"Методические рекомендации по комплексному сопровождению лиц с общим недоразвитием речи".
статья (старшая группа)

Рогова Алёна Алексеевна

А. А. Рогова,

г. Челябинск

Методические рекомендации по комплексному сопровождению лиц с общим недоразвитием речи.

Комплексное педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико-психолого-педагогической помощи детям. Это обусловлено, прежде всего, тем, что речевой дефект, каков бы он ни был, носит многосторонний характер. Это подтверждается психолого-педагогическими  (Л.С. Выготский,  Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский,   С.А. Миронова,   Л.Ф. Спирова,   Т.Б. Филичева  и др.), психолингвистическими  (В.К. Воробьёва,  В.А. Ковшиков,  Р.И. Лалаева и др.) и медико-педагогическими (О.Н. Исаев, В.В. Ковалёв и др.) исследованиями. Своевременное преодоление речевых нарушений имеет большое значение для общего психического развития ребёнка, что и объясняет повышенный исследовательский интерес к вопросам их профилактики и коррекции.

В связи с этим возникает необходимость комплексного подхода к  педагогическому сопровождению дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), что подразумевает направления организационно-управленческой и коррекционно-педагогической деятельности, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебно-тематический и перспективный планы; разработку и систематизацию практического материала, которым могли бы пользоваться педагоги ДОУ в осуществлении коррекционной работы. [3].

Важными задачами психолого-педагогического сопровождения являются предупреждение возникновения проблем развития   ребёнка, а так же помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации и развитие психолого-педагогической компетентности педагогов [1].

Клинико-психолого-педагогические исследования пока­зали, что неполноценная речевая деятельность негативно отражается на формировании сен­сорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы (наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения).

Таким образом, многоуровневость структуры дефекта, наличие неречевой и речевой симптоматики предполагает разнонаправленное  воздействие на личность  ребенка с общим недоразвитием речи, осуществляемое в комплек­се коррекционных мероприятий.

Таким детям необходима своевременная комплексная коррекционная помощь медицинских работников, педагогов ДОУ.

Особо актуальным вопросом является роль других специалистов в коррекционно-образовательном процессе, этому необходимо уделять достаточное внимание.

Понимая актуальность данной проблемы, мы предлагаем методические рекомендации для всех специалистов ДОУ.

Таблица №1 методические рекомендации специалистам ДОУ.

Специалист

Рекомендации

Методические рекомендации для учителя-логопеда:

- Обеспечить гибкий, щадящей логопедический режим.

- Обогащать словарный запас, формировать лексико-грамматический строй речи.

- Формировать звукопроизношение с использованием оздоровительных технологий.

- Гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз.

- Массаж и самомассаж языка, лица; физкультминутки, упражнения на релаксацию.

- Работать с воспитателями и родителями.

 

Методические рекомендации для педагога-психолога:

- Развивать все психические функции.

- Психокоррекционная работа (индивидуальная, групповая).

- Текущее психологическое обследование.

- Психотренинг (консультации для педагогов и родителей).

Методические рекомендации

для воспитателя:

- Обеспечить гибкий оздоровительный режим.

- Наблюдать за динамикой развития детей.

- Поддержка задач коррекционно-логопедической работы под руководством логопеда.

- Использовать оздоровительные технологии.

- Работа с родителями.

Методические рекомендации

для медицинской сестры:

 

-Проводить вакцинацию, витаминизацию и медикаментозная помощь.

- Физиотерапия.

-Лечебно-профилактические мероприятия.

- Закаливание.

 

Все специалисты ДОУ, участвующие в системе комплексного сопровождения детей с нарушениями речи, работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.

Успех работы определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в выполнении специалистами основных функций в организации коррекционно-развивающей работы.

Таким образом, только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно эффективное сопровождение детей с нарушениями речи, успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Библиографический список:

1. Волосовец Т.В., Антипова Ж.В., Кутепова Е.Н. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. [Текст] / Т.В. Волосовец, Ж. В. Антипова, Е.Н. Кутепова. – М.: , ТЦ Сфера: НИИ школьных технологий, 2008. - 224 с.

2. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие [Текст]  / Сост. Н.В.Новоторцева.— 4-е изд., перераб. и доп.— СПб.: КАРО, 2009. – 171 с.

3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина  - М.: Айрис-пресс, 2004. - 134 с.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

А. А. Рогова,

г. Челябинск

Методические рекомендации по комплексному сопровождению лиц с общим недоразвитием речи.

Комплексное педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико-психолого-педагогической помощи детям. Это обусловлено, прежде всего, тем, что речевой дефект, каков бы он ни был, носит многосторонний характер. Это подтверждается психолого-педагогическими  (Л.С. Выготский,  Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский,   С.А. Миронова,   Л.Ф. Спирова,   Т.Б. Филичева  и др.), психолингвистическими  (В.К. Воробьёва,  В.А. Ковшиков,  Р.И. Лалаева и др.) и медико-педагогическими (О.Н. Исаев, В.В. Ковалёв и др.) исследованиями. Своевременное преодоление речевых нарушений имеет большое значение для общего психического развития ребёнка, что и объясняет повышенный исследовательский интерес к вопросам их профилактики и коррекции.

В связи с этим возникает необходимость комплексного подхода к  педагогическому сопровождению дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), что подразумевает направления организационно-управленческой и коррекционно-педагогической деятельности, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебно-тематический и перспективный планы; разработку и систематизацию практического материала, которым могли бы пользоваться педагоги ДОУ в осуществлении коррекционной работы. [3].

Важными задачами психолого-педагогического сопровождения являются предупреждение возникновения проблем развития   ребёнка, а так же помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации и развитие психолого-педагогической компетентности педагогов [1].

Клинико-психолого-педагогические исследования показали, что неполноценная речевая деятельность негативно отражается на формировании сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы (наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения).

Таким образом, многоуровневость структуры дефекта, наличие неречевой и речевой симптоматики предполагает разнонаправленное  воздействие на личность  ребенка с общим недоразвитием речи, осуществляемое в комплексе коррекционных мероприятий.

Таким детям необходима своевременная комплексная коррекционная помощь медицинских работников, педагогов ДОУ.

Особо актуальным вопросом является роль других специалистов в коррекционно-образовательном процессе, этому необходимо уделять достаточное внимание.

Понимая актуальность данной проблемы, мы предлагаем методические рекомендации для всех специалистов ДОУ.

Таблица №1 методические рекомендации специалистам ДОУ.

Специалист

Рекомендации

Методические рекомендации для учителя-логопеда:

- Обеспечить гибкий, щадящей логопедический режим.

- Обогащать словарный запас, формировать лексико-грамматический строй речи.

- Формировать звукопроизношение с использованием оздоровительных технологий.

- Гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз.

- Массаж и самомассаж языка, лица; физкультминутки, упражнения на релаксацию.

- Работать с воспитателями и родителями.

Методические рекомендации для педагога-психолога:

- Развивать все психические функции.

- Психокоррекционная работа (индивидуальная, групповая).

- Текущее психологическое обследование.

- Психотренинг (консультации для педагогов и родителей).

Методические рекомендации

для воспитателя:

- Обеспечить гибкий оздоровительный режим.

- Наблюдать за динамикой развития детей.

- Поддержка задач коррекционно-логопедической работы под руководством логопеда.

- Использовать оздоровительные технологии.

- Работа с родителями.

Методические рекомендации

для медицинской сестры:

-Проводить вакцинацию, витаминизацию и медикаментозная помощь.

- Физиотерапия.

-Лечебно-профилактические мероприятия.

- Закаливание.

Все специалисты ДОУ, участвующие в системе комплексного сопровождения детей с нарушениями речи, работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.

Успех работы определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в выполнении специалистами основных функций в организации коррекционно-развивающей работы.

Таким образом, только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно эффективное сопровождение детей с нарушениями речи, успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Библиографический список:

1. Волосовец Т.В., Антипова Ж.В., Кутепова Е.Н. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. [Текст] / Т.В. Волосовец, Ж. В. Антипова, Е.Н. Кутепова. – М.: , ТЦ Сфера: НИИ школьных технологий, 2008. - 224 с.

2. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие [Текст]  / Сост. Н.В.Новоторцева.— 4-е изд., перераб. и доп.— СПб.: КАРО, 2009. – 171 с.

3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина  - М.: Айрис-пресс, 2004. - 134 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению рассказа детьми с общим недоразвитием речи

Аннотация: В настоящее время разрабатываются новые подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.  Логопедическое занятие «Составление рассказа о весне» для детей старшего до...

«Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников»

«Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников» Процесс овладения письменной речью важный и сложный для любого ребёнка. Нельзя сразу, ...

«Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи (ОНР) у дошкольников»

Выступление учителя-логопеда на городском родительском всеобуче по вопросам комплектования групп компенсирующей направленности и осуществления комплексных коррекционно-развивающих мероприятий в ДОУ по...

Презентация "Психологическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи"

Данная презентация раскрывает особенности работы с детьми, имеющими нарушение речи....

Консультация для воспитателей логопедических групп "Психологическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи"

В консультации представлены рекомендации педагога-психолога для работы с детьми, имеющими нарушения речи....

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с общим недоразвитием речи на лето!

Даны подробные рекомендации родителям детей 6 лет с ОНР...

О проблеме комплексного сопровождения детей с общим недоразвитием речи в ДОУ в условиях реализации федеральных государственных стандартов.

В настоящее время проблема комплексного сопровождения, как дошкольников массовых групп, так и детей с ОНР, среди которых значительный процент составляют дошкольники с минимальными проявлениями алалии ...