Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников
проект по логопедии на тему
В материале представлены формы работы, которые может использовать в своей деятельности учитель-логопед: пальчиковый театр, су-джок терапия. песочная терапия и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №146 «Петушок»
города Чебоксары
Чувашской Республики
Доклад
«Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников»
Подготовила:
Учитель-логопед
«МБДОУ Детский сад №146»
г. Чебоксары
Колумбаева Н.В.
Актуальность
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики в программе модернизации Российского образования.
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики в программе модернизации Российского образования.
Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Здоровьесберегающие технологии – технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса.
Цель:
разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни.
Подбор различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.
Последовательность включения таких технологий в коррекционное занятие может быть изменена в зависимости от периода обучения и темы занятия.
Принципы использования здоровьесберегающих технологий
Не навреди!
Принцип сознательности и активности.
Принцип доступности и индивидуальности.
Всестороннего и гармоничного развития личности
Систематичности и последовательности.
Системного чередования нагрузок и отдыха
Постепенного наращивания оздоровительных действий
Возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:
- нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата
- нарушение дыхания и голосообразования
- нарушение общей и мелкой моторики
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения
- повышенная утомляемость
- заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости)
- нарушение темпоритмической организации движений
Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:
- нарушение оптико – пространственного праксиса
- неустойчивость внимания
- расстройство памяти (особенно слуховой)
- несформированность мышления
- задержка развития воображения
Здоровьесберегающие технологии
Мимическая гимнастика
Мимика – это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека.
Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.
Артикуляционная гимнастика
Цель - выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.
Сказкотерапия
Технология воздействия через сказки. Одна из важных целей этих занятий - преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.
Дыхательная гимнастика
Цель - закрепления навыков диафрагмального – речевого дыхания. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь.
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
- выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей;
- проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
- заниматься до еды;
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
- вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.
Гимнастика для глаз
Цель - формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
- Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры.
- При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.
Фонетическая ритмика
- Цель занятий – фонетическая грамотная речь без движений.
Массаж и самомассаж
Цель логопедического самомассажа - стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Виды развивающего массажа, используемые в логопедической
практике:
- аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
- массаж язычной мускулатуры;
- массаж и самомассаж лицевых мышц;
- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
Развитие мелкой моторики
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка.
Игры и занятия с пальчиками разнообразны:
Пальчиковый театр;
-Театр теней;
-Внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка;
-Графические упражнения (кружок «Весёлый карандаш»);
-Плетение, шнуровка, завязывание узлов, бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц, рисование верёвочкой, сухие бассейны, тактильные дощечки, счетные палочки, спички с очищенными головками, штампики, пазлы, рамки вкладыши, губки шершавые, шишки, щетки с длинным жестким ворсом, мозайки, веревки с узлами, трафареты);
-Игры и упражнения с пальчиковыми буквами;
-Имитация жестом различных конкретных предметов, действий (рассказывание стихов руками);
Использование Су-джок терапии в коррекционно-речевой практике.
Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком.
Игры с прищепками
Упражнения для развития тактильной чувствительности
Упражнения с пуговицами
Упражнения на замках, шнурках с узелками, резинками
Технология биоэнергопластики:
Биоэнергия – энергия внутри нас + Пластика
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Когда артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ.
Арттерапия
Песочная терапия
Оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Игры с песком учат прислушиваться к своим ощущениям, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику.
Релаксация
Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемами расслабления различных групп мышц.
Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
Выводы:
Данные технологии развивают у детей все психические процессы, в том числе и речь, развивается мелкая моторика и мускульная память, повышается работоспособность детей, улучшается качество образовательного процесса. Правильно говорящий ребенок – это здоровый ребенок.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым. В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в логопедии:
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;
дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
-формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений у детей.
В данной работе освещаются части комплесной коррекционно-развивающей работы, направленной на внедрение здоровьесберегающих технологий в логопедические занятия с детьми дошкольного возраста...
Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников
Приобщаясь к современному обществу, ребенок входит в совершенно другие взаимоотношения, он сталкивается с самыми разнообразными трудностями. Поэтому главной и основной задачей взрослых является помощь...
Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников. ...
Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....
«Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников»
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, ...
Семинар-практикум для родителей "Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи у дошкольников"
Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку ...
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологи...