Особенности работы со сказкой и фольклорными произведениями в специальном дошкольном образовательном учреждении.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Виноградова Ольга Юрьевна

В этом материале подробно описывается методика обучения детей дошкольного возраста пересказу сказки и отгадыванию загадок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы со сказкой и фольклорными произведениями в специальном дошкольном образовательном учреждении.

Детский фольклор - это произведения, перешедшие из устного творчества взрослых или сочиненные детьми.

Как и литературные, фольклорные произведения делятся на:

-  эпические (былины, сказки, легенды, исторические песни);

- лирические (любовные, свадебные, колыбельные песни, похоронные причитания);

-  драматические (народные драмы).

К наиболее известным малым фольклорным формам принадлежат: пестушки, потешки, прибаутки, небылицы, считалки, нелепицы, скороговорки, дразнилки, колыбельные песни и многие другие.

Более крупными произведениями детского фольклора являются песни, былины и сказки.

Сказки - один из самых отшлифованных литературных жанров. Она наиболее соответствует детской психологии с её тягой к добру и справедливости, верой в чудеса, склонностью к волшебному преображению окружающего мира.

По тематике и стилистике сказки принято делить на несколько групп:

- сказки о животных (сказочные образы несут, прежде всего, знания о мире людей, животные в них приобретают человеческие черты- действуют, думают, разговаривают);

- волшебные сказки (в сюжете - путешествия героя ради выполнения какого-либо важного задания. На своем пути он встречает представителей темных сил, но с легкостью их побеждает);

- бытовые сказки (сатирические) сказки (в сюжете этих сказок не всегда происходят чудеса, они близки к повседневной жизни. В этих сказках главное – не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.

Занятия по ознакомлению дошкольников с интеллектуальной недостаточностью со сказкой строятся по принципу речевого общения и проходят в четыре этапа.

На первом этапе (занятие по развитию речи или ознакомлению с окружающим миром, в зависимости от вида сказки и содержания) педагог знакомит детей с героями сказки, рассказывает отдельные, наиболее яркие и значимые фрагменты произведения. На этом этапе работы необходимо сопровождать речь взрослого действиями с фигурками настольного или пальчикового театра, куклами би-ба-бо.

В рассказ учитель-дефектолог вводит прямую речь, это необходимо сделать для того, чтобы дети могли понять содержание сказки, осмыслить причинность каждого эпизода, уяснить последовательность, вникнуть в особенности характера. На этом же этапе проводится словарная работа. Адаптировать текст сказки, заменяя сложные слова синонимами, менять лексику и авторский стиль нельзя!

На втором этапе (занятие по развитию речи) учитель-дефектолог рассказывает сказку, обсуждает с детьми поступки и взаимоотношения персонажей, организует общение детей, добиваясь осмысления восприятия содержания сказки. На этом же занятии необходимо начать работу по подготовке к пересказу сказки.

На третьем этапе (занятие по развитию речи) проводится пересказ сказки. Следует придерживаться такой структуры занятия:

  1. Вводная часть. Подготовка к восприятию сказки.
  2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе.
  3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
  4. Подготовительная беседа с целью уточнения содержания, идеи и характеристик образов; привлечение внимания к языку, выделение фразеологизмов, точных определений;
  5. Повторное чтение с установкой: « Вслушайтесь, как я читаю».
  6. Пауза (несколько секунд) для подготовки детей к ответам для запоминания текста.
  7. Пересказ каждого ребенка при активном руководстве педагога.
  8. В конце занятия рекомендуется использовать такие эмоциональные приемы, как пересказ по ролям, инсценировку и тд.

На четвертом этапе (занятие по обучению игре) проводится драматизация сказки с участием всех детей. Педагог оказывает помощь ребенку (произносит реплики от имени определенного персонажа, демонстрирует примеры игрового и речевого поведения.

Таким образом, основная работа над сказкой проходит на подгрупповых занятиях учителя-дефектолога. В течение месяца, как правило, проводится знакомство только с одной сказкой. Воспитатель принимает активное участие в этой работе: дети лепят, рисуют на занятиях героев сказки, понравившееся сюжеты и т.д.

Особого внимания заслуживает такой вид деятельности, как обучение детей старшего дошкольного возраста отгадыванию загадок. Загадки могут быть народными или авторскими, предпочтение нужно отдать тем, в которых содержится прямое описание характерных признаков предмета. Метафорические загадки детям с интеллектуальной недостаточностью оказываются недоступными.

В начале занятия по обучению отгадывания загадок проводится рассматривание нескольких предметов, о которых будут предложены загадки. Необходимо выделять только те признаки, о которых будет говориться в загадке.

Во второй части такого занятия дети отгадывают описательные загадки. Педагог побуждает их и помогает должен мотивировать свои ответы.

В дальнейшем (в процессе дидактических игр) детей можно учить составлять описательные загадки, например, «Чудесный мешочек»

Список литературы:

Е.Ф Войлокова «Ознакомление с художественной литературой в детском саду»: учеб.-метод. пособие по развитию речи детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: ЛОИРО, 2010.-190с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении

Взаимодействие с родителями по развитию речи в специальном дошкольном образовательном учрежденииВ помощь специалисту     В представленной работе рассматривается проблема взаимодейс...

«Диагностика памяти у детей среднего дошкольного возраста в специальном дошкольном образовательном учреждении»

Память начинает себя проявлять с самого рождения и продолжает функционировать и развиваться, распространяясь в различные виды деятельности ребенка. Ребенок в своей игровой деятельности демонстрирует и...

Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении...

«Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении»

laquo;Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении»...

Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью в условиях дошкольного образовательного учреждения

Игру недаром называют "ведущей" – именно  благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество...