Развитие оптико-пространственного гнозиса и конструктивного праксиса у детей с тяжелым нарушением речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект занятия составлен с использованием современных образовательных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_optiko-prostranstvennogo_gnozisa_i_konstruktivnogo_praksisa.docx | 29.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Развитие оптико-пространственного гнозиса и конструктивного праксиса у детей с тяжелым нарушением речи с элементами сказкотерапии
Использование современных образовательных технологий:
элементы сказкотерапии, логоритмика, самомассаж пальцев рук, нетрадиционные методы развития дыхания (сдувание крупы через трубочку для коктейля), конструирование из настольного строительного материала
старшая группа
ТНР: общее недоразвитие речи
(II – III уровень развития речи)
Логопед : Сазонова Т.И.
Цель: создание условий для развития оптико-пространственного гнозиса и конструктивного праксиса у детей общим недоразвитием речи.
Задачи: продолжать развивать умение детей ориентироваться в схеме собственного тела (правая, левая рука), в пространстве и на фланелеграфе относительно собственного тела (слева, справа, вверху, оперировать понятиями «слева вверху», «справа внизу» и т.д. Развивать зрительную память, внимание, умение соотносить зрительные образы с их схематичными изображениями. Продолжать развивать мелкую моторику, координацию движений, способствовать развитию умения сооружать постройки, опираясь на схематичное изображение.
Продолжать работу по развитию общих речевых навыков – плавного длительного выдоха, короткого вдоха через нос.
Совершенствовать процесс словообразования: вырабатывать грамматически правильную речь, умение образовывать существительные при помощи суффикса –ушк-. Пополнять глагольный словарь. Продолжать развивать связную речь.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство заботы.
Материал к занятию: фланелеграф; аудиозапись «Голоса деревни», аудиозапись к логоритмическому упр. «Гости»; картинки, теневые изображения и фигурки персонажей сказки: тетушки Веселушки, внучки Хохотушки, кошки Муренушки, коровы Буренушки, собачки Белушки, бабушки Забавушки; манная крупа, трубочки для коктейля, схемы построек, строительный материал из расчета по 1коробке на каждого человека.
Ход занятия
- Оргмомент. Мотивация к занятию
Логопед приглашает детей в группу:
– Сегодня у нас необычное занятие – к нам гости пришли. Как можно выразить, что мы рады видеть гостей?
Дети:
- Поздороваться, улыбнуться!
Логопед:
- А теперь встаньте в круг, давайте поздороваемся со своими пальчиками. Поднимите вверх правую руку. Пальчики правой руки поздороваются.
Соединяют по порядку все пальчики, начиная с указательного6
- Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дружок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Сжимают-разжимают пальчики обеих рук.
Логопед:
- А пальчики левой здороваются с пальчиками правой руки.
Садятся на стулья.
Логопед: - Сегодня мы с вами отправимся… а вот куда мы отправимся, попробуйте догадаться сами. Послушайте внимательно, и скажите, что услышали.
Слушание аудиозаписи «Голоса деревни»
Дети:
- Собаку, кошку, лошадь, корову.
Логопед выставляет картинки на наборное полотно:
- Как вы догадались?
- Услышали голоса животных.
- Как разговаривает собака? (корова, кошка, лошадь) Что она делает?
- Лает (мычит, мяукает, ржет).
-Как назвать одним словом всех, кого видите на картинках, чьи голоса услышали?
- Домашние животные.
- Где живут домашние животные?
- На ферме, в деревне.
- Догадались, куда отправимся сегодня?
– В деревню!
- Основная часть
- Слушание сказки (развитие слухового восприятия).
Логопед:
- Я вам сказку приготовила о бабушке Забавушке (картинка на фланелеграф). Жила-была бабушка. По имени Забавушка., хорошая была бабушка, добрая, заботливая. Носки вязать любила, сказки рассказывать да пироги печь. Только вот скучно ей было, совсем одна в деревне осталась. Домик маленький у нее, да и не домик вовсе, а так, избушка (картинка на фланелеграф). Не о ком заботиться бедной бабушке: пироги печь не для кого, сказки не кому рассказывать, да и мышей развилось видимо-невидимо. Кто ловить будет?... Но вот однажды бабушке Забавушке сообщили радостную весть – к ней гости едут! И снова не скажу, кто – сами догадаетесь, если картинку откроете. Герои сказки вам свои фотографии прислали, толь в пути их пылью припорошило.
- Развитие общих речевых навыков. Дыхание (закрепление навыка вдоха через нос и плавного длинного ротового выдоха)
(На столе лежат картинки тетушки Веселушки, внучки Хохотушки, кошки Муренушки, коровы Буренушки, собачки Белушки, засыпанные манкой, в стаканчики трубочки для коктейля)
Логопед:
- Как картинки откроем?
- Сдуем пыль, салфеткой смахнем, тряпкой вытрем..
- Салфеткой можно, тряпкой тоже хорошо, но она влажная – раскиснуть может картинка. Да и сдуть неплохо, ка бы только не насорить.
- А можно аккуратно, через трубочку подуть.
- Давайте попробуем. Дуть будем плавно, щеки не надувая, носик вдыхать воздух будет, как цветочек понюхали. А ртом дуть в трубочку надо. Возьмите трубочку в левую руку и выполняйте работу.
Дети сдувают манку, логопед четко называет персонажей сказки и ставит картинки на фланелеграф по разным углам, в середине бабушка.
- Ориентировка на плоскости. Развитие умения составлять предложения, согласовывая слова.
Логопед:
- Гости в поезд сели, места свои заняли. Кто на нижней полке, кто на верхней, кто слева, кто справа. (Задумчиво глядя на картинки персонажей): Интересно, кто на каком месте расположился? Не поможете ли мне определить? Где внучка Хохотушка?
- Внучка Хохотушка в верхнем правом углу (аналогично остальные картинки, картинка кошки осталась у логопеда, не прикреплена к фланелеграфу).
- Какой картинки не хватает?
- Кошечки Муренушки не хватает.
- Возьми, Игнат, картинку и помести ее в левый нижний угол. Рядом с кем кошка оказалась?
- Рядом с тетушкой Веселушкой.
- Где картинка кошечки? В каком углу?
- В левом нижнем углу.
- Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Игра «Назови ласково» (с клубком ниток)
Логопед:
- Бабушка Забавушка вам нитки передала, она для внучки носочки вязяла. Поиграть вам отдала. Игра называется «Назови ласково». Я буду бросать клубок и произносить слово, а возвращаете клубок и ласково называете это слово.
- Баба – бабушка
- Дед – дедушка
- Тетя – тетушка
- Муренка – Муренушка
- Буренка - Буренушка
- Физминутка. Логоритмическое упражнение « Гости»
Логопед:
-Вот и гости приехали к бабушке. А гостей как можно встретить?
- Улыбнуться, поздороваться, сказать, что долго ждали, угостить.
Давайте поможем Бабушке Забавушке встретить гостей.
Выполняют упражнение под музыку (поют, взявшись за руки идут по кругу)
- К нам гости пришли, дорогие пришли
Мы не зря кисель варили (имитируют размешивание большой ложкой в кастрюле)
Пироги пекли («лепят» пироги ладошками).
Мальчики низким голосом:
- С картошкой пирог (разводят широко руками, показывая пирог)
Девочки высоким голосом:
И с малинкой пирог ( ладошками маленький пирожок изображают)
Все вместе:
А, который без начинки-
Самый вкусный пирог
(ритмично топают ногами)
А, который без начинки-
Самый вкусный пирог
(ритмично топают ногами)
Логопед:
-Ой! Бабушка Забавушка расстроилась. Пирогов-то напекли, гостей накормили, а жить- то они где будут? Домов-то нет.
- Построить можно.
- Верно, поможем снова бабушке Забавушке!
- Рассматривание схем построек.
Узнавание элементов, соотнесение схематического изображения с натуральным предметом.
Дети садятся на ковер. Логопед выставляет на наборное полотно схему постройки дома:
- Что это?
- Это схема дома.
- Что это у дома?
- Это пол.
- Из чего сделан пол?
- Из кирпичиков.
- Где в нашем доме пол?
- Внизу.
- Что это у дома?
- Стена.
- Из чего?
- Из кирпичиков.
- Зачем дому стена?
- Чтобы ветер не дул, дождь, снег не попадал.
- В нашем доме, где стены?
- Слева, справа.
- А это что?
- Потолок.
- Из чего?
- Из пластинок.
- Зачем потолок в доме?
- Чтобы крыша не упала, чтобы тепло было.
- А в нашем помещении есть потолок? Где он?
- Вверху.
- Развитие зрительного гнозиса
(логопед открывает фотографии построек: хлева, будки, дома с чердаком; с крышей, но без чердака, двухэтажного дома)
- Вот в таких домах хотят жить гости. Найдите дом на фотографии, который мы сейчас рассматривали на схеме. В этом доме хочет жить кошечка, только она одна не пойдет, хочет с бабушкой жить.
Дети называют дома, говорят, кто живет в этих домах.
- Развитие зрительной памяти
- Следующее задание для самых внимательных. Вспомните, с какой картинки пыль сдували. Возьмите фотографию этого героя. Ты с какой картинки пылинки сдувал?
- С картинки коровушки Буренушки.
- Найди коровушку Буренушку.
(на столе разложены фотографии фигурок героев сказки, дети выбирают фотографию, садятся на стулья)
- И снова задание для внимательных. Посмотрите, на каких местах герои в поезде ехали, я закрою картинки, а вы фотографии на те места, в те углы нашего двора расставите.
( дети выполняют задание, логопед открывает картинки – проверяют вместе правильность выполнения)
- Развитие конструктивного праксиса. Конструирование из настольного строительного материала «Домик»
- Героев вспомнили, можно начинать строительство. Кто построит, можно гостя пригласить.
(Дети берут коробки со строительным материалом, выбирают место, начинают строить)
Итог. Анализ
Логопед: Радуется бабушка, весело ей, друзей много, дом новый, кошка всех мышей переловила. Оставьте жителей, пусть отдыхают. Проходите на стулья. Мы вернулись из деревни в детский сад. Что мы делали сегодня?
- Помогали бабушке Забавушке гостей встречать.
- Как вы считаете, удалось нам помочь?
- Да, мы помогли пирогами угостить, узнали, кто приедет, дома для гостей построили.
- Вы молодцы! Прекрасно справились с заданием.
- Теперь можете поиграть со своими постройками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для учителей-логопедов по теме: «Приемы коррекции и развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнения, ассоциации) у детей с тяжелыми нарушениями речи "
Лексическая тема :" МОЯ РОДИНА - РОССИЯ" ( занятие № 1 "Реки" для детей старшего дошкольного возраста с диагнозом : ТНР - ОНР П уровня речевого развития.) ЦЕЛЬ: коррекция ...
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
Конспект непосредственно-образовательной конструктивно-модельной деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Материал может быть полезен для педагогов ДОУ....
Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...
Календарно-тематическое планирование на подготовительном этапе по развитию кинестетического праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи
Праксис - спосособность к воспроизведению произвольных движений. В данном документе представлен календарно-тематический план по развитию предпосылок к развитию праксиса....
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...
Перспективный план коррекционно-развивающей работы по образовательной области "Речевое развитие" во второй младшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Перспективный план коррекционно-развивающей работы по образовательной области "Речевое развитие" во второй младшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи ...