Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи
методическая разработка (логопедия, подготовительная группа) по теме

Данный материал будет полезен учителям-логопедам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendacii_uchitelyam-logopedam.docx108.65 КБ

Предварительный просмотр:

"Использование в работе с детьми дошкольного возраста игр, игровых заданий, упражнений для предупреждения ошибок чтения и письма."

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы (задания).

1. В русском алфавите 33 буквы и написание 23~х из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности

Поэтому прежде чем приступить к работе по •различению правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развить ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны четко усвоить понятия: верх/низ, лево/право. Для осуществления этой цели проводятся различные игры' вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов на полу из самих детей.

Большим успехом пользуется игра "Электронная муха". Описание игры: перед каждым ребенком лежит лист бумаги с квадратной сеткой,. одно крупное пособие крепится на доске. В центре сетки находите." "электронная муха - это точка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клелку в пределах данного поля. Начало отсчета идет из центра, дается сигнал: "Вверх вправо". Дети передвигают фишку по листу бумаги отмечая, где остановилась муха, в данном примере это верхний правый угол.

Постепенно ускоряется темп, увеличивается количество перемещений от 2=3 до 8=10. Для усложнения игры детям предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представлять ее перемещение глядя на таблицу. В результате этой игры усваивается понятие верх/низ, право/лево, дети запоминают название квадратов


2.        Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на шм, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, в каком количестве.

  1. Определение букв на карточках, где написаны правильные .и ложные (зеркальные) буквы.
  2. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить: какая буква в руках, назвать ее, придумать слово содержащее данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание.
  3. Найти недостающие элементы букв и дописать их (игра "Буквы сломались)

б. Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы нитками, проволокой. Используются специальные альбомы, а также ассоциативные рисунки (например, "на что похожа буква А? - стремянка, телеграфный столб; У- рогатка, вешалка и т.д.)

7. Демонстрация букв в разном положении.


8. Предъявление  букв  разного  шрифта  :   печатные} прописные строчные .стилизованные :

Аналогично другие буквы

  1. Определение буквы, "написанной" на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе (с закрытыми и открытыми глазами). Эти упражнения можно использовать и для младших детей, рисуя геометрические формы, знакомые им. ( ODA ^
  2. Систематическое придумывание детьми слов на заданную букву, связь звука и буквы, а также иг различение объясняется на каждом занятии. Дети должны усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем. Согласные звуки могут иметь пару: твердый/мягкий звук, обозначаются одной буквой. *
  3. Нахождение- букв в геометрических фигурах

Чтобы легче было увидеть букву дети параллельно выкладывают контур из палочек.

  1. Поиск букв наложенных друг на друга ( см. в прак тическом материале игру "Узнай букву")
  2. Придумывание слов на данную букву в определенной позиции (в начале, в середине или в конце слова)
  3. Реконструирование букв, из буквы П можно сделать Н, передвинув палочку.
  4. Определение букв которые можно выложить из 3-х и 2-х палочек (И, А, П, Т, Г, X, Л)
  5. Конструирование букв из элементов :

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога.

  1. Придумывание слова на заданный слог в определенной позиции (например, [са] в начале - сахар, сани, самолет, салют, самовар; [са] в середине - посадка, усадьба, рассада; [са] в конце - полоса, роса, колбаса)
  2. Составление схем слогов с использованием цветных фишек:

для гласного звука      - красный цвет твердый согласный     - синий мягкий согласный       -зеленый А также обратное задание: по заданной схеме назвать слог.

3.        Чтение слогов по слоговым таблицам, ,- здесь
прослеживается написание в русском языке слогов ЧУ,
ЩУ, ЧА, ЩА. Дети не видят неправильное написание
данных слогов. В таблице встречаются слоги ЖИ и ШИ,
которые дети запоминают как определенный блок. Любое
слово с данным слогом' невозможно составить заменив
ошибочно [и] на [ы].


4. Работа с таблицами типа

Задание: "Какой слог можно составить?" В результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука, без гласного звука нет слога.

