Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе пересказ рассказа по сюжетной картине с использованием мнемотаблицы Тема: « Щенок Чапа» Составила и провела учитель-логопед Белова Т.Ю.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

В данном конспекте представлен материал с учётом возрастных и речевых особенностей старших дошкольников.   Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_shchenok_chapa.docx118.6 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ  д/с

комбинированного  вида

№ 50 «Дефектолог»

Конспект  открытого  занятия  по  развитию речи   в подготовительной группе  пересказ  рассказа  по  сюжетной  картине с использованием  мнемотаблицы

        Тема: «  Щенок  Чапа»        

Составила и провела

учитель-логопед

Белова Т.Ю.

Цель:

1.Нормализировать тонус мышц лица и шеи

2.Закреплять умение подбирать слова-признаки.

3.Закреплять умение определять первый звук в словах.

4. Учить называть слова на заданный звук «Щ», определять место звука в словах.

5.Продолжать формировать навык звуко-буквенного анализа слова «ЩЕНОК»

6. Учить составлять предложения с заданными словами.

7. Развитие связной речи. Учить с помощью мнемотаблицы пересказывать текст рассказа.

8. Формирование графических навыков.

Оборудование:  стулья по количеству детей, мольберт 2 шт., предметная картинка «ЩЕНОК», пособие «Разгадай по первым буквам» слово Чапа;  слоговые наборы, наборы для составления схемы предложений, с.к. «Щенок Чапа», мнемотаблица к рассказу, аудио запись

Предшествующая  работа: знакомство со звуком и буквой «Щ»

Ход  занятия.

  1. Организационный  момент: Психогимнастика.

Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза). А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям!

  1. Самомассаж  лица  и  шеи. (Сидя полукругом на стульчиках)

Логопед: Кто хочет разговаривать,

                  Тот должен выговаривать,

                  Всё правильно и внятно,

                  Чтоб было всем понятно.

Дети: Мы будем разговаривать,

             Мы будем выговаривать,

             Всё правильно и внятно,

             Чтоб было всем понятно.

           Логопед: Чтоб этого добиться сделаем  самомассаж.

Руки растираем                                           (потирание ладоней)

И разогреваем                                             (хлопки)

И лицо теплом                                             (разогретыми ладонями  проводят

Своим мы умываем                                    по лицу сверху виз)

Грабельки сгребают                                   (граблеобразные движения пальцами

Все плохие мысли                                        от середины лба к вискам)

Ушки растираем                                           (растирание ушных раковин по краю

Вверх и вниз мы быстро                             снизу вверх и сверху вниз)

Их вперёд сгибаем                                   (загибание ушных раковин кпереди,

Тянем вниз за мочки                                оттягивание вниз за  мочки)

А потом уходим

Пальцами на  щёчки                                (пальцы  перебегают  на  щёчки)

Щёчки разминаем                                   (указательный, средний и безымянный

Чтобы надувались                                    пальцы разминают щёки круговыми  движ.)

Губки разминаем,                                     (большой и указательный пальцы

Чтобы улыбались                                       разминают сначала нижнюю, а потом

                                                                        верхнюю губу)

Мы теперь утятки

Клювики потянем                                      (вытягивание обеих губ вперёд)    

Разомнём их мягко                                   (большие и указательные пальцы

Не задев  ногтями                                      разминают обе губы)

Уголками губ мы                                      (средние пальцы рук находятся в уголках

Щёчки  поднимаем                                  рта и по очереди поднимают то правый

                                                                       то левый уголок рта)

А потом от носа                                         (спиралевидные движения средних

Вниз к губам стекаем                                пальцев рук от крыльев носа к уголкам

                                                                        рта по носогубным складкам)

            Губки пожуём мы,                                    (покусывание нижней губы верхними            

  Шарики надуем                                        зубами и наоборот; надувание щёк с

                                                                        похлопыванием по ним, так чтобы губы

                                                                        удержали воздух)

 И губами  вправо-влево                         (указательные пальцы укладываются на

Потанцуем                                                   губы параллельно друг другу, например,

                                                                        правый – на верхнюю губу, а левый на

                                                                        нижнюю губу, и двигаются навстречу –

                                                                        врозь друг другу)

Мы язык за губу

Заворачиваем                                           (язык – под верхней губой и покалачива-

Кулачком по губе                                      ние  кулачком по верхней губе)

Поколачиваем

За другую губу                                             (язык – под нижней губой –

 Заворачиваем                                              и поколачивание по нижней губе)

И другим кулачком

Поколачиваем

Тянем подбородок                                     (разминание  подбородка с оттягива-

И к ушам щипаем                                        нием  его вниз; пощипывание нижней

                                                                         челюсти от подбородка к ушам)

   

А потом по шейке                                      (поглаживание шеи всей ладонью от

Ручками стекаем.                                        нижней челюсти к ключицам).

Дети встают полукругом около мольберта.

                                                     

  1. Введение в тему  занятия.

Логопед: Хотите узнать, кто прибежал к вам  в гости? Отгадайте загадку.

Этот зверь, увидев кошку,
Громко лает у окошка.
Вечно крутится у ног
Рыжий в пятнышках …..(
Щенок) 

      Выставляется  картинка  щенка.

  1. Д.у. «Подбери признак»

Логопед: Нравится он вам?  Подберите  слова-признаки (Какой щенок?)

Дети:  маленький, смешной, пушистый, забавный, славный, непослушный, непоседливый, глупый.

  1. Д.у. «Разгадай по первым буквам».

            Логопед: Хотите узнать кличку щенка?  Разгадайте  слово  по  первым  буквам.

                    


Логопед выставляет картинку образец. Проверьте, правильно расшифровали слово?

           Логопед: Как зовут  щенка?

           Дети: Чапа.

Дети проходят и садятся за столы.

        Выставляется картина «Щенок Чапа».

        Сообщение темы занятия.

          Логопед: Ребята, он не просто прибежал к вам в гости, мы  сегодня будем    пересказывать рассказ, про щенка  «Чапу».

Логопед: Внимательно  посмотрите на картину, кого вы видите в центре картины?

Дети: Щенка.

Логопед: Ребята, определите первый звук в слове ЩЕНОК.

Дети: Щ

Логопед: Назовите все слова со звуком «Щ».

Д.у. «Составь предложение».

Работа с индивидуальными  картинками, составление схем предложений.

Логопед:  переверните картинки, внимательно  рассмотрите их, составьте предложение  и  выложите  схему.

          Физкультминутка: «Щенок».  Координация речи  с движениями.

            Вот он крутится  волчком            (поворачиваются вокруг себя)

            Чапа, Чапа,  хвост крючком,          (показывают хвост)

            Вот летит во весь опор                 (бегут по кругу)

            То на речку, то во двор,                  (Руки на поясе, повороты вправо-влево)

            То дежурит у ворот –                     (Присели)

            Словом, дел невпроворот.             (встали, поднять плечи, руки в стороны)

  1.  Чтение рассказа «Щенок  Чапа».

Логопед: Ребята, хотите узнать какая история однажды произошла с щенком Чапой?   Послушайте рассказ.

   Щенок Чапа жил в одной пещере вместе с ящерицей Щурой на берегу реки. Около входа в пещеру с одной стороны росли плющ и хвощ, а у входа в пещеру всё время  стояла  щётка .Чапа был не очень аккуратным  щенком, и ящерица Щура часто подметала пол в пещере щёткой. А когда Щура заканчивала  уборку, она забиралась на пещеру, чтобы погреться на солнышке и поиграть в любимую игру. Любимой игрой Щуры были счёты.

Однажды Чапа  пошёл  гулять  к  реке  и  увидел  там  щуку. Он очень испугался и побежал обратно к пещере.

  «Щура, Щура, там щука!» - закричал Чапа. Но ящерица не слышала щенка и продолжала играть в свои счёты. Тогда Чапа схватил щётку и спрятался в пещере.

Когда ящерица щура спустилась домой, то она увидела испуганные  глаза      

           Чапы и в его дрожащих лапах щётку.

«Что ты делаешь, Чапа?»- спросила ящерица?

« Я увидел щуку и очень испугался. А тебя нигде не было, и я решил спрятаться» ,- объяснил Чапа.

«Какой  ты смешной  щенок! - засмеялась Щура. –Щука плавает  в воде и бояться её не надо. Так что щётку можешь поставить на место».

Так ящерица Щура успокоила щенка Чапу.

Беседа  по тексту:

  1. С кем жил щенок Чапа  на берегу реки?
  2. Что росло около входа в пещеру с одной стороны?
  3. Что стояло у входа в пещеру?
  4. Каким был щенок?
  5. Что часто делала Щура в пещере?
  6. Куда забиралась ящерица, когда заканчивала уборку?
  7. Зачем она забиралась на пещеру?
  8. Какая любимая игра Щуры?
  9. Куда однажды пошёл щенок?
  10. Кого он увидел?
  11. Что случилось с щенком?
  12. Кого звал щенок Чапа?
  13. Почему ящерица его не услышала?
  14. Что  сделал щенок?
  15. Кого увидела Щура, когда спустилась домой?
  16. Что спросила ящерица Щура?
  17. Что ответил ей щенок Чапа?
  18. Как успокоила Щура Чапу?

Повторное чтение рассказа.

Сейчас вы начнёте пересказывать рассказ, а поможет вам  таблица.

(Выслушиваются ответы детей)

Графическая работа:   Дорисовать доски у будки,  дорисовать  пятна у щенка.

Итог. Рефлексия

- Чем вам понравилось заняие?

- Покажите своё настроение в конце заняия.

-Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на занятии.

- Большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе ФФНР. Тема: Пересказ рассказа "Стрекоза Соня" Учителя-логопеда Беловой Т.Ю.

В данном конспекте используется мнемотаблица, позволяющая дошкольникам с речевой патологией  удерживать в памяти последовательность изложения материала....

СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО УТРЕННИКА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ЗПР «БУРАТИНО ИДЁТ В ШКОЛУ» АВТОРЫ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГУСНКОВА Н.И., УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ЖУКОВА М.А., УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ДЬЯЧЕНКО Т.Т.

Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного утренникадля подготовительной группы с ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного утренника  для подготовительной группы с ЗПР  «Буратино идёт в школу»  Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьячен...

Конспект логопедического занятия По развитию связной речи На тему: « Весёлый зонтик». Составила и провела: учитель-логопед Панфилова Екатерина Владимировна

Предлагаю вашему вниманию конспект открытого занятия по формированию навыка связной речи в подготовительной логопдической группе...