Развитие фонетико-фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki_2.docx41.34 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонетико-фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями

Конспекты занятий с детьми

старшего дошкольного возраста

Составитель: учитель-логопед

Будкова Зинаида Николаевна

Содержание

Дети 5-7 лет с  речевыми  нарушениями имеют  несформированность фонематического восприятия. Ранее выявление отставания в развитии фонематического слуха является неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду. Чем раньше начата работа по коррекции  и развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребенка. Работе по преодолению фонетико-фонематического недоразвития предшествует тщательное логопедическое обследование детей и подготовительные упражнения, предполагающие:

- развитие слухового восприятия неречевых звуков и связанного с ним ассоциативного мышления;

- формирование навыков воспроизведения неречевых звуков, слов-звукоподражаний.

Данные конспекты являются результатом многолетней практической работы по развитию слухового внимания и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Материалы можно использовать как на фронтальных , так и на индивидуальных занятиях.

Упражнения, предлагаемые в занятиях, одновременно с закреплением правильного произношения, уточнением и обогащением словаря, развитием грамматического строя речи постепенно от простого к сложному, помогут развить фонематическое восприятие малыша. На занятиях ребенку предлагается различные занимательные игровые ситуации, различные тематические загадки, которые побуждают его рассуждать, анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы.

Содержание практических заданий предполагает развитие у ребенка с речевыми нарушениями умений:

- воспринимать изучаемую фонему;

-узнавать, сравнивать длинные и короткие по звучанию слова;

- определять место звука в слове;

- интонировать звук в собственной речи;

- удерживать ритмический рисунок слова;

- определять на слух слог с изучаемым звуком;

- дифференцировать слова с оппозиционными (по твердости-мягкости, глухости-звонкости) фонемами.

Предлагаемые  упражнения дети выполняют на занятиях с помощью логопеда и в дальнейшем самостоятельно. Предлагаемая последовательность заданий способствует переключению внимания ребенка на занятии, что создает условия для реализации охранительного режима обучения.

ЗАНЯТИЕ №1.

Неречевые звуки.

Цель: познакомить детей со звуками природы. Закрепить понятие у детей речевые, не речевые звуки. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование: ширма, кусок полиэтилена, лист бумаги, жесть, пластик, и т.д., разрезные картинки, аудио запись.

Ход занятия:

Развитие мимики. Игра: (слушай и показывай), съели кислый лимон - дети морщатся, рассердились на драчуна - сдвинуть брови, встретили знакомую девочку - дети улыбаются, испугались забияку - приподнимают брови, широко раскрывают глаза, приоткрывают рот.

Дифференциация звуков. Игра: слушай и называй, звучание погремушки, колокольчика, бубна за ширмой.

действия с предметами. Дети шелестят бумагой, стучат по столу карандашом, и т.д. Игра: угадай что звучит? За ширмой педагог повторяет действия с предметами, а дети называют (что звучало?).

Ирга: назови что, какие звуки издаёт? Дверь - скрипит, машина - шуршит, поезд -гудит, колокольчик - звенит и т.д.

Игра: сложи разрезные картинки, (животные) дети называют из скольких частей сложили и какие звуки издают эти животные.

Корова - мычит. Лошадь - ржёт. Свинья - хрюкает. Овечка - блеет. Собака - лает. Кошка - мяукает.

6.        слушаем аудио запись - звуки природы.
7.

Ветер -свистит. Дождь - шумит. Ручеёк - журчит. Бумага - шуршит. Гром - грохочет. Град - стучит. Листья - шелестят.

8.   Итог занятия:

ЗАНЯТИЕ №2.

Знакомство со звуком «У».

Цель: закрепить правильное произнесение звука. Выделение заданного звука из ряда звуков, слогов, слов. Выделение начального ударного гласного. Определение позиции звука в слове.

Оборудование: картинки, карточки - символы «У», Ход занятия:

1.        игра: кто скажет дальше? Договаривание стихотворных строк и загадок.

а)        щёткой чищу я щенка, щекочу ему ...

б)        спит спокойно старый слон -стоя спать умеет ...

в)        бегемот разинул рот: булки просит ...

г)        аист с нами прожил лето, а зимой гостил он ...

д)        уложили Таню спать, плачет рёвушка ...

е)        идёт бычок качается, вздыхает на ходу:
ох, доска кончается - сейчас
я ...

ж)        мохнатенький, усатенький, ест и пьёт, песенки ...

з)        и ответила посуда: было нам у бабы ...
и) одеяло убежало, улетела простыня,

и подушка, как лягушка, ускакала от ...

к) вдруг откуда - то шакал на кобыле прискакал:

вот вам телеграмма от ...

л) вот иголки и булавки выползают из под лавки.

На меня они глядят, молока они ...

м) эй, кузнец, молодец! Расковался жеребец!

Ты подкуй его опят! Отчего ж не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова, раз, два -и ...

2.        отгадай загадки (выбор картинки - отгадки)

весь день хожу я по дорожке, то выпущу, то спрячу рожки. Совсем домой я не спешу. Зачем спешить мне по - пустому? Свой дом я при себе ношу, И потому всегда я дома, (улитка)

Пестрая крякушка Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку, Спотыкалочку. (утка)

Я не хвастая скажу: Всех друзей омоложу! Идут ко мне унылые -С морщинками, со складками, Уходят очень милые -Весёлые и гладкие! Значит, я надёжный друг, Электрический   ... (утюг)

какой первый звук в этих словах, (дать характеристику звука) «У» - гласный, поётся, губы в трубочке.

выделение звука «У»  из ряда гласных звуков «А,У,И,0,Е,У,  ...»  (с закрытыми глазами).

игра - эхо. Выделение и называние первого звука.

а)        в звукосочетании: «У А, У И, У О, УЫ, УЭ»

б)        в обратных слогах: «УМ, УТ, УХ, УК»

в)        в словах: (удав, удод, улей, устрицы, ужин, удача)

6. поговаривать с пальчиками стихотворение про букву «У». Вот - сучок.      В любом лесу Ты увидишь букву У.

выбор картинок в названии которых звук «У» в начале слова.

игра: что изменилось? (Предметные картинки)

итог занятия:

                                                              ЗАНЯТИЕ №3

Знакомство со звуком «А».

            Цель: закрепить правильное произнесение звука. Выделение заданного звука из ряда  звуков,  слогов,   слов.  Выделение  начального  ударного  гласного.   Определение позиции звука в слове.

             Оборудование: предметные картинки на заданный звук, карточка - символ звука «А». Цветные карандаши, рабочая тетрадь. Ход занятия:

работа над дыханием: (вдох носом, выдох ртом - неслышно)

развитие силы голоса, (проговариваем звукосочетания «АУ, УА» (шёпотом, тихо, громко).

сядет тот, кто повторит за мной (арбуз, апельсин, айва, автобус, арка, астра, автомат, альбом, аквариум...)

отгадать загадки на звук «А».

стеклянный домик на окне с прозрачною водой, с камнями и песком на дне и с рыбкой золотой,   (аквариум)

круглый, полосатый, с огорода взятый сахарный и алый стал -кушайте, пожалуйста, (арбуз) его мы клёкот слышим и летом и весной. И но над нашей крышей Стоит, как часовой, (аист)

назвать какой первый звук в словах - отгадках. Дать характеристику гласного звука «А». Познакомить детей с графическим символом. Произнести (широко открытым ртом) - звук «У», (губы в трубочку) - звук»А»

игра: что пропало? Предметные картинки на заданный звук.

игра: испорченный телевизор (пропал первый звук).

рбуз        * птека        * втобус        * збука       * кула        * стра

фрика        * така        * рфа        * мпула      * мерика        * рба

8.        закончить предложение словом со звуком «А» (картинки)
По дороге едет ... (автобус)

На дереве свил гнездо ... (аист) В океане плавает ... (акула) В саду расцвели ... (астры)

9.        работа в тетради: нарисовать справа апельсин, слева апельсинчик. Слева арбуз, справа
арбузы.

10 итог занятия:

ЗАНЯТИЕ №4.

Звук и буква «А».

Цель: закрепить правильное произнесение звука. Выделение заданного звука из ряда звуков, слогов, слов. Выделение начального ударного гласного. Определение позиции звука в слове. Знакомство с буквой.

Оборудование: картинки на заданный звук, карточки для определения позиции звука, определения количества слогов, палочки, карандаши.

Ход занятия: 1. игра в мяч (третий лишний). Распознаем мы сейчас, - что же лишнее у нас?

а)        голубой, красный, спелый.

б)        кабачок, огурец, лимон.

в)        пасмурно, ненастно, ясно.

г)        осень, лето, суббота.

д)        понедельник, вторник, зима.

е)        день, ночь, весна.

ж)        мишка, зайчик, лес.

з)        дерево, куст, бревно,
и) собака, петух, кошка.
к)карандаш, стол, альбом.

2.        а теперь споём мы песню: «А» - поёт певица.

«А» - показ горла.

«А» - качаем малыша.

«А» - плачет, кричит девочка.

3.        хлопни в ладоши если в слове есть звук «А», (аист, абрикос, афиша, альбом, астра,
Африка, и т.д.)

4.        отгадать загадки, выбрать картинки отгадки.

его мы клёкот слышим и летом и весной. И но над нашей крышей Стоит, как часовой, (аист)

Вот шершавый стебелёк, В середине - уголёк, Лепестки блестят как лак, -Распустился красный .... (мак) В небе круглая лепёшка, От неё струится свет. Света вроде и немножко, А на весь хватает свет, (луна)

6.        определение позиции звука в слове, деление слов - отгадок на слоги, отхлопать по
слогам.

«А»ИСТ        М«А»К    ЛУША»

7.        проговорить с пальчиками стихотворение про букву «А»

вот два столба наискосок.

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква ... (А) Маршак.

выложить букву «А» из палочек. Напечатать целую строчку в тетради.

итог занятия:

ЗАНЯТИЕ №5

Звуки и буквы «А, У».

Цель: закрепить правильное произношение звуков, уточнить артикуляцию звуков, учить различать и выделять звуки и буквы.

Оборудование: картинки на заданные звуки, буквы. Карточки символы, мяч, тетради, карандаши.

Ход занятия:

1.        работа над развитием силы голоса и дыхания.

В лес пойдём мы погулять,

свежим воздухом дышать.

Вдох носом (затаить дыхание на счёт 1-3) выдох ртом.

Слабый ветерок подул,

И листочки закачал.

(произносим долгий звук «У» - тихо).

Сильный ветер вдруг подул

И листочки все сорвал.

(произносим долгий звук «У» - громко).

Заблудились мы в лесу, Закричали мы «АУ» Произносим громко, а затем тихо)

анализ   звукосочетания   «АУ»,    «УА».    Выкладывание   символов   по   словесной инструкции.    

найти буквы и выложить слова «АУ», «УА».

Игра: слушайте внимательно. Я буду называть слова, а вы будете поднимать символы,- если услышите заданный звук. (арбуз, утка, ананас, ум, уши, август, улитка, азбука, умница).

физкультминутка:

А рот пошире открываем. Руки кверху поднимаем.

У губы трубочкой вперёд. И руки вперёд.

6.        игра: что лишнее? (почему?)

Осень, зима, холод, весна. Дуб, рябина, осень, осина.

игра в мяч. Придумать слова на заданный звук. «А», «У».

работа в тетради. Обвести предметы, и соединить их соответствующей буквой, (утка, улитка,        арбуз, ананас)

напечатать строчку звукосочетания «АУ», «УА»...

итог занятия.

ЗАНЯТИЕ № 6

Звук и буква «У».

 Цель: закрепить правильное произнесение звука. Выделение заданного звука из ряда звуков, слогов, слов. Выделение начального ударного гласного. Определение позиции звука в слове.

        Оборудование: картинки, карточки - символы «У», палочки, трафареты предметов на звук «У».

Ход занятия:

1.        Запоминание и выполнение детьми сложной инструкции.

Топай, хлопай прыгай.

приседай, наклоняйся поворачивайся. 1.

2.        отгадать загадки, а отгадки предметы - обвести по контуру.

Кто на себе свой дом носит? (улитка). Пёстрая крякушка, ловит лягушек, (утка).

3.        Выделение заданного звука «У»

из ряда звуков: «А», «У», «И», «О», ...

из ряда звукосочетаний: «АУ», «УА», «ИУ», «УИ». Хлопнуть в ладоши.

4.        определить какой первый звук в словах?

Умница, улей, уголь, уши, угорь, усики, узел, урна, угол.

5.        игры с пальчиками - растягивание.

Пальцы тренируются, Ручки соревнуются. Спорят уж который раз: Кто из них сильней сейчас?

6.        проговорить с пальчиками стихотворение про звук «У».

Вот сучок - в любом лесу. Ты увидишь букву «У».

выложить из палочек, карандашей букву «У». напечатать большую и маленькую букву «У»

выбор картинок на звук «У» в начале слова.

Определить количество слогов в словах, итог занятия:

ЗАНЯТИЕ №7

Звук и буква «И».

Цель: закрепить правильное произнесение звука. Выделение заданного звука из ряда звуков, слогов, слов. Выделение начального ударного гласного. Определение позиции звука в слове.

Оборудование: картинки, карточки символы на звук «И», мяч, звучащая игрушка или погремушка.

Ход занятия:

1.        игра «делай с нами», (читается текст и жестикулируется).

как живёшь?

вот так! (показать большой палец)

Как идешь?

ват так! (пошагать двумя пальцами донной руки по ладони другой)

как берёшь?

вот так! (тремя пальцами)

как даёшь?

вот так! (раскрыли ладони)

как грозишь?

вот так! (указательным пальцем)

а как ночью спишь?

вот так! (сложить руки лодочкой и положить под голову)

2.        отгадать загадки, а картинки отгадки - выбрать.

Кудри в речку отпустила И о чём-то загрустила, А о чём она грустит, Ни кому не говорит,     (ива) Птичка - невеличка: Носик стальной

Хвостик льняной.        (иголка с ниткой)

Я - травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету,    (ирис)

3.        за экраном произносить звуки, а дети показывают символы звуков.

4.        дети выкладывают символы по звуковой инструкции.

-        звукосочетание: У АН, АУИ, ИУА.

5.        Игра: дети произносят звук «И», а логопед договаривает слово. Затем дети
проговаривают слово целиком.

И-грушка, и-збушка, и-риска, и-зюм, и-кра, и-юль, и-юнь.

6.игра: повторить за мной слова , в которых прячется звук И: бас, бис, бил, нил, рис, раз, вил, вал, пол, пил, кит, кот.

7. игра: добавь словечко:

Знает наша детвора, Прятки лучшая .. .(игра).

8.игра в мяч. Придумать слова со звуком «И» оценка фишками.  

9.Итог занятия:

ЗАНЯТИЕ №8

Звук и буква «И»

Цель: закрепить правильное произнесение звука. Выделение заданного звука из ряда звуков, слогов, слов. Выделение начального ударного гласного. Определение позиции звука в слове. Знакомство с буквой «И».

Оборудование: картинки, мяч, палочки, рабочая тетрадь.

Ход занятия:

1.        игра - назови одним словом.

Коза, телёнок, собака.

шоколад, торт, конфета.

молоток, пила, лопата.

самолёт, машина, автобус.

шкаф, диван, стул.

огурец, свекла, репка.

ананас, апельсин, яблоко.

2.        игра сосчитай.

В снег упал Серёжка,

А за ним Алёшка,

А за ним Иринка,

А за ней Маринка.

А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят?

3.        отгадай загадки, а картинки отгадки - выбрать.

Над рекой наклонилась красиво

Словно гибкая девушка .. .(ива). Она колет очень колко Всем известная ... (иголка).

игра: чего не стало? (картинки со звуком «И»).

игра: добавь словечко. «Найди игрушку погремушку», (дети стоят в кругу, передают погремушку за спиной. Водящий, с закрытыми глазами, слушает - у кого погремушка?)

- знает наша детвора: Прятки - лучшая ... (игра).

-        всех ребят хотим собрать.

В прятки будем мы ... (играть).

- У малышки -погремушка. Очень шумная ... (игрушка).

6.        проговорить с пальчиками стихотворение про букву «И».

Молоток я раздобыл, Из дощечек букву сбил. Сколько здесь дощечек?

-        три!

А какая буква? ... «И»

7.        выделить заданный звук в словах, (дети показывают карточку символ звука «И»).
Индюк, ива, индеец, изюм, избушка, игрушка, комки, мишка, кит, пила, замки, носки.

работа в тетради, (найти игрушки и раскрасить в названиях которых есть звук «И». деление слов на слоги).

выложить букву «И» из полосок, палочек.

10.        напечатать большую и маленькую букву «И»

ЗАНЯТИЕ № 9

Звуки «И» и «Ы».

Цель: закрепление правильного произношения и различения звуков. Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец). Анализ обратных слогов (ип, ит, ыт, ып). Выделение заданного звука из ряда звуков, слогов, слов. Дать понятие детям, слов на звук «Ы» не бывает.

Оборудование: картинки, карточки символы звуков «Ы» и «И».

Ход занятия:

1.        игра: подобрать слово, которое будет логически с ним связано.

стрелка - часы, колесо - ...

колесо - круг, ковёр - ...

белка - дупло, медведь - ...

ваза - стекло, кастрюля - ...

коза - капуста, белка

2.        игра: подскажи словечко.

Вот так чудо! Он со вкусом Может кушать пыль и мусор! Он жужжит, как сотня ос, Работяга ... (пылесос).

3.        игра: повтори за мной.

Пы ты пы, мы пы ты, пи ти пи, си зи ки, пы ти ки,

4.        игра: закончи слово слогом «ТЫ» или «ДЫ».

Кус..., мое..., бол..., пос..., ко..., са..., пло..., дроз..., ря... .

5.        игра: один и много.

Шар - шары, сноп - ..., дрозд - ..., ус - ..., куст - ..., пруд - ..., боб - ..., нос - ....

6.        игра: слушай внимательно - какой звук слышишь? Показ карточки символа (Ы, и И).

Был, бил, мыл, мил, выл, вил, пыл, пил, ныл, Нил.

7.        игра: закончи предложение подходящим по смыслу словом.

(БЫЛ, БИЛ)

Я в походе ...

В барабан я ... (ВЫЛ, ВИЛ) Волк в долине ... Я верёвки ...

(МЫЛ, МИЛ)

Малыш был очень ...

Он руки мылом ...

8.        игра: отгадать загадки, определить позицию звука «Ы» в словах отгадках.

Семь ребят по лесенке

Заиграли песенки, (ноты) Живёт в норке, Грызёт корки. Короткие ножки, Боится кошки, (мышь)

9.        игра: нарисуй отгадки. Деление слов на слоги, определение позиции звука в словах.

Стучат, стучат -Не велят скучать. Идут, идут, А всё тут и тут. (часы)

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я

Белой пеной пенится

Руки мыть не ленится,   (мыло)

10.        итог занятия:

ЗАНЯТИЕ 10

Звук и буква «О».

Цель: закрепить правильное произношение звука в речи, определение позиции звука в словах (начало, конец, середина), звуковой анализ обратных слогов. Выделение заданного звука из ряда слогов, слов.

Оборудование: картинки, карточка - символ, тетрадь.

Ход занятий:

1.        игра: что лишнее?        Кукла,     песок,        юла,     ведёрко,     мяч.

Барабан, матрёшка, лук,       машинка,   мишка. Кубик,     собачка,    лист бумаги,        неваляшка.

2.        отгадать загадки:

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.      (одуванчик)

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь, (осёл).

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаясь сосен и ёлочек

Я ...        (осень)

3.        на какой звук начинаются слова отгадки? Закрепить понятие гласный звук, показать
артикуляцию звука «О», выделить звук «О», дети показывают карточку символ.

и ряда звуков: А, О, И, О, У, ...

из ряда звукосочетания: АУИ, ИУА, ПО А, АОУ, ...

4.        игра: один - много. Я назову насколько предметов, а вы назовёте только один.
Кольца - кольцо, зёрна-зерно, стёкла - стекло, сёдла-седло, вёдра-ведро,

окна - окно, крылья - крыло, перья - перо, звенья - звено, колёса - колесо.

5.        игра: определение позиции звука в слове, работа в тетради (у детей нарисованы
рамки)  

Орден, осы, перо, окунь, озеро, обруч, стекло, окно, ...

игра: нарисуйте столько овалов, сколько звуков «О» я произнесу. Нарисовать столько квадратов, сколько звукосочетаний я произнесу.

игра: работа над тембром и эмоциональной окраской звука.

«О» - поёт певица. «О» - удивилась девочка. «О» - стонет бабушка. «О» - потягивается папа. «О» - кричит охотник в лесу.

9.        игра: отгадайте загадку, а отгадку нарисуйте в тетради и определите позицию
заданного звука в слове.

Летом в огороде - свежее, зелёное,

А зимою в бочке - жёлтое, солёное.

Отгадайте молодцы, как зовут нас? ... (огурцы).

10.        итог занятия:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей с речевой патологией

Статья для работников дошкольных учреждений: воспитателей, логопедов, психологов. В статье излагаются некоторые аспекты коррекционно-логопедической работы, связанные с формированием фонематических пре...

Методическая разработка коррекционной работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР

·         Вводится понятия звук, гласный звук .·         Происходит знакомство с обозначением гласного звука.·...

Конспект группового занятия по развитию фонетико- фонематической стороны речи у детей с ТНР (старшая группа) Тема "Звук и буква Ж"

Конспект группового занятияпо развитию фонетико- фонематической стороны речиу детей с ТНР (старшая группа)   учитель – логопед Усова Г.В.МБДОУ «ДС №280 г. Челябинска»2016 г....

Система авторских заданий для родителей по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего возраста с ТНР

Задания предназначены для зарепления простейших навыков фонематического анализа, сформированных на логопедических занятиях в старшей группе. Может применяться как родителями, так и воспитателями речев...

Конспект коррекционного логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР (IV уровень)

Конспект коррекционного логопедического занятияпо развитию фонетико-фонематической стороны речи     у детей с ОНР (IV уровень) Тема: Звуки [Ф-В].  Цель: дать детям п...

Примерный тематический план работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год

Примерный тематический план работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год...

КООД по развитию фонетико - фонематической стороны речи у детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи .

Образовательная область: речевое развитие.Тема: «Звуки Н – Нь. Буква Н»Цель:  развитие фонетико-фонематической стороны речи детей 5-6 летЗадачи:Коррекционно-образовательные: поз...