Конспект логопедического занятия "Путешествие по звуковой полянке"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Савенкова Юлия Владимировна

 

     Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы  "Путешествие по звуковой полянке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_zvukovoy_polyanke.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

                                              «Путешествие по звуковой полянке»

Цели: 

  1. Закреплять знания детей по лексической теме “Весна”.
  2. Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мышцы мелкой моторики.
  3. Закреплять знания о произношении звуков: Р, Л, Ш, Ж, С, З.
  4. Упражнять в чётком произношении слогов, слов со звуками: Р, Л, Ш, Ж, С, З.
  5. Развивать фонематический слух.
  6. Развивать лексико-грамматический строй речи: упражнять в словообразовании.
  7. Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память.
  8. Учить произвольно изменять силу голоса: говорить тихо, громко, говорить выразительно.

Ход занятия

Организационный момент

 Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)

Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг-другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.      (Дети делают вдох и выдох три раза)

Закрепление лексической темы “Весна”                                                                                                                  Солнце ярче светит,
Дует тёплый ветер.
Вот и кончилась зима,
К нам опять пришла… ВЕСНА!

(На экране  изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)                                                                                                                                                 - Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён   года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы.

Я ещё раз назову их, а вы по взмаху моей руки повторяйте за мной последний звук или словечко: Упражнение фонетической ритмики

Звонко капают капели: кап (логопед) … КАП (дети)!                                                                                                    Птицы весело поют: чирик…ЧИРИК!                                                                                                                              Тает снег: ах…АХ!          

Бегут ручьи: блл…БЛЛ                                                                                                                                                          Мать – и – мачехи цветок качает жёлтой головой: ффф…ФФФ!                                                                                 Его гладит лучик солнца золотой: ааа…ААА!

- А теперь, взявшись за руки, отправимся на весеннюю полянку. На этой полянке совсем нет цветов. Ребята вы хотите, чтобы на этой поляне  распустились красивые цветы, тогда нам надо выполнить ряд заданий и вся поляна зацветет красивыми цветами.

Первое задание ( изображение радуги)                                                                                                                                       - Что появилось на экране

- Какой 1-й звук в слове «радуга»                                                                                                                                                    - Какой это трудный звук! Что вы знаете о звуке Р? (Если дети затрудняются, предлагать вопросы: он гласный или согласный… твёрдый или мягкий…звонкий или глухой…)

-Чтобы этот трудный звук хорошо получался – надо подготовиться. Предлагаю детям выполнить самомассаж и артикуляционную гимнастику.

“Не циркач и не артист, сам себе я массажист 

  1. Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки) 
  2. И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз) 
  3. Грабельками сгребаем все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам) 
  4. Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз) 
  5. Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей) 
  6. А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки) 
  7. Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями) 
  8. А потом от носа мы к губам стекам (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам) 
  9. И губами вправо-влево двигать начинаем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу) 
  10. Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам) 
  11. А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами) 

Артикуляционная гимнастика “Сказка о язычке”

(Детям раздаются зеркала) 

  1. Жил-был Язычок в домике-ротике. Зимой Язычок очень подолгу лежал в своей постельке, покажите, как он это делал (“Постелька”).
  2. А весенним, солнечным деньком Язычок просыпается, моет круглое окошко-губы (“Кружок”). 
  3. После этого Язычок выглядывает из окошка и прячется, уж очень ярко светит весеннее солнышко! (“Змейка”). 
  4. Язычок надевает солнечные очки, смело смотрит вверх на солнышко, вниз - на землю (“Качели”).
  5. Мимо скачет лошадка, и язычок цокает вместе с ней (“Лошадка”). 
  6. После этого Язычок играет с любимой игрушкой-клоуном, показывает, как дует весенний ветерок (дыхательное упражнение “Весёлые клоуны”) 

- А теперь попробуем “порычать” (Дети “рычат” по взмаху руки логопеда):

РРР!- ракета рвётся ввысь!                                                                                                                                                    РРР!- рычит сердито рысь!                                                                                                                                                  РРР! – раскатистый и громкий                                                                                                                                         РРР! - рокочущий и звонкий! Р-Р-Р!

(Первый цветок распускается на весенней поляне.)

Второе задание  (на экране появляется ландыш)

- Что вы видите на экране.                                                                                                                                                               - Какой 1 звук в слове “ландыши”? Как правильно произносить звук Л?

(Если дети затрудняются: губы тянуться вперёд или улыбаются?…зубки открыты или закрыты?…язычок вверху, или внизу?)

Тонкий кончик язычка
Вверх, в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
И получится певучий,
Плавный, ласковый и звучный: ЛЛЛ…

 Задание:   сказать на один слог больше: ЛА, ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ-ЛУ                                                                             сказать на один слог меньше: ЛЭ-ЛЭ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛА-ЛА-ЛА-ЛА

(Второй цветок распускается на поляне).)

Третье задание (на экране  шмель)

- Какой первый звук в слове “шмель”?                                                                                                                                          - В каких ещё словах встречается этот звук?                                                                                                                            -  Отгадаете загадки и увидите их:

Не галстук он не воротник,
А шею обнимать привык,
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода
. (ШАРФ) 

Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка,
И улетел под облака.
(ШАРИК)

Пьёт бензин как молоко,
Может ездить далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
(МАШИНА)

Мягкие лапки,
А в лапках царапки.
(КОШКА)

Если ты его подточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь.
Солнце, море, горы, пляж,
Что же это?
(КАРАНДАШ) 

Кто-то утром спозаранку
Потянувшись, вот крепыш!
Взял свою большую ложку,
Ну, конечно, наш
…(МАЛЫШ)

  На поляне распускается третий цветок.