5.        Игра "Живые буквы": детям выдаются буквы, они
должны найти себе пару так, чтобы получился слог(любой
или же заданный только по опорной гласной, либо по

. опорной  согласной  букве,  либо  слог  называется  сразу полностью)

6.        Составление слога по картинкам с выделением
первых звуков, вторых от начала слова, последних, вторых
от конца (например, дается две картинки на одной-
изображена улитка на второй муравей, необходимо
"составить слог по первым звукам" -УМ, "составить слово
с данным слогом" - УМница, Умывальник; далее картинки
меняют местами и выясняется "какой теперь получился
слог" - МУ, "вспомним слова, где этот слог с^оигг в начале"

  1. МУха, МУзей, "в конце" почеМУ, по. toMv, "в середине"
  2. заМУтить, заМУчить.)

• Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова. 1.В начале необходимо дать понятие "слово". Слова бывают короткие и длинные, самые короткие слова - союзы и предлоги состоящие из одной буквы( У, И, К, В, С), поэтому при изучении А дети знакомятся с союзом "А". Составляем предложения используя картинки между которыми написана' буква "А"

Морковь овощ, а яблоко

фрукт.

Морковь растет в огороде, а яблоко в саду 

  1. Заучивание считалок. На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагают учить считалку, взмахом руки ограничивая каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.
  2. Для работы с предлогами используются схемы где предлог маленький человечек


4. Отгадывание ребусов стимулирует умственную деятельность, а также дает прекрасные возможности для заучивания предлогов, их роли. Предлоги в ребусах подразумеваются, а не изображаются

  1. Необходимо учить детей дифференцировать' слова отвечающие на разные вопросы : "Кто это?" (слон, человек, коза), "Что это?" (ботинки, телевизор, дом), "Что делает?" (играет, рисует, пишет), "Какой, какая, какое, какие?" (плохой, хорошая, интересное, веселые).
  2. Для уяснения лексического значения слова хорошо давать задание на подбор нужного слова и смысловому ряду:

а)        по опорным признакам - белое, теплое, парное
МОЛОКО; хищный, серый зубастый, злой ВОЛК.

б)        на обобщающие понятия:

- какое слово лишнее и -почему (зима, весна, среда)

-добавить нужное словечко ( стол, шкаф, стул,......

кровать)

-назвать общим словом (автобус, трамвай, метро -

транспорт)

  1. Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове, выделение ударного слога. Эта работа пройдет успешней, 'если ребенок будет делить слово на слоги хлопками в ладоши, а на ударный слог топать ногой. Такое задание на первых порах вызывает много трудностей, но в дальнейшем дети овладевшие данным видом деления слова на слоги „ не испытывают затруднений в .школе при переносе.
  2. Ударный слог проще выделяется, если слово произнести протяжно, как бы позвать заблудившегося в лесу человека. Если потянута дольше других «е ударный слог, а любой другой, то меняемся смысл слова, либо смысл теряется совсем.

зАмок - замОк; крУжки - кружкИ; игрА - Игра  

9.        Подбор слов к слоговым схемам

10. Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку.


Дается обратное задание: заданное слово с помощью хлопков в ладоши изображают ритмическим рисунком. По стуку можно определить задуманную картинку, также используется игра "Телеграфист" - передача слова закодированным сигналом.

11. Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами.

Дается обратное задание: необходимо выделить только птаснце звуки (буквы) из приведенных слов, желательно подбирать такие слова в которых написание звука и буквы не различаются, это правило обязательно в работе с детьми, которые еще не знакомы с определенными правилами русского языка. Эта работа необходима, т.к. дети должны запомнить, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

12. Составление звуковых схем слов.

Выполняя это задание используют сначала кружки, как при составлении слогов, а затем слогослияние


Дается обратное задание: к данным схемам подобрать слова.

13.        Подбор к заданному слову родственных слов:
зима  -  зимний,  зимующий, - зимовать,  зимой,  зимовье,
перезимовавший, зимушка;

дом - домашний, домовенок, домработница, домохозяйка, домосед, домище, домик.

14.        Исключение лишних слов:

гусь, гусыня, гусак, гусенок, гусеница.        -

15.        Составление слова из заданных слогов, (в начале
. слоги даны по порядку, затем в рассыпную).

16.        Разделение    слова    на    слоги,    а    затем    их
перестановка.

17. Составление слова с использованием других слов
-   а) по начальному звуку        б) по конечному звуку

в) по второму звуку        г) по третьему звуку


Эту работу можно проводить используя картинки, а при усложнении задания по памяти.

18. Замена в слове одного звука для получения нового
слова:        _^

19.        Чтение слов в обратном порядке:

а)        имеющих смысл (шалаш, наган, казак, око, кок)

б)        не имеющих смысл (суп - пус; кран - нарк)

20.        Игра "Слово рассыпалось": составление из
заданных букв слова

21.        Игра "Потерялась буква" и к одному из слов
ду...   душ, дуб, дух        подобрать родственные
су...   сук, суп, суд                   слова:

д...м  дом, дым, дам        дух - духовный, духовой

б...к   бык, бок, бак С  каждым  придуманным  словом необходимо  составить предложение, чтобы понять его смысл.

22.        Из букв заданного слова составить новые слова
МОРОЖЕНОЕ - ор, море, нож, роко, моно, морж.

23.        "Кто  быстрее,   кто  больше"   из   каждый  буквы
данного слова придумываются другие слова

С  -сено И  -ирис Р   -река О -озеро П  -поляна

24.        Составление из двух слов одного:

голубые глаза = голубоглазый бледное лицо = бледнолицый длинные уши = длинноухий

25.        Пркдумывание лесенок - слов на данную букву в
определенной позиции.

Инструкция: "Кто быстрее поднимется по лесенке". Используя различные лесенки в зависимости от уровня! подготовленности детей.


26.        Подбор слов к заданной рифме:

сок - сток, носок, песок, лесок, голосок сы- часы, усы, весы

  1. Работа со сложными словами. Задание: "Какие два слова спрятались в одном?" • (пылесос - пыль, сосет; листопад - листья, падают), дается также обратное задание: составить одно существительное из существительного и глагола. На одном занятии не даются задания 24 и 27.
  2. Подбор синонимов к существительным, прилага тельным, глаголам:

бежать - нестись, мчаться, лететь; приятель - друг, товарищ, знакомый; добрый - ласковый, хороший, щедрый

29.        Подбор антонимов к данным словам и сочетаниям:

высокий - низкий, день - ночь, строить - ломать,

далеко - близко,

свежий хлеб - черствый хлеб,

свежее молоко - кислое молоко

свежие новости - старые новости

свежий ветер - душный ветер

30.        Работа с омонимами (многозначные слова),
придумывание предложений с данным словом в различных
лексических значениях:

КЛЮЧ - дверной, родник, скрипичный Мама ключом открыла дверь. Ключ бил из-под камня. .   . У Толи скрипичный ключ. ЛИСИЧКА - гриб, животное^ Лисички растут в лесу под деревом. Лисичка охотилась на зайчика.

КОСА - прическа, часть суши в водоемах, инструмент

У Лены две косы.

Папа косой косил траву. Будет  полезно,  если  дети  сами  нарисуют  картинки  к данным словам.

31.        Работа со словарными словами. В русском языке
много слов правописание которых надо просто запомнить,
т.к. написание букв проверить нельзя, правила не подходят
к ним, это словарные слова. В подготовительной группе

- вводятся специальные картинные словарики - индивиду альные тетради или блокноты, куда дети записывают слово, рисуют звуковую и слоговую схемы к нему, а затем рисуют картинку. Предъявлять такое слово лучше в виде загадок, слова брать общеупотребительные: корова, сорока, дорога,' заяц. Такие задания развивают память и значительно сокращают количество ошибок в работах школьников. Дети становятся наблюдательными и уже сами на занятиях вспоминают правильное написание бытовых слов встречающихся в окружающей жизни: магазин, автобус, аптека.

