Конспект НОД по ознакомлению с предметным миром для детей с нарушением зрения, подготовительная группа, тема "Очки"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Конспект разработан с учётом рекомендаций по работе с детьми с нарушениями зрения. Дифференцированный подход, задания, вопросы и материал по теме подобраны с учётом особенностей развития детей.
Занятия подобного типа проводятся регулярно, планомерно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ochki.docx | 26.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СК Начальная школа-детский сад № 144»
КОНСПЕКТ НОД
ознакомление с окружающим миром
(предметный мир)
подготовительная группа для детей
с нарушением зрения
тема: «ОЧКИ»
воспитатель Пузанова О.Н.,
первая квалификационная категория
Дзержинск
2016 г.
ЦЕЛЬ: Расширение знаний детей об очках: их эволюционном развитии, назначении в жизни человека, правилах обращения с ними.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Продолжать знакомить с предметами, которые окружают человека, которые необходимы, которыми пользуются;
- Учить ориентироваться в многообразии предметов одного вида, классифицировать их по значению;
- Учить вычленять части предмета, знать их функциональное значение;
- Обогащать словарь детей за счет включения существительных, обозначающих части очков (оправа, душки, перемычка, линзы), названия материалов (металл, пластик) и качественных прилагательных (хрупкая, прочная, легкая, тяжелая);
- Знакомство детей с эволюцией преобразования и усовершенствованием очков.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать умение осязательного восприятия предмета, умение выделять признаки предметов, учить сравнивать по свойствам и качествам пластик и металл;
- Развивать наглядное восприятие предмета путем зрительного обследования;
- Развивать интерес к окружающему миру.
Воспитательные:
- Прививать бережное отношение к вещам (очкам), уходу, хранению и использованию по их функциональному назначению;
- Формировать умение осуществлять свои действия, выражая своё отношение к окружающему.
МАТЕРИАЛ:
Демонстрационный:
- Коробочка с разными видами очков
- Альбом с фотографиями очков разных времен
- Схематическая таблица обращения с очками
- Очки для вычленения частей очков
Раздаточный:
- Карточки для дорисовки недостающих частей очков
- Карточки «Правильное использование и уход за очками»
- Фломастеры
- Металлический и пластиковый шарики для опыта (эксперимента)
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД:
Зрения по состоянию функции:
- Посадка детей с остротой зрения с 0,1 до 0,4 ед. – первый стол;
- Окклюзия на правый глаз – слева от воспитателя
- Окклюзия на левый глаз – справа от воспитателя
По уровню развития:
1. Высокий и средний уровень
- На карточки для дорисовки частей – 2 части найти и нарисовать
- Вопросы поискового характера
2. Уровень ниже среднего
- На карточки для дорисовки не хватает одной части
- Вопросы репродуктивного характера
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
- Сюрпризный момент
- Проблемная ситуация
- Показ, рассказ
- Художественное слово, беседа
- Познавательный мотив (почему?)
- Проверка гипотезы
- Фиксация результатов
- Напоминание
- Поощрение
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА:
Оказание помощи при затруднении с индивидуальными карточками.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Знакомство детей с органами чувств – зрение (глаза – орган зрения)
- Знакомство со свойствами металла и пластмассы (прочный, хрупкий)
- Знакомство с профессией врача – офтальмолог
- Дидактическая игра «Волшебные очки»
- Работа с лупами
- Отгадывание загадок
- Чтение стихов
ХОД:
Предлагаю детям сесть на ковер большим полукругом.
Маленькая мышка в лесу жила
Маленькая мышка коробочку нашла
В коробочке той лежали…
Открываю и показываю.
- Что это такое?
- А для чего это нужно?
- А еще для чего?
- Какие бывают очки?
Я показываю, а дети называют:
- Солнцезащитные
- Лечебные
- Для плавания
- Слепые
- А что это такое?
Показываю:
- Монокль
- Пенсне
- Лорнет
- Не знаете?
- Хотите узнать?
- Слушайте внимательно.
- Казалось бы простое дело носить очки. Но люди долго-долго искали способ, как приладить их к глазам. Сначала было стёклышко, его приходилось держать руками.
Попробуйте (2-3 человека)
- Как вы думаете это удобно?
- Нет?
- Почему?
- Правильно, это было не удобно, так как были заняты руки. Тогда придумали стеклышко вставлять в металлическое кольцо. Сейчас мы это называем оправой. К этому металлическому колечку прикрепили палочку, веревочку, цепочку. Называлось это моноклем и предназначалось для одного глаза.
Даю попробовать.
- Удобно или нет?
- Почему?
- Да, руки заняты. Затем 2 металлических кольца соединили между собой перемычкой (сейчас это называется переносицей) – это пенсне. Надевали это устройство на нос.
- Попробуйте. А теперь посмотрите вниз.
- Удобно? Нет? Почему?
- Правильно, руки освободились, но такие очки падали с носа, если нагнуть голову. Стали думать дальше. Придумали прикрепить палочки по бокам. И назвали лорнетом.
