Методические рекомендации по составлению рассказа детьми с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Аннотация: В настоящее время разрабатываются новые подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Логопедическое занятие «Составление рассказа о весне» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи включает в себя использование электронных образовательных ресурсов, что является одной из современных образовательных технологий. Данное занятие способствует повышению качества коррекционной работы по развитию связной речи детей: расширению словарного запаса, освоению грамматических норм языка, развитию навыков фонематического анализа, вырабатыванию речевого дыхания, развитию общей моторики. Эффективность данного занятия значительно повышается при использовании презентации в программе MicrosoftOfficePowerPoint2007.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_k_zanyatiyu_sostavlenie_rasskaza.pptx | 2.76 МБ |
konspekt_podgruppovogo_zanyatiya_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В Е С Н А К А П Е Л Ь
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи
«Составление рассказа о весне»
Фонетическая тема: фонематический анализ.
Грамматическая тема: развитие связной речи.
Лексическая тема: весна.
Цель: коррекция речевых нарушений
Задачи:
I. Образовательные.
- Закрепить знания по теме «Весна».
II. Коррекционные.
- Развитие речевого дыхания.
- Обогащение лексики за счет слов: капель, ледоход.
- Развитие фонематического анализа.
- Развитие связной речи.
- Развитие высших психических функций внимания и памяти.
III. Воспитательные.
- Воспитывать умение слушать товарищей.
- Воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.
Оборудование: раздаточный материал для развития дыхания - сосульки с капельками, фишки для фонематического анализа, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход занятия.
Деятельность учителя- логопеда | Деятельность воспитанников |
1. Организационный момент. - Здравствуйте ребята, садитесь удобно, начинаем занятие. 2. Основная часть. Сообщение темы занятия. - Мы сегодня поговорим о весне и поиграем в интересные игры. Вы готовы? А) Упражнение на развитие речевого дыхания. - Возьмите в руки сосульки. Посмотрите, с них падают капельки. Период когда, тают сосульки называется капель (слайд № 2). - Посмотрите на экран (слайд № 3). Мы будем выполнять дыхательное упражнение. Выполнять его нужно правильно: встанем на ноги, вдох сделаем носом, а затем медленный и ровный выдох ртом на капельки, чтобы они начали качаться. - Молодцы, правильно выполняли упражнение. Б) Фонематический анализ слов [капель, весна]. - Ребята, возьмите фишки и выложите схемы слов [капель и весна]. Давайте проверять, у всех ли получилось правильно. Посмотрите на экран (слайд № 4) Сколько звуков в слове [капель]? Сколько букв в слове [капель]? Почему? Какой первый (второй…) звук? Дайте ему характеристику. Аналогично разбирается слово [ весна]. -Молодцы, правильно! В) Физкультминутка. - Давайте, поиграем. Предлагаю «изобразить картинки весны». Солнце пригревает. В полях снег тает. Птицы прилетают. Подснежники расцветают. Весна – красна! Ты к нам пришла С теплыми лучами, с быстрыми ручьями. Первым март пришел, белый снег сошел, За ним апрель отворит окно и дверь. А как май придет – все кругом расцветет! Г) Введение в лексику новых слов. - Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новыми словами. Посмотрите на экран- (слайд № 5) место, где растаял снег и проглядывает земля, называется проталина. Повторите. - А когда на речке начинает таять лед, он ломается и льдины несет течением, такое явление называется ледоход (слайд № 6). Повторите. Д) Составление рассказа с опорой на схему. - Сегодня мы будем составлять рассказ о весне, а помогать нам будет вот эта схема (слайд № 7). - Что изображено в первой клеточке? - Что происходит с солнышком весною? - Посмотрев на картинку с изображением солнца, вы должны будете рассказать, что происходит с солнышком весной. - Что изображено на второй картинке? Вторая картинка подсказывает, что нужно рассказать о погоде весной, о том, что происходит со снегом, о проталинах, о ледоходе… - Что изображено на третьей картинке? Третья картинка подсказывает, что нужно рассказать о том, что происходит с растениями весной. - Что изображено на четвертой картинке? Что происходит с птицами и насекомыми? - Что изображено на пятой картинке? О чем надо рассказать? - Кто догадается, о чем нужно рассказать, глядя на шестую картинку? - Молодцы, правильно все рассказали. А для того, чтобы самостоятельно составить рассказ об осени нужно смотреть на схему и по- порядку рассказывать, а картинки будут вам помогать. Е) Игра, направленная на развитие внимания. - Перед тем, как вы расскажите свои рассказы, хочу посмотреть какие вы внимательные. Я уберу схему, а вы скажите, что было нарисовано на первой картинке, что на третьей и т.д. - Молодцы, у вас хорошая память. Кто хочет рассказать о весне, используя нашу схему? - Скажите, ребята, когда ваш товарищ рассказывает свой рассказ, как нужно себя вести? Выслушиваем 2-3 рассказа. 3. Заключительная часть. А) Подведение итогов. - Ребята, чем мы сегодня занимались? Б) Оценка деятельности воспитанников. - Молодцы, ребята, хорошо сегодня занимались. Индивидуальные оценки. В) Организационный момент. - До свидания. | Здороваются, садятся. Да Выполняют. Выкладывают схемы. Пять. Шесть. Объясняют. Звук [к], согласный, твердый, глухой. (аналогично другие звуки) Поднимают руки вверх, разведя пальцы, как лучи. Наклоны вперед, руки в стороны. Взмахи руками. Приседают на корточки, руки перед собой, ладони сложены в виде бутонов. Водят хоровод. Проталина. Ледоход. -Солнце. -Сильнее греет, ярче светит, поднимается высоко… Весна. Весной тает снег, появляются проталины… На веточках набухают почки, появляются листочки…… Птицы, насекомые. Перелетные птицы возвращаются из теплых стран… Насекомые - просыпаются…. Звери, которые впадали в зимнюю спячку - просыпаются… О том, что люди переодеваются, готовятся к посадкам… Играют. Отвечают. Рассказывают свои рассказы. Отвечают. Прощаются. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол для специалистов "Использование загадок в работе с детьми с общим недоразвитием речи с целью активизации их мыслительной деятельности и обучения составлению описательных рассказов"
Проводился в рамках работы над темой "Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи"...
Использование наглядного моделирования при составлении описательного рассказа дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Использование наглядного моделирования при составлении описательного рассказа дошкольниками с общим недоразвитием речи.Учитель – логопед ГБОУ школы № 1078 модуль 5 г. Москвы Попова А.С. ...
Методические рекомендации воспитателям по проведению занятий с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
Предлагаемая нами схема построения занятий ни в коей мере не исключает творческого подхода к их проведению. Конспекты занятий разработаны в соответствии с содержанием коррекционной программы и перспек...
"Методические рекомендации по комплексному сопровождению лиц с общим недоразвитием речи".
А. А. Рогова,г. ЧелябинскМетодические рекомендации по комплексному сопровождению лиц с общим недоразвитием речи.Комплексное педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к ч...
Рекомендации учителя-логопеда музыкальному руководителю для использования в образовательном процессе с детьми с общим недоразвитием речи
В методическом материале от учителя-логопеда размещены рекомендации по коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР на музыкальных занятиях. Предложен подробный перспективный план, разработанный с у...
Методическая разработка для работы с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста «Город мастеров».
В данной методической разработке содержатся материалы для активизации словаря по теме "Профессии" (инструменты), для развития фонематических функций, плавного выдоха, развития слогового анал...
Круглый стол для педагогов: «Использование загадок в работе с детьми с общим недоразвитием речи с целью активизации их мыслительной деятельности и обучения составлению описательных рассказов»
В литературе подчеркивается важность следующего момента: ребенок должен не только отгадать, но и суметь доказать отгадку, т.е. обратить внимание на все указанные в ней условия, выяснить, что в них сущ...