Развитие оптико-пространственных представлений у воспитанников С ОНР"
презентация по логопедии по теме
Уважаемые коллеги!
Ведущим анализатором, сложной нервно-рецепторной системой, воспринимающей 80 % всей поступающей информации, является зрение.Человеческий глаз – это воспринимающий, отражающий и анализирующий орган, функциональная деятельность которого в сочетании с другими видами восприятия (слуховое, обонятельное, осязательное, двигательно-тактильное) становится основой развития познания. Одним из приоритетных направлений логопедической работы с детьми-логопатами является профилактика и развитие оптико-пространственного восприятия.
Вследствие несформированности оптико-пространственного восприятия задерживается формирование обобщённых образов реального мира, представления ребёнка об окружающем становятся ограниченными, отмечаются затруднения формирования причинно-следственных связей, задерживается развитие словаря, возникают трудности в грамматическом оформлении речи.
Недостаточность оптико-зрительного восприятия отрицательно влияет на формирования общего речевого статуса.
В логопедической работе по преодолению ОНР у воспитанников применяется методика поэтапного формирования оптико-пространственного восприятия,которая несёт синхронную полисенсорную направленность в коррекции речевых и зрительных нарушений, учитывает общепедагогические принципы работы и осуществляет дифференцированный подход к речевым и зрительным возможностям каждого ребёнка. Задания, направленные на развитие оптико-пространственного восприятия, включаются в структуру занятий по формированию правильного звукопроизношения, развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи и предъявляются детям последовательно (с усложнением), проводятся в системе с подгруппой и индивидуально.
Постепенность в коррекционной работе необходима для подготовки детей к полноценному восприятию предметов сложной формы с наличием дополнительных деталей и второстепенных частей сюжетной картины; анализу предложенного изображения, синтезу изображения в единое целое.
Эта работа преследует цели:
*формировать целостное восприятие предметов;
*учить соотносить предмет и его части;
* формировать умение анализировать пространственные отношения и понимать связь между определённым местоположением предмета в пространстве и его словесным обозначением;
*упражнять детей в словесном определении пространственных отношений;
*закрепить умение получать информацию об окружающем мире и использовать её в предметно-практической, познавательной, коммуникативной деятельности;
* развивать внимание, память, мышление (анализ, синтез, обобщение);
*закрепить знания детей, полученные на завершающем этапе, используя в речи предложно-падежные конструкции и развивая связную речь.
Целенаправленная коррекционная работа по развитию оптико-пространственного восприятия в структуре ОНР у детей-логопатов позволяет научить узнавать, называть, различать реальные предметы и их изображения; не только уточнять, расширять и активизировать словарь ребёнка в рамках определённой лексической темы, но и овладевать специфическим словарём; развивать грамматический строй речи, связную речь, активизировать функции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, развивать психологическую базу речи.
Для анализа состояния оптико-пространственного восприятия используют методики узнавания реалистических изображений (фигур Поппельрейтера), а также конфликтных (составных) фигур. Значительный вклад в арсенал методов диагностики зрительных функций внесли нейропсихологии И.М. Тонконогий, Л.И. Вассерман, Я.А. Меерсон. Ими преложена методика узнавания незавершённых изображений и изображений в «шуме». Задания Т.С.Третьяковой предполагают определение предмета по его же силуэту, по части контура, подбор изображений предмета к их наложенным контурам, нахождение одинаковых предметов, различающихся деталями. Методики выявления детей с недостаточной сформированностью зрительно-вербальных функций описаны в работах Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой. Именно эти авторы отобрали доступные и наиболее чувствительные пробы для детей 4-7 лет.
Представляю вам мультимедийную презентацию «Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников».
С уважением, учитель-логопед МБДОУ детского сада комбинированного вида №12
Кропова Ольга Александровна
станица Каневская Краснодарский край
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olya.ppt | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь является способом формирования и формулирования мысли и, вместе с тем, средством сообщения, социальной связи воздействия на окружающих. (Л.С. Выготский). В связи с этим следует подчеркнуть, что нарушения речи оказывают отрицательное влияние на формирование неречевых психических функций, в том числе и на развитие оптико-пространственных представлений. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов (в том числе и оптико-пространственных представлений) создает дополнительные трудности в процессе формирования речи, в овладении знаниями в целом, в формировании готовности к школьному обучению.
Оптико-пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движения), они являют собой сложную матричную структуру психики, изучение которой предполагает обращение к разным видам деятельности человека, к которым относятся непосредственный пространственный гнозис и праксис, рисунок трансформации и перемещения мысленного образа. Они включают диапазон представлений от наглядных до так называемых квазипространственных (конструкции, отражающие пространственные отношения).
Несформированность оптико-пространственных функций приводит к трудностям дифференциации зрительных образов букв и цифр, к оптическим дислексиям и дисграфиям, к дискалькулиям, что затрудняет школьную адаптацию детей, отрицательно влияет на формирование личности. Это обусловлено системным характером психического развития, тесной взаимосвязью в развитии речевых и неречевых психических процессов.
Структура пространственных представлений (по А.В.Семенович) выделяет 4 основных уровня, каждый из которых, в свою очередь состоят из нескольких подуровней. В основе выделения уровней в структуре пространственных представлений лежит последовательность овладения ребенком.
Первый уровень: Пространственные представления о собственном теле. Подуровнями являются: ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов (темное мышечное чувство, по Сеченову), - напряжение – расслабление; ощущения идущие от « внутреннего мира» тела (например, голод, сытость); ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством (сырости – сухости, токтильные ощущения), а также взаимодействие со взрослыми.
Второй уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Подуровнями являются: представления о взаимоотношении внешних объектов и тела. В свою очередь, эти представления подразделяются на следующие: топологические представления, координатные, метрические представления. представления о пространстве взаимоотношений между двумя и более предметами, находящиеся в окружающем пространстве. При этом формирование представлений данного уровня происходит последовательно. Сначала формируется представление вертикали, затем горизонтали, затем о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие « сзади». Итогами развития ребенка на этом уровне становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом.
Третий уровень. Уровень вербализации пространственных представлений. Существует определенная последовательность проявлений в речи обозначений топологического плана. Проявления пространственных представлений на вербальном уровне соотносится с законами развития движения в онтогенезе. Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед) появляются в речи ребенка позже, чем такие слова, как верх, низ, близко, далеко.
Четвертый уровень. Лингвистические представления (пространство языка). Этот уровень является наиболее сложным и поздно формирующимся. Понимание пространственно-временных и причинно-следственных отношений и связей тоже является важной составляющей психического развития. Пространственный фактор развивается на основе активных движений в реальном, многомерном и динамическом мире с опорой на схему собственного тела и взаимодействия органов чувств различной модальности.
Коррекционная работа по развитию оптико-пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
1. Предметный гнозис 1.1. Предъявление контура Инструкция: Назови, что нарисовал художник. Процедура: Ребенку предлагается узнать по контуру изображенный предмет. Если ребенок не может назвать изображение, то логопед предлагает показать соответствующее контуру изображение. Перед ребенком выкладываются 2 предметные картинки, и предлагается внимательно на них посмотреть, затем логопед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребенка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.
1.2 Узнавание перечеркнутых и наложенных друг на друга изображений а) Узнавание перечёркнутых изображений Инструкция: “Посмотри, художник нарисовал предметы, а потом их зачеркнул. Что он нарисовал сначала?” Процедура: Ребенку последовательно предъявляются изображения перечеркнутых предметов. б) Узнавание наложенных друг на друга изображений (проба Поппельрейтера) Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел». Процедура: Ребенку последовательно предъявляются наложенные изображения. Если может, ребенок называет то, что он обвел.
Узнавание перечеркнутых и наложенных друг на друга изображений
Узнавание наложенных друг на друга изображений
«Наложенные фигуры» для обследования зрительного восприятия и детской речи (по Т.В.Ахутиной, Н.М.Пылаевой )
1.3 Предъявление неполного рисунка Инструкция: “ Покажи слона ”. “Покажи белочку ” и т. д. Процедура: Ребенку предлагается посмотреть на рисунок знакомого предмета без существенной детали, по которой достаточно легко узнается изображение. Например, слон без хобота, белочка без пушистого хвоста. Заяц без длинных ушей, машина без колес и т.д.
Предъявление неполного рисунка
2. Пространственный праксис 2.1. Рисование. Инструкция . Возьми карандаш, слушай внимательно и рисуй, что я скажу. - В правом верхнем углу нарисуй квадрат - В нижнем левом углу нарисуй круг - В нижнем правом углу нарисуй треугольник - В верхнем левом углу нарисуй прямоугольник - В середине листа нарисуй фигуру, которую ты хорошо знаешь, но я ее не назвала (овал). Процедура: Ребенку предлагается взять карандаш и по инструкции нарисовать. Если ребенок не знает и не различает геометрические формы, они заменяются изображениями разных предметов (мяч, лодочка, пирамидка и т.д.).
Сосчитай, по сколько разных лошадок нарисовано. Раскрась их в свои цвета.
Раскрась мячики красным, пирамидки зеленым, ведерки синим цветом.
2.3. “Посмотри и дорисуй” Цель: Уточнить умение детей сравнивать, анализировать, устанавливать закономерность. Находить недостающую геометрическую фигуру. Инструкция : Возьми карандаш, смотри внимательно и дорисуй, чего не хватает. Процедура: Предложить ребенку рассмотреть и назвать то, что нарисовано в каждом столбике – мяч, елочка, дом. - Нарисуй в пустой клеточке недостающий предмет.
2.4. “Дорисуй” Цель: уточнить умение детей видеть объем целого предмета, точно передавать вторую половину предмета равноценно первой. Инструкция: Незнайка нарисовал предметы. Назови их. Он правильно нарисовал? Нет, Незнайка торопился и нарисовал только половинки предметов. Помоги ему и закончи рисунок: дорисуй вторую половину каждого предмета. Процедура: детям предлагаются наполовину изображённые предметы, согласно инструкции ребёнок должен дорисовать вторую половину.
3. Конструктивный праксис 3.1. “Сложи узор” (аналог пробы кубиков Кооса) Материал исследования. Даны 18 карточек, 9 из них наполовину белые, наполовину закрашенные, 9 карточек закрашены полностью. Инструкция: Я буду показывать тебе узоры, а ты постарайся их правильно сложить из карточек. Процедура: Ребенку по очереди предлагают картинки с узорами, он должен сложить заданный узор за определенное время.
3.2. “Палочковый тест” А) воспроизведение по образцу. Инструкция: Сложи из палочек рисунок, который нарисован на картинке. Процедура: Ребенку предлагается выложить рисунок из палочек по образцу. Б) моделирование по словесной инструкции Инструкция: Слушай внимательно, я буду тебе говорить, что делать, а ты выполнять. Процедура: Во время моделирования ребенок получает инструкции: положи палочку справа от круга и т.д.
Невербализуемые фигуры
Зашумленные буквы
Спрятанные фигуры и изображения
Спрятанные фигуры и изображения
Нелепица
Фигура Рея-Остеррица
Фигура Тейлора
Творческих вам успехов, уважаемые коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие оптико - пространственной деятельности и зрительного восприятия"
Конспект индивидуального занятия для старшего дошкольного возраста, направленное на развитие зрительного восприятия и оптико- пространственной деятельности, пополнение активного и пассивного словаря....
Презентация:"Развитие оптико - пространственных представлений у детей дошкольного возраста"
Цель: Своевременное развитие оптико – пространственных представлений и графо – моторных навыков...
Игры и упражнения направленные на развитие оптико-пространственного ориентирования и профилактику оптической дисграфии»
В данном материале предлагаются игры и упражнения для проведения с родителями практического семинара....
Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников младшего возраста с алалией
Стендовый доклад:Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников младшего возраста с алалией...
Статья для родителей "Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников."
Практические рекомендации для родителей по профилактике оптической дислексии и дисграфии....
Обобщение опыта. Система работы логопеда по формированию и развитию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).
Система работы логопеда по формированию и развитию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).Одним из приоритетных направлений логопедической работы...
Развитие оптико-пространственного гнозиса и конструктивного праксиса у детей с тяжелым нарушением речи
Конспект занятия составлен с использованием современных образовательных технологий...