Консультация для родителей «Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста обусловлена высокой распространенностью этих нарушений у младших школьников. В наше время от ребенка, идущего в первый класс требуются первоначальные навыки чтения, т.к. программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребенок, не умеющий читать, испытывает трудности в усвоении учебного материала. Дети с общим недоразвитием речи - это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму. Поэтому большое значение приобретает профилактика дисграфии и дислексии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Тема: «Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»
Подготовил:
учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14
г. Кропоткин Киселева Э.А.
В процессе овладения письменной речью, у ребёнка могут возникнуть трудности. Такие как: оптическая, фонематическая дисграфии.
Самой распространенной дисграфической ошибкой детей, является оптическая (зеркальное написание букв и смешение близких по графическому начертанию букв), таких как И-У, О-А, Б-Д, П-Т,Ш- Щ-Ц и фонематическая (пропуски гласных и согласных, замена букв, близких по артикуляции) в сильных позициях.
Необходимо уже в дошкольном возрасте проводить профилактическую работу по преодолению оптической фонематической дисграфии .
Существует множество упражнений по преодолению этой проблемы.
Оптическая дисграфия.
Для предупреждения ошибок оптического характера можно использовать упражнения на закрепление графических образов букв:
-нахождение букв среди ряда других;
-в данном тексте найдите и зачеркните все буквы А;
-сравнение букв написанных разными шрифтами(Печатные, рукописные, различные стили);
-название букв подчеркнутых дополнительными линиями;
-определение буквы, данной в неправильном положении;
-написание контурных изображения букв, дописывание элементов до полной образа буквы;
-узнавание правильно и неправильно начертанных букв;
-конструирование букв из различных подручных средств
-реконструирование букв путем добавления, уменьшение количества элементов.
Фонематическая дисграфия.
Фонематическая дисграфия выражается в нарушении проведения анализа предложений на слова, синтеза слов предложения.
Для предупреждения ошибок фонематического характера можно использовать различные упражнения на разных этапах.
1 Этап. На этапе работы над текстом следующие задания:
-определить границы предложений в тексте;
-определить количество предложений в тексте.
2 Этап. На этапе работы над предложением используется следующие задания:
-придумать предложения с определенным количествам условий;
-распределение предложения и определения количества слов;
-составить предложения из слов, данных в беспорядке;
-составление схемы предложений;
-составление предложений по схеме.
Все задания направлены на анализ состава предложения (слова- самостоятельная единица речи).
3 Этап. На данном этапе работы над словом используются задания на:
-определение количества слогов;
-последовательность слогов;
-составление слов из слогов;
-определение пропущенного слога в названии картинки;
-определение слова, произнесенного по слогам.
4 этап. На 4 этапе работы со звуком используются следующие задания:
-определение позиции определенного звука (в начале, конце);
-определения количества звуков в слове;
-нахождение заданного звука на фоне слова.
Существуют настольно - печатные игры, которые решают сразу несколько задач. Например:
- «Маленькие слова» - эта игра помогает детям научиться понимать пространственное значение предлогов, сформировать представление о предлоге как об отдельном слове, научиться составлять предложения по картинке, а потом без неё, способствует развитию связной речи.
- «Маруся» - это многофункциональное пособие способствует развитию у детей лексико-грамматических навыков по темам САД, ОГОРОД, ОВОЩИ, ФРУКТЫ. Помогает формировать навыки словообразования: образование им. существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; притяжательных прилагательных (Машино ведро); образование относительных прилагательных (сок из яблок – яблочный); образование приставочных глаголов (сажает – пересаживает); образование глаголов совершенного вида (копает- выкопала). Совершенствует навыки словоизменения: употребление им. существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; употребление существительных в родительном падеже множественного числа; согласования прилагательных с существительными в роде и числе. Развивать связную речь, укреплять мелкую моторику.
Все эти упражнения можно использовать для занятий в домашних условия для предупреждения появления у ваших детей дисграфических ошибок. Таким образом, систематически проводимая работа по профилактике дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи, позволяет надеяться, что дети при обучении в первом классе да не будут испытывать серьёзных трудностей в овладении школьной программой и отставать от сверстников имеющих нормальное речевое развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексико-грамматическое развитие детейс общим недоразвитием речи
Консультация....
Подвижные игры с речевым сопровождением для детей с общим недоразвитием речи.
Дети с тяжелыми нарушения речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Специальные исследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них ос...
Компьютерные игры – новый вид деятельности для дошкольников с общим недоразвитием речи
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам ...
Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников с общим недоразвитием речи
Материал адресован учителям-логопедам ДОУ, воспитателям и родителям...
Консультация для родителей и воспитателей "Нарушения лексики у детей с общим недоразвитием речи"
В консультации представлен материал о нарушении формирования лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
Тема: «Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.»
В процессе овладения письменной речью, у ребёнка могут возникнуть трудности. Такие как: оптическая, фонематическая дисграфии....
Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.
Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи....