"Методические рекомендации по комплексному сопровождению лиц с общим недоразвитием речи".
статья (старшая группа)
А. А. Рогова,
г. Челябинск
Методические рекомендации по комплексному сопровождению лиц с общим недоразвитием речи.
Комплексное педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико-психолого-педагогической помощи детям. Это обусловлено, прежде всего, тем, что речевой дефект, каков бы он ни был, носит многосторонний характер. Это подтверждается психолого-педагогическими (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, С.А. Миронова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева и др.), психолингвистическими (В.К. Воробьёва, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева и др.) и медико-педагогическими (О.Н. Исаев, В.В. Ковалёв и др.) исследованиями. Своевременное преодоление речевых нарушений имеет большое значение для общего психического развития ребёнка, что и объясняет повышенный исследовательский интерес к вопросам их профилактики и коррекции.
В связи с этим возникает необходимость комплексного подхода к педагогическому сопровождению дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), что подразумевает направления организационно-управленческой и коррекционно-педагогической деятельности, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебно-тематический и перспективный планы; разработку и систематизацию практического материала, которым могли бы пользоваться педагоги ДОУ в осуществлении коррекционной работы. [3].
Важными задачами психолого-педагогического сопровождения являются предупреждение возникновения проблем развития ребёнка, а так же помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации и развитие психолого-педагогической компетентности педагогов [1].
Клинико-психолого-педагогические исследования показали, что неполноценная речевая деятельность негативно отражается на формировании сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы (наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения).
Таким образом, многоуровневость структуры дефекта, наличие неречевой и речевой симптоматики предполагает разнонаправленное воздействие на личность ребенка с общим недоразвитием речи, осуществляемое в комплексе коррекционных мероприятий.
Таким детям необходима своевременная комплексная коррекционная помощь медицинских работников, педагогов ДОУ.
Особо актуальным вопросом является роль других специалистов в коррекционно-образовательном процессе, этому необходимо уделять достаточное внимание.
Понимая актуальность данной проблемы, мы предлагаем методические рекомендации для всех специалистов ДОУ.
Таблица №1 методические рекомендации специалистам ДОУ.
Специалист | Рекомендации |
Методические рекомендации для учителя-логопеда: | - Обеспечить гибкий, щадящей логопедический режим. - Обогащать словарный запас, формировать лексико-грамматический строй речи. - Формировать звукопроизношение с использованием оздоровительных технологий. - Гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз. - Массаж и самомассаж языка, лица; физкультминутки, упражнения на релаксацию. - Работать с воспитателями и родителями.
|
Методические рекомендации для педагога-психолога: | - Развивать все психические функции. - Психокоррекционная работа (индивидуальная, групповая). - Текущее психологическое обследование. - Психотренинг (консультации для педагогов и родителей). |
Методические рекомендации для воспитателя: | - Обеспечить гибкий оздоровительный режим. - Наблюдать за динамикой развития детей. - Поддержка задач коррекционно-логопедической работы под руководством логопеда. - Использовать оздоровительные технологии. - Работа с родителями. |
Методические рекомендации для медицинской сестры:
| -Проводить вакцинацию, витаминизацию и медикаментозная помощь. - Физиотерапия. -Лечебно-профилактические мероприятия. - Закаливание. |
Все специалисты ДОУ, участвующие в системе комплексного сопровождения детей с нарушениями речи, работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.
Успех работы определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в выполнении специалистами основных функций в организации коррекционно-развивающей работы.
Таким образом, только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно эффективное сопровождение детей с нарушениями речи, успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
Библиографический список:
1. Волосовец Т.В., Антипова Ж.В., Кутепова Е.Н. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. [Текст] / Т.В. Волосовец, Ж. В. Антипова, Е.Н. Кутепова. – М.: , ТЦ Сфера: НИИ школьных технологий, 2008. - 224 с.
2. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие [Текст] / Сост. Н.В.Новоторцева.— 4-е изд., перераб. и доп.— СПб.: КАРО, 2009. – 171 с.
3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина - М.: Айрис-пресс, 2004. - 134 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._metodicheskie_rekomendatsii_po_kompleksnomu_soprovozhdeniyu_lits_s_onr.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
А. А. Рогова,
г. Челябинск
Методические рекомендации по комплексному сопровождению лиц с общим недоразвитием речи.
Комплексное педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико-психолого-педагогической помощи детям. Это обусловлено, прежде всего, тем, что речевой дефект, каков бы он ни был, носит многосторонний характер. Это подтверждается психолого-педагогическими (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, С.А. Миронова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева и др.), психолингвистическими (В.К. Воробьёва, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева и др.) и медико-педагогическими (О.Н. Исаев, В.В. Ковалёв и др.) исследованиями. Своевременное преодоление речевых нарушений имеет большое значение для общего психического развития ребёнка, что и объясняет повышенный исследовательский интерес к вопросам их профилактики и коррекции.
В связи с этим возникает необходимость комплексного подхода к педагогическому сопровождению дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), что подразумевает направления организационно-управленческой и коррекционно-педагогической деятельности, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебно-тематический и перспективный планы; разработку и систематизацию практического материала, которым могли бы пользоваться педагоги ДОУ в осуществлении коррекционной работы. [3].
Важными задачами психолого-педагогического сопровождения являются предупреждение возникновения проблем развития ребёнка, а так же помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации и развитие психолого-педагогической компетентности педагогов [1].
Клинико-психолого-педагогические исследования показали, что неполноценная речевая деятельность негативно отражается на формировании сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы (наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения).
Таким образом, многоуровневость структуры дефекта, наличие неречевой и речевой симптоматики предполагает разнонаправленное воздействие на личность ребенка с общим недоразвитием речи, осуществляемое в комплексе коррекционных мероприятий.
Таким детям необходима своевременная комплексная коррекционная помощь медицинских работников, педагогов ДОУ.
Особо актуальным вопросом является роль других специалистов в коррекционно-образовательном процессе, этому необходимо уделять достаточное внимание.
Понимая актуальность данной проблемы, мы предлагаем методические рекомендации для всех специалистов ДОУ.
Таблица №1 методические рекомендации специалистам ДОУ.
Специалист | Рекомендации |
Методические рекомендации для учителя-логопеда: | - Обеспечить гибкий, щадящей логопедический режим. - Обогащать словарный запас, формировать лексико-грамматический строй речи. - Формировать звукопроизношение с использованием оздоровительных технологий. - Гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз. - Массаж и самомассаж языка, лица; физкультминутки, упражнения на релаксацию. - Работать с воспитателями и родителями. |
Методические рекомендации для педагога-психолога: | - Развивать все психические функции. - Психокоррекционная работа (индивидуальная, групповая). - Текущее психологическое обследование. - Психотренинг (консультации для педагогов и родителей). |
Методические рекомендации для воспитателя: | - Обеспечить гибкий оздоровительный режим. - Наблюдать за динамикой развития детей. - Поддержка задач коррекционно-логопедической работы под руководством логопеда. - Использовать оздоровительные технологии. - Работа с родителями. |
Методические рекомендации для медицинской сестры: | -Проводить вакцинацию, витаминизацию и медикаментозная помощь. - Физиотерапия. -Лечебно-профилактические мероприятия. - Закаливание. |
Все специалисты ДОУ, участвующие в системе комплексного сопровождения детей с нарушениями речи, работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.
Успех работы определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в выполнении специалистами основных функций в организации коррекционно-развивающей работы.
Таким образом, только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно эффективное сопровождение детей с нарушениями речи, успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
Библиографический список:
1. Волосовец Т.В., Антипова Ж.В., Кутепова Е.Н. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. [Текст] / Т.В. Волосовец, Ж. В. Антипова, Е.Н. Кутепова. – М.: , ТЦ Сфера: НИИ школьных технологий, 2008. - 224 с.
2. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие [Текст] / Сост. Н.В.Новоторцева.— 4-е изд., перераб. и доп.— СПб.: КАРО, 2009. – 171 с.
3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина - М.: Айрис-пресс, 2004. - 134 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по составлению рассказа детьми с общим недоразвитием речи
Аннотация: В настоящее время разрабатываются новые подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Логопедическое занятие «Составление рассказа о весне» для детей старшего до...
«Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников»
«Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников» Процесс овладения письменной речью важный и сложный для любого ребёнка. Нельзя сразу, ...
«Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи (ОНР) у дошкольников»
Выступление учителя-логопеда на городском родительском всеобуче по вопросам комплектования групп компенсирующей направленности и осуществления комплексных коррекционно-развивающих мероприятий в ДОУ по...
Презентация "Психологическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи"
Данная презентация раскрывает особенности работы с детьми, имеющими нарушение речи....
Консультация для воспитателей логопедических групп "Психологическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи"
В консультации представлены рекомендации педагога-психолога для работы с детьми, имеющими нарушения речи....
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с общим недоразвитием речи на лето!
Даны подробные рекомендации родителям детей 6 лет с ОНР...
О проблеме комплексного сопровождения детей с общим недоразвитием речи в ДОУ в условиях реализации федеральных государственных стандартов.
В настоящее время проблема комплексного сопровождения, как дошкольников массовых групп, так и детей с ОНР, среди которых значительный процент составляют дошкольники с минимальными проявлениями алалии ...