Конспект занятия по развитию связной речи с помощью карт-схем В.Я.Проппа в подготовительной группе «Олимпийская сказка»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цель занятия: знакомство детей с картами В.Я. Проппа; обучение детей использованию карт для сочинения новых сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия по обучению детей сочинять сказку с помощью карт-схем Проппа | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию связной речи с помощью карт-схем В.Я.Проппа в подготовительной группе «Олимпийская сказка»
Воспитатель: Мальцева Татьяна Анатольевна
Тема: «Олимпийская сказка».
Цель: знакомство детей с картами В.Я. Проппа; обучение детей использованию карт для сочинения новых сказок.
Задачи:
Задачи:
Обучающие:
- активизировать и обогащать словарный запас по теме «Сказки»;
- учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием сказки, а также на самые простые вопросы по художественной форме;
- освоение сказочных функций;
Развивающие:
- развивать связную речь детей;
- развивать память, сообразительность;
- совершенствовать умение высказывать собственное мнение;
Воспитательные:
- воспитывать умение выслушивать ответы других детей.
- воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности.
Оборудование: компьютер
Демонстрационный материал: карты В.Я.Проппа
ХОД образовательной деятельности:
Выходит воспитатель разговаривая по телефону: «Больше некому помочь? Нужны смелые и дружные ребята? Постараюсь помочь вам».
Здравствуйте, ребята. Зовут меня Татьяна Анатольевна. Как вы знаете, недавно в Сочи завершились олимпийские игры и теперь проходят параолимпийские, в них принимают участие спортсмены, у которых есть какие-то проблемы со здоровьем. Талисманы олимпийских игр – Мишка, Леопард и Зайка. Они не только поднимают всем настроение, но и хранят олимпийские медали. У них случилась беда – похитили олимпийские медали. Кто это сделал узнаете отгадав загадку:
На лесной опушке
Сидит она в избушке,
Спокойно жить не хочет,
Царевичей морочит.
Ступа с метёлкою ей дорога,
Это зловредная… (Баба Яга).
Она похитила олимпийские медали и послала свою очередную хитрость - волшебный сундучок. Что-то я не могу его открыть. Письмо, я думаю с подсказкой. Зачитываю.
«Сундучок с сюрпризом откроется, и я верну олимпийские медали в том случае, когда услышит интересную сказку о приключениях талисманов. Даю вам подсказки – волшебную ладошку и волшебные карты. Первая - начало сказки и последняя – счастливый конец. Остальные карты я разбросала по сказочному лесу. Найдёте их – сможете сочинить сказку».
Ребята, только вы можете помочь вернуть медали. Давайте сочиним сказку о Мишке, Леопарде и Зайки. Тогда мы не только поможем вернуть олимпийские медали, но и сможем открыть сундучок и узнаем, что там. Согласны помочь талисманам? Сочиним сказку?
У любой сказки есть начало, его ещё называют зачином, середина, это самая большая часть, где рассказывается о событиях, которые происходят с героями и концовка, где мы расскажем, чем всё дело закончилось (показывает на первую карту, расстояние между первой и последней картой и последнюю карту).
Первая карта называется «Жили-были». Как вы думаете, почему на ней нарисован домик? (Потому что здесь говорится о том, где жили главные герои).
Где живут наши герои? (Ответы детей.)
Все сказки начинаются такими необычными словами, как: Жили-были... В некотором царстве... В стародавние годы... За тридевять земель...). Тогда как будет начинаться наша сказка если олимпийские талисманы живут в олимпийской деревне города Сочи. Может так: «В спортивном государстве, в олимпийском царстве, в славном городе Сочи Жили-были… олимпийские талисманы Мишка, Леопард и Зайка.
О них нужно немного рассказать в нашей сказке. А поможет нам в этом цветная ладошка. Посмотрите, какая она интересная. А чем же она необычна? У неё все пальчики разного цвета, цвета олимпийских колец. Также и о наших героях можно рассказать разными словами. Чем они занимались? Какими были? (поднимали людям настроение и хранили олимпийские медали).
Дидактическая игра «Какой, какая, какие? ». Цель: обозначение характера целой цепочкой синонимов.
Мы сочинили начало сказки. Чтобы сочинить середину сказки нам нужно добыть карты, разбросанные Бабой Ягой по волшебному лесу. Идём? А идти мы будем напевая такую весёлую песню: «Мы идём, мы идём, никогда не устаём, все преграды на пути можем запросто пройти». Идём как спортсмены.
- Мы идём…
Что это? Кто изображён на картинке? Эта карта называется «Враг начинает действовать». Как вы думаете, почему этого человечка можно назвать врагом?
А какой враг может навредить нашим героям? (Ответы детей).
Рассказать о враге нам снова поможет волшебная ладошка. (По цветовой ладошке перечисляются характеристики отрицательного героя).
Как ...навредил нашим героям? Что сделал?
- Идём дальше, нам нужна следующая карта.
• Мы идём…
- Что изображено на этой карте? Она называется «Герой покидает дом».
- А теперь давайте придумаем, куда и зачем отправились наши герои? Где они шли, какие трудности преодолевали?
(Шли по лесам, по болотам, перепрыгивали через ямы, переплывали реку…)
Молодцы, у вас отлично получается сочинять сказку. Идём дальше, мы ведь хотим помочь вернуть медали.
Мы идём…
- Что изображено на этой карте? (Ответы детей). Она называется «Битва с врагом». Но неужели наши воспитанные, спортивные герои станут по-настоящему драться с врагом?
Как иначе олимпийские талисманы могут состязаться с …?
Подвести детей к спортивным соревнованиям.
А последняя карта «Счастливый конец» у нас уже есть. Чем же всё закончилось в нашей сказке?
- А ещё, ребята, сказки не только необычно начинаются, но и по-особенному заканчиваются: стали жить-поживать, да добра наживать..., жили долго и счастливо... Сказочке конец, а кто слушал, молодец.
- Какую концовку придумаем нашей сказке?
– Какую интересную сказку вы сочинили, а теперь давайте её расскажем. Пусть Баба Яга послушает.
Дети с помощью схем рассказывают сочинённую сказку.
- Фанфары
Теперь-то сундучок должен открыться. Попробуем?
Звонок на телефон воспитателя: Это Мишка, Леопард и Зайка. Да, ребята? Они здесь. Сейчас я включу громкую связь, чтобы они вас слышали: «За вашу интересную сказку Баба Яга вернула нам олимпийские медали. Мы очень вам благодарны за ваш вклад в олимпийское движение. Лучик и Снежинка.
А что в сундучке?
Какой доброе дело вы сделали?
Как вы помогли параолимпийским талисманам?
А теперь давайте встанем в дружный круг, возьмёмся за руки и подарим друг-другу хорошее настроение своей улыбкой. Помните, ребята, что нужно помогать друг -другу и не бояться трудностей. А я прощаюсь с вами. До свидания.
- Музыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи. Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин (подготовительная группа).
Конспект занятия по развитию связной речи....
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по русской народной сказке:"Бычок-смоляной бочок" при помощи техники квиллинг
Конспект занятия...
Конспект занятия по развитию связной речи Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин (подготовительная к школе группа)
Конспект занятия по развитию связной речиСоставление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин(подготовительная к школе группа)...
Конспект занятия по развитию связной речи у детей 5-7 лет посредством использования карт В.Я. Проппа. Пересказ русской народной сказки Василиса Прекрасная
Конспект занятия...
Конспект занятия по развитию связной речи у детей 5-7 лет посредством использования карт В.Я. Проппа. Пересказ русской народной сказки Лиса и петух
Конспект занятия...
Конспект занятия по развитию связной речи у детей 5-7 лет посредством использования карт В.Я. Проппа. Пересказ русской народной сказки Снегурочка.
Конспект занятий...
Конспект НОД по развитию связной речи «Составление описательного рассказа о зимних видах спорта» в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР).
Конспект НОД по развитию связной речи «Составление описательного рассказа о зимних видах спорта» в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР)....