Методическая разработка для работы с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста «Город мастеров».
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
В данной методической разработке содержатся материалы для активизации словаря по теме "Профессии" (инструменты), для развития фонематических функций, плавного выдоха, развития слогового анализа, мелкой и общей моторики, грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod_masterov._zvuk_s.docx | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 1 Выборгского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
«Город мастеров».
Используемые образовательные технологии:
- Игровая технология.
- Информационно-коммуникативные технологии.
- Здоровье-сберегающая технология.
Автор-составитель: учитель-логопед
Дмитриева М.М.
Санкт-Петербург
2023
Цели:
Коррекционно-образовательные цели:
- Расширять и активизировать словарь по теме "Профессии";
- Закреплять знания о различных профессиях и инструментах;
- Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.
Коррекционно-развивающие цели:
- Закрепить артикуляционно-акустические характеристики звуков [С], [С’].
- Работать над развитием фонематического анализа и синтеза.
- Работать над навыком слогового анализа.
- Развивать связную речь.
- Закрепить зрительный образ буквы С.
- Работать над развитием зрительного и слухового внимания.
- Развивать мелкую и общую моторику.
- Развивать плавный длительный выдох.
- Упражнять в образовании прилагательных;
- Развивать пространственные представления
Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитывать уважительное отношение к труду.
- Воспитывать уважение детей друг к другу, доброжелательность и отзывчивость.
- формирование навыков сотрудничества
Оборудование: картинки с изображением людей различных профессий, картинки со звуками [С], [С’], карточки со словами. Игры: «Наведем порядок», «Что или кто летит?», «Найди инструменты», «Найди цветок для бабочки», «Назови первую букву», «С чем пироги», «Профессии» (игра с прищепками). Бутылочки.
Реализуемая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие.
- Физическое развитие.
- Социально-коммуникативное развитие.
Ход совместной деятельности:
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости. Поздоровайтесь с ними.
Придумано кем-то просто и мудро
При встречи здороваться:
- Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым доверчивым
Доброе утро длится до вечера!
Мы сегодня с вами отправимся в путешествие в Город Мастеров. (Уточнение понятия «мастер»).
II. Основная часть.
- Развитие слухового внимания, фонематического анализа.
Отправимся в наше путешествие угадайте на чем? (фонограмма паровозного гудка) - на поезде. А кто управляет им?
- Машинист.
С какого звука начинается это слово? (М). Какой звук последний (Т).
Вставайте как вагоны друг за другом и в путь:
Стучат, стучат колеса,
Наш поезд мчится вдаль
- Развитие дыхания.
Мы приехали на станцию очень нужной и опасной профессии. Послушайте загадку:
С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники
Мы очень людям всем нужны
Так кто же мы? (пожарники)
Давайте подберем инструменты для пожарника. Игра «Найди инструменты».
С помощью чего пожарные тушат пожар?
Игра «Насосы». Имитация качания насоса с отрывистым произнесением звука С-С-С. Тушим пожар – плавное произнесение СССС.
Нам пора ехать дальше
- Развитие лексико-грамматического строя, связной речи.
Эта станция человека отважного, любящего небо. Этот человек какой профессии? – Пилот.
Игра «Скажи фразу». Сначала назовите транспорт, который летает (самолет, вертолет, воздушный шар). Теперь назовите насекомых (бабочка, божья коровка, стрекоза), и т.д.
- Развитие мелкой моторики.
На этой станции работают люди тоже очень нужной професии.
Средь облаков на высоте
Мы дружно строим дом,
Чтоб в тепле и красоте
Счастливо жили в нем. (строители)
Подбор инструментов для строителя. Складывание из счетных палочек разных домов по схемам.
- Физминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения
Мы в профессии играли –
В миг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь у нас в руках -
Быстро едим по горам!
А теперь на стройке мы,
Кладём ровно кирпичи.
Раз - кирпич и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
- Совершенствование навыка чтения. Нахождение букв. Развитие буквенного гнозиса.
На этой станции работает человек к которому многие из вас пойдут учиться на следующий год – Учитель.
Подбор необходимых предметов учителю.
Игры – «Найди цветок для бабочки» (должна совпасть буква на цветке и крыльях бабочки). «Какие слова спрятались?», «Назови первую букву».
- Развитие пространственных представлений
Сейчас мы оказались в самом любимом месте всех детей : показ картинки с изображением игрушечного магазина. Назовите профессию – продавец.
Игра «Наведи порядок» (расставить игрушки на полки). Ответы детей на вопрос: «Где стоит игрушка?»
- Развитие слогового анализа.
А на этой станции живет творец. Он создает красоту на листе бумаги – художник.
Что нужно художнику? – отбор инструментов.
Игра «Длинный и короткий карандаш»: длинный карандаш нарисовал длинные слова, а короткий – короткие. Подсчет количества слогов в слове и отбор картинок к соответствующим карандашам.
Развитие мелкой моторики. Пальчиковая игра «Я — художник»
Я взял бумагу, карандаш.
Нарисовал дорогу.
Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе («лист бумаги»). Указательный палец правой руки — «карандаш». Провести пальцем по левой ладони линию — «дорогу».
На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову.
Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются и стороны, показывая рога быка и коровы. Дети произносят: «Му-у!.,»
Направо дом,
Пальцы складываются домиком.
Налево сад...
Кисти рук скрещиваются в запястьях («деревья»), шевелить раздвинутыми пальцами («ветер раскачивает ветки»).
В лесу двенадцать кочек.
Указательным пальцем правой руки рисуют точки на левой ладони.
На ветках яблочки висят.
Встряхивание кистей — имитация капель дождя.
И дождичек их мочит.
Потом поставил стул на стол,
Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь правой.
Тянусь как можно выше.
Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх.
Уф! Спой рисунок приколол —
Совсем неплохо вышел!
Правая рука разглаживает воображаемый рисунок – поднятую в вертикальном положении.
- Употребление существительных в Творительном падеже.
Отгадывание профессии по инструментам. Пекарь. Сегодня он испек вкусные пироги.
Игра «С чем пирог» (проведение дорожки от начинки к пирогу).
- Развитие фонематического анализа.
А сейчас мы попали в удивительное место – цирк. Кто работает в цирке? – ответы детей. А кто показывает волшебство? –фокусник.
Вы будете сами творить волшебство. Логопед надевает шляпу фокусника на ребенка, а тот встряхивает бутылочку с водой, которая постепенно окрашивается в синий (красный, зеленый) цвет.
Звуковой анализ с помощью бутылочек слов: подбор картинок к схеме из бутылочек (сом, санки).
III. Подведение итогов. Организация окончания занятия.
Чтение стихотворения детьми
Строитель нам построит дом,
И мы в нем дружно заживём.
Костюм нарядный, выходной
Искусно нам сошьет портной.
Даст книги нам библиотекарь.
Хлеб испечет в пекарне пекарь.
Учитель выучит всему.
Научит грамоте, письму.
Письмо доставит почтальон,
А повар сварит нам бульон.
Логопед: Я думаю, вы подрастете
И дело по душе найдете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование системы интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида.
СОДЕРЖАНИЕ.1. Введение.1.1.Значение физической культуры в системе дошкольного воспитания ребенка.1.2.Современные тенденции к формированию у детей здорового образа жизни.2. Актуальность проблемы.2.1. О...
Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...
Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...
Статья: «Применение изобразительной деятельности в процессе формирования многозначности слов у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.»
Как известно, речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Умение человека выразить свои мысли зависит от объема его словаря. Научную значимость избранн...
Особенности формирования словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) старшего дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей....
"Особенности организации работы по формированию навыка творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста".
К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Но особое значение это и...
Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...