Работа с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении
методическая разработка (логопедия) по теме

Рогожина Ольга Александровна

Взаимодействие с родителями по развитию речи

в специальном дошкольном образовательном учреждении

В помощь специалисту

     В представленной работе рассматривается проблема взаимодействия родителей и педагогов, целью которой является повышение результативности коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в речевом и психическом развитии.

       Количество детей с проблемами в развитии, нуждающихся в помощи специалистов коррекционного профиля, постоянно увеличивается. Проблемы взаимодействия педагогов с родителями детей, имеющих речевые и интеллектуальные нарушения, неоднократно оказывалась в центре внимания дефектологов, психологов, логопедов.

     Как показывает практика тесное взаимодействие детского сада и семьи необходимое условие для полноценного речевого развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

       Количество детей с проблемами в развитии, нуждающихся в помощи специалистов коррекционного профиля, постоянно увеличивается. Проблемы взаимодействия педагогов с родителями детей, имеющих речевые и интеллектуальные нарушения, неоднократно оказывалась в центре внимания дефектологов, психологов, логопедов.

     Как показывает практика тесное взаимодействие детского сада и семьи необходимое условие для полноценного речевого развития дошкольников.

Поиски эффективных путей коррекции речевых нарушений подвели к необходимости создания системы взаимоотношений педагогов и родителей, которая включает  в себя:

  1. индивидуальное консультирование родителей специалистами коррекционно - развивающего обучения,
  2. групповые формы работы с родителями,
  3. знакомство родителей с коррекционно-оздоровительной средой дошкольного учреждения.

Индивидуальное консультирование родителей специалистами коррекционно - развивающего обучения

     На протяжении учебного года систематически проводится индивидуальное консультирование родителей специалистами через медико - психолого педагогический консилиум.

Врач психиатр консультирует родителей по вопросам:

  1. постановки интеллектуального диагноза
  2. подбора медикаментозных средств
  3. коррекции схемы лечения в соответствии с динамикой в обучении (или отсутствии таковой)

Учитель - дефектолог консультирует родителей по вопросам развития психических процессов ребёнка, познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы. Систематически проводит консультации, на которых обучает родителей способам работы с ребёнком.

Психолог исследует личностные особенности детей. Консультирует родителей по результатам диагностического обследования личности ребенка, помогает скорректировать условия семейного воспитания.

Логопед вначале года сообщает о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребёнка  подчёркивая сильные и слабые стороны, обращая внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения.

В течение года на индивидуальных консультациях логопед показывает родителям приёмы работы с ребёнком: учит правильно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки. На каждой консультации он подчёркивает трудности и успехи ребёнка, показывает, на что нужно обратить внимание дома.

Групповые формы работы с родителями

  1. Дни открытых дверей
  2. Анкетирование
  3. Тематические консультации родителей
  4. Групповые собрания родителей с просмотром фрагментов занятий с детьми.
  5. Оформление родительских уголков.

    Работу с родителями детей, поступившими в логопедические группы целесообразно выстраивать поэтапно и начинать  не с традиционного родительского собрания, а со Дня открытых дверей. Ведь родители могут знать о том, что в саду есть логопед, дефектолог, , но чем занимаются эти специалисты, они не всегда знают. Поэтому  важно рассказать  об особенностях работы данной группы. Родители смогут пройти не только по группам, но и посмотреть всю развивающую среду сада: медицинский кабинет, где их познакомят с программой оздоровления детей, спортивный зал, кабинеты логопеда, дефектолога, психолога.

Анкетирование родителей позволяет выявить реальный родительский запрос, строить работу, учитывая реальные трудности, возникающие у родителей в процессе занятий с детьми, оказывать помощь, учитывая индивидуальные особенности ребёнка.

Разработаны анкеты для родителей детей, посещающих логопедические группы , для родителей детей раннего возраста.

 В начале и в конце года в подготовительной группе проводиться «Школа первоклассника». Это просмотр открытых занятий с последующим обсуждением. Если вначале года занятия проводятся с целью показать приёмы работы по развитию речи, обучению грамоте, то в конце года родители видят, чему научились дети в коррекционной группе. Просмотр открытых занятий с детьми способствуют формированию у родителей адекватной оценки  развития их детей.

Кроме просмотра открытого занятия родителям предлагаются следующие тематические консультации на учебный год:

  1. «Коррекция речевых нарушений».
  2.  «Я учусь писать».
  1. «Я учусь читать».
  1. «Проблемы подготовки к школе».

     Ежемесячно в родительский уголок выставляется консультация, посвященная одной из проблем речевого развития ребёнка: артикуляции звуков, развитию мелкой моторики, связной речи, обучению грамоте и пр.

Тематика родительских уголков:

  1. «Наши правила».
  2. «Тренируем язычок».
  3. «Тренируем пальчики - развиваем речь».
  4. «Друзья из книжки».
  5. « Как учить стихи играючи».
  1. «Мы учимся наблюдать и запоминать».
  1. «20 простых советов логопеда»
  2. «Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу».
  1.  «Мы учимся рассказывать, пересказывать».
  1. «Игры для обучения грамоте».
  2. «Леворукий ребёнок».

Ещё об одной проблеме стоит поговорить - о предупреждении речевых нарушений - о работе с родителями, имеющими детей раннего возраста. Для них  логопед проводит консультации на темы «Что делать, если ребёнок не говорит», «Научите меня говорить правильно», «Чтобы ребёнок не заикался», где в доступной форме объясняется что и в какие периоды должно настораживать в развитии ребёнка,  о чём и как разговаривать с детьми,  какие упражнения следует выполнять для развития артикуляционной моторики, как играть с пальчиками, какие книги читать. В родительский уголок выставляется консультация «20 простых советов логопеда». Работа по профилактике речевых нарушений в раннем возрасте продолжается воспитателями в группе под руководством логопеда.