Даю детям примерить.
- Как выдумаете удобно было или нет и почему? Да, не удобно, т.к. опять заняты руки. Думали, думали и придумали палочки загнуть и получились заушины или душки. Итак – было стекло, затем стекло в металлической оправе, затем 2 кольца соединили, приделали ручку, а потом стали очки. Посмотрите как долго изменялись очки пока не стали такими, которые мы сейчас используем.
Колокольчик звенит,
Отдохнуть он нам велит.
Глазки требуют заботы
Ведь у них полно работы
Целый день они моргают,
Смотрят, наблюдают.
Поверну глаза я вправо,
Плавно влево отведу
Вверх и вниз и опустили
Медленно глаза закрыли и открыли.
Встанем прямо мы сейчас,
Мы присядем раз да раз,
Поднимаем мы колени,
Занимаемся без лени.
От души мы потянулись
И на место все вернулись.
Приглашаю детей за столы. Обращаю внимание на осанку.
- Давайте еще раз рассмотрим очки и назовём все части. Рита будет показывать, а Яша называть:
- Оправа
- Стекла (или линзы)
- Душки (или заушины)
- Переносица (или перемычка).
- Возьмите верхнюю карточку, рассмотрите и дорисуйте ту деталь, которую забыли нарисовать.
- Умницы, вы правильно запомнили из каких деталей-частей состоят очки.
- Уберите картинку на середину стола.
- Ребята, оправу для очков делали сначала из панциря черепах, затем из металла, а сейчас, после того как человек изобрел пластик, стали делать из него.
- Как вы думаете почему?
- Перед вами лежат шарики. Один металлический, а другой пластиковый. Возьмите один шарик в руку, а другой в другую.
- Сравните какой шарик тяжелее, а какой легче?
- Значит очки в какой оправе будут легче, а в какой тяжелее?
- Очки в пластиковой оправе легче – это хорошо!
- А какой недостаток очков в пластиковой оправе? Вспоминайте, мы с вам и проводили опыт и говорили о свойствах металла и пластмассы. Пластмасса какая по прочности по сравнению с металлом? Хрупкая? Значит очки в пластмассовой оправе какие? А ещё какие? Правильно, хрупкие, но лёгкие, а в металлической – прочные, но тяжелые.
- Егор, сравни: в какой праве очки легче, а в какой тяжелее? (даю очки в пластмассовой и металлической оправе).
- Ребята, но сейчас уже научились изготавливать облегченный металл и поэтому очки из таких сплавов стали прочными и легкими. Степа, сравни (даю очки в современной металлической оправе и в пластиковой). Какие они?
- Я вам предлагаю поиграть. Мы с вами сейчас друг послушаем и поймем – умеем ли мы обращаться с очками.
- Вставайте в круг. Я буду кидать мяч и называть предложение, а вы скажите правильно это или нет и возвращать мне мяч:
- Носить очки в кармане.
- Мыть, если грязные или нет.
- Снимать очки одной рукой.
- Снимать очки двумя руками.
- Класть очки стеклами вниз.
- Молодцы! Вы всё правильно называли. Садитесь.
- Возьмите вторую карточку. Зачеркните красным цветом, то как нельзя обращаться с очками. Вывешиваю схему.
- Ребята, проверьте правильно ли вы выполнили задание или нет.
- Антон, ты что зачеркнул? Почему?
- А ты Ариша? Почему?
- Ребята в этой коробочке еще что-то есть. Посмотрите фотографии из музея очков. Мы обязательно рассмотрим.
- А сейчас наше занятие заканчивается. Скажите, что вы узнали нового? Интересного? Вы теперь знаете, что с очками – нашими помощниками – нужно обращаться бережно и аккуратно.
- Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Грамотейка" для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Представлен конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения. Задания предполагают развитие у детей зрительно-пространственного в...
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия формы для детей с нарушениями зрения подготовительной группы по теме «В волшебной стране Геометрии»
Это конспект коррекционного занятия для детей старшего возраста с нарушением зрения по развитию зрительного восприятия формы. В процессе занятия дети закрепляют знания о знакомых геометрических фигура...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром для детей с нарушением зрения в средней группе «У нас в гостях Жихарка»
Расширение и уточнение знаний детей об опасных предметах и ситуациях в доме, закрепление знаний детей об электроприборах, которыми нельзя пользоваться самостоятельно, совершенствовние навы...
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром для детей с нарушением зрения для воспитанников средней группы «Встреча с Огоньком»
Формирование знаний об огне. В процессе образовательной деятельности дети знакомятся с огнём и его свойствами, и закрепляют знания об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведе...
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром для детей с нарушением зрения во второй младшей группе «Нельзя и осторожно!»
Развитие познавательной активности детей через обогащение их представлений об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми дети встречаются в быту....
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром для детей с нарушением зрения в подготовительной группе «Путешествие на планету «Безопасность»
Формирование норм и правил безопасного поведения в быту и при возникновении различных ситуаций....