров (звукопроизношению, лексике, грамматическому строю речи, связной речи, фонематическим процессам, пространственной ориентировки, мелкой и общей моторики.
Такая система работы с детьми может использоваться в коррекционных и массовых группах детского сада, а также применяться родителями при работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Строение и мышечный тонус речевого аппарата при дизартриях.
Строение и мышечный тонус речевого аппарата при дизартриях. Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, ограничение движения языка вниз, нарушение подвижности языка при выполн...

Состояние мышечного тонуса при речевых нарушениях в таблице.
Состояние мышечного тонусаМышцыДополнительная симптоматикаязыкагубжевательныемягкого нёбамимическиеПовышен резкоЯзык напряжён, оттянут кзади, положение в ротовой полости «комком». Кончик языка не выра...

Нормализация мышечного тонуса речевого аппарата
Коррекция звукопроизношения становится наиболее эффективна при нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. Перед началом логопедической работы по постановке звуков важно продиагностировать сос...

Статья на тему: «Песочная терапия, как метод нормализации психоэмоционального состояния и активации адаптационных функций детей дошкольного возраста»
Статья освещает вопросы о пользе занятий с песком в детском возрасте, для каких детей эти занятия являются особенно нужными. как метод Sandplay может помочь быстрее адаптироваться ребенку с новым усло...

Консультация для педагогов "Регулирование эмоционального состояния и снижение мышечного тонуса у детей с тяжелыми речевыми нарушениями".
Поскольку мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления речи, возникает необходимость введения в структуру занятий вначале расслабляющих, а затем релаксационных у...

Сенсорная комната как условие нормализации психоэмоционального состояния детей с ОВЗ с использованием интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты
В моей работе описано использование ресурсов тёмной сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста....
Здоровьесберегающие технологии.Кинезиологические упражнения для нормализации мышечного тонуса
Подборка кинезиологических упражнений для нормализации мышечного тонуса, адаптированных к детям дошкольного возраста...