Строение и мышечный тонус речевого аппарата при дизартриях.
материал по логопедии по теме
Строение и мышечный тонус речевого аппарата при дизартриях. Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, ограничение движения языка вниз, нарушение подвижности языка при выполнении движений кзади, недостаточность подъёма языка вверх, ограничение изменения конфигурации языка, ограничение подвижности губ, поражение мышц мягкого нёба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Строение и мышечный тонус речевого аппарата при дизартриях.
Речевой аппарат – система органов, принимающих участие в образовании звуков речи, состоящая из двух отделов:
Центральный отдел | Периферический отдел | ||||
Корковые центры | Подкор-ковые узлы | Ствол мозга и мозжечок | Дыхательный отдел | Голосовой отдел | Артикуляционный отдел |
1. Зона Вернике – обеспечивает процесс восприятия устной речи (фонематический слух). 2. Зона Брока –обеспечивает моторную организацию речи (способность объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт). 3. Левая лобная доля – осуществляет функцию планирования и контроля (произвольная речевая регуляция). 4. Теменная доля – обеспечивает слуховое, вкусовое, обонятельное восприятия и ощущения; анализ и синтез речевых звуков; механизмы памяти (фонематический слух, письмо, чтение, активная речь, слухо-речевая память). 5. Затылочная доля – является зрительной областью (способность различать буквы, зрительное восприятие). | Образуют экстрапи-рамидную систему. Обеспечи-вают эмо-циональ-но-двигатель-ные реак-ции (ми-мические движения, перерас-пределе-ние тону-са мышц, фон для осущест-вления быстрых, точных и диффе-ренциро-ванных движений | 1. ядра ствола дают начало черепно-мозговым нервам, которые иннервируют органы периферического речевого аппарата: - 5 пара (тройничный) – жевательные мышцы (движения нижней челюсти), - 7 пара (лицевой) –мимическая мускулатура (губы), - 9 пара (языкоглоточный) – мышцы глотки, языка, мягкого нёба (паралич мышц), - 10 пара (блуждающий) –мышцы глотки, мягкого нёба, гортани, надгортанника (нарушение фонации, артикуляции), - 12 пара (подъязычный) –мускулатура языка. 2. мозжечок – обеспечивает точность целенаправленных движений, координирует движения мышц – антагонистов, регулирует мышечный тонус, поддерживает равновесие. | анатомичес-ки представлен грудной клеткой, лёгкими, бронхами и трахее. Речевое дыхание является основой голосообра-зования и даёт энергию для колебания голосовых связок. При фонации должен быть быстрый, короткий вдох и удлинённый, замедлен- ный выдох. Во время остановки – задержка воздуха в груди. Важны длитель-ность выдоха, его плавность и лёгкость. | сюда входит гортань с голосо-выми складка-ми. Деятель-ность внутрен-них гортан-ных мышц обеспе-чивает зарожде-ние звука. Вибра-ция голо совых связок обеспе-чивает звук и высоту звука. | Представлен полостью рта, нижней челюстью, языком, губами, глоткой и мягким нёбом. В артикуляционном акте принимают участие мышцы языка, губ, щёк, мышцы, поднимающие нижнюю челюсть, мышцы шеи. Основную роль в звукопроизноше- нии играют мышцы языка. Отягчающими факторами для дизартрии могут являться: дефекты строения зубно-челюстной системы, патологические изменения языка, неправильное строение нёба, губные аномалии. |
Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре связаны с локализацией поражения и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного, двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному.
спастичность артикуляционых мышц | гипотония артикуляционных мышц | меняющийся тонус артикуляционных мышц |
Отмечается постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка и губ. Язык в полости рта напряжён, оттянут кзади, спинка его спасти- чески изогнута, кончик не выражен. Губы спастически напряжены. Ак- тивные движения в артикуляциион- ной мускулатуре резко ограничены. Наряду со спастичностью речевой мускулатуры отмечается спастичность и скелетных мышц. | Сочетается с гипотонией и слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания, в силу чего рот постоянно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. Не отмечается атрофии, фибриллярных подёргиваний в языке, глоточный рефлекс сохранён. | Нарушение тонуса мышц сочетается с гиперкинезами. Сходная картина и в скелетной мускулатуре. |
Ограничение движения языка вниз (связано с патологией ключично-подъязычной, подбородочно-язычной, челюстно-подъязычной, щитовидно-подъязычной, двубрюшной мышц) приводит к нарушениям произношения свистящих и шипящих звуков, гласных переднего ряда: И,Э. (см. рис 1 в приложении)
Нарушение подвижности языка при выполнении движений кзади (связано с патологией иннервации подъязычно-глоточной, лопаточно-подъязычной, шило-подъязычной, заднего брюшка двубрьшной мышц) приводит к изменению артикуляции заднеязычных звуков: Г,К,Х и ряда гласных, преимущественно среднего и нижнего подъёма: Э,О,А. (см. рис. 1 в приложении)
Недостаточность подъёма языка вверх (связано с нарушением мышечного тонуса в шило-подъязычной, язычно-глоточной, двубрюшной, подъязычно-глоточной, челюстно-подъязычной, шило-язычной и язычно-нёбной мышц) приводит к нарушению произношения звуков: Л,Р,Ж,Ш,Ц,Ч,Д,Т. (см. рис. 1 в приложении)
Ограничение изменения конфигурации языка (удлинение, выдвижение, укорочение, оттягивание назад, поднятие отдельных его частей, искривление, боковые движения) приводит к нарушению произношения звуков, произношение которых связано с изменением изгиба спинки языка: А,Е,И, нёбно-язычных: Х,З,Ж,Л,С,Ш,К,Т,Г,Д,Р,П. (см. рис. 1 в приложении)
Ограничение подвижности губ (при патологиях круговой мышцы рта и др.) приводит к нарушениям произношения главным образом губных звуков: Б,П,М,В,Ф. (см. рис. 1 в приложении)
Поражение мышц мягкого нёба (небно-глоточные, нёбно-язычные мышцы, тройничный, блуждающий и лицевой нервы) приводит к назальному оттенку голоса. (см. рис. 1 в приложении)
Таким образом, при обследовании ребёнка необходимо выявить степень подвижности, переключаемости, гибкости, эластичности, утомляемости и точности движений мышц артикуляционного аппарата, чтобы учесть и это при построении коррекционной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/16/picture-125013-1350386939.jpg)
Приемы нетрадиционного воздействия на детей с дизартрией для нормализации мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального состояния.
Нетрадиционные приемы воздействия становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/06/picture-245649-1423238322.jpg)
Нарушение мышечного тонуса как одна из причин длительной автоматизации речевых навыков у детей и пути решения этой проблемы через логопедический массаж.
Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся скаженно....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/08/picture-740854-1488923837.jpg)
Состояние мышечного тонуса при речевых нарушениях в таблице.
Состояние мышечного тонусаМышцыДополнительная симптоматикаязыкагубжевательныемягкого нёбамимическиеПовышен резкоЯзык напряжён, оттянут кзади, положение в ротовой полости «комком». Кончик языка не выра...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/05/picture-158522-1354730148.jpg)
Нормализация мышечного тонуса речевого аппарата
Коррекция звукопроизношения становится наиболее эффективна при нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. Перед началом логопедической работы по постановке звуков важно продиагностировать сос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-588706-1423329680.jpg)
Консультация для педагогов и родителей на тему «РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ. СТРОЕНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА».
Консультация для педагогов и родителей на тему«РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ. СТРОЕНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/23/picture-1243524-1587619779.jpg)
Консультация для педагогов "Регулирование эмоционального состояния и снижение мышечного тонуса у детей с тяжелыми речевыми нарушениями".
Поскольку мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления речи, возникает необходимость введения в структуру занятий вначале расслабляющих, а затем релаксационных у...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/05/picture-1319588-1636120609.jpg)
Речь. Этапы развития. Строение речевого аппарата. Речевые расстройства. Причины нарушений развития речи.
Речь. Краткое описание этапов развития речи, строение речевого аппарата, причины нарушений развития речи....