Особенности работы со сказкой и фольклорными произведениями в специальном дошкольном образовательном учреждении.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
В этом материале подробно описывается методика обучения детей дошкольного возраста пересказу сказки и отгадыванию загадок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности работы со сказкой и фольклорными произведениями в специальном дошкольном образовательном учреждении.
Детский фольклор - это произведения, перешедшие из устного творчества взрослых или сочиненные детьми.
Как и литературные, фольклорные произведения делятся на:
- эпические (былины, сказки, легенды, исторические песни);
- лирические (любовные, свадебные, колыбельные песни, похоронные причитания);
- драматические (народные драмы).
К наиболее известным малым фольклорным формам принадлежат: пестушки, потешки, прибаутки, небылицы, считалки, нелепицы, скороговорки, дразнилки, колыбельные песни и многие другие.
Более крупными произведениями детского фольклора являются песни, былины и сказки.
Сказки - один из самых отшлифованных литературных жанров. Она наиболее соответствует детской психологии с её тягой к добру и справедливости, верой в чудеса, склонностью к волшебному преображению окружающего мира.
По тематике и стилистике сказки принято делить на несколько групп:
- сказки о животных (сказочные образы несут, прежде всего, знания о мире людей, животные в них приобретают человеческие черты- действуют, думают, разговаривают);
- волшебные сказки (в сюжете - путешествия героя ради выполнения какого-либо важного задания. На своем пути он встречает представителей темных сил, но с легкостью их побеждает);
- бытовые сказки (сатирические) сказки (в сюжете этих сказок не всегда происходят чудеса, они близки к повседневной жизни. В этих сказках главное – не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.
Занятия по ознакомлению дошкольников с интеллектуальной недостаточностью со сказкой строятся по принципу речевого общения и проходят в четыре этапа.
На первом этапе (занятие по развитию речи или ознакомлению с окружающим миром, в зависимости от вида сказки и содержания) педагог знакомит детей с героями сказки, рассказывает отдельные, наиболее яркие и значимые фрагменты произведения. На этом этапе работы необходимо сопровождать речь взрослого действиями с фигурками настольного или пальчикового театра, куклами би-ба-бо.
В рассказ учитель-дефектолог вводит прямую речь, это необходимо сделать для того, чтобы дети могли понять содержание сказки, осмыслить причинность каждого эпизода, уяснить последовательность, вникнуть в особенности характера. На этом же этапе проводится словарная работа. Адаптировать текст сказки, заменяя сложные слова синонимами, менять лексику и авторский стиль нельзя!
На втором этапе (занятие по развитию речи) учитель-дефектолог рассказывает сказку, обсуждает с детьми поступки и взаимоотношения персонажей, организует общение детей, добиваясь осмысления восприятия содержания сказки. На этом же занятии необходимо начать работу по подготовке к пересказу сказки.
На третьем этапе (занятие по развитию речи) проводится пересказ сказки. Следует придерживаться такой структуры занятия:
- Вводная часть. Подготовка к восприятию сказки.
- Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе.
- Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
- Подготовительная беседа с целью уточнения содержания, идеи и характеристик образов; привлечение внимания к языку, выделение фразеологизмов, точных определений;
- Повторное чтение с установкой: « Вслушайтесь, как я читаю».
- Пауза (несколько секунд) для подготовки детей к ответам для запоминания текста.
- Пересказ каждого ребенка при активном руководстве педагога.
- В конце занятия рекомендуется использовать такие эмоциональные приемы, как пересказ по ролям, инсценировку и тд.
На четвертом этапе (занятие по обучению игре) проводится драматизация сказки с участием всех детей. Педагог оказывает помощь ребенку (произносит реплики от имени определенного персонажа, демонстрирует примеры игрового и речевого поведения.
Таким образом, основная работа над сказкой проходит на подгрупповых занятиях учителя-дефектолога. В течение месяца, как правило, проводится знакомство только с одной сказкой. Воспитатель принимает активное участие в этой работе: дети лепят, рисуют на занятиях героев сказки, понравившееся сюжеты и т.д.
Особого внимания заслуживает такой вид деятельности, как обучение детей старшего дошкольного возраста отгадыванию загадок. Загадки могут быть народными или авторскими, предпочтение нужно отдать тем, в которых содержится прямое описание характерных признаков предмета. Метафорические загадки детям с интеллектуальной недостаточностью оказываются недоступными.
В начале занятия по обучению отгадывания загадок проводится рассматривание нескольких предметов, о которых будут предложены загадки. Необходимо выделять только те признаки, о которых будет говориться в загадке.
Во второй части такого занятия дети отгадывают описательные загадки. Педагог побуждает их и помогает должен мотивировать свои ответы.
В дальнейшем (в процессе дидактических игр) детей можно учить составлять описательные загадки, например, «Чудесный мешочек»
Список литературы:
Е.Ф Войлокова «Ознакомление с художественной литературой в детском саду»: учеб.-метод. пособие по развитию речи детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: ЛОИРО, 2010.-190с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении
Взаимодействие с родителями по развитию речи в специальном дошкольном образовательном учрежденииВ помощь специалисту В представленной работе рассматривается проблема взаимодейс...
Семинар "Особенности коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом в дошкольном образовательном учреждении."
Семинар по аутизму...
«Диагностика памяти у детей среднего дошкольного возраста в специальном дошкольном образовательном учреждении»
Память начинает себя проявлять с самого рождения и продолжает функционировать и развиваться, распространяясь в различные виды деятельности ребенка. Ребенок в своей игровой деятельности демонстрирует и...
Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении
Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении...
«Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении»
laquo;Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении»...
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК НАПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕЗБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Дошкольное учреждение и бережливые технологии....
Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью в условиях дошкольного образовательного учреждения
Игру недаром называют "ведущей" – именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество...