Игры и упражнения направленные на развитие оптико-пространственного ориентирования и профилактику оптической дисграфии»
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Чадаева Анна Владимировна

В данном материале предлагаются игры и упражнения для проведения с родителями практического семинара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида № 19 «Сказка»

г. Омутнинска Кировской области

Семинар-практикум для родителей

Тема: «Игры и упражнения направленные на развитие оптико-пространственного ориентирования и профилактику оптической дисграфии»

Учитель-логопед

МКДОУ детский сад №19 «Сказка»

Чадаева

Анна Владимировна

г. Омутнинск 2014 г.

Введение.

Одной из причин трудного усвоения программы школьного обучения является недостаточная сформированность в дошкольном возрасте зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза, недифференцированность зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений могут явиться причиной возникновения оптической дисграфии и дислексии.

Эта проблема может возникнуть у детей с нормальным слухом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом.

Оптическая дисграфия встречается, к сожалению, достаточно часто и выражается в том, что:

  • Дети пишут буквы в зеркальном изображении,
  • Отдельные буквы не узнают, не соотносят с определенными звуками,
  • Часто смешивают на письме оптически сходные буквы, например, и-у, б-д, п-т и т.д.

Предшкольный период жизни ребенка является благоприятным временем для того, чтобы провести профилактическую работу, а значит избежать или свести к минимуму нежелательные проблемы чтения и письма.


Цель: Оказать помощь родителям в овладении основными приемами развития оптико-пространственного ориентирования у детей дошкольного возраста, способствующих  профилактике оптической дисграфии.

Задачи:

  • активизировать знания родителей о значимости развития оптико-пространственного ориентирования при  обучении грамоте;
  • обучать игровым приемам развития оптико-пространственного ориентирования;
  • продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
  • расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

Ход:

Здравствуйте, уважаемые родители! Через несколько месяцев ваши дети станут первоклассниками. И, конечно же мы с вами хотим, чтобы в школе они были успешными. Большую роль в школьной успеваемости будет играть уровень овладения грамотой. Грамотность складывается из трех основных блоков, подобно тому, как из отдельных пазлов складывается целостная картинка. Назовем эти аспекты.

  1. Речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению.
  2. Уровень мотивации ребенка к занятиям письмом, чтением и к обучению вообще.
  3. Функциональная готовность ребенка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать.

Последний аспект очень важен. Случается, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом, хорошей мотивацией к обучению, может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, неудовлетворительного поведения на уроках.

Структуры мозга, функциональная несформированность которых мешает усвоению грамоты, со временем, если будут созданы благоприятные условия для развития ребенка, созреют, но, пока это произойдет, он упустит уже очень многое из школьного материала.

Определить, что ребенку действительно трудно дается правописание, можно будет по характеру ошибок. Внимательно прочитайте памятку, в которой описан характер специфических ошибок. Если ошибки вашего ребенка будут схожи с примерами, приведенными в памятке, значит его тетрадь сигнализирует: «Нужна помощь!». (Приложение № 1)

Что же предпринять наблюдательному, неравнодушному, думающему и любящему родителю, желающему научить ребенка родному языку? Выберите в карточке те действия, которые вы станете предпринимать, если возникнут трудности в учебе?  (Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты «План действий») (Приложение № 1)

Можно сказать сразу: ни один из вышеперечисленных способов не поможет. Более того, подобные действия нанесут ребенку моральную травму: к трудностям овладения родным языком прибавится еще и страх, нелюбовь к предмету,  и досада на родителей. Как же заниматься с такими детьми? Что делать?

Мы знаем ответ — ИГРАТЬ! В поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учебы и, в частности, для грамотного письма.

Прежде всего, надо уточнить, насколько у ребенка сформированы пространственные представления, насколько четко он различает понятия: право — лево, низ — верх, впереди — позади, больше — меньше, выше — ниже, шире — уже. Для этого мы предлагаем специальные игры.

«Потерянный объект»

Логопед: В группе спрятана шоколадка, найдите ее.

Поиски сопровождаются подсказками ведущего: пять шагов налево, поднять глазки наверх, руку протянуть вправо, опустить голову вниз, повернуться назад, сделать шаг правой ногой вперед и т. д.

«Хоккеисты»

Логопед: Возьмите в руки фишку - это шайба. Перед вами лист бумаги – это ворота. Я – комментатор, а вы хоккеисты. Послушайте мои инструкции и поместите фишку в заданное место.

Удар! Шайба летит в правый верхний угол ворот.

Шайба летит в центральную част ворот и т.д.

Работа на карточках (Приложение № 2)

Родителям предлагается выполнить ряд заданий на карточке.

  1. Зачеркните неправильные буквы.
  2. Обведите правильные буквы.
  3. Сделайте квадраты одинаковыми.
  4. Выберите только необходимые для заданного слова буквы

«Зеркальные рисунки»

Для игры нужен листок бумаги в клетку. Родители делятся на пары, садятся лицом друг к другу. Лист бумаги разделен на два поля. Один родитель на своем поле рисует какой-либо предмет, например домик с дверью, трубой и окном, или лодочку с парусом и флажком. В рисунках детали должны быть расположены с разных сторон, например: у домика дверь справа, дым из трубы идет влево, у лодочки парус развевается слева, а флажок — справа. Задача другого — воспроизвести картинку на своем поле так, чтобы она полностью соответствовала исходной. При этом ему дается инструкция: нарисуй так, чтобы то, что у соседа напротив справа, у него тоже было справа, то, что слева, тоже было слева и т.д.

«Волшебный мешочек»

Родителям предлагается на ощупь угадать пластмассовые буквы.

Логопед: Вы можете вырезать с ребенком алфавит из бархатной бумаги, скрутить из проволоки, слепить из пластилина, а затем предложить ему с закрытыми глазами угадывать буквы на ощупь. Летом очень хорошо было бы прописать буквы палочкой на песке, выложить из веточек, камешков и т. д. Чем больше привлекаются телесные упражнения (кинестетический анализ) при запоминании букв, тем лучше. Можно писать буквы в воздухе, на спине, на ладошке. Попросите ребенка представить, что у него на носу длинный карандаш и он им выписывает буквы на потолке.

Если у ребенка в процессе учебы возникнут описанные нами трудности главное не паниковать, не усиливать давление на ребенка, не пытаться взывать к его совести. Помочь ребенку может хороший специалист, знающий не только тонкости русского языка, но и понимающий, что происходит в голове ученика, когда в его руке зажата ручка.

Сами вы можете применять все игровые приемы, с которыми мы вас познакомили. Это не только поможет вашему ребенку в овладении грамотой, но и укрепит ваши отношения, откроет ему в вас друга и товарища по учебе и игре, вселит в него веру, что все трудности преодолимы

                                        Список литературы.

1. Ефименкова Л.Н., Садовникова И. Н.: Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М, 1972г

2. Корнев А. Н.: Дислексия и дисграфия у детей. С-Петербург, 1995г.

3. Корнев А. Н.: Нарушение чтения и письма у детей. С-Петербург 1997г.

4. Ковшиков В. А.: Экспрессивная алалия. Л., 1985г.

5. Лалаева Р. М.: Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М, Просвещение, 1983 г.

6. Николаева С.: Коррекция нарушения письменной речи у первоклассников. Мурманск, 1995г.


Приложение 1

Карточка 1

Памятка родителям.

Какие ошибки говорят о проблемах в овладении письменной речью

♦ отсутствие пропусков между словами и предложениями;

♦ не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса;

♦ зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и другие перевернуты в другую сторону;

♦ повторение одной и той же буквы: пироп вместо пирог;

♦ замена букв: б-д (колодок), ж-х (мужомор), и-у (клумат), т-п (пигр);

♦ ошибки в ударных слогах: учетель вместо учитель;

♦ пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо магазин);

♦ забывание начертания редко встречающихся букв («ъ», «э») или прописных букв;

♦ нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого — к крупному).

Карточка 2

Анкета для родителей «План действий»

  1. Стану постоянно напоминать о его «глупых ошибках» и отвратительном почерке.
  2.  Нарисую страшную картину будущего всех безграмотных людей.
  3. Найму репетитора.
  4. Стану самостоятельно заниматься с ребенком.
  5. Посажу за дополнительные занятия.

Приложение 2

Карточка для индивидуальной работы

Зачеркните неправильные буквы

Обведите только правильные буквы

Сделайте фигуры одинаковыми

Обведите только те буквы, которые есть в названии картинки

 М Н О Т Р П К Д Л Ж Н О Д Ш П Г


Приложение 3

Полезные советы

  1. Обратитесь к специалисту, чтобы выявить причины, мешающие ребенку  освоить письмо.
  2. Убедите ребенка в том, что трудности, стоящие на пути, вполне преодолимы. Ребенка необходимо заинтересовать и пробудить в нем желание «писать без ошибок».
  3. Попросите учителя информировать вас об успехах ребенка. Знайте все задания ребенка по русскому языку и тщательно следите за их исполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши.
  4. Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, походом в театр, развивающей игрой — или наградите поцелуем на ночь, теплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам, подкрепляйте радость правильными словами поддержки:

Ты на совесть потрудился! Я тобой горжусь!

Приятно посмотреть на твою работу!

Видишь, какие у тебя замечательные способности!

Посмотри, ты же сам справился!

Это трудное задание, но ты его выполнил отлично!

Ты сделал это лучше других!

Я бы так здорово не смогла!»

  1. Не забудьте о важной составляющей грамотного письма — чтении. Пусть ребенок чаще видит вас с книгой в руках, пусть сам убедится, что книга помогает вам «обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы удовольствия».
  2. Читайте детям на ночь. Пусть приятные минуты предвкушения сна превратятся в чудесные мгновения общения с книгой.
  3. Вместе с ребенком ищите в книгах ответы на разные вопросы школьной программы. Обеспечьте его энциклопедиями, справочниками, словарями — это «вечные» книги, они и внукам пригодятся.
  4. Обсуждайте с ребенком содержание прочитанной им книги, будьте в курсе его предпочтений, спорьте, завидуйте, обменивайтесь мнениями и впечатлениями, уважайте его выбор.
  5. Выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией. Повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений. Научите ребенка искать их в книгах. Назовите это занятие «собиранием умных мыслей».
  6. Каждое утро растирайте ребенку шейную и затылочную зоны жестким полотенцем, следите за тем, чтобы ребенок по утрам принимал контрастный душ, правильно питался (полезная для ума пища — бананы, орехи, мед, лимоны).
  7. Вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности, играйте с ребенком в словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время лыжной прогулки или на катке — и успех будет обеспечен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игры и упражнения направленные на развитие доброго микроклимата в группе детского сада"

"Игры и упражнения направленные на развитие доброго микроклимата в группе детского сада"...

Игры и упражнения направленные на развитие грамматического строя речи в логопедической группе ГБДОУ .

На шестом году жизни, как и ранее, дети активно усваивают формы множественного числа именительного и родительного падежа существительных, формы повелительного наклонения глаголов, степени сравнения пр...

Мастер-класс «Игры и упражнения, направленные на развитие речи и творческого потенциала детей подготовительной к школе группы»

Мастер-класс для педагогов разработан учителем-логопедом и воспитателем логопедической группы....

Игры и упражнения, направленные на развитие пространственного ориентирования и профилактику оптической дисграфии

Совсем скоро ваши дети станут первоклассниками. И, конечно же, мы с вами хотим, чтобы в школе они были успешными. Большую роль в школьной успеваемости будет играть уровень овладения грамотой. Грамотно...

Комплекс игр и игровых упражнений направленный на развитие оптико-пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста

Учитывая, что количество детей с нарушениями речи все увеличивается необходимо поэтапное, планомерное развитие у них оптико - пространственного гнозиса, что создаст почву для полноценного овладения ле...

Картотека игр для развития коммуникативных навыков Игры и упражнения, направленные на развитие у детей чувства коллектива, воспитания доброжелательного, внимательного отношения к сверстникам.

Картотеки собраны игры на развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.  Будет полезна педагогам дошкольных учреждений....