“Весенняя звуковая полянка”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Левина Татьяна Михайловна

Цели:

  • закреплять знания детей по лексической теме "Весна" 
  • развивать мышцы артикуляционного аппарата и мелкой моторики
  • закреплять знания о произношении звуков: Р Л Ш Ж С З
  • упражнять в четком произношении слогов,слов со звуками: Р Л Ш Ж С З
  • развивать фонематический слух
  • развивать лексико-грамматический строй речи: упражнять в словообразовании
  • развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память
  • учить произвольно изменять силу голоса: говорить тихо,громко,говорить выразительно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл t.m..docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

“Весенняя звуковая полянка”

Цели:

  1. Закреплять знания детей по лексической теме “Весна”.
  2. Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мышцы мелкой моторики.
  3. Закреплять знания о произношении звуков: Р, Л, Ш, Ж, С, З.
  4. Упражнять в чётком произношении слогов, слов со звуками: Р, Л, Ш, Ж, С, З.
  5. Развивать фонематический слух.
  6. Развивать лексико-грамматический строй речи: упражнять в словообразовании.
  7. Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память.
  8. Учить произвольно изменять силу голоса: говорить тихо, громко, говорить выразительно.

Ход занятия

Организационный момент

Здравствуйте, дети! Меня зовут Елена Васильевна, а как зовут вас, я вижу по карточкам у вас на груди. Я – логопед из другого детского сада, занимаюсь с такими же детьми, как вы. Мне сказали, что вы очень дружные, много знаете о трудных звуках, и я попросила разрешения провести с вами занятие.

А сейчасРаз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)

Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг-другу.

Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох три раза)

Закрепление лексической темы “Весна”

Солнце ярче светит,
Дует тёплый ветер.
Вот и кончилась зима,
К нам опять пришла… ВЕСНА!

(На доске изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)

- Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы.

Я ещё раз назову их, а вы по взмаху моей руки повторяйте за мной последний звук или словечко: Упражнение фонетической ритмики

Звонко капают капели: кап (логопед) … КАП (дети)!

Птицы весело поют: чирик…ЧИРИК!

Тает снег: ах…АХ!

Бегут ручьи: блл…БЛЛ

Мать – и – мачехи цветок качает жёлтой головой: ффф…ФФФ!

Его гладит лучик солнца золотой: ааа…ААА!

- А теперь, взявшись за руки, отправимся на весеннюю полянку.

(Ковёр овальной формы)

На этой полянке солнышко рассыпало своих солнечных зайчиков.

(Если день солнечный на жёлтые пятнышки на ковре направить зеркальцем)

Ребята, эти “солнечные зайчики” уже поиграли, порезвились на полянке, и хотят вернуться к солнышку. Мы им поможем.

Первый “солнечный зайчик” (на нём изображение ручейка)

(Один из детей берёт “солнечного зайчика”, затем дети присаживаются прямо на ковёр, а логопед на “пенёчек”)

- Что нарисовано на этом “солнечном зайчике”?

- Какой 1-й звук в слове “ручеёк”?

- Какой это трудный звук! Что вы знаете о звуке Р? (Если дети затрудняются, предлагать вопросы: он гласный или согласный… твёрдый или мягкий…звонкий или глухой…)

-Чтобы этот трудный звук хорошо получался – надо подготовиться. Солнечный зайчик предлагает детям выполнить самомассаж и артикуляционную гимнастику.

“Не циркач и не артист, сам себе я массажист

  1. Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)
  2. И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)
  3. Грабельками сгребаем все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)
  4. Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)
  5. Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)
  6. А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)
  7. Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)
  8. А потом от носа мы к губам стекам (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)
  9. И губами вправо-влево двигать начинаем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)
  10. Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)
  11. А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами)

Артикуляционная гимнастика “Сказка о язычке”

(Детям раздаются зеркала)

  1. Жил-был Язычок в домике-ротике. Зимой Язычок очень подолгу лежал в своей постельке, покажите, как он это делал(“Постелька”).
  2. А весенним, солнечным деньком Язычок просыпается, моет круглое окошко-губы (“Кружок”).
  3. После этого Язычок выглядывает из окошка и прячется, уж очень ярко светит весеннее солнышко! (“Змейка”).
  4. Язычок надевает солнечные очки, смело смотрит вверх на солнышко, вниз - на землю (“Качели”).
  5. Мимо скачет лошадка, и язычок цокает вместе с ней (“Лошадка”).
  6. После этого Язычок играет с любимой игрушкой-клоуном, показывает, как дует весенний ветерок (дыхательное упражнение “Весёлые клоуны”)

- А теперь попробуем “порычать” (Дети “рычат” по взмаху руки логопеда):

РРР!- ракета рвётся ввысь!

РРР!- рычит сердито рысь!

РРР! – раскатистый и громкий

РРР! - рокочущий и звонкий! Р-Р-Р!

(Солнечный зайчик “возвращается” на один из лучиков солнышка)

Второй “солнечный зайчик” (на нём лужицы)

(Один из детей приносит “солнечного зайчика”)

- Что нарисовано на этом солнечном зайчике?

- Какой 1 звук в слове “лужицы”? Как правильно произносить звук Л?

(Если дети затрудняются: губы тянуться вперёд или улыбаются?…зубки открыты или закрыты?…язычок вверху, или внизу?)

Тонкий кончик язычка
Вверх, в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
И получится певучий,
Плавный, ласковый и звучный: ЛЛЛ…

Перевернув солнечного зайчика, дети узнают задание:

  1. сказать на один слог больше: ЛА, ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ-ЛУ
  2. сказать на один слог меньше: ЛЭ-ЛЭ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛА-ЛА-ЛА-ЛА

(Второй солнечный зайчик “возвращается” на лучик солнышка)

Третий “солнечный зайчик” (на нём шмель)

(Следующий ребёнок приносит следующего “солнечного зайчика”)

- Какой первый звук в слове “шмель”?

- В каких ещё словах встречается этот звук?

- Этот солнечный зайчик тоже знает такие слова, но он их пока спрятал, отгадаете загадки и увидите их:

Не галстук он не воротник, 
А шею обнимать привык, 
Но не всегда, а лишь тогда, 
Когда бывают холода. 
(ШАРФ) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий "Весенняя звуковая полянка"

В своей работе использую элементы здоровьесберегающих образовательных технологий, которые наиболее значимы  по степени влияния на здоровье и развитие детей. Их применение способствует личностному...

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка"

   Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка"...

Конспект логопедического занятия "Путешествие по звуковой полянке"

   Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы  "Путешествие по звуковой полянке"...

Логопедическое занятие с использованием здоровьесберегающих элементов. Автоматизация звука Р "Весенняя звуковая полянка"

Индивидуальное (подгрупповое) занятие на автоматизацию звука Р.  В ходе занятия дети в игровой форме закрепляют произношение звука Р в слогах, словах и связной речи. Параллельно идет развитие фон...

Конспект открытого занятия: «Весенняя звуковая полянка»

-Закрепление знаний детей по лексической теме «Весна», активизация словаря по теме.-Развитие мышц артикуляционного аппарата.-Закрепление знаний о произношении звуков: л, р.г.ш.ж.-Развитие ...

Презентация к занятию "Весенняя звуковая полянка"

Цель:-Закрепление знаний детей по лексической теме «Весна», активизация словаря по теме.-Развитие мышц артикуляционного аппарата и мышц мелкой моторики.-Закрепление знаний о произношении з...