Конспект НОД по ознакомлению с предметным миром для детей с нарушением зрения, подготовительная группа, тема "Очки"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Пузанова Ольга Николаевна

Конспект разработан с учётом рекомендаций по работе с детьми с нарушениями зрения. Дифференцированный подход, задания, вопросы и материал по теме подобраны с учётом особенностей развития детей.

Занятия подобного типа проводятся регулярно, планомерно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ochki.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СК Начальная школа-детский сад № 144»

КОНСПЕКТ НОД

ознакомление с окружающим миром

(предметный мир)

подготовительная группа для детей

 с нарушением зрения

тема: «ОЧКИ»

воспитатель  Пузанова О.Н.,

первая квалификационная категория

Дзержинск

2016 г.

ЦЕЛЬ: Расширение знаний детей об очках: их эволюционном развитии, назначении в жизни человека, правилах обращения с ними.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить с предметами, которые окружают человека, которые необходимы, которыми пользуются;
  • Учить ориентироваться в многообразии предметов одного вида, классифицировать их по значению;
  • Учить вычленять части предмета, знать их функциональное значение;
  • Обогащать словарь детей за счет включения существительных, обозначающих части очков (оправа, душки, перемычка, линзы), названия материалов (металл, пластик) и качественных прилагательных (хрупкая, прочная, легкая, тяжелая);
  • Знакомство детей с эволюцией преобразования и усовершенствованием очков.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать умение осязательного восприятия предмета, умение выделять признаки предметов, учить сравнивать по свойствам и качествам пластик и металл;
  • Развивать наглядное восприятие предмета путем зрительного обследования;
  • Развивать интерес к окружающему миру.

Воспитательные:

  • Прививать бережное отношение к вещам (очкам), уходу, хранению и использованию по их функциональному назначению;
  • Формировать умение осуществлять свои действия, выражая своё отношение к окружающему.

МАТЕРИАЛ:

Демонстрационный:

  • Коробочка с разными видами очков
  • Альбом с фотографиями очков разных времен
  • Схематическая таблица обращения с очками
  • Очки для вычленения частей очков

Раздаточный:

  • Карточки для дорисовки недостающих частей очков
  • Карточки «Правильное использование и уход за очками»
  • Фломастеры
  • Металлический и пластиковый шарики для опыта (эксперимента)

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД:

Зрения по состоянию функции:

  • Посадка детей с остротой зрения с 0,1 до 0,4 ед. – первый стол;
  • Окклюзия на правый глаз – слева от воспитателя
  • Окклюзия на левый глаз – справа от воспитателя

По уровню развития:

1. Высокий и средний уровень

  • На карточки для дорисовки частей – 2 части найти и нарисовать
  • Вопросы поискового характера

2. Уровень ниже среднего

  • На карточки для дорисовки не хватает одной части
  • Вопросы репродуктивного характера

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

  • Сюрпризный момент
  • Проблемная ситуация
  • Показ, рассказ
  • Художественное слово, беседа
  • Познавательный мотив (почему?)
  • Проверка гипотезы
  • Фиксация результатов
  • Напоминание
  • Поощрение

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА:

Оказание помощи при затруднении с индивидуальными карточками.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Знакомство детей с органами чувств – зрение (глаза – орган зрения)
  • Знакомство со свойствами металла и пластмассы (прочный, хрупкий)
  • Знакомство с профессией врача – офтальмолог
  • Дидактическая игра «Волшебные очки»
  • Работа с лупами
  • Отгадывание загадок
  • Чтение стихов

ХОД:

Предлагаю детям сесть на ковер большим полукругом.

Маленькая мышка в лесу жила

Маленькая мышка коробочку нашла

В коробочке той лежали…

Открываю и показываю.

  • Что это такое?
  • А для чего это нужно?
  • А еще для чего?
  • Какие бывают очки?

Я показываю, а дети называют:

  • Солнцезащитные
  • Лечебные
  • Для плавания
  • Слепые
  • А что это такое?

Показываю:

  • Монокль
  • Пенсне
  • Лорнет
  • Не знаете?
  • Хотите узнать?
  • Слушайте внимательно.
  • Казалось бы простое дело носить очки. Но люди долго-долго искали способ, как приладить их к глазам. Сначала было стёклышко, его приходилось держать руками.  

Попробуйте (2-3 человека)

  • Как вы думаете это удобно?
  • Нет?
  • Почему?
  • Правильно, это было не удобно, так как были заняты руки. Тогда придумали стеклышко вставлять в металлическое кольцо. Сейчас мы это называем оправой. К этому металлическому колечку прикрепили палочку, веревочку, цепочку. Называлось это моноклем и предназначалось для одного глаза.

Даю попробовать.

  • Удобно или нет?
  • Почему?
  • Да, руки заняты. Затем 2 металлических кольца соединили между собой перемычкой (сейчас это называется переносицей) – это пенсне. Надевали это устройство на нос.
  • Попробуйте. А теперь посмотрите вниз.
  • Удобно? Нет? Почему?
  • Правильно, руки освободились, но такие очки падали с носа, если нагнуть голову. Стали думать дальше. Придумали прикрепить палочки по бокам. И назвали лорнетом.

Даю детям примерить.

  • Как выдумаете удобно было или нет и почему? Да, не удобно, т.к. опять заняты руки. Думали, думали и придумали палочки загнуть и получились заушины или душки. Итак – было стекло, затем стекло в металлической оправе, затем 2 кольца соединили, приделали ручку, а потом стали очки. Посмотрите как долго изменялись очки пока не стали такими, которые мы сейчас используем.

Колокольчик звенит,

Отдохнуть он нам велит.

Глазки требуют заботы

Ведь у них полно работы

Целый день они моргают,

Смотрят, наблюдают.

Поверну глаза я вправо,

Плавно влево отведу

Вверх и вниз и опустили

Медленно глаза закрыли и открыли.

Встанем прямо мы сейчас,

Мы присядем раз да раз,

Поднимаем мы колени,

Занимаемся без лени.

От души мы потянулись

И на место все вернулись.

Приглашаю детей за столы. Обращаю внимание на осанку.

  • Давайте еще раз рассмотрим очки и назовём все части. Рита будет показывать, а Яша называть:
  • Оправа
  • Стекла (или линзы)
  • Душки (или заушины)
  • Переносица (или перемычка).
  • Возьмите верхнюю карточку, рассмотрите и дорисуйте ту деталь, которую забыли нарисовать.
  • Умницы, вы правильно запомнили из каких деталей-частей состоят очки.
  • Уберите картинку на середину стола.
  • Ребята, оправу для очков делали сначала из панциря черепах, затем из металла, а сейчас, после того как человек изобрел пластик, стали делать из него.
  • Как вы думаете почему?
  • Перед вами лежат шарики. Один металлический, а другой пластиковый. Возьмите один шарик в руку, а другой в другую.
  • Сравните какой шарик тяжелее, а какой легче?
  • Значит очки в какой оправе будут легче, а в какой тяжелее?
  • Очки в пластиковой оправе легче – это хорошо!
  • А какой недостаток очков в пластиковой оправе? Вспоминайте, мы с вам и проводили опыт и говорили о свойствах металла и пластмассы. Пластмасса какая по прочности по сравнению с металлом? Хрупкая? Значит очки в пластмассовой оправе какие? А ещё какие? Правильно, хрупкие, но лёгкие, а в металлической – прочные, но тяжелые.
  • Егор, сравни: в какой праве очки легче, а в какой тяжелее? (даю очки в пластмассовой и металлической оправе).
  • Ребята, но сейчас уже научились изготавливать облегченный металл и поэтому очки из таких сплавов стали прочными и легкими. Степа, сравни (даю очки в современной металлической оправе и в пластиковой). Какие они?
  • Я вам предлагаю поиграть. Мы с вами сейчас друг послушаем и поймем – умеем ли мы обращаться с очками.
  • Вставайте в круг. Я буду кидать мяч и называть предложение, а вы скажите правильно это или нет и возвращать мне мяч:
  • Носить очки в кармане.
  • Мыть, если грязные или нет.
  • Снимать очки одной рукой.
  • Снимать очки двумя руками.
  • Класть очки стеклами вниз.
  • Молодцы! Вы всё правильно называли. Садитесь.
  • Возьмите вторую карточку. Зачеркните красным цветом, то как нельзя обращаться с очками. Вывешиваю схему.
  • Ребята, проверьте правильно ли вы выполнили задание или нет.
  • Антон, ты что зачеркнул? Почему?
  • А ты Ариша? Почему?
  • Ребята в этой коробочке еще что-то есть. Посмотрите фотографии из музея очков. Мы обязательно рассмотрим.
  • А сейчас наше занятие заканчивается. Скажите, что вы узнали нового? Интересного? Вы теперь знаете, что с очками – нашими помощниками – нужно обращаться бережно и аккуратно.
  • Молодцы!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Грамотейка" для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Представлен конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения. Задания предполагают развитие у детей зрительно-пространственного в...

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия формы для детей с нарушениями зрения подготовительной группы по теме «В волшебной стране Геометрии»

Это конспект коррекционного занятия для детей старшего возраста с нарушением зрения по развитию зрительного восприятия формы. В процессе занятия дети закрепляют знания о знакомых геометрических фигура...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром для детей с нарушением зрения в средней группе «У нас в гостях Жихарка»

Расширение и уточнение знаний детей об опасных предметах и ситуациях  в доме, закрепление знаний детей об  электроприборах, которыми нельзя пользоваться самостоятельно, совершенствовние навы...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром для детей с нарушением зрения для воспитанников средней группы «Встреча с Огоньком»

Формирование знаний об огне. В процессе образовательной деятельности дети знакомятся с огнём и его свойствами, и закрепляют знания об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведе...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром для детей с нарушением зрения во второй младшей группе «Нельзя и осторожно!»

Развитие познавательной активности детей через обогащение их представлений об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми дети встречаются в быту....

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром для детей с нарушением зрения в подготовительной группе «Путешествие на планету «Безопасность»

Формирование норм и правил безопасного поведения в быту и при возникновении различных ситуаций....