32.        Работа по профилактике ошибок в словах
имеющих приставки, дифференциация приставки и
предлога. Приставочные глаголы движения лучше
предъявлять с существительными имеющими аналогичный
предлог, либо сравнивать парами сочетания: приставочный
глагол + существительное, предлог с существительным +
глагол (например: отъехал от дома, въехал в лес, заехал за
гараж). Дети должны понимать где цельное слово, а где
предлог, чтобы не отделять приставку на письме.
Профилактика ведется при обучении считать с
использованием считалочки,. отделяя движением руки
каждое слово (например: Со второго этажа полетели два
ножа - дети выделяют как единое слово полетели) Лучше
подбирать считалочки, где встречаются похожие пары
предлог - приставка, чтобы закрепить механический отрыв
руки   на   письме,   когда   это   потребуется.   Работа- по согласованию речи с движением руки начатая в раннем возрасте создает благоприятную почву для формирования "языкового чутья" и служит основой для слитного написания приставки и раздельного написания предлога в школьном возрасте.

33. Работа со словами имеющими сложную слоговую структуру. Часто дети пропускают в сложных словах буквы, слоги, либо меняют их местами, либо делают замены согласных и гласных букв не,меняя слоговой структуры . самого слова, либо укорачивают слово, поэтому важно анализировать сложные слова. Дети уяснив для себя смысл слова начинают верно произносить их и писать, поэтому все описанные выше задания со словами должны представлены при анализе слов со сложной слоговой структурой. Эта работа проходит намного интереснее, если по каждому трудному слову устроить игру - соревнование, дети угадывают какая должна стоять буква в данном слове и получать приза за каждый верный ответ.

Большую помощь оказывает в закреплении зерно написанного игра на придумывание других слов с данными слогами, буквами.

ПА>РИК-МА-ХЕР-СКА-Я •

парус, шарик, мазь, Херсон, сказка, яблоко лапа, старик, ма:;, мохер, скамейкя якорь'

Слово' "парикмахерская" можно предложить прочесть изменив порядок слогов, произнесение бессмысленных слов развивает навык правильного чтения.

Все перечисленные задания могут быть использованы учителями-логопедами в своей работе на разных этапах обучения.


Рекомендуемая литература:

  1. Аксенова Э.В. Якубовская А.К. "Дидактические игры на уроках русского языка 1-х - 4-х классов вспомогательной школы." М.,1991
  2. Безруких М.Н. Ефимова СП. "Упражнения для занятий с детьми имеющими трудности при обучении письму." М.,1991
  3. Бурлако В.М. "Русский язык в картинках." М., 1991
  4. Волина В.В. "Занимательное азбуковедение." М.,1991
  5. Грушевская М.С. "Дисграфияу младших школьников." Автореферат, М., 1982
  6. Милостиленко Л.П. "Методические рекомендации по

' предупреждению нарушений ошибок чтения и письма." М.,1995

  1. Превращение слов (составитель Полякова А.В.) М.,1995
  2. Шибаев А "Язык родной дружи со мной" Л.,1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Как правило , дети ,страдающие дисграфией, имеют различные речевые нарушения.Так как одной из составляющих Общего недоразвития речи является несформированность фонетико-фонематического анализа и синте...

«Динамические паузы в профилактике дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в процессе коррекционной работы»

Предлагаемые  динамические паузы  способствуют профилактике диграфии, решению максимального количества образовательных, воспитательных и коррекционных задач, развитию всех высших психических...

Тема: «Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.»

В процессе овладения письменной речью, у ребёнка могут возникнуть трудности. Такие как: оптическая, фонематическая дисграфии....

Использование игрового комплекта «Дары Фребеля» в процессе профилактики дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В своей работе я часто использую игровой набор "Дары Фребеля. Для профилактики дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи я подобрала развивающие игры и задания с использованием игрового...

Консультация для родителей «Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»

Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста обусловлена высокой распространенностью этих нарушений у  младших школьников. В наше время  от ребенка, идущ...

Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.

Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей  с общим недоразвитием речи....

Статья "Коррекционная работа по профилактике оптической дисграфии у детей с общим недоразвитием речи старше-подготовительного возраста"

Профилактика оптической дисграфии в дошкольном возрасте позволит предотвратить большое количество ошибок при письме школьников, связанных с неустойчивостью зрительных представлений. Повысить уровень г...


 

Комментарии