Работа с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении
методическая разработка (логопедия) по теме
Взаимодействие с родителями по развитию речи
в специальном дошкольном образовательном учреждении
В помощь специалисту
В представленной работе рассматривается проблема взаимодействия родителей и педагогов, целью которой является повышение результативности коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в речевом и психическом развитии.
Количество детей с проблемами в развитии, нуждающихся в помощи специалистов коррекционного профиля, постоянно увеличивается. Проблемы взаимодействия педагогов с родителями детей, имеющих речевые и интеллектуальные нарушения, неоднократно оказывалась в центре внимания дефектологов, психологов, логопедов.
Как показывает практика тесное взаимодействие детского сада и семьи необходимое условие для полноценного речевого развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx | 26.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Количество детей с проблемами в развитии, нуждающихся в помощи специалистов коррекционного профиля, постоянно увеличивается. Проблемы взаимодействия педагогов с родителями детей, имеющих речевые и интеллектуальные нарушения, неоднократно оказывалась в центре внимания дефектологов, психологов, логопедов.
Как показывает практика тесное взаимодействие детского сада и семьи необходимое условие для полноценного речевого развития дошкольников.
Поиски эффективных путей коррекции речевых нарушений подвели к необходимости создания системы взаимоотношений педагогов и родителей, которая включает в себя:
- индивидуальное консультирование родителей специалистами коррекционно - развивающего обучения,
- групповые формы работы с родителями,
- знакомство родителей с коррекционно-оздоровительной средой дошкольного учреждения.
Индивидуальное консультирование родителей специалистами коррекционно - развивающего обучения
На протяжении учебного года систематически проводится индивидуальное консультирование родителей специалистами через медико - психолого педагогический консилиум.
Врач психиатр консультирует родителей по вопросам:
- постановки интеллектуального диагноза
- подбора медикаментозных средств
- коррекции схемы лечения в соответствии с динамикой в обучении (или отсутствии таковой)
Учитель - дефектолог консультирует родителей по вопросам развития психических процессов ребёнка, познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы. Систематически проводит консультации, на которых обучает родителей способам работы с ребёнком.
Психолог исследует личностные особенности детей. Консультирует родителей по результатам диагностического обследования личности ребенка, помогает скорректировать условия семейного воспитания.
Логопед вначале года сообщает о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребёнка подчёркивая сильные и слабые стороны, обращая внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения.
В течение года на индивидуальных консультациях логопед показывает родителям приёмы работы с ребёнком: учит правильно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки. На каждой консультации он подчёркивает трудности и успехи ребёнка, показывает, на что нужно обратить внимание дома.
Групповые формы работы с родителями
- Дни открытых дверей
- Анкетирование
- Тематические консультации родителей
- Групповые собрания родителей с просмотром фрагментов занятий с детьми.
- Оформление родительских уголков.
Работу с родителями детей, поступившими в логопедические группы целесообразно выстраивать поэтапно и начинать не с традиционного родительского собрания, а со Дня открытых дверей. Ведь родители могут знать о том, что в саду есть логопед, дефектолог, , но чем занимаются эти специалисты, они не всегда знают. Поэтому важно рассказать об особенностях работы данной группы. Родители смогут пройти не только по группам, но и посмотреть всю развивающую среду сада: медицинский кабинет, где их познакомят с программой оздоровления детей, спортивный зал, кабинеты логопеда, дефектолога, психолога.
Анкетирование родителей позволяет выявить реальный родительский запрос, строить работу, учитывая реальные трудности, возникающие у родителей в процессе занятий с детьми, оказывать помощь, учитывая индивидуальные особенности ребёнка.
Разработаны анкеты для родителей детей, посещающих логопедические группы , для родителей детей раннего возраста.
В начале и в конце года в подготовительной группе проводиться «Школа первоклассника». Это просмотр открытых занятий с последующим обсуждением. Если вначале года занятия проводятся с целью показать приёмы работы по развитию речи, обучению грамоте, то в конце года родители видят, чему научились дети в коррекционной группе. Просмотр открытых занятий с детьми способствуют формированию у родителей адекватной оценки развития их детей.
Кроме просмотра открытого занятия родителям предлагаются следующие тематические консультации на учебный год:
- «Коррекция речевых нарушений».
- «Я учусь писать».
- «Я учусь читать».
- «Проблемы подготовки к школе».
Ежемесячно в родительский уголок выставляется консультация, посвященная одной из проблем речевого развития ребёнка: артикуляции звуков, развитию мелкой моторики, связной речи, обучению грамоте и пр.
Тематика родительских уголков:
- «Наши правила».
- «Тренируем язычок».
- «Тренируем пальчики - развиваем речь».
- «Друзья из книжки».
- « Как учить стихи играючи».
- «Мы учимся наблюдать и запоминать».
- «20 простых советов логопеда»
- «Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу».
- «Мы учимся рассказывать, пересказывать».
- «Игры для обучения грамоте».
- «Леворукий ребёнок».
Ещё об одной проблеме стоит поговорить - о предупреждении речевых нарушений - о работе с родителями, имеющими детей раннего возраста. Для них логопед проводит консультации на темы «Что делать, если ребёнок не говорит», «Научите меня говорить правильно», «Чтобы ребёнок не заикался», где в доступной форме объясняется что и в какие периоды должно настораживать в развитии ребёнка, о чём и как разговаривать с детьми, какие упражнения следует выполнять для развития артикуляционной моторики, как играть с пальчиками, какие книги читать. В родительский уголок выставляется консультация «20 простых советов логопеда». Работа по профилактике речевых нарушений в раннем возрасте продолжается воспитателями в группе под руководством логопеда.
Для родителей детей, посещающих средние и старшие массовые группы детского сада проводится родительское собрание. Выступая перед родителями, логопед рассказывает об особенностях работы и зачислении в логопедические группы, даёт советы родителям, имеющим детей с нарушениями речи. Предлагаются следующие тематические консультации: «Особенности работы логопедической группы», «Советы родителям, имеющим детей с речевыми нарушениями».
Коррекционно-оздоровительный блок
Речевые дефекты всё труднее поддаются коррекции традиционными способами. Поэтому мы начали практиковать не только артикуляционную гимнастику, но и логопедический массаж, который является наиболее эффективным. Он включает в себя массаж языка, губ, щёк и скул. Родителей обязательно знакомят с массажем артикуляционного аппарата, обучают выполнению артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Во время проведения занятий дети и родители обучаются самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз, элементам дыхательной гимнастики, навыкам релаксации.
Примерный тематический план взаимодействия с родителями по развитию речи.
М е с я ц | Тематика | Формы проведения, название консультации | Ответственный |
С е н т я б р ь | День открытых дверей |
|
|
О к т я б р ь | Особенности развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями | 1.Индивидуальное консультирование родителей специалистами КРО (анализ результатов психолого-педагогического обследования) «Психолого- педагогическая характеристика детей с нарушениями речи» «Советы родителям, имеющим детей с нарушениями речи» | 1.Логопед
|
Н о я б р ь | Выставка методических пособий | Знакомство родителей с методическими пособиями, дидактическими играми, используемыми в коррекционно- образовательной работе. Знакомство родителей с приёмами работы. | 1.Логопед |
Д е к а б р ь | |||
Я н в а р ь | «Здоровый ребёнок» |
«Чтобы ребёнок не заикался»-ранний возраст «Логопедический массаж»-старший возраст |
3.Дефектолог |
Ф е в р а л ь | Родительский клуб (старший возраст) |
«Проблемы полготовки к школе» | 1.Логопед 2.Дефектолог. 3. Воспитатели |
М а р т | «Наши успехи» (Подведение итогов совместной работы) |
|
|
А п р е л ь | Профилактические осмотры. Проведение МППК по выводу детей с нормальным речевым развитием из логопедических групп или дальнейшей коррекции. | 1.Обследование детей массовых групп с целью выявления речевой патологии и ЗПР 2.Консультирование родителей по вопросам перевода детей в массовые логопедические группы или рекомендации по дальнейшей коррекции речевого и психического развития. Проведение МППК «Особенности работы логопедической группы» | 1.Логопед
3.Члены МППК |
М а й | Проведение МППК по зачислению детей с речевыми нарушениями в логопедические группы. | Консультирование родителей по вопросам зачисления детей в логопедические группы, рекомендации по коррекции речевого и психического развития. | 1.Логопед 2.Дефектолог 3.Члены МППК |
И ю н ь | Родительский клуб для детей раннего возраста |
адаптационной группы. Беседа с родителями мл. групп о особенностях и способах речевого развития, предупреждении речевых нарушений.
«Что делать, если малыш не говорит» «Научите меня говорить правильно | 1.Логопед |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с родителями в специальном дошкольном учреждении
Предлагаю вашему внимаю реферат по работе с родителями в специальном коррекционном учреждении. В работе имеется обзор литературы по данному вопросу, а также описаны методы практического решения постав...
статья Инновационные формы работы с семьями детей в дошкольном образовательном учреждении.
Как показали многочисленные исследования - семья, и ДОУ являются двумя феноменами в воспитании, каждый из которых по-своему даёт детям определённый социальный опыт. Оптимальными...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В данной статье обобщен опыт моей работы с родителями....
«Диагностика памяти у детей среднего дошкольного возраста в специальном дошкольном образовательном учреждении»
Память начинает себя проявлять с самого рождения и продолжает функционировать и развиваться, распространяясь в различные виды деятельности ребенка. Ребенок в своей игровой деятельности демонстрирует и...
Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей (законных представителей) по удовлетворенности работой педагогов в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 47»
Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей (законных представителей) по удовлетворенности работой педагогов в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Дет...
Публикация статьи "Особенности работы с родителями педагога - психолога дошкольного образовательного учреждения"
Стаья опубликована в сборнике "Детскиц сад как среда развития ребенка". Под ред. проф. Ю.С. Мануйлова. - Нижний Новгород: Центр научных иныестиций, 2018. - 366с.:ил....
Особенности работы со сказкой и фольклорными произведениями в специальном дошкольном образовательном учреждении.
В этом материале подробно описывается методика обучения детей дошкольного возраста пересказу сказки и отгадыванию загадок....