      Для родителей детей, посещающих средние и старшие массовые группы детского сада проводится родительское собрание. Выступая перед родителями, логопед рассказывает об особенностях работы и зачислении в логопедические группы, даёт советы родителям, имеющим детей с нарушениями речи. Предлагаются следующие тематические консультации: «Особенности работы логопедической группы», «Советы родителям, имеющим детей с речевыми нарушениями».

Коррекционно-оздоровительный блок

     Речевые дефекты всё труднее поддаются коррекции традиционными способами. Поэтому мы начали практиковать не только артикуляционную гимнастику, но и логопедический массаж, который является наиболее эффективным. Он  включает в себя массаж языка, губ, щёк и скул. Родителей обязательно знакомят с массажем артикуляционного аппарата, обучают выполнению артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Во время проведения занятий дети и родители обучаются самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз, элементам дыхательной гимнастики, навыкам релаксации.

Примерный тематический план взаимодействия с родителями по развитию речи.

М

е

с

я

ц

Тематика

Формы проведения, название консультации

Ответственный

 

С

е

н

т

я

б

р

ь

День открытых дверей

  1. Знакомство с развивающей средой детского сада.
  2. Организационное родительское собрание.
  3. Анкетирование родителей
  1. Заведующая детским садом
  2. Логопед
  3. Дефектолог
  4. Воспитатели
  5. Родители

О

к

т

я

б

р

ь

Особенности развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

1.Индивидуальное консультирование родителей специалистами КРО (анализ результатов психолого-педагогического обследования)

«Психолого- педагогическая характеристика детей с нарушениями речи»

«Советы родителям, имеющим детей с нарушениями речи»

1.Логопед

  1. Дефектолог
  1. Воспитатели

Н

о

я

б

р

ь

Выставка методических пособий

Знакомство родителей с методическими пособиями, дидактическими играми, используемыми в коррекционно- образовательной  работе.

Знакомство родителей с приёмами работы.

1.Логопед

Д

е

к

а

б

р

ь

Я

н

в

а

р

ь

 «Здоровый ребёнок»

  1. Семинар-практикум:
  1. система оздоровления
  2. приёмы массажа
  3. элементы логоритмики
  4. общекоррегирующие упражнения

«Чтобы ребёнок не заикался»-ранний возраст

«Логопедический массаж»-старший возраст

  1. Мед персонал
  2. Логопед

3.Дефектолог

Ф

е

в

р

а

л

ь

Родительский клуб (старший возраст)

  1. Открытые занятия по обучению грамоте, математике с последующим обсуждением.
  2. Подведение итогов за первое полугодие.
  3. Консультирование родителей по вопросам подготовки к школе.

«Проблемы полготовки к школе»

1.Логопед

2.Дефектолог.

3. Воспитатели

М

а

р

т

«Наши успехи»

(Подведение итогов совместной работы)

  1. Круглый стол
  1. Выступление родителей-рассказы о своих успехах
  2. Сообщение педагогов о перспективах работы

  1. Педагогический коллектив
  2. Родители

А

п

р

е

л

ь

Профилактические осмотры.

Проведение МППК по выводу детей с нормальным речевым развитием из логопедических групп или дальнейшей коррекции.

1.Обследование детей массовых групп с целью выявления речевой патологии и ЗПР

2.Консультирование родителей по вопросам перевода детей в массовые логопедические группы или рекомендации по дальнейшей коррекции речевого и психического развития.

Проведение МППК

«Особенности работы логопедической группы»

1.Логопед

  1. Дефектолог

3.Члены МППК

М

а

й

Проведение МППК по зачислению детей с речевыми нарушениями в логопедические группы.

Консультирование родителей по вопросам зачисления детей в логопедические группы, рекомендации по коррекции речевого и психического развития.

1.Логопед

2.Дефектолог

3.Члены МППК

И

ю

н

ь

Родительский клуб для детей раннего возраста

  1. Консультирование родителей

адаптационной группы.

Беседа с родителями мл. групп о особенностях и способах речевого развития, предупреждении речевых нарушений.

  1. Анкетирование

«Что делать, если малыш не говорит»

«Научите меня говорить правильно

1.Логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с родителями в специальном дошкольном учреждении

Предлагаю вашему внимаю реферат по работе с родителями в специальном коррекционном учреждении. В работе имеется обзор литературы по данному вопросу, а также описаны методы практического решения постав...

статья Инновационные формы работы с семьями детей в дошкольном образовательном учреждении.

Как показали многочисленные исследования - семья, и ДОУ являются двумя  феноменами в воспитании, каждый из которых по-своему даёт детям определённый социальный опыт.  Оптимальными...

«Диагностика памяти у детей среднего дошкольного возраста в специальном дошкольном образовательном учреждении»

Память начинает себя проявлять с самого рождения и продолжает функционировать и развиваться, распространяясь в различные виды деятельности ребенка. Ребенок в своей игровой деятельности демонстрирует и...

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей (законных представителей) по удовлетворенности работой педагогов в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 47»

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей (законных представителей) по удовлетворенности работой педагогов в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Дет...

Публикация статьи "Особенности работы с родителями педагога - психолога дошкольного образовательного учреждения"

Стаья опубликована в сборнике "Детскиц сад как среда развития ребенка". Под ред. проф. Ю.С. Мануйлова. - Нижний Новгород: Центр научных иныестиций, 2018. - 366с.:ил....

Особенности работы со сказкой и фольклорными произведениями в специальном дошкольном образовательном учреждении.

В этом материале подробно описывается методика обучения детей дошкольного возраста пересказу сказки и отгадыванию загадок....