На экране  появляется  сосулька.                                                                                                                                                    - Какой 1-ый звук в слове “сосулька”?                                                                                                                                               - А как правильно произносить этот звук?

Язык горочкой пошире
Вниз, в зубы упирается.
По середине языка
Воздух пробирается.
Струйку воздуха пусти.
Улыбнись и посвисти: ССС !

- А почему весной так много сосулек? (Солнышко лучистое ярко светит и пригревает.)

Детям даётся задание на развитие мышц мелкой моторики: сделать своё солнышко лучистым, надев на него разноцветные лучики-скрепки:                                                                                                                                                         - Возьмите 10 скрепок-лучиков и сделаете своё СССолнышко таким же лучиСССтым как у меня. (Задание выполняется за столами).                                                                                                                                                             - Мы сделали солнышко каким? ЛУЧИСТЫМ. А ещё оно КАКОЕ? (яркое, весёлое, весеннее, тёплое, ласковое, красивое)

- Подружите своё слово – признак со словом СОЛНЫШКО, в слове солнышко выделите голосом звук С (яркое СССолнышко, весёлое СССолнышко…).                                                                                                                       - А я знаю про солнышко игру.

Игра-упражнение “Солнышко                                                                                                                                                 (На развитие общей моторики, проводится под музыку)

Маленькое солнышко
Я держу в ладошках
 (дети показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Вижу из окошка
 (показывают руками большое солнце)
Маленькое солнышко я беру руками (показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Высоко над облаками
 (поднимают руки над головой и смотрят вверх)
Маленькое солнышко
Мне в ладошки светит
 (показывает руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Светит всей планете!
(поднимают руки над головой и разводят в стороны)

-На экране появляется …Зайчик ( зайчик - Повторяйчик)                                                                                                             - Этого зайчика зовут Повторяйчик. Значит, что он любит делать?                                                                               (Повторять)

- Зайчик просит вас повторит чистоговорку со своими любимыми звуками.                                                                 А вы догадались, как у него любимый звук? (Зззайчик – звук З).                                                                                          А какой у звука З парный мягкий звук? (Зь-зь-зь…)                                                                                                     Будьте внимательны: повторять нужно громко, если появится изображение БАРАБАНА, и - тихо, если увидите ЮЛУ.

ЗА-ЗА-ЗА – закрывай глаза. (юла)
ЗО-ЗО-ЗО – видел золотой узор? (юла)

ЗУ-ЗУ-З - зуб болит внизу! (барабан)
ЗЮ-ЗЮ-ЗЮ - ели мы изюм. (юла)

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ - не показывай язык! (барабан)
ЗЯ-ЗЯ-ЗЯ – нам болеть нельзя! (барабан)

Вот и все цветы распустились на нашей  поляне, прилетели  бабочки, солнце светит ярко, нам  весело и радостно, у всех хорошее настроение.

Картинки на них опять напомнили нам, что наступила…ВЕСНА.

Итог

Когда в детский сад ребята пришли,
То многие звуки сказать не могли,
Свистеть и шипеть ещё не умели,
Рычать и трещать они не хотели.
Но вот логопеды на помощь пришли
И трудные звуки сказать помогли.
Дети: Теперь говорим мы красиво,
Больше за это спасибо!

- Вы такие молодцы, теперь вы умеете говорить все трудные звуки!

И на память о нашем занятии я хочу подарить вам воздушные шары, на которых картинки – символы этих звуков: Р - тигр, Л- самолёт, Ш - змея, Ж - жук, С - насос, З – комар и их буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Путешествие на планету Маленьких слов"

Конспект итогового логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, старшая группа....

Конспект логопедического занятия "Путешествие в сказку "Как лебедь остался один".

Конспект логопедического занятия "Путешествие в сказку "Как лебедь остался один" по Нищевой по развитию речи с использованием музыкального сопровождения. Занятие интегрированное....

Конспект логопедического занятия "Путешествие в сказку"

Конспект логопедического  занятия "Путешествие в сказку" предназначен для проведения занятия в подготовительной группе ДОУ по теме "Животный мир морей и океанов"....

Тема открытого логопедического занятия: «Путешествие на весеннюю полянку»

В данном занятии закрепляются знания детей по лексической теме “Весна”.  Закрепление  и практическое употребление предлогов  В, НА. Усвоение категорий творительного падежа.В...

Конспект интегрированного занятия "Путешествие на лесную полянку"

занятие расчитано на  совершенствовование  умения детей понимать и отвечать на вопросы воспитателя отдельными словами и простыми предложениями; закрепление знания детей об основных цвет...

Конспект логопедического занятия по развитию звуковой культуры речи в средней группе «Как утята солнышко искали»

Проблема формирования звуковой стороны речи не теряет своей актуальности и практической значимости на сегодняшний день. Более того, воспитание звуковой культуры речи, как основы грамотности, является ...

Конспект познавательного занятия «Путешествие на цветочную полянку» во 2 группе раннего возраста (с 2 до 3 лет).

Закрепление  в речи детей названия  цветов;расширение представлений о частях растений...