Семинар-практикум « Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм ее проведения»
учебно-методический материал по логопедии ( группа) на тему
· упражнения для развития дыхания детей;
· упражнения для губ;
· упражнения для щек;
· статические упражнения для языка;
· динамические упражнения для языка;
· нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики;
· нетрадиционная пальчиковая гимнастика «Су Джок»;
· показ зарядки для язычка « Веселая прогулка в зоопарк».
·
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_kazennoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 117» г. Кирова.
Семинар-практикум
« Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм ее проведения»
Воспитатель 1 категории:
Храмушина ВераИвановна
2015 год.
План семинара – практикума:
- Теоретическая часть:
- цель артикуляционной гимнастики;
- кому показана артикуляционная гимнастика;
- организация проведения артикуляционной гимнастики.
- Практическая часть:
- упражнения для развития дыхания детей;
- упражнения для губ;
- упражнения для щек;
- статические упражнения для языка;
- динамические упражнения для языка;
- нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики;
- нетрадиционная пальчиковая гимнастика «Су Джок»;
- показ зарядки для язычка « Веселая прогулка в зоопарк».
- Из опыта работы Храмушиной В.И.
« Речевой уголок в группе как часть предметно – развивающей среды».
Любой из нас пришел на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить
Смеяться, плакать, но при всем при этом
Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходе к решению проблем конкретного ребенка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающейся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.
Артикуляционная гимнастика-совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Причины по которым надо заниматься артикуляционной гимнастикой:
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы уже будут подготовлены.
- Артикуляционная гимнастика также очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них 2 каша во рту».
- Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем -и детям и взрослым -научиться говорить правильно, четко и красиво.
Артикуляционная гимнастика показана детям от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детей более старшего возраста для коррекции речи.
*Проводить гимнастику следует по 3-5 минут несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения удерживаются по 10-15 секунд ( удерживание артикуляционной позы в одном положении).
* при отборе упражнений надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
* обычно берется для гимнастики несколько упражнений закрепленных и одно, два новых.
* артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
* ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения гимнастики должны находиться перед зеркалом.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1). Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2). Взрослый показывает выполнение упражнения.
3). Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение ( точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому).
4).если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему ( шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5)Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом…подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
( перейдем к выполнению упражнений, возьмите в руки зеркала)
Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
1) Улыбка. Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
2) Трубочка Втягивание губ вперед длинной трубочкой
3) Заборчик Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4) Чередование: заборчик – бублик, улыбка – трубочка.
5) Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
6) Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг об друга.
7) Недовольная лошадка. Поток воздуха активно посылать к губам, пока они не начнут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
Упражнения для губ и щек:
1).Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2). Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3). Голодный хомячок. Втянуть щеки.
4). Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка:
1). Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
2) Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
3) Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
4) Горка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
5) Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
6) Грибок. Рот открыт. Язык присосать к небу.
Динамические упражнения для языка:
1 Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Кончиком языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2_Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
3 Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
- Хомячок. Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
- Почисти зубки. Рот закрыт. Круговыми движениями языка обвести между губами и зубами.
- Катушка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается вглубь рта.
- Лошадка. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
- Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба. Сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
- Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой ведем от верхних резцов до мягкого неба.
- Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Когда эти упражнения будут сформированы можно ставить ребенку любой звук с их помощью. Например: открой рот, сделай « блинчик», загни вверх кончик и боковые края языка – сделай « чашечку», занеси чашечку в рот за верхние зубки, не прикасаясь к небу. Подуй с язычка на небо. Губы сложи в бублик. Получается звук [ ш-ш-ш-ш-ш].
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики: ( они носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей).
Упражнения с шариками ( теннисный шарик на нитке, длинной 60 см.)
- Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо – влево.
- Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх ( вниз шарик падает произвольно)
- Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
- Язык – «чашечка», цель поймать шарик в «чашечку»
- Ловить шарик губами. С силой выталкивать, « выплевывая» его.
- Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
- Рассказать скороговорку с шариком во рту, держа веревку руками.
Упражнения с ложкой.
- чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта. Толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
- толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
- то же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
- язык « лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
- толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
- ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
- губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
- взять по чайной ложке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
- круговые движения чайными ложками по щекам ( от носа к ушам и обратно).
- похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
Так же для развития артикуляционной моторики применяются комплексы артикуляционной гимнастики при нарушении произношения отдельных звуков
.( [Л,ЛЬ],[Р,РЬ],[С,СЬ,З,ЗЬ,Ц],[Ш,Ж,Щ,Ч]….).
Речевой уголок в группе как часть предметно – развивающей среды.
- Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длину воздушной струи.
Картинный материал для развития воздушной струи ( колобок, футбол, птичка…); бумажные снежинки, ветерки, султанчики, теннисные шарики на веревочках, стаканчики с трубочками, маленькие машинки ( загони машину в гараж), бабочки на ниточках, свистульки, свистки, дудочки…
- формирование фонематического восприятия и слуха.
Шумовые инструменты, звуковые коробочки, детские музыкальные инструменты: барабаны, дудочки, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации ( альбомы В.В.Коноваленко « Автоматизация звуков у детей»), схематические домики для звуко – буквенного анализа слова, схемы слова, дидактическая игра « Логопедическое лото», дидактическая игра по слоговой структуре слова « Делим слова на слоги», картотека для формирования звукового внимания и памяти.
- развитие артикуляционной моторики.
Предметные картинки – опоры, артикуляционные уклады схемы, артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук, схема характеристики артикуляции звуков, артикуляционная гимнастика в стихах и картинках, схема – картинка артикуляции звуков, альбом с артикуляционной гимнастикой.
- закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков:
альбомы на каждый звук, логопедический альбом для автоматизации различных звуков, чистоговорки, картотека на автоматизацию каждого звука ( слова, стихи, поговорки, чистоговорки, скороговорки, предложения, тексты…), зеркала в ассортименте, лото на звуки С, З, Ж…
- закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте.
Магнитная доска, наборы магнитных букв, кубики « Азбука в картинках», букварь О.Жуковой, пособие « Говорящая азбука», абаки для чтения слогов, азбука букв в уголке.
- активизация словаря, обобщающих понятий и лексико – грамматических категорий.
Альбом для логопеда по лексическим темам., картотека игр ( ТРИЗ), картотека по темам, альбом с играми и упражнениями по формированию лексико – грамматического строя речи
- развитие связной речи.
Серии сюжетных картинок « Истории в картинках», разные виды театра, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, библиотека детских книги, альбом : « Составь рассказ по картинкам», Н.С.Жукова « Я говорю правильно»…
- развитие мелкой моторики.
Массажные мячики, трафареты, пальчиковые игры, тетради для штриховки, рисуем по клеточкам ( тысяча узоров), схемы для формирования конструктивного праксиса ( с использованием счетных палочек), мозайки, игры – шнуровки, шарики Су Джок.
Литература, которой я пользуюсь в своей работе:
1.М.Мезенцева « Логопедия в картинках», Москва, 2009 г.
2 Т.А.Ткаченко « Логопедическая энциклопедия», мир книги, 2008 г.
3.В.С.Володина « Альбом по развитию речи», «росмен – пресс», 2006 г
4.И.Скворцова « Логопедические игры», Москва, 2007 г.
5.О.Жукова « Букварь», Москва, 2008 г.
6. Н.С.Жукова « Я говорю правильно», Москва, 2010 г.
7. Л.Н.Арефьева « Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет»,Сфера, 2004 г.
8.Е.А. Солнцева « 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики»,Апрель, 2007 г.
9.Н.И.Дьяченко « Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших школьников»,М осква, 2010 г.
10. Т.А.Куликовская « Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи»,Астрель, 2010 г.
11. Е.Н.Краузе « Практическая логопедия» ( конспекты занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста), С – П, 2008 г.
12.О. Новиковская « Веселая зарядка для язычка»,С.П, Астрель, 2009 г.
13.Г.Н.Маковеева « Речь, ум и здоровье в ваших руках».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения (традиционные и нетрадиционные формы).
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная ра...
Семинар-практикум с родителями "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"
Цель:Познакомить с приемами коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения....
Семинар-практикум для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения"
Семинар-практикум для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения"...
Презентация. Семинар - практикум для воспитателей "Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков."
Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования звуковой культуры речи у дошкольников с помощью артикуляционной гимнастики, закрепление и совершенствова...
Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения.
Цель: Обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата детей и повысить уровень компетентности, а также формировать умение осознанной, адекватной, результативной помощи детям...
Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения
Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования звуковой культуры речи у дошкольников с помощью артикуляционной гимнастики...
Мастер - класс для воспитателей «Артикуляционная гимнастика - как основа формирования правильного произношения.
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для прави...