Семинар-практикум « Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм ее проведения»
учебно-методический материал по логопедии ( группа) на тему

·       упражнения для развития дыхания детей;

·       упражнения для губ;

·       упражнения для щек;

·       статические упражнения для языка;

·       динамические упражнения для языка;

·       нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики;

·       нетрадиционная пальчиковая гимнастика «Су Джок»;

·       показ зарядки для язычка « Веселая прогулка в зоопарк».

·        

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение                   « Детский сад № 117» г. Кирова.

                       

           

                       Семинар-практикум

« Артикуляционная гимнастика как   основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм ее проведения»

                                                       

                                                         

                                                      Воспитатель 1 категории:

                                                    Храмушина ВераИвановна

                                   2015 год.

        План семинара – практикума:

  1. Теоретическая часть:
  • цель артикуляционной гимнастики;
  • кому показана артикуляционная гимнастика;
  • организация проведения артикуляционной гимнастики.

  1. Практическая часть:

  • упражнения для развития дыхания детей;
  • упражнения для губ;
  • упражнения для щек;
  • статические упражнения для языка;
  • динамические упражнения для языка;
  • нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики;
  • нетрадиционная пальчиковая гимнастика «Су Джок»;
  • показ зарядки для язычка « Веселая прогулка в зоопарк».
  1. Из опыта работы Храмушиной В.И.

« Речевой уголок в группе как часть предметно – развивающей среды».

                                                         Любой из нас пришел на свет на этот

                         

                                                         Творить добро, надеяться, любить

                                                         Смеяться, плакать, но при всем при этом  

                                                         Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

                                                                                                             

  Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходе к решению проблем конкретного ребенка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.

   Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающейся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

 

             Артикуляционная гимнастика-совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

      Причины по которым надо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед:  их мышцы уже будут подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика также очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них 2 каша во рту».
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем -и детям и взрослым -научиться говорить правильно, четко и красиво.

                   Артикуляционная гимнастика показана детям от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детей более  старшего возраста для коррекции речи.

                  *Проводить гимнастику следует по 3-5 минут несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения удерживаются по 10-15 секунд ( удерживание артикуляционной позы в одном положении).

* при отборе упражнений надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

                  * обычно берется для гимнастики несколько упражнений закрепленных и одно, два новых.

                  * артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

                  * ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения гимнастики должны находиться перед зеркалом.

                Организация проведения артикуляционной гимнастики

   1). Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

   2). Взрослый показывает выполнение упражнения.

   3). Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение ( точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому).

4).если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему ( шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5)Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом…подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

( перейдем к выполнению упражнений, возьмите в руки зеркала)

Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

1) Улыбка.   Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

2) Трубочка  Втягивание губ вперед длинной трубочкой

3) Заборчик   Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4) Чередование: заборчик – бублик, улыбка – трубочка.

 5)  Кролик.    Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

6) Рыбки разговаривают.   Хлопать губами друг об друга.

7) Недовольная лошадка.   Поток воздуха активно посылать к губам, пока они не начнут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

   Упражнения для губ и щек:

1).Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2). Сытый хомячок.   Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3). Голодный хомячок.   Втянуть щеки.

4). Рот  закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

 Статические упражнения для языка:

1). Лопаточка.  Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

2) Чашечка.   Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

3) Иголочка.  Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

4) Горка.   Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

5) Трубочка.  Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

6) Грибок.   Рот открыт. Язык присосать к небу.

Динамические упражнения для языка:

  1 Часики.   Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Кончиком языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

     2_Змейка.   Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

     3 Качели.   Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

  1. Хомячок.   Рот  закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
  2. Почисти зубки.   Рот закрыт.  Круговыми движениями языка обвести между      губами и зубами.

  1. Катушка.   Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается вглубь рта.
  2. Лошадка.   Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
  3. Гармошка.   Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба. Сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
  4. Маляр.   Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой ведем от верхних резцов до мягкого неба.
  5. Вкусное варенье.   Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

 

Когда эти упражнения будут сформированы можно ставить ребенку любой звук с их помощью. Например: открой рот, сделай « блинчик», загни вверх кончик и боковые края языка – сделай « чашечку», занеси чашечку в рот за верхние зубки, не прикасаясь к небу. Подуй с язычка на небо. Губы сложи в бублик. Получается звук [ ш-ш-ш-ш-ш].

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики: ( они носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей).

Упражнения с шариками ( теннисный шарик на нитке, длинной 60 см.)

  1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо – влево.
  2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх ( вниз шарик падает произвольно)
  3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
  4. Язык – «чашечка», цель поймать шарик в «чашечку»
  5. Ловить шарик губами. С силой выталкивать, « выплевывая» его.
  6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
  7. Рассказать скороговорку с шариком во рту, держа веревку руками.

Упражнения с ложкой.

  1. чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта. Толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
  2. толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
  3. то же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
  4. язык « лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
  5. толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
  6. ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
  7. губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
  8. взять по чайной ложке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
  9. круговые движения чайными ложками по щекам ( от носа к ушам и обратно).
  10. похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

     Так же для развития артикуляционной моторики применяются комплексы артикуляционной гимнастики при нарушении произношения отдельных звуков

.( [Л,ЛЬ],[Р,РЬ],[С,СЬ,З,ЗЬ,Ц],[Ш,Ж,Щ,Ч]….).

   

Речевой уголок в группе как часть предметно – развивающей среды.

  1. Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длину воздушной струи.

Картинный материал для развития воздушной струи ( колобок, футбол, птичка…); бумажные снежинки, ветерки, султанчики, теннисные шарики на веревочках, стаканчики с трубочками, маленькие машинки ( загони машину в гараж), бабочки на ниточках, свистульки, свистки, дудочки…

  1. формирование фонематического восприятия и слуха.

Шумовые инструменты, звуковые коробочки, детские музыкальные инструменты: барабаны, дудочки, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки;                                   предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации ( альбомы В.В.Коноваленко « Автоматизация звуков у детей»), схематические домики для звуко – буквенного анализа слова, схемы слова, дидактическая игра « Логопедическое лото»,                                       дидактическая игра по слоговой структуре слова « Делим слова на слоги», картотека для формирования звукового внимания и памяти.

  1. развитие артикуляционной моторики.

Предметные картинки – опоры, артикуляционные уклады схемы, артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук, схема характеристики артикуляции звуков, артикуляционная гимнастика в стихах и картинках, схема – картинка артикуляции звуков, альбом с артикуляционной гимнастикой.

  1. закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков:

альбомы на каждый звук, логопедический альбом для автоматизации различных звуков, чистоговорки, картотека на автоматизацию каждого звука ( слова, стихи, поговорки, чистоговорки, скороговорки, предложения, тексты…), зеркала в ассортименте, лото на звуки С, З, Ж…

  1. закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте.

Магнитная доска, наборы магнитных букв, кубики « Азбука в картинках», букварь О.Жуковой, пособие « Говорящая азбука», абаки для чтения слогов, азбука букв в уголке.

  1. активизация словаря, обобщающих понятий и лексико – грамматических категорий.

Альбом для логопеда по лексическим темам., картотека игр ( ТРИЗ), картотека по темам, альбом с играми и упражнениями по формированию лексико – грамматического строя речи

  1. развитие связной речи.

Серии сюжетных картинок « Истории в картинках», разные виды театра, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, библиотека детских книги, альбом : « Составь рассказ по картинкам», Н.С.Жукова « Я говорю правильно»…

  1. развитие мелкой моторики.

Массажные мячики, трафареты, пальчиковые игры, тетради для штриховки, рисуем по клеточкам ( тысяча узоров), схемы для формирования конструктивного праксиса ( с использованием счетных палочек), мозайки, игры – шнуровки, шарики Су Джок.

Литература, которой я пользуюсь в своей работе:

1.М.Мезенцева « Логопедия в картинках», Москва, 2009 г.

2 Т.А.Ткаченко « Логопедическая энциклопедия», мир книги, 2008 г.

3.В.С.Володина « Альбом по развитию речи», «росмен – пресс», 2006 г

4.И.Скворцова « Логопедические игры», Москва, 2007 г.

5.О.Жукова « Букварь», Москва, 2008 г.

6. Н.С.Жукова « Я говорю правильно», Москва, 2010 г.

7. Л.Н.Арефьева « Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет»,Сфера, 2004 г.

8.Е.А. Солнцева « 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики»,Апрель, 2007 г.

9.Н.И.Дьяченко « Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших школьников»,М осква, 2010 г.

10. Т.А.Куликовская « Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи»,Астрель, 2010 г.

11. Е.Н.Краузе « Практическая логопедия» ( конспекты занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста), С – П, 2008 г.

12.О. Новиковская « Веселая зарядка для язычка»,С.П, Астрель, 2009 г.

13.Г.Н.Маковеева « Речь, ум и здоровье в ваших руках».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения (традиционные и нетрадиционные формы).

Речь не является врожденной способностью, она формирует­ся постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения явля­ется полноценная ра...

Семинар-практикум с родителями "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"

Цель:Познакомить с приемами коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения....

Семинар-практикум для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения"

Семинар-практикум для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения"...

Презентация. Семинар - практикум для воспитателей "Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков."

Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования звуковой культуры речи у дошкольников с помощью артикуляционной гимнастики,   закрепление и  совершенствова...

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения.

Цель: Обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата детей и повысить уровень компетентности, а также формировать умение осознанной, адекватной, результативной помощи детям...

Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения

Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования звуковой культуры речи у дошкольников с помощью артикуляционной гимнастики...