"Развитие оптико - пространственной деятельности и зрительного восприятия"
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме
Конспект индивидуального занятия для старшего дошкольного возраста, направленное на развитие зрительного восприятия и оптико- пространственной деятельности, пополнение активного и пассивного словаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ детский сад №1444 общеразвивающего вида
Конспект индивидуального занятия
Для старшего дошкольного возраста
Тема: «Развитие оптико - пространственной деятельности и зрительного восприятия».
Подготовила:
воспитатель Соборова
Людмила Васильевна
Москва, 2012 год
Цель: учить определять пространственные направления в различных ситуациях, опираясь на схему собственного тела, и отрабатывать навыки ориентировки на плоскости.
Задачи:
образовательные:
· дифференцировать направления пространства;
· отрабатывать знание «квазипространственных» представлений;
· обучать ориентировке на плоскости;
· учить применять на практике полученные навыки;
коррекционно-развивающие:
· корригировать и развивать устойчивое внимание;
· пополнять активный и пассивный словарь;
· корригировать и развивать зрительное восприятие и оптико- пространственную деятельность;
· развивать аналитико-синтетическую деятельность.
воспитательные:
· воспитывать интерес к учебе;
· воспитывать умение слушать педагога.
Оборудование: карточки со схематичным изображением человека в движении, азбука, пенал и карандаш.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Педагог: Здравствуй, давай знакомиться!
Меня зовут Людмила Васильевна, а тебя? ( ребенок отвечает)
Очень приятно!
- Основная часть.
Педагог: Давай с тобой поиграем в игру «Путаница». Я буду показывать на какую – нибудь часть тела и называть ее, а ты проверяй, правильно ли я показала, если нет, то поправляй меня. Ребенок следит за действиями и словами педагога, исправляет ошибки.
А теперь ты называй часть тела и показывай ее правильно.
Молодец!
«Путаница».
Педагог намеренно показывает не те движения или места на теле, которые называет. Ребенок должен исправить ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнения становится сам ребенок; он показывает упражнения взрослому и контролирует их выполнение.
Педагог: А теперь давай ты превратишься в робота – такая механический человек. И будешь выполнять мои команды.
Игра «Робот».
Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.».
Ребенок выполняет команды. Если затрудняется, педагог оказывает помощь.
Педагог: Молодец!
А теперь давай отдохнем, присядем за парту.
Посмотри, что это лежит?
Ребенок отвечает, что это пенал и карандаш.
Проводится игра «Положи карандаш».
Дать ребенку два разных предмета, например карандаш и пенал. Предложить ему положить карандаш в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.
Если ребенок затрудняется, педагог оказывает помощь.
Педагог: Молодец! Справилась. Устала? Давай поиграем!
Физминутка «Веселая зарядка»
Дидактическая задача: закрепление представлений о схеме тела; обучение ребенка переводу зрительно-гностического пространства в телесно-гностическое и наоборот.
Педагог: Я буду показывать изображение человечка , который выполняет различные упражнения, ты смотри на картинку и делай также.
Рисунки показываются ребенку в любом порядке. Задачей ребенка будет быстро принять нарисованную позу.
Хорошо!
Педагог: Посмотри, что у меня есть, как ты думаешь, что это? Ребенок отвечает: «Азбука».
Правильно! Сейчас мы отправимся в путешествие по азбуке.
Дидактическая игра «Путешествие по АЗБУКЕ»
Дидактическая задача: развитие пространственных представлений; формирование образа буквы и слова
Педагог называет ребенку «адреса» (описание), где спрятались буквы из слова-отгадки, он находит и записывает или запоминает их. В итоге должно получиться слово.
Ребенку говорят:
«Сейчас ты будешь путешествовать по волшебной стране, где живут загадки, а азбука поможет тебе их разгадать. Если ты правильно соберешь все буквы, то сможешь узнать от гадку.
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
Отгадка: первая буква находится выше буквы "У", но ниже "И", следующая буква — справа от "А", но слева от "В", сле дующая — между "К" и "М", четвертая буква спряталась над буквой "Е", пятая — над "П", а последняя буква находится слева от "Б". Какое слово у тебя получилось?
Кто над нами
Вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится?
Отгадка: первая буква живет правее буквы "Л", но левее буквы "Н"; вторая — под буквой "О", третью букву ты можешь найти между буквами "Р" и "Ъ"; четвертая буква живет над буквой "Е". Какое слово получилось?
Бегут по дорожке
Доски да ножки.
Отгадка: первая буква живет под буквой "Ж"; вторая — слева от "Ь", но справа от "Ъ"; третья буква спряталась над буквой "Л" и последняя — справа от "3". Какое получилось слово?
И в лесу, и в квасу,
И в конфетке, и в таблетке.
Отгадка: первая буква слова спряталась на две буквы вверх и одну влево от "Ч"; вторая буква спряталась справа от "Ю"; следующая — выше буквы "Ч", но ниже "Н"; последняя буква находится на одну букву вверх и две влево от буквы "Ж".
Какая отгадка у тебя получилась?
А ну-ка, кто угадает:
На десять братьев
Две шубы хватает.
Отгадка: первую букву ты можешь найти слева от "Г", но справа от "Б"; вторая буква живет над буквой "Е"; третья — на две буквы вниз и две влево от "И"; четвертую букву можно найти под буквой "А"; пятую — на две буквы вправо от "Е"; следующая буква спряталась над буквой "П", а последняя на ходится на одну букву вправо и две вверх от буквы "С". Какая отгадка у тебя получилась?»
ИТОГ. Беседа по пройденному занятию. Прощание.
Список использованной литературы.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
- Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. – М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие оптико-пространственных представлений у воспитанников С ОНР"
Уважаемые коллеги! Ведущим анализатором, сложной нервно-рецепторной системой, воспринимающей 80 % всей поступающей информации, является зрение.Человеческий глаз – это воспринимающий, отража...
Презентация:"Развитие оптико - пространственных представлений у детей дошкольного возраста"
Цель: Своевременное развитие оптико – пространственных представлений и графо – моторных навыков...
Игры и упражнения направленные на развитие оптико-пространственного ориентирования и профилактику оптической дисграфии»
В данном материале предлагаются игры и упражнения для проведения с родителями практического семинара....
Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников младшего возраста с алалией
Стендовый доклад:Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников младшего возраста с алалией...
Статья для родителей "Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников."
Практические рекомендации для родителей по профилактике оптической дислексии и дисграфии....
Обобщение опыта. Система работы логопеда по формированию и развитию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).
Система работы логопеда по формированию и развитию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).Одним из приоритетных направлений логопедической работы...
Игры на развитие оптико - пространственного восприятия у старших дошкольников
Нарушения оптико-пространственных представлений у детей оказывают отрицательное влияние на речевую и познавательную деятельность, негативно отражаются на процессе обучения ребенка, мы предлагаем вам р...