Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи
методическая разработка (логопедия, подготовительная группа) по теме
Данный материал будет полезен учителям-логопедам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendacii_uchitelyam-logopedam.docx | 108.65 КБ |
Предварительный просмотр:
"Использование в работе с детьми дошкольного возраста игр, игровых заданий, упражнений для предупреждения ошибок чтения и письма."
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы (задания).
1. В русском алфавите 33 буквы и написание 23~х из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности
Поэтому прежде чем приступить к работе по •различению правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развить ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны четко усвоить понятия: верх/низ, лево/право. Для осуществления этой цели проводятся различные игры' вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов на полу из самих детей.
Большим успехом пользуется игра "Электронная муха". Описание игры: перед каждым ребенком лежит лист бумаги с квадратной сеткой,. одно крупное пособие крепится на доске. В центре сетки находите." "электронная муха - это точка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клелку в пределах данного поля. Начало отсчета идет из центра, дается сигнал: "Вверх вправо". Дети передвигают фишку по листу бумаги отмечая, где остановилась муха, в данном примере это верхний правый угол.
Постепенно ускоряется темп, увеличивается количество перемещений от 2=3 до 8=10. Для усложнения игры детям предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представлять ее перемещение глядя на таблицу. В результате этой игры усваивается понятие верх/низ, право/лево, дети запоминают название квадратов
2. Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на шм, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, в каком количестве.
- Определение букв на карточках, где написаны правильные .и ложные (зеркальные) буквы.
- Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить: какая буква в руках, назвать ее, придумать слово содержащее данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание.
- Найти недостающие элементы букв и дописать их (игра "Буквы сломались)
б. Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы нитками, проволокой. Используются специальные альбомы, а также ассоциативные рисунки (например, "на что похожа буква А? - стремянка, телеграфный столб; У- рогатка, вешалка и т.д.)
7. Демонстрация букв в разном положении.
8. Предъявление букв разного шрифта : печатные} прописные строчные .стилизованные :
Аналогично другие буквы
- Определение буквы, "написанной" на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе (с закрытыми и открытыми глазами). Эти упражнения можно использовать и для младших детей, рисуя геометрические формы, знакомые им. ( ODA ^
- Систематическое придумывание детьми слов на заданную букву, связь звука и буквы, а также иг различение объясняется на каждом занятии. Дети должны усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем. Согласные звуки могут иметь пару: твердый/мягкий звук, обозначаются одной буквой. *
- Нахождение- букв в геометрических фигурах
Чтобы легче было увидеть букву дети параллельно выкладывают контур из палочек.
- Поиск букв наложенных друг на друга ( см. в прак тическом материале игру "Узнай букву")
- Придумывание слов на данную букву в определенной позиции (в начале, в середине или в конце слова)
- Реконструирование букв, из буквы П можно сделать Н, передвинув палочку.
- Определение букв которые можно выложить из 3-х и 2-х палочек (И, А, П, Т, Г, X, Л)
- Конструирование букв из элементов :
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога.
- Придумывание слова на заданный слог в определенной позиции (например, [са] в начале - сахар, сани, самолет, салют, самовар; [са] в середине - посадка, усадьба, рассада; [са] в конце - полоса, роса, колбаса)
- Составление схем слогов с использованием цветных фишек:
для гласного звука - красный цвет твердый согласный - синий мягкий согласный -зеленый А также обратное задание: по заданной схеме назвать слог.
3. Чтение слогов по слоговым таблицам, ,- здесь
прослеживается написание в русском языке слогов ЧУ,
ЩУ, ЧА, ЩА. Дети не видят неправильное написание
данных слогов. В таблице встречаются слоги ЖИ и ШИ,
которые дети запоминают как определенный блок. Любое
слово с данным слогом' невозможно составить заменив
ошибочно [и] на [ы].
4. Работа с таблицами типа
Задание: "Какой слог можно составить?" В результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука, без гласного звука нет слога.
5. Игра "Живые буквы": детям выдаются буквы, они
должны найти себе пару так, чтобы получился слог(любой
или же заданный только по опорной гласной, либо по
. опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью)
6. Составление слога по картинкам с выделением
первых звуков, вторых от начала слова, последних, вторых
от конца (например, дается две картинки на одной-
изображена улитка на второй муравей, необходимо
"составить слог по первым звукам" -УМ, "составить слово
с данным слогом" - УМница, Умывальник; далее картинки
меняют местами и выясняется "какой теперь получился
слог" - МУ, "вспомним слова, где этот слог с^оигг в начале"
- МУха, МУзей, "в конце" почеМУ, по. toMv, "в середине"
- заМУтить, заМУчить.)
• Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова. 1.В начале необходимо дать понятие "слово". Слова бывают короткие и длинные, самые короткие слова - союзы и предлоги состоящие из одной буквы( У, И, К, В, С), поэтому при изучении А дети знакомятся с союзом "А". Составляем предложения используя картинки между которыми написана' буква "А"
Морковь овощ, а яблоко
фрукт.
Морковь растет в огороде, а яблоко в саду
- Заучивание считалок. На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагают учить считалку, взмахом руки ограничивая каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.
- Для работы с предлогами используются схемы где предлог маленький человечек
4. Отгадывание ребусов стимулирует умственную деятельность, а также дает прекрасные возможности для заучивания предлогов, их роли. Предлоги в ребусах подразумеваются, а не изображаются
- Необходимо учить детей дифференцировать' слова отвечающие на разные вопросы : "Кто это?" (слон, человек, коза), "Что это?" (ботинки, телевизор, дом), "Что делает?" (играет, рисует, пишет), "Какой, какая, какое, какие?" (плохой, хорошая, интересное, веселые).
- Для уяснения лексического значения слова хорошо давать задание на подбор нужного слова и смысловому ряду:
а) по опорным признакам - белое, теплое, парное
МОЛОКО; хищный, серый зубастый, злой ВОЛК.
б) на обобщающие понятия:
- какое слово лишнее и -почему (зима, весна, среда)
-добавить нужное словечко ( стол, шкаф, стул,......
кровать)
-назвать общим словом (автобус, трамвай, метро -
транспорт)
- Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове, выделение ударного слога. Эта работа пройдет успешней, 'если ребенок будет делить слово на слоги хлопками в ладоши, а на ударный слог топать ногой. Такое задание на первых порах вызывает много трудностей, но в дальнейшем дети овладевшие данным видом деления слова на слоги „ не испытывают затруднений в .школе при переносе.
- Ударный слог проще выделяется, если слово произнести протяжно, как бы позвать заблудившегося в лесу человека. Если потянута дольше других «е ударный слог, а любой другой, то меняемся смысл слова, либо смысл теряется совсем.
зАмок - замОк; крУжки - кружкИ; игрА - Игра
9. Подбор слов к слоговым схемам
10. Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку.
Дается обратное задание: заданное слово с помощью хлопков в ладоши изображают ритмическим рисунком. По стуку можно определить задуманную картинку, также используется игра "Телеграфист" - передача слова закодированным сигналом.
11. Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами.
Дается обратное задание: необходимо выделить только птаснце звуки (буквы) из приведенных слов, желательно подбирать такие слова в которых написание звука и буквы не различаются, это правило обязательно в работе с детьми, которые еще не знакомы с определенными правилами русского языка. Эта работа необходима, т.к. дети должны запомнить, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
12. Составление звуковых схем слов.
Выполняя это задание используют сначала кружки, как при составлении слогов, а затем слогослияние
Дается обратное задание: к данным схемам подобрать слова.
13. Подбор к заданному слову родственных слов:
зима - зимний, зимующий, - зимовать, зимой, зимовье,
перезимовавший, зимушка;
дом - домашний, домовенок, домработница, домохозяйка, домосед, домище, домик.
14. Исключение лишних слов:
гусь, гусыня, гусак, гусенок, гусеница. -
15. Составление слова из заданных слогов, (в начале
. слоги даны по порядку, затем в рассыпную).
16. Разделение слова на слоги, а затем их
перестановка.
17. Составление слова с использованием других слов
- а) по начальному звуку б) по конечному звуку
в) по второму звуку г) по третьему звуку
Эту работу можно проводить используя картинки, а при усложнении задания по памяти.
18. Замена в слове одного звука для получения нового
слова: _^
19. Чтение слов в обратном порядке:
а) имеющих смысл (шалаш, наган, казак, око, кок)
б) не имеющих смысл (суп - пус; кран - нарк)
20. Игра "Слово рассыпалось": составление из
заданных букв слова
21. Игра "Потерялась буква" и к одному из слов
ду... душ, дуб, дух подобрать родственные
су... сук, суп, суд слова:
д...м дом, дым, дам дух - духовный, духовой
б...к бык, бок, бак С каждым придуманным словом необходимо составить предложение, чтобы понять его смысл.
22. Из букв заданного слова составить новые слова
МОРОЖЕНОЕ - ор, море, нож, роко, моно, морж.
23. "Кто быстрее, кто больше" из каждый буквы
данного слова придумываются другие слова
С -сено И -ирис Р -река О -озеро П -поляна
24. Составление из двух слов одного:
голубые глаза = голубоглазый бледное лицо = бледнолицый длинные уши = длинноухий
25. Пркдумывание лесенок - слов на данную букву в
определенной позиции.
Инструкция: "Кто быстрее поднимется по лесенке". Используя различные лесенки в зависимости от уровня! подготовленности детей.
26. Подбор слов к заданной рифме:
сок - сток, носок, песок, лесок, голосок сы- часы, усы, весы
- Работа со сложными словами. Задание: "Какие два слова спрятались в одном?" • (пылесос - пыль, сосет; листопад - листья, падают), дается также обратное задание: составить одно существительное из существительного и глагола. На одном занятии не даются задания 24 и 27.
- Подбор синонимов к существительным, прилага тельным, глаголам:
бежать - нестись, мчаться, лететь; приятель - друг, товарищ, знакомый; добрый - ласковый, хороший, щедрый
29. Подбор антонимов к данным словам и сочетаниям:
высокий - низкий, день - ночь, строить - ломать,
далеко - близко,
свежий хлеб - черствый хлеб,
свежее молоко - кислое молоко
свежие новости - старые новости
свежий ветер - душный ветер
30. Работа с омонимами (многозначные слова),
придумывание предложений с данным словом в различных
лексических значениях:
КЛЮЧ - дверной, родник, скрипичный Мама ключом открыла дверь. Ключ бил из-под камня. . . У Толи скрипичный ключ. ЛИСИЧКА - гриб, животное^ Лисички растут в лесу под деревом. Лисичка охотилась на зайчика.
КОСА - прическа, часть суши в водоемах, инструмент
У Лены две косы.
Папа косой косил траву. Будет полезно, если дети сами нарисуют картинки к данным словам.
31. Работа со словарными словами. В русском языке
много слов правописание которых надо просто запомнить,
т.к. написание букв проверить нельзя, правила не подходят
к ним, это словарные слова. В подготовительной группе
- вводятся специальные картинные словарики - индивиду альные тетради или блокноты, куда дети записывают слово, рисуют звуковую и слоговую схемы к нему, а затем рисуют картинку. Предъявлять такое слово лучше в виде загадок, слова брать общеупотребительные: корова, сорока, дорога,' заяц. Такие задания развивают память и значительно сокращают количество ошибок в работах школьников. Дети становятся наблюдательными и уже сами на занятиях вспоминают правильное написание бытовых слов встречающихся в окружающей жизни: магазин, автобус, аптека.
32. Работа по профилактике ошибок в словах
имеющих приставки, дифференциация приставки и
предлога. Приставочные глаголы движения лучше
предъявлять с существительными имеющими аналогичный
предлог, либо сравнивать парами сочетания: приставочный
глагол + существительное, предлог с существительным +
глагол (например: отъехал от дома, въехал в лес, заехал за
гараж). Дети должны понимать где цельное слово, а где
предлог, чтобы не отделять приставку на письме.
Профилактика ведется при обучении считать с
использованием считалочки,. отделяя движением руки
каждое слово (например: Со второго этажа полетели два
ножа - дети выделяют как единое слово полетели) Лучше
подбирать считалочки, где встречаются похожие пары
предлог - приставка, чтобы закрепить механический отрыв
руки на письме, когда это потребуется. Работа- по согласованию речи с движением руки начатая в раннем возрасте создает благоприятную почву для формирования "языкового чутья" и служит основой для слитного написания приставки и раздельного написания предлога в школьном возрасте.
33. Работа со словами имеющими сложную слоговую структуру. Часто дети пропускают в сложных словах буквы, слоги, либо меняют их местами, либо делают замены согласных и гласных букв не,меняя слоговой структуры . самого слова, либо укорачивают слово, поэтому важно анализировать сложные слова. Дети уяснив для себя смысл слова начинают верно произносить их и писать, поэтому все описанные выше задания со словами должны представлены при анализе слов со сложной слоговой структурой. Эта работа проходит намного интереснее, если по каждому трудному слову устроить игру - соревнование, дети угадывают какая должна стоять буква в данном слове и получать приза за каждый верный ответ.
Большую помощь оказывает в закреплении зерно написанного игра на придумывание других слов с данными слогами, буквами.
ПА>РИК-МА-ХЕР-СКА-Я •
парус, шарик, мазь, Херсон, сказка, яблоко лапа, старик, ма:;, мохер, скамейкя якорь'
Слово' "парикмахерская" можно предложить прочесть изменив порядок слогов, произнесение бессмысленных слов развивает навык правильного чтения.
Все перечисленные задания могут быть использованы учителями-логопедами в своей работе на разных этапах обучения.
- Аксенова Э.В. Якубовская А.К. "Дидактические игры на уроках русского языка 1-х - 4-х классов вспомогательной школы." М.,1991
- Безруких М.Н. Ефимова СП. "Упражнения для занятий с детьми имеющими трудности при обучении письму." М.,1991
- Бурлако В.М. "Русский язык в картинках." М., 1991
- Волина В.В. "Занимательное азбуковедение." М.,1991
- Грушевская М.С. "Дисграфияу младших школьников." Автореферат, М., 1982
- Милостиленко Л.П. "Методические рекомендации по
' предупреждению нарушений ошибок чтения и письма." М.,1995
- Превращение слов (составитель Полякова А.В.) М.,1995
- Шибаев А "Язык родной дружи со мной" Л.,1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи
Как правило , дети ,страдающие дисграфией, имеют различные речевые нарушения.Так как одной из составляющих Общего недоразвития речи является несформированность фонетико-фонематического анализа и синте...
«Динамические паузы в профилактике дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в процессе коррекционной работы»
Предлагаемые динамические паузы способствуют профилактике диграфии, решению максимального количества образовательных, воспитательных и коррекционных задач, развитию всех высших психических...
Тема: «Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.»
В процессе овладения письменной речью, у ребёнка могут возникнуть трудности. Такие как: оптическая, фонематическая дисграфии....
Использование игрового комплекта «Дары Фребеля» в процессе профилактики дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В своей работе я часто использую игровой набор "Дары Фребеля. Для профилактики дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи я подобрала развивающие игры и задания с использованием игрового...
Консультация для родителей «Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»
Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста обусловлена высокой распространенностью этих нарушений у младших школьников. В наше время от ребенка, идущ...
Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.
Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи....
Статья "Коррекционная работа по профилактике оптической дисграфии у детей с общим недоразвитием речи старше-подготовительного возраста"
Профилактика оптической дисграфии в дошкольном возрасте позволит предотвратить большое количество ошибок при письме школьников, связанных с неустойчивостью зрительных представлений. Повысить уровень г...
Комментарии
Спасибо)