"Моделирование как средство развития описательной речи у дошкольников с ОНР."
методическая разработка по логопедии по теме

Это консультация для логопедов, воспитателей о том, как использовать образов.технологию  моделирования для развития связной речи дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Консультация

«Моделирование как средство развития описательной речи

у дошкольников с ОНР».

 Педагоги, работающие с дошкольниками с ОНР, знают, как непросто научить дошкольников описательной речи. Описательная речь, как один из видов монологической речи, должна быть связна и образна, логична, последовательна. В ней должны присутствовать все внешние признаки или внутренние качества объекта описания.

      По мнению психологов, педагогов и логопедов использование предметно – схематических моделей облегчает процесс освоения связной речи (Ткаченко Т.А.).Эти наглядно – схематические модели, передавая строение рассказа, его последовательность, служат своеобразным наглядным планом для создания монологов, поэтому они успешно используются в практике.

      Более подробно расскажу о сенсорно – графической схеме, где выделяемый признак обследуемого предмета обозначается каким – либо символом. Сначала дошкольники обследуют данный предмет, а потом уже выбирают сами соответствующий символ.

      При рассматривании предметов используются сенсорные каналы (анализаторы), которые помогают  получить информацию  о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой)

     Эта схема помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.

      Рассмотрим схему на примере лексической  темы  «Овощи» и  «Фрукты".

Логопед: -Что помогает увидеть яблоко – его цвет, форму, величину?

Дети: -Глаза (помещают на табло зрительный анализатор)

Логопед:-Мы посмотрели на яблоко и увидели, что оно красного цвета.  

Найдите карточку, обозначающий красный цвет, и поставьте её карманчик.

Логопед: -Что ещё мы узнаем о яблоке, если внимательно посмотрим на

 него?

Логопед: -Верно, оно по форме (круглое, треугольное или овальное). Выберите нужную карточку и вставьте её в схему.

Логопед:-Повторим: что мы увидели?

Дети: -Яблоко красное; круглое; большое.

Затем детям предлагают закрыть глаза и по запаху определить местонахождение яблока.

Логопед:- Что помогает определить запах яблока?

Дети:  -Нос (ставится на табло изображение носа).

Логопед:- Что можно сказать про яблоко? Какое оно? (душистое, ароматное). Какую карточку можно выбрать и обозначить?

Дети: -Флакон с духами, обозначающий аромат, запах яблока.

Логопед:-Погладьте яблоко рукой. Какое оно? (гладкое) .А если надавить рукой: мягкое яблоко или твёрдое?С помощью чего мы узнали, что яблоко гладкое, твёрдое? ( дети размещают картинку с изображением РУКИ и символы, обозначающие « гладкое» и «твёрдое»)

Логопед:-Что мы должны сделать, чтобы узнать, какое яблоко на вкус?

( надкусить).

      Яблоко разрезается и раздаётся детям. Схема дополняется изображением рта, символами вкуса: кислое – лимон,а сладкое –конфеты.

Логопед:- Чем наполнился рот, когда разжевали яблоко? ( соком ).

-Какое яблоко? (сочное)–дети подбирают символ, обозначающий сочность(стакан с соком).

     Показывается  карточка со знаком вопроса.

Логопед: -Это знак вопроса. К какой группе предметов можно отнести яблоко? (фруктам). Какой карточкой обозначим это? Где растут фрукты? На чём? (дети ставят на табло изображение дерева).

     После рассматривания предмета даётся образец рассказа логопеда.

«Это яблоко. Оно красное, круглое и большое. Яблоко ароматное, на ощупь гладкое и твёрдое. На вкус сочное и кисло – сладкое. Яблоки относятся к фруктам. Они очень полезные и вкусные.»

      В дальнейшем, в ходе исследовательской деятельности детей можно использовать при описании сложно – подчинённые предложения и межфразовую речь:

«Это яблоко. Если его рассмотреть, то увидим, что оно румяное, круглое и большое. Если понюхать, то можно узнать, что яблоко душистое. Когда яблоко трогаем, то чувствуем, что оно гладкое и твёрдое. А откусив кусочек от яблока, узнаем, что это сочный, кисло – сладкий плод. Яблоки – полезные фрукты.»

      Со временем карточки с изображением сенсорных источников получения информации убираются – схема упрощается  .

      При описании других объектов (по другим лексическим темам «игрушки»; «одежда» и др.)  можно применить модели,  рекомендуемые Т.А. Ткаченко. При этом, если предыдущие модели иллюстрировали конкретные признаки предмета, то в данных моделях признаки обозначаются обобщённо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

моделирование как средство развития связной речи

презентация по использованию наглядного моделирования в развитии связной речи детей...

Моделирование как средство развития связной речи

Моделирование как  средство развития связной речи...

«Моделирование как средство развития описательной речи дошкольников»

Развитие описательной речи детей, будет осуществляться более эффективно, если наряду с системой игр, занятий и упражнений в систему обучения и воспитания будет включена работа с наглядными моделями....

"Моделирование как средство развития связной речи старших дошкольников"

В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и ...

Моделирование-как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста

Формирование у ребенка обобщенного представления о логической последовательности текста, на которые они ориентируются в самостоятельной речевой деятельности...

Моделирование как средство развитие связной речи

Тема «Использование метода моделирования как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста»  Